Рабочая программа внеурочной деятельности "Истории из истории"
рабочая программа по теме

Лифатова Светлана Сергеевна

Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах, обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники.

Курс «Истории из истории»  рассчитан для учащихся 3 класса, на 1 год обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_istorii_iz_istorii.docx37.99 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Особое значение данного курса заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и места человека в нём. Курс «Истории из истории»  активизирует мыслительную деятельность школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира. Курс должен пробудить интерес, уважение к прошлому. Программа не нарушает общей структуры изучения истории, а наоборот, создает условия для более глубокого и вдумчивого изучения, она готовит к восприятию и пониманию многообразия исторических явлений.

В пропедевтическом курсе истории осуществляется деятельностный подход. Ребенок выступает не как объект учебных воздействий, а как субъект всех видов деятельности. Этот курс ориентирован не на запоминание учеником информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В программе заложена идея изучения быта и материальной культуры прошлого, или, иными словами, вещественных источников исторических знаний - костюма, жилища, мебели, посуды, орудий труда, которые раньше использовались учителем истории как вспомогательный и дополнительный материал.

Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах, обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники.

Курс «Истории из истории»  рассчитан для учащихся 3 класса, на 1 год обучения.

II ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах, обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники.  

Основные цели данного курса: формирование у младшего школьника понятий и представлений о истории, культуре, морали; формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании исторических, культурных традиций и уважении к ним.

Основные задачи курса:

- ввести ребенка в мир истории через вещно-материальную среду, что дает возможность показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон;

- научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, а предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живем;

- помочь понять, что история – ключ к культуре любых эпох и цивилизаций;

- развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога;

- пробудить интерес, уважение к прошлому.

- воспитывать уважение к культуре и традициям прошлого.

Особое значение данного курса заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и места человека в нём. Курс «Истории из истории»  активизирует мыслительную деятельность школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира. Курс должен пробудить интерес, уважение к прошлому. Программа не нарушает общей структуры изучения истории, а наоборот, создает условия для более глубокого и вдумчивого изучения, она готовит к восприятию и пониманию многообразия исторических явлений.

В пропедевтическом курсе истории осуществляется деятельностный подход. Ребенок выступает не как объект учебных воздействий, а как субъект всех видов деятельности. Этот курс ориентирован не на запоминание учеником информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В программе заложена идея изучения быта и материальной культуры прошлого, или, иными словами, вещественных источников исторических знаний - костюма, жилища, мебели, посуды, орудий труда, которые раньше использовались учителем истории как вспомогательный и дополнительный материал.

Этот курс построен на материале отечественной истории. Формы организации уроков могут быть разнообразными и включать в себя как уроки в классе, так экскурсии, походы в музей, что развивает и интеллект, и сферу чувств, кроме того, дает возможность убедиться, что источником познания является их окружающая действительность: природа, материальная культура, явления общественной жизни.

Структура урока может включать несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типам деятельности частей. Разнообразны методы, приемы и средства  обучения. Большое внимание уделяется практическим работам. Широко могут использоваться презентации и слайды. Обязателен яркий эмоциональный рассказ учителя.

Деятельность педагога и сам урок станут результативнее, если содержание будет реализовано через игру, учитывая, что игровая мотивация очень эффективна. Цель игры - формирование способности ориентироваться в учебных и жизненных ситуациях.

Учителю предоставляется право распределять по собственному усмотрению количество часов на конкретные темы, равно как и варьировать последовательность некоторых тем.

Объем программы:

Программа рассчитана для учащихся 3 класса, на 1 год обучения.

 На  реализацию курса «Истории из истории»  в  3  классе  отводится   34 часа  в год  ( 1  час  в  неделю).

Программа предполагает проблемно- хронологический принцип изучения материала. В определённой последовательности будут рассматриваться условия жизни, социальная структура, духовная культура.

В результате освоения содержания программы учащиеся получают возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности как существенными элементами культуры, как условие развития социализации учащихся.

По мотивирующему потенциалу программа содержит знания, вызывающие познавательный, информационно-коммуникативный интерес  учащихся, рефлексивную деятельность, представляющие полезность выбора школьниками собственной траектории образования.

Познавательная деятельность: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели, до получения результата). Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта: выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и т.д.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении научно-исследовательской работы. Создание собственных творческих произведений, с использованием разнообразных средств, умение импровизировать.

Информационно-коммуникативная деятельность: поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа (документы, письма, интервью с жителями села, компьютер и т.д.), оформление знаковых систем (текст, таблица, график, проект и т.д.) познавательной и практической деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих достижений по изучению данной программы. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Основные методы процесса ознакомления младших школьников с историей:

● беседа, позволяющая наиболее эффективно уточнить, закрепить и систематизировать знания,

  •  экскурсия, позволяет познакомить учащихся с тем или иным истрическим событием в истории родного города, края, области, страны.

Основная форма организации учебно-воспитательного процесса – урок.

В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии (посвящены знакомству с историческими значемыми местами), уроки-практические занятия (связаны с организацией работ учащихся с объектами истории), уроки с демонстрацией объектов или их изображений (проводятся тогда, когда нет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемого объектов, а так же отсутствием необходимого количества объектов или по технике безопасности).

   В процессе освоения содержания  учебного курса «Истории из истории» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального образования. К числу важнейших из них является знакомство с историческими объектами и событиями, умение воспроизводить и моделировать ход событий, личностно сопереживать ((«вживаться в ситуацию») их устно описывать, с пониманием относится к тому, что уже никогда не повторится.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3 класса

 Учащиеся должны знать:

•        Историю возникновения времени, механизмы, измеряющие время

•        Историю своей родословной

•        Древнее происхождение и значение некоторых имен

•        Отличие исторической карты от географической

•        Название историю своего села, города, столицы

•        Историю вещей, предметов одежды

•        Историю возникновения Российского герба, флага, монет

•        Историю возникновения письменности на Руси, первых книгопечатников, историю алфавита.

•        Известных археологов и современные раскопки на территории Курской области и Суджанского района.

Учащиеся должны уметь:

•        Пользоваться единицами времени

•        Составлять свое генеалогическое древо

•        Пользоваться географической картой

•        Читать историческую и географическую карты с приведенными условными обозначениями

•        Находить на карте свое село, административный и областной центры, столицу

•        Выделять архитектурные памятники из общего числа строений города, села

•        Различать герб, флаг России.

Программа учебного курса «Истории из истории» направлена на формирование у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;

- формирование чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного, воспитание доверия и уважения к истории и культуре;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регулятор духовно-нравственного поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы исторических и культурных традиций народа России;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области гуманитарных  и социальных дисциплин;

- умение описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;

- становление и закономерности развития общества и культуры русского народа;

- быт и особенности русской культуры.

III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

N п\п

Содержание курса

Количество часов

Практических

 Теоретических

1.

Лента времени

2

2

2.

Моя родословная

1

1

3.

Я и мое имя

1

2

4.

История на карте

1

1

5.

Название моего города

3

6.

История в архитектурных памятниках

3

7.

История вещей

4

8.

Одежда в разные времена

4

9.

История в символах и знаках

1

2

10.

История письменности

3

11.

Что и как изучает история

1

2

Содержание занятий

                                                              Тема1. Лента времени (4ч.)

Понятие «лента времени». Как люди в древности считали время. Сутки, неделя, год, век, тысячелетие, эра. Понятие «наша эра" и «до нашей эры». Механизмы, измеряющие время.

                                                            Тема 2. Моя родословная (2ч.)        

У меня есть своя история. Моя семья. Понятие родословной. Поколение, потомки, предки. Родословное дерево. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Нужно ли знать свою родословную. Практическое значение родословных в прошлом.

                                                                 Тема 3. Я и мое имя. (3ч.)

Что означают наши имена. Что такое отчество и фамилия. Как родители выбирают имя своему ребенку. Имя и ангел-хранитель. Именины. Древнее происхождение имен. Откуда к нам пришли наши имена. «Говорящие» фамилии.

                                                                Тема 4. История на карте. (2ч.)

Историческая карта и географическая карта. Особенности и условные знаки исторической карты.

Чтение карты, определение местоположения исторических действий.

 

                                                             Тема 5. Название моего города.(3ч.)

В каком городе, районе, стране ты живешь? Понятие города, страны. Столица. Что означают географические названия.

Географические имена- свидетели прошлого. Что означает название моего города. Бережное отношение к историческим названиям - залог сохранения национальных традиций.

                                          Тема 6. История в архитектурных памятниках. (3ч.)

История жилища. Жилой дом, общественное здание, храм. Здание как памятник архитектуры. Материал для строительства.

                                                      Тема 7. История  вещей (4ч.)

Как вещи в доме могут «рассказывать» о своих хозяевах.  Связь вещей с потребностями эпохи.

Родословная кувшина, сундука, вилки.

Вещи, которые сопровождают человека с глубокой древности. Новые вещи и предметы.

                                                 Тема 8. Одежда в разные времена (4ч.)

Роль одежды в жизни человека.  История одежды. Как можно по одежде определить эпоху, в которой жил человек, его занятия и положение в обществе. Занимательные страницы истории одежды. Народная традиционная одежда. Что такое музей.

                                                    Тема 9. История в символах и знаках. (3ч.)

Как и почему возникли деньги. История развития: ракушки, каури, шкурки животных, монеты, бумажные деньги. Рубль копейка- происхождение слов. Гербы на монетах. Как читают гербы. Рыцарский герб.

                                                            Тема 10. История письменности (3ч.)

Как люди писали в древности. Предметное письмо, письма рисунками, иероглифы. Создание алфавита. Кирилл и Мефодий. Школа в Древней Руси. Камень, глина, папирус, пергамент. История создания книги.

                                                            Тема 1.  Что изучает история (3ч.)

Происхождение и смысл понятия «история». Как   люди узнали о прошлом. Типы и виды исторических источников. Археология и археологи. Раскопки. Как по вещам восстанавливали прошлое. О чем рассказывают памятники письменности. Почему следует изучать историю. Памятники истории вокруг нас.

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Кол-во часов

Основное содержание

Дата проведения

План

Факт

Лента времени (4ч.)

Что изучает история?

1

Познакомить с понятием «история», что она изучает.

5.09

Лента времени. Историческое время.

1

Познакомить учащихся с понятием «лента времени»; единицами измерения времени; разными системами отсчета времени; применением римских цифр для обозначения веков. Научить определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием.

12.09

Сутки, неделя, год, век, тысячелетие.

1

Познакомить учащихся  с появлением деления времени на месяцы, годы, сутки, недели. Научить определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием.

19.09

Наша эра.

1

Дать  понятие «эра». Научить определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием. Научить применять  римские цифры для обозначения веков.

26.09

Моя родословная (2ч.)

Моя родословная.

1

Углубить представление о Родине, Отчизне, Отечестве. Раскрыть особенности большой и малой родины. Вызвать интерес к своей родословной.

3.10

Генеалогическое древо.

1

Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; дать элементарные сведения о родословной человека; научить составлять генеалогическую таблицу своей семьи.

10.10

Я и мое имя. (3ч.)

Я и мое имя.

1

Познакомить детей с историей возникновения имен; объяснить их происхождение.

17.10

Древнее происхождение имен.

1

Объяснить  древнее происхождение имен. Показать влияние на этот процесс различных культур, веяний отдельных эпох.

24.10

Говорящие фамилии.

1

Объяснить происхождение фамилий, отчеств. Научить определять, как образовалась та или иная фамилия.

7.11

История на карте. (2ч.)

Историческая и географическая карты.

1

 Научить пользоваться исторической картой; показать отличие исторической карты от географической

14.11

История на карте.

1

 Научить пользоваться исторической картой; познакомиться с условными обозначениями исторической карты.

21.11

Название моего города.(3ч.)

Название моего города.

1

Познакомить учащихся с историей названия родного города, поселка, улицы; показать процесс их возникновения.

28.11

История Москвы и ее названия.

1

Познакомить учащихся с историей возникновения Москвы и ее названия.

5.12

Московский Кремль.

1

 Сформировать представление о Москве как столице России. Познакомить с главной  достопримечательностью  города - Московский Кремль.

12.12

История в архитектурных памятниках. (3ч.)

История в архитектурных памятниках.

1

Познакомить с историческими архитектурными памятниками Древней Греции, Древней Руси.

19.12

Мой дом - моя крепость.

1

Познакомить с  историей строительства первых домов. Раскрыть понятие «Мой дом – моя крепость».

26.12

Современный город.  

1

Показать, как выглядит современный город, его архитектурные постройки, памятники, шедевры.

16.01

История  вещей (4ч.)

История вещей.

1

Познакомить с историей отдельных предметов, их эволюцией от древности до наших дней.

23.01

Связь вещей с потребностями эпохи.

1

Показать повседневную жизнь человека, связь вещей с потребностями.

30.01

Родословная вещей.

1

Познакомить с появлением определенных вещей, их видоизменением со временем.

6.02

Новые вещи и предметы.

1

Показать отличие предметов обихода древних времен от предметов, используемых в современном мире.

13.02

Одежда в разные времена (4ч)

Роль одежды в жизни человека.

1

Познакомить учащихся с историей отдельных вещей, показать роль одежды в жизни человека.

20.02

История одежды.

1

Познакомить с историей возникновения одежды в разных странах мира; с возникновением и совершенствованием изготовления обуви, головных уборов.

27.02

Народная традиционная одежда.

1

Познакомить с традиционной одеждой  людей разных национальностей.

5.03

Что такое музей?

1

Познакомить с понятием «Музей», его возникновением в речи. Познакомить с основными музеями нашей страны, города.

12.03

История в символах и знаках. (3ч)

Как и почему возникают деньги?

1

Познакомить с историей русской денежной системы; для чего нужны человеку деньги. Показать разнообразие денег стран мира.

19.03

Герб.

1

Познакомить  учащихся с символами своего государства; с их историей становления и развития. Познакомить с гербами русских городов 18 века.

2.04

Флаг.

1

Познакомить  учащихся с символами своего государства; с их историей становления и развития. Показать флаги других стран.

9.04

История письменности (3ч)

Как писали люди в древности?

1

Познакомить учащихся с историей возникновения и развития письма; с его разными типами.

16.04

Создание алфавита. Школа древней Руси.

1

Познакомить с историей возникновения алфавита, со способами обучения грамоте. Познакомить с используемым материалом для письма, со способами письма.

23.04

История создания книги.

1

Познакомить учащихся с созданием первой печатной машинки, первой  книги и ее автором.

30.04

Что изучает история (3 ч)

Как люди изучают прошлое?

1

Познакомить учащихся о науке археологии, о методах работы археологов при изучении предметов памятников древности.

7.05

Археология и археологи.

1

Показать о чем может рассказать археологу исторический источник; познакомить с методами работы археологов, этнографов, реставраторов, нумизматов.

14.05

Итоговое занятие.

1

Контроль знаний, умений и навыков.

21.05

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Бородин О.Р. Человек и время. М.,1991.

  1. Гончар А.Б., Лебедева Е.И. 120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких. М., 1993.

  1. Успенский Л.В. Ты и твое имя.Волгоград,1994.

  1. Лотман Ю.А. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства( 18-19 век). С.-Пб.,1994.

  1. Ильин М.А. Вещи рассказывают. М.,1991.

  1. Рабинович М.Г., Латышева Г.П. Из жизни древней Москвы. М.: 1961.

  1. Соболева Н.А. Артамонов В.А. Символы России. М.,2003.

  1. Дегтярева А. история российского флага. М., 1994.

  1. Моисеева К.М. Люди ищут забытое царство: рассказы об  археологических открытиях. М., 1979.

     10.  Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю», учебник – М.: «Дрофа»

      11.Саплина Е.В., Саплин А.И. «Тетрадь творческих заданий» 3 кл. – М.: «Дрофа»

       12. Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю», методические

                    рекомендации  учителю – М.: «Дрофа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории "История рыцарства" 6 класс

Курс внеурочной деятельности «История рыцарства» предназначен для учащихся 6-го класса.Актуальность данного курса внеурочной деятельности объясняется незначительным вниманием, уделяемым проблемам Сред...

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 классов

Рабочая программа внеурочной деятельностипо истории и культуре Санкт-Петербурга дя учащихся 5 классов основана на авторской программе  Л.К. Ермолаевой "Система краеведческого образования  в ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Знатоки истории" 5 класс

Автор: Тернова Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ «Малоугреневская СОШ»Направление – общеинтеллектуальное.Содержательная номинация. Организация внеурочной деятел...

Рабочая программа внеурочной детальности по истории 9 класс

Рабочая программа внеурочной детальности по истории 9 класс/ подготовка к ОГЭ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Загадки истории и современности"

Рабочая программа разработана для дополнительных занятий по истории с учащимися 6-х класов в соответствии с ФГОС и содержанием школьной программы по истории...

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 7 класса "Юный историк"

Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории в 5 классах.

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории в 5 - х классах "Юный историк"....