сценарий урока обществознания в 6 классе "Делу время - потехе час"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему
Урок изучения нового материала, который способствует формированию умения рационально использовать свое время. УМК Л. Н. Боголюбова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delu_vremya_-_potekhe_chas.docx | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Делу время, потехе час
Цель урока: Сформировать потребность в правильном распределении свободного времени
Задачи урока:
- Расширить представления о семейном досуге, свободном времени подростка, как времени развития своих способностей, реализации интересов и увлечений.
- Благоприятствовать дальнейшему осознанию значения правил здорового образа жизни, занятий спортом, бесполезности пустого времяпрепровождения, неприемлемости вредных привычек.
- Развивать умение исследовать ситуации, связанные с проведением подростками своего свободного времени, презентовать и оценивать собственные увлечения, характеризовать значимость здорового образа жизни.
- Содействовать развитию таких универсальных коммуникативных учебных действий, как: адекватное использование языковых средств для выражения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; владение устной и письменной речью, умение строить контекстное монологическое высказывание.
- Способствовать развитию универсальных регулятивных действий: умение планировать свою деятельность, составлять хронокарты своей работы и отдыха.
- Развивать универсальные коммуникативные учебные действия: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение работать в группе- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной корпорации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Средства обучения: презентация PowerPoint, рабочие листы, программа телепередач на выходной день.
Вид урока: урок открытия новых знаний
- Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Я приветствую вас в нашем классе и надеюсь, что пришли ко мне с хорошим настроением.
- Вы готовы поработать? (Да!)
- Вы готовы отвечать? (Да!)
- Вы готовы, если надо,
Что-то вспомнить и узнать? (Да!)
- Ну а главное – готовы
Вы сегодня рассуждать? (Да!)
- Мотивация. Прием «До и после» (В ходе беседы дети отвечают на вопросы учителя и на доске заполняется первая часть таблицы.)
- Ребята, сегодня среда, у вас пятый по счету урок. Вспомните предыдущие уроки или дни. Все ли ученики нашего класса выполняли домашние задания каждый день?
-А сегодня вы уверены, что выполнили все, что необходимо было?
- Какие же причины вам помешали все успеть сделать?
(Дети называют причины, учитель вносит их в таблицу)
До | После |
Лень Долго гулял на улице Телевизор Компьютер Поздно прихожу домой |
-Поднимите руки те , кто считает, что именно эти причины влияют на то , что мы не все успеваем делать.
-В конце урока мы с вами должны либо доказать, либо опровергнуть сказанное вами.
- Актуализация знаний.
1. Решение проблемной задачи.
(Учитель знакомит с ситуацией)
Когда Наташа пришла из школы, родители были на работе. Она бросила портфель прямо в прихожей – и к телевизору. Включила, а сама – на диван. Как хорошо, что каналов много! Можно переключаться с одного на другой, а на экране то говорят, то дерутся, то плачут, то стреляют. Машины гудят, кто-то за кем-то гонится… Так и сидела Наташа у телевизора, пока мама не пришла. Даже не заметила, как вечер наступил. Не гуляла. Не читала. Цветы не полила. Мусор не вынесла. И за уроки не бралась. А день закончился.
Дети отвечают на вопросы.
- Почему Наташа оказалась в такой ситуации? (Предполагаемый ответ: Увлеклась просмотром телепередач и не заметила, как пролетело время.)
- Случается ли с вами подобное? (Предполагаемый ответ: Да, и очень часто. То по одному каналу интересный фильм, то по другому.)
- Нравитесь ли вы себе в таких случаях? (Предполагаемый ответ: Нет, не нравлюсь, потому что телевизор так притягивает, что не замечаешь, как пролетает время, а уроки и другие дела остаются несделанными. Учителя бывают недовольны и ставят плохие оценки. Родители могут наказать. )
- Умеет ли Наташа распределять свое время? (Предполагаемый ответ: Нет, не умеет, потому что время прошло, а Наташа ничего не успела сделать.)
- А вы ей сможете помочь, дать совет? (Предполагаемый ответ: Сначала Наташа должна сделать уроки и все запланированные дела, а только потом , если останется свободное время, смотреть телевизор.)
- Так чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? (Предполагаемый ответ: Учиться правильно распределять свое время). Слайд 1
2. Игра «Лови ошибку». Слайд 2
(Дети работают в парах с пословицами, в которых пропущены слова, обозначающие единицы времени. Ответы заносят в рабочие листы, лежащие на столах у каждого обучающегося)
Прочти пословицы и скажи, о каких единицах времени в них говорится
- Знай минутам цену, а(…….) счет.
- Упустишь (…) - потеряешь час
- Весенний (….) год кормит.
- День да ночь и (….) прочь
- Обещанного три (…) ждут.
Проверка задания. Слайд 3
- Что объединяет все эти пословицы? (Предполагаемый ответ: В них говорится о единицах времени.)
- На каких предметах вы чаще всего встречаетесь с единицами времени? (Предполагаемый ответ: Единицы времени мы изучаем на уроках математики.)
- А почему о времени мы будем говорить на уроке обществознания? (Предполагаемый ответ: Потому что наш успех чаще всего зависит от того умеем ли правильно использовать и планировать свое время.)
- Какой смысл вложен в эти пословицы? (Предполагаемый ответ: Надо дорожить временем и ценить каждую минуту.)
- Есть такая пословица «Самое длинное путешествие начинается с первого небольшого шага». Попробуем вместе с вами сделать этот шаг навстречу времени. Научимся его правильно распределять, чтобы успеть и поработать, и отдохнуть, и позаниматься любимым делом.
- Изучение нового материала.
- Выяснение значения словосочетания «свободное время».
Задание 2 в рабочих листах. Работа в парах.
- Составьте хронологическую диаграмму своего дня. (Какую часть суток занимают сон , учебные занятия, выполнение домашней работы, выполнение домашних дел, прогулки, общение с друзьями, чтение, просмотр телевизора, работа с компьютером, спорт и т.д.)
- Какие дела для вас обязательные? (Предполагаемый ответ: Посещение учебных занятий, выполнение домашней работы, домашних дел, чтение и т.д.)
- А как же называют время, которое остается после выполнения обязательных дел? ( Предполагаемый ответ: Свободное время) Слайд 4
- Для чего нужно свободное время? ( Предполагаемый ответ: Чтобы отдыхать, развиваться, заниматься любимым делом.)
- Это то время, которым вы распоряжаетесь сами, распределяете по своему усмотрению, т.е. делаете то, что захочется. Но не следует думать, что свободное время – это ничегонеделанье. Это время для разнообразных свободных занятий, которые каждый сам себе выбирает. Слайд 5
2. Анализ текста детского журнала.
Задание 3 рабочего листа.
Один детский журнал напечатал письма ребят о том, что они делали в свободное время.
Саша простоял на одной ноге без опоры 33 минуты 20 секунд.
Марина выдула из жвачки пузырь в половину своей головы.
Оля весь вечер рисовала человечков, а потом считала, сколько их получилось. Насчитала 268!
Даша прочитала книгу «Дети капитана Гранта».
Витя поймал 14 мух.
Олег 2 часа 15 минут без перерыва смотрел в окно на улицу.
Сергей каждое утро гуляет со щенком.
- Подчеркните, какие занятия этих ребят вы хотели бы повторить. Почему?
- Как вы думаете, кто из этих ребят с толком провел время? Почему? ( Предполагаемый ответ: Даша и Сергей, потому что время они провели с пользой для себя.)
- Выборочная работа. Слайд6
- Выберите картинки, на которых ребята с пользой провели свободное время и обоснуйте свой выбор. (Предполагаемый ответ: На первой и четвертой картинке девочки рисуют и читают книгу. Эти занятия помогут им развить свои способности, узнать что-то новое.)
- Составление схемы «Занятия в свободное время». Задание 4 в рабочих листах. Работа в группах.
- Рассмотрите репродукции картин на с. 45- 46 учебного пособия. Их сюжеты отражают занятия в свободное время. Заполните схему в рабочих листах. (Дети выполняют задание)
- Чем еще можно дополнить нашу схему? (Дети предлагают свои ответы)
- Анализ социологического опроса класса. (Ученику заранее было поручено провести опрос класса и сделать вывод о том, чем занимаются одноклассники в свободное время?)
Слайд 7
- Ребята, кто считает, что в свободное время лучше заниматься спортом, поднимите руки.
-Кто считает, что в свободное время лучше смотреть телевизор?
-Кто предпочитает другие интересные занятия?
