Программа внеурочной деятельности «История народов Поволжья»
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Данная программа представляет собой вариант программы для реализации плана внеурочной деятельности учащихся и рассчитана на школьников определенной возрастной группы – младшие подростки 5 классов. Программа разработана с учетом концепции духовно - нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно – правовых требований к внеурочной деятельности утвержденным Сан Пин.
Актуальность программы заключается в том, что на этапе интенсивного взросления, исключительно важно расширить деятельность, направленную на приобщение подростков к ценностям семьи, родной и иных значимых этнокультурных и социокультурных (включая конфессиональные) групп и сообществ, а также к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у подростков гражданской российской идентичности, воспитания у них осознанной и ответственной любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию и достоянию ее многонационального народа.
Принципы государственной политики в области образования, сформулированные в статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании», задают общую смысловую и содержательную рамку для определения целей и задач воспитания учащихся: «…приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, любви к Родине, семье;
… защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».
Последовательная и полная реализация этих принципов означает, что все граждане, получившие образование, сами становятся их носителями. Однако это может произойти только в том случае, если сложнейший и многомерный процесс воспитания центрируется, в конечном счете, на подростке, обеспечивая высокое качество усваиваемых им духовно-нравственных идеалов и ориентиров.
В основу программы положены следующие педагогические принципы:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_narodov_povolzhya_5klass.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
Согласовано: Руководитель МО классных руководителей ________Ларионова Т.А. «___»_______ 2014г. | Согласовано: Зам. директора по УВР ________Селеш О.А. «___»_______2014г. | Утверждено: Директор МБУ школы № 5 ____________ Шкатова Т.Ф. «____»________2014. |
Программа принята на основании
решения педсовета МБУ школы №5
Протокол № от
Программа
внеурочной деятельности
«История народов Поволжья»
Детское объединение ДиМО « Юный краевед»
Направление: духовно-нравственное
Тип: авторская
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 5 класс (11-12 лет)
Автор: Л.Н.Вильдеватова
Тольятти 2014
История народов Поволжья
Пояснительная записка
Данная программа представляет собой вариант программы для реализации плана внеурочной деятельности учащихся и рассчитана на школьников определенной возрастной группы – младшие подростки 5 классов. Программа разработана с учетом концепции духовно - нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно – правовых требований к внеурочной деятельности утвержденным Сан Пин.
Актуальность программы заключается в том, что на этапе интенсивного взросления, исключительно важно расширить деятельность, направленную на приобщение подростков к ценностям семьи, родной и иных значимых этнокультурных и социокультурных (включая конфессиональные) групп и сообществ, а также к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у подростков гражданской российской идентичности, воспитания у них осознанной и ответственной любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию и достоянию ее многонационального народа.
Принципы государственной политики в области образования, сформулированные в статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании», задают общую смысловую и содержательную рамку для определения целей и задач воспитания учащихся: «…приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, любви к Родине, семье;
… защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».
Последовательная и полная реализация этих принципов означает, что все граждане, получившие образование, сами становятся их носителями. Однако это может произойти только в том случае, если сложнейший и многомерный процесс воспитания центрируется, в конечном счете, на подростке, обеспечивая высокое качество усваиваемых им духовно-нравственных идеалов и ориентиров.
В основу программы положены следующие педагогические принципы:
1.Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождеств-ление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других
2.Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями обращаются к содержанию:
• обществоведческих дисциплин;
• произведений искусства;
• духовной культуры и фольклора народов России;
• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
• жизненного опыта своих родителей и прародителей;
Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
В ходе реализации программы ученики знакомятся с культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта, с историей народов России, узнают о важнейших событиях в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников, получают опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни.
Программа рассчитана на 34 часа и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю ), так и возможность организовать занятия блоками, например, экскурсии, викторины, выставки, игры.
Программа состоит из разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности.
Данная программа направлена на развитие познавательного интереса ребят к славной истории Отечества и своей малой Родины и способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, а так же формированию нравственных чувств и этнического сознания.
Цель курса
гармоничное духовно-нравственное развитие личности обучающихся и воспитание основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических и общенациональных традиций народов Поволжья - русских, татар, мордвы, марийцев и башкир.
Задачи:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народа, историю осознания ответственности человека за благосостояние общества;
восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; от деления на «своих» и «чужих»; уважения культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решение с учетом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. По ходу изучения курса организуются экскурсии в Краеведческий музей, а завершается оно защитой проектных работ (как групповых, так и индивидуальных) по одной из тем курса.
Ребята собирают материал , изготавливают и оформляют:
- Альбомы
- Газеты
- Книжки-раскладушки
- Макеты
- Музыкальные подборки
- Сувениры, поделки
Рекомендуемые проекты:
Выставка народной одежды;
Фестиваль народной музыки и танца;
Рецепты национальной кухни;
Инсценировка народных сказок.
.
Содержание программы
Тема 1. Изучение правил, техники безопасности и этнических норм при проведении экскурсий.
Основные требования к занимающимся; регулярность, отсутствия, пропуски без уважительных причин, заинтересованность. Техника безопасности правил поведения во время занятий в аудитории и экскурсий. Правила поведения в коллективе, честность, взаимовыручка, взаимоподдержка, взаимопомощь.
Тема 2. У карты нашей Родины.
Географическая и политическая карта Российской Федерации. Государственно-территориальное устройство России. Многонациональный характер Российского государства. Геополитический фактор в становлении и развитии Российского государства.
Тема 3. Этапы становления русской государственности. Особенности исторического развития и взаимодействия русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей. Самарская область – субъект Российской Федерации.
Тема 4. Религиозные представления и верования русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей. Основы христианства, ислама.
Тема 5. Обычаи и праздники русских , татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей. Народный календарь. Календарные обряды. Сезонные праздники. Масленица. Сабантуй. Свадебные обряды.
Тема 6. Национальный костюм русских, татар, башкир,мордвы, марийцев, чувашей. Повседневная и праздничная одежда мужчин и женщин. Цвет в национальном костюме, детали и украшения.
Тема 7. Национальная еда русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей. Особенности национальной кухни. Постный и скоромный стол. Рецепты национальных блюд.
Тема 8. Музыкальная культура русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей. Народная музыка и танцы. Музыкальные инструменты. Смысл танца. Обрядовые и бытовые танцы. Обрядовые песни.
Тема 9. Народные игры русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей. Взаимосвязь игры с природно - климатическими и хозяйственными особенностями жизни
Тема 10 . Уважение культуры и традиций других народов - одно из главных условий жизни в многонациональном государстве.
Без любви и уважения к родному краю нет успешной личности. Приобщение учащихся к изучению истории народов Поволжья, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.
Изучение и пропаганда и национальных традиций, культуры народов Поволжья.
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения социальной коммуникации; о принятых в обществе нормах отношения к другим людям, рисках и угрозах нарушения этих норм; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
- Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к другому человеку как таковому (гуманность), как Другому (альтруизм), как Иному (толерантность);
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) : приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими учащимися, позиционного самоопределения в открытой общественной среде.
Тематическое планирования курса по программе
«История народов Поволжья»
№ | Название раздела тема | Форма проведения занятий | Количество часов |
1 | Тема 1. Изучение правил, техники безопасности и этнических норм при проведении экскурсий. | аудиторная | 1 час |
Тема2. У карты нашей Родины | 6 часов | ||
2 | Введение | аудиторная | 1 час |
3 | Географическая и политическая карта Российской Федерации | аудиторная | 1 час |
4 | Государственно-территориальное устройство России | аудиторная | 1 час |
5 | Многонациональный характер Российского государства | аудиторная | 1 час |
6 | Геополитический фактор в становлении и развитии Российского государства | аудиторная | 1 час |
7 | Самарская область-субъект Р.Ф | аудиторная | 1 час |
Тема3. Этапы становления русской государственности | 2 часа | ||
8 | Этапы становления русской государственности | аудиторная | 1 час |
9 | Особенности исторического развития и взаимодействия русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, и чувашей | аудиторная | 1 час |
Тема4. Религиозные представления и верования | 2 часа | ||
10 | Религиозные представления и верования русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, и чувашей | внеаудиторная | 1 час |
11 | Основы христианства, ислама | внеаудиторная | 1 часа |
Тема5. Обычаи и праздники русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей | 3 часа | ||
12-13 | Народные календари. Календарные обряды | аудиторная | 2 часа |
14 | Сезонные праздники. Масленица. Сабантуй | внеаудиторная | 1 час |
Тема6. Национальные костюмы русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей. | 2 часа | ||
15 | Повседневная и праздничная одежда мужчин и женщин русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей | аудиторная | 1 часа |
16 | Цвет в национальном костюме, детали и украшения | аудиторная | 1 час |
Тема 7. Национальная еда русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей | 2 часа | ||
17 | Особенности национальной кухни | аудиторная | 1 час |
18 | Постный и скромный стол | аудиторная | 1 час |
19 | Рецепты национальных блюд | аудиторная | 1 час |
Тема 8. Музыкальная культура русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей | 1 часа | ||
20 | Народная музыка и танцы. Музыка татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей | внеаудиторная | 1 час |
Тема 9. Народные игры русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей | 3 часа | ||
21-22 | Взаимосвязь игры с природно-климатическими и хозяйственными особенностями жизни | внеаудиторная | 2 часа |
23 | Урок-игра «Игры народов Поволжья» | внеаудиторная | 1 час |
Тема 10. Уважение культуры и традиции других народов - одно из главных условий жизни в многонациональном государстве | 1 час | ||
24-25 | Экскурсия в краеведческий музей | внеаудиторная | 2 часа |
26-28 | Защита проектов | аудиторная | 3 часа |
29- 30 | Защита рефератов | аудиторная | 2 часа |
31-32 | Выставка рисунков, поделок | внеаудиторная | 2 часа |
33-34 | Обобщающие уроки | аудиторная | 2 часа |
Список используемых источников и литературы
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
3. Бородина Н.В. Народный костюм Самарского края/ Н.В. Бородина. Т.И. Ведерникова,- Самара: Издат. Дом. Агни, 2007-236 стр.
4. Бузин В.С. Этнография русских: Учебное пособие,- СП(б),:Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007г.
5. Башкиры Самарской области.: история и современность: Материалы круглого стола. (Ред. Размахина. Н.Н,- Самара: Аппарат правительства Самарской обл.; Гос. учреждение Самарской обл. « Дом дружбы народов», 2007г.
6. Духовное наследие народов Поволжья; живые истоки; Т. 2- Самара издательство «Книга», 2008г.
7. Ягафова, Е.А. Этническая история и культура народов Урало – Поволжья(мордва, марийцы, удмурты, чуваши, татары, башкиры): Учеб. пособие для вузов/Е.А. Ягафова – Самара: СамГПУ, 2002г.- 159 с.
8. Николаев В.В. Чувашский костюм от древности до Современности./В.В. Николаев, Г.Н.Иванов- Орков, В.П. Иванов на русском, чувашском и английском яз, - Москва- Чебоксары- Оренбург, 2002.- 400с.
9. Мордва, Очерки по истории этнографии и культуре мордовского народа- /сост. Маркова С.С.- Изд. перерабо) доп.- Саранск; Мордовское кн. издательство, 2004, - 991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "История Кузбасса"
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению: "История Кузбасса" для 5-9-ых классов. В базисном учебном плане в образовательной области «история» на региональный компоне...
Дополнительная программа внеурочной деятельности "История и культура англоговорящих стран"
Программа внеурочной деятельности для 5 класса с театральной постановкой "Джек и бобовое зёрнышко"....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истории из истории"
Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах, обучить младших школьник...
Рабочая программа внеурочной деятельности "История становится ближе"
Рабочая программа «История становиться ближе» рассчитан на углубленную работу с учащимися 12-15 лет по изучению истории своей семьи. Развивает интерес учащихся к предмету история, позволяет найти точк...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Игры народов мира» Спортивно – оздоровительного направления
Актуальность: Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизнишкольников, что отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическоми психологическом развитии. Русские народные игры в рамка...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соо...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5-7 классов во второй половине д...