Рабочая программа внеурочной деятельности "Истории из истории"
рабочая программа по теме
Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах, обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники.
Курс «Истории из истории» рассчитан для учащихся 3 класса, на 1 год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_istorii_iz_istorii.docx | 37.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Особое значение данного курса заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и места человека в нём. Курс «Истории из истории» активизирует мыслительную деятельность школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира. Курс должен пробудить интерес, уважение к прошлому. Программа не нарушает общей структуры изучения истории, а наоборот, создает условия для более глубокого и вдумчивого изучения, она готовит к восприятию и пониманию многообразия исторических явлений.
В пропедевтическом курсе истории осуществляется деятельностный подход. Ребенок выступает не как объект учебных воздействий, а как субъект всех видов деятельности. Этот курс ориентирован не на запоминание учеником информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В программе заложена идея изучения быта и материальной культуры прошлого, или, иными словами, вещественных источников исторических знаний - костюма, жилища, мебели, посуды, орудий труда, которые раньше использовались учителем истории как вспомогательный и дополнительный материал.
Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах, обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники.
Курс «Истории из истории» рассчитан для учащихся 3 класса, на 1 год обучения.
II ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах, обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники.
Основные цели данного курса: формирование у младшего школьника понятий и представлений о истории, культуре, морали; формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании исторических, культурных традиций и уважении к ним.
Основные задачи курса:
- ввести ребенка в мир истории через вещно-материальную среду, что дает возможность показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон;
- научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, а предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живем;
- помочь понять, что история – ключ к культуре любых эпох и цивилизаций;
- развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога;
- пробудить интерес, уважение к прошлому.
- воспитывать уважение к культуре и традициям прошлого.
Особое значение данного курса заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и места человека в нём. Курс «Истории из истории» активизирует мыслительную деятельность школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира. Курс должен пробудить интерес, уважение к прошлому. Программа не нарушает общей структуры изучения истории, а наоборот, создает условия для более глубокого и вдумчивого изучения, она готовит к восприятию и пониманию многообразия исторических явлений.
В пропедевтическом курсе истории осуществляется деятельностный подход. Ребенок выступает не как объект учебных воздействий, а как субъект всех видов деятельности. Этот курс ориентирован не на запоминание учеником информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В программе заложена идея изучения быта и материальной культуры прошлого, или, иными словами, вещественных источников исторических знаний - костюма, жилища, мебели, посуды, орудий труда, которые раньше использовались учителем истории как вспомогательный и дополнительный материал.
Этот курс построен на материале отечественной истории. Формы организации уроков могут быть разнообразными и включать в себя как уроки в классе, так экскурсии, походы в музей, что развивает и интеллект, и сферу чувств, кроме того, дает возможность убедиться, что источником познания является их окружающая действительность: природа, материальная культура, явления общественной жизни.
Структура урока может включать несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типам деятельности частей. Разнообразны методы, приемы и средства обучения. Большое внимание уделяется практическим работам. Широко могут использоваться презентации и слайды. Обязателен яркий эмоциональный рассказ учителя.
Деятельность педагога и сам урок станут результативнее, если содержание будет реализовано через игру, учитывая, что игровая мотивация очень эффективна. Цель игры - формирование способности ориентироваться в учебных и жизненных ситуациях.
Учителю предоставляется право распределять по собственному усмотрению количество часов на конкретные темы, равно как и варьировать последовательность некоторых тем.
Объем программы:
Программа рассчитана для учащихся 3 класса, на 1 год обучения.
На реализацию курса «Истории из истории» в 3 классе отводится 34 часа в год ( 1 час в неделю).
Программа предполагает проблемно- хронологический принцип изучения материала. В определённой последовательности будут рассматриваться условия жизни, социальная структура, духовная культура.
В результате освоения содержания программы учащиеся получают возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности как существенными элементами культуры, как условие развития социализации учащихся.
По мотивирующему потенциалу программа содержит знания, вызывающие познавательный, информационно-коммуникативный интерес учащихся, рефлексивную деятельность, представляющие полезность выбора школьниками собственной траектории образования.
Познавательная деятельность: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели, до получения результата). Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта: выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и т.д.
Участие в проектной деятельности, в организации и проведении научно-исследовательской работы. Создание собственных творческих произведений, с использованием разнообразных средств, умение импровизировать.
Информационно-коммуникативная деятельность: поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа (документы, письма, интервью с жителями села, компьютер и т.д.), оформление знаковых систем (текст, таблица, график, проект и т.д.) познавательной и практической деятельности.
Владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих достижений по изучению данной программы. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
Основные методы процесса ознакомления младших школьников с историей:
● беседа, позволяющая наиболее эффективно уточнить, закрепить и систематизировать знания,
- экскурсия, позволяет познакомить учащихся с тем или иным истрическим событием в истории родного города, края, области, страны.
Основная форма организации учебно-воспитательного процесса – урок.
В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии (посвящены знакомству с историческими значемыми местами), уроки-практические занятия (связаны с организацией работ учащихся с объектами истории), уроки с демонстрацией объектов или их изображений (проводятся тогда, когда нет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемого объектов, а так же отсутствием необходимого количества объектов или по технике безопасности).
В процессе освоения содержания учебного курса «Истории из истории» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального образования. К числу важнейших из них является знакомство с историческими объектами и событиями, умение воспроизводить и моделировать ход событий, личностно сопереживать ((«вживаться в ситуацию») их устно описывать, с пониманием относится к тому, что уже никогда не повторится.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3 класса
Учащиеся должны знать:
• Историю возникновения времени, механизмы, измеряющие время
• Историю своей родословной
• Древнее происхождение и значение некоторых имен
• Отличие исторической карты от географической
• Название историю своего села, города, столицы
• Историю вещей, предметов одежды
• Историю возникновения Российского герба, флага, монет
• Историю возникновения письменности на Руси, первых книгопечатников, историю алфавита.
• Известных археологов и современные раскопки на территории Курской области и Суджанского района.
Учащиеся должны уметь:
• Пользоваться единицами времени
• Составлять свое генеалогическое древо
• Пользоваться географической картой
• Читать историческую и географическую карты с приведенными условными обозначениями
• Находить на карте свое село, административный и областной центры, столицу
• Выделять архитектурные памятники из общего числа строений города, села
• Различать герб, флаг России.
Программа учебного курса «Истории из истории» направлена на формирование у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;
- формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного, воспитание доверия и уважения к истории и культуре;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регулятор духовно-нравственного поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы исторических и культурных традиций народа России;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области гуманитарных и социальных дисциплин;
- умение описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
- становление и закономерности развития общества и культуры русского народа;
- быт и особенности русской культуры.
III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
N п\п | Содержание курса | Количество часов | |
Практических | Теоретических | ||
1. | Лента времени | 2 | 2 |
2. | Моя родословная | 1 | 1 |
3. | Я и мое имя | 1 | 2 |
4. | История на карте | 1 | 1 |
5. | Название моего города | 3 | |
6. | История в архитектурных памятниках | 3 | |
7. | История вещей | 4 | |
8. | Одежда в разные времена | 4 | |
9. | История в символах и знаках | 1 | 2 |
10. | История письменности | 3 | |
11. | Что и как изучает история | 1 | 2 |
Содержание занятий
Тема1. