сценарий урока обществознания в 6 классе "Делу время - потехе час"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Шаронова Татьяна Александровна

Урок изучения нового материала, который способствует формированию умения рационально использовать свое время. УМК Л. Н. Боголюбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delu_vremya_-_potekhe_chas.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Делу время, потехе час

Цель урока: Сформировать потребность в правильном распределении свободного времени

Задачи урока:

-   Расширить представления о семейном досуге, свободном времени подростка, как времени развития своих способностей, реализации интересов и увлечений.

-    Благоприятствовать дальнейшему осознанию значения правил здорового образа жизни, занятий спортом, бесполезности пустого времяпрепровождения, неприемлемости вредных привычек.

-      Развивать умение исследовать ситуации, связанные с проведением  подростками своего свободного времени, презентовать и оценивать собственные увлечения, характеризовать значимость здорового образа жизни.

-    Содействовать развитию таких универсальных коммуникативных учебных действий, как: адекватное использование языковых средств для выражения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; владение устной и письменной речью, умение строить контекстное монологическое высказывание.

-    Способствовать развитию универсальных регулятивных действий: умение планировать свою деятельность, составлять хронокарты своей работы и отдыха.

-      Развивать универсальные коммуникативные учебные действия: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение работать в группе- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной корпорации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Средства обучения: презентация PowerPoint, рабочие листы, программа телепередач на выходной день.

Вид урока: урок открытия новых знаний

  1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Я приветствую вас в нашем классе и надеюсь, что пришли ко мне с хорошим настроением.

- Вы готовы поработать? (Да!)

- Вы готовы отвечать? (Да!)

- Вы готовы, если надо,

Что-то вспомнить и узнать? (Да!)

- Ну а главное – готовы

Вы сегодня рассуждать? (Да!)

  1. Мотивация. Прием «До и после» (В ходе беседы дети отвечают на вопросы учителя и на доске  заполняется первая часть таблицы.)

- Ребята, сегодня среда, у вас пятый по счету урок. Вспомните предыдущие уроки или дни. Все ли ученики нашего класса выполняли домашние задания каждый день?

-А сегодня вы уверены, что выполнили все, что необходимо было?

- Какие же причины вам помешали все успеть сделать?

(Дети называют причины, учитель вносит их в таблицу)

До

После

Лень

Долго гулял на улице

Телевизор

Компьютер

Поздно прихожу домой

-Поднимите руки те , кто считает, что именно эти причины влияют на то , что мы не все успеваем делать.

-В конце урока мы с вами должны либо доказать, либо опровергнуть сказанное вами.

  1. Актуализация знаний.

1. Решение проблемной задачи.

(Учитель знакомит с ситуацией)

Когда Наташа пришла из школы, родители были на работе. Она бросила портфель прямо в прихожей – и к телевизору. Включила, а сама – на диван. Как хорошо, что каналов много! Можно переключаться с одного на другой, а на экране то говорят, то дерутся, то плачут, то стреляют. Машины гудят, кто-то за кем-то гонится… Так и сидела Наташа у телевизора, пока мама не пришла. Даже не заметила, как вечер наступил. Не гуляла. Не читала. Цветы не полила. Мусор не вынесла. И за уроки не бралась. А день закончился.

Дети отвечают на вопросы.

- Почему Наташа оказалась в такой ситуации? (Предполагаемый ответ: Увлеклась просмотром телепередач и не заметила, как пролетело время.)

- Случается ли с вами подобное? (Предполагаемый ответ: Да, и очень часто. То по одному каналу интересный фильм, то по другому.)

- Нравитесь ли вы себе в таких случаях? (Предполагаемый ответ: Нет, не нравлюсь, потому что телевизор так притягивает, что не замечаешь, как пролетает время, а уроки и другие дела остаются несделанными. Учителя бывают недовольны и ставят плохие оценки. Родители могут наказать. )

- Умеет ли Наташа распределять свое время? (Предполагаемый ответ: Нет, не умеет, потому что время прошло, а Наташа ничего не успела сделать.)

- А вы ей сможете помочь, дать совет? (Предполагаемый ответ: Сначала Наташа должна сделать уроки и все запланированные дела, а только потом , если останется свободное время, смотреть телевизор.)