(На основе мнения детей класс делится на три группы)
- Работа с учебником. Прием «Инсерт»
1гр.-прочитать текст «Свободное время и занятия физкультурой» стр. 88-89
2 гр. – прочитать текст «Свободное время и телевизор» стр. 90
Прочитать текст и сделать вывод о положительном и отрицательном эффекте этих занятий.
3 гр. – прочитать текст «Что такое хобби» стр. 91 и ответить на вопросы
- А есть ли хобби у вас?
7. Отчет 1 группы о проделанной работе. Слайд 8,9
- Кто из вас делает утром физзарядку?
- Почему ее нужно делать каждый день?
- А для чего на уроках проводятся физминутки?
8. Физминутка. Слайд10
9. Отчет второй группы о проделанной работе. Слайд 11
-Какие телепередачи вы смотрите по телевизору? Почему?
- Сколько времени тратите на просмотр телевизора?
10. Практическая работа.
Детям раздаются программы телепередач.
-Больше всего свободного времени у вас в выходной день. Посмотрите внимательно программу телепередач и отметьте те, которые вы будете смотреть в субботу. Но помните, что они должны быть полезными, развивающими.
(Дети объясняют свой выбор передач.)
-Ребята, так чем же лучше заниматься в свободное время: смотреть телевизор или заниматься спортом? Слайд 12
11.Отчет 3 группы о проделанной работе.
-Каким может быть хобби? Слайд 13-17
12.Знакомство с жизнью и творчеством А.П.Бородина. Слайд 18
- Чем являлось увлечение музыкой для А.П.Бородина? (Хобби)
- Закрепление изученного материала.
- Решение ситуативной задачи.
- Ребята, кто - нибудь из вас смотрел «Сказку о потерянном времени»?
- Там есть такие строки: «Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот, поймали волшебники Петю Зубова, и ещё одного мальчика, и ещё двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети и сами того не заметили: ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками. Как быть? Что делать? (Предполагаемый ответ: Не надо тратить время напрасно, надо его тратить с пользой).
- А какими полезными делами можно заниматься в свободное время?
Слайд 19 – 24
2. Прием «До и после»
- Давайте вернемся к нашей таблице до изучения новой темы. Ну а теперь, по вашему мнению, что же мешает успевать делать все? (Предполагаемый ответ: Неумение распоряжаться своим временем)
- На что не надо тратить попусту время? (Предполагаемый ответ: На занятия, которые не приносят никакой пользы.)
- Есть такая пословица «Делу время – потехе час»
- Домашнее задание
§9 прочитать. Выполнить задания 1 или 2, на ваш выбор.
1 задание - «Вопросительные слова» (составить вопросы к параграфу, которые начинались бы со слов: Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какое назначение?)
2 задание - составить по алгоритму свое личное расписание на один день.
- Рефлексия
Прием «Рюкзак». Дети достают из «рюкзака» вопросы и отвечают на них.
Я научился…
Я запомнил…
Я узнал…
Я разобрался…
Я понял…
Слайд 25
И –что было ИНТЕРЕСНЫМ на уроке?
Т – что было ТРУДНО?
О – что ОСТАЛОСЬ неясным?
Г – какая ГЛАВНАЯ мысль урока?
- Организованное окончание урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"
Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -...
Урок обществознания 6 класс "Делу время - потехе час"
под редакцией Боголюбова...
Конспект урока по обществознанию для 6 класс "Делу время - потехе час".
Подробный конспект для 6 класса к учебнику Боголюбова включающий в себя проэктную деятельность....
Открытый урок по обществознанию в 5 классе по теме "Делу время - потехе час"
ценность - время...
Конспект урока по обществознанию "Делу время, потехе час"
Конспект урока по обществознанию для 6 класса по теме "Делу время, потехе час". Урок организован с использованием технологии обучения в сотрудничестве, ИКТ....
Сценарий урока на тему "Свободное время"
Представленный материал может быть использован на уроках иностранного языка на первом курсе СПО. Обучающимся предлагается выполнять задания разных видов: аудирование, чтение, подстановка, первичное за...
Сценарий урока обществознания в 11 классе "Политический процесс"
Раскрывается сущность понятия «политический процесс»; рассматриваются факторы, оказывающие влияние на политический процесс; классифицируются типы политических процессов...