- Так чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? (Предполагаемый ответ: Учиться правильно  распределять свое время). Слайд 1

2. Игра «Лови ошибку». Слайд 2

(Дети работают в парах с пословицами, в которых пропущены слова,     обозначающие единицы времени. Ответы заносят в рабочие листы, лежащие на столах у каждого обучающегося)

Прочти пословицы и скажи, о каких единицах времени в них говорится

  • Знай минутам цену, а(…….) счет.
  • Упустишь (…) - потеряешь час
  • Весенний (….) год кормит.
  • День да  ночь и (….) прочь
  • Обещанного три (…) ждут.

Проверка задания.  Слайд 3

- Что объединяет все эти пословицы? (Предполагаемый ответ: В них говорится о единицах времени.)

- На каких предметах вы чаще всего встречаетесь с единицами времени? (Предполагаемый ответ: Единицы времени мы изучаем на уроках математики.)

- А почему о времени мы будем говорить на уроке обществознания? (Предполагаемый ответ: Потому что наш успех чаще всего зависит от того умеем ли правильно использовать и планировать свое время.)

- Какой смысл вложен в эти пословицы? (Предполагаемый ответ: Надо дорожить временем и ценить каждую минуту.)

- Есть такая пословица «Самое длинное путешествие начинается с первого небольшого шага». Попробуем вместе с вами сделать этот шаг навстречу времени. Научимся его правильно распределять, чтобы успеть и поработать, и отдохнуть, и позаниматься любимым делом.

  1. Изучение нового материала.

  1. Выяснение значения словосочетания «свободное время».

Задание 2 в рабочих листах. Работа в парах.

- Составьте хронологическую диаграмму своего дня. (Какую часть суток занимают сон , учебные занятия, выполнение домашней работы, выполнение домашних дел, прогулки, общение с друзьями, чтение, просмотр телевизора, работа с компьютером, спорт и т.д.)

- Какие дела для вас обязательные? (Предполагаемый ответ: Посещение учебных занятий, выполнение домашней работы, домашних дел, чтение и т.д.)

- А как же называют время, которое остается после выполнения обязательных дел? ( Предполагаемый ответ: Свободное время) Слайд 4

- Для чего нужно свободное время? ( Предполагаемый ответ: Чтобы отдыхать, развиваться, заниматься любимым делом.)

- Это то время, которым вы распоряжаетесь сами, распределяете по своему усмотрению, т.е. делаете то, что захочется. Но не следует думать, что свободное время – это ничегонеделанье. Это время для разнообразных свободных занятий, которые каждый сам себе выбирает. Слайд 5

2. Анализ текста детского журнала.

Задание 3 рабочего листа.

Один детский журнал напечатал письма ребят о том, что они делали в свободное время.

Саша простоял на одной ноге без опоры 33 минуты 20 секунд.

Марина выдула из жвачки пузырь в половину своей головы.

Оля весь вечер рисовала человечков, а потом считала, сколько их получилось. Насчитала 268!

Даша прочитала книгу «Дети капитана Гранта».

Витя поймал 14 мух.

Олег 2 часа 15 минут без перерыва смотрел в окно на улицу.

Сергей каждое утро гуляет со щенком.

- Подчеркните, какие занятия этих ребят вы хотели бы повторить. Почему?

- Как вы думаете, кто из этих ребят с толком провел время? Почему? ( Предполагаемый ответ: Даша и Сергей, потому что время они провели с пользой для себя.)

  1. Выборочная работа. Слайд6

- Выберите картинки, на которых ребята с пользой провели свободное время и обоснуйте свой выбор. (Предполагаемый ответ: На первой и четвертой картинке девочки рисуют и читают книгу. Эти занятия помогут им развить свои способности, узнать что-то новое.)

  1. Составление  схемы «Занятия в свободное время». Задание 4 в рабочих листах. Работа в группах.

- Рассмотрите репродукции картин на  с. 45- 46 учебного пособия. Их сюжеты  отражают занятия в свободное время. Заполните схему в рабочих листах. (Дети выполняют задание)

- Чем еще можно дополнить нашу схему? (Дети предлагают свои ответы)

  1. Анализ социологического опроса класса. (Ученику заранее было поручено провести опрос класса и сделать вывод о том, чем занимаются одноклассники  в свободное время?)

Слайд 7

- Ребята, кто считает, что в свободное время лучше заниматься спортом, поднимите руки.

-Кто считает, что в свободное время лучше смотреть телевизор?

-Кто предпочитает другие интересные занятия?

(На основе мнения детей класс делится на три группы)

  1. Работа с учебником. Прием «Инсерт»

1гр.-прочитать текст «Свободное время и занятия физкультурой» стр. 88-89

2 гр. – прочитать текст «Свободное время и телевизор» стр. 90

Прочитать текст и сделать вывод о положительном и отрицательном эффекте этих занятий.

3 гр. – прочитать текст «Что такое хобби» стр. 91 и ответить на вопросы

- А есть ли хобби у вас?

7. Отчет 1 группы о проделанной работе. Слайд 8,9

- Кто из вас делает утром физзарядку?

- Почему ее нужно делать каждый день?

- А для чего на уроках проводятся физминутки?

8. Физминутка. Слайд10

9. Отчет второй группы о проделанной работе.  Слайд 11

-Какие телепередачи вы смотрите по телевизору? Почему?

- Сколько времени тратите на просмотр телевизора?

10. Практическая работа.

Детям раздаются программы телепередач.

-Больше всего свободного времени у вас в выходной день. Посмотрите внимательно программу телепередач и отметьте те, которые вы будете смотреть в субботу. Но помните, что они должны быть полезными, развивающими.

(Дети объясняют свой выбор передач.)

-Ребята, так чем же лучше заниматься в свободное время: смотреть телевизор или заниматься спортом? Слайд 12

11.Отчет 3 группы о проделанной работе.

-Каким может быть хобби? Слайд 13-17

12.Знакомство с жизнью и творчеством А.П.Бородина. Слайд 18

- Чем являлось увлечение музыкой для А.П.Бородина? (Хобби)

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Решение ситуативной задачи.

- Ребята, кто -  нибудь из вас смотрел «Сказку о потерянном времени»?

- Там есть такие строки: «Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот, поймали волшебники Петю Зубова, и ещё одного мальчика, и ещё двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети и сами того не заметили: ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками. Как быть? Что делать? (Предполагаемый ответ: Не надо тратить время напрасно, надо его тратить с пользой).

- А какими полезными делами можно заниматься в свободное время?

Слайд 19 – 24

2. Прием «До и после»

- Давайте вернемся к нашей таблице до изучения новой темы. Ну а теперь, по вашему мнению, что же мешает успевать делать все? (Предполагаемый ответ: Неумение распоряжаться своим временем)

- На что не надо тратить попусту время? (Предполагаемый ответ: На занятия, которые не приносят никакой пользы.)

- Есть такая пословица «Делу время – потехе час»

  1. Домашнее задание

§9 прочитать. Выполнить задания 1 или 2, на ваш выбор.

1 задание - «Вопросительные слова» (составить вопросы к параграфу, которые начинались бы со слов: Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какое назначение?)

2 задание -  составить по алгоритму свое личное расписание на один день.

  1. Рефлексия

Прием «Рюкзак». Дети достают из «рюкзака» вопросы и отвечают на них.

Я научился…

Я запомнил…

Я узнал…

Я разобрался…

Я понял…

Слайд 25

И –что было ИНТЕРЕСНЫМ на уроке?

Т – что было ТРУДНО?

О – что ОСТАЛОСЬ неясным?

Г – какая ГЛАВНАЯ мысль урока?

  1. Организованное окончание урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -...

Конспект урока по обществознанию для 6 класс "Делу время - потехе час".

Подробный конспект  для 6 класса к учебнику Боголюбова включающий в себя проэктную  деятельность....

Конспект урока по обществознанию "Делу время, потехе час"

Конспект урока по обществознанию для 6 класса  по теме "Делу время, потехе час". Урок организован с использованием технологии обучения в сотрудничестве, ИКТ....

Сценарий урока на тему "Свободное время"

Представленный материал может быть использован на уроках иностранного языка на первом курсе СПО. Обучающимся предлагается выполнять задания разных видов: аудирование, чтение, подстановка, первичное за...

Сценарий урока обществознания в 11 классе "Политический процесс"

Раскрывается сущность понятия «политический процесс»;  рассматриваются факторы, оказывающие влияние на политический процесс; классифицируются типы политических процессов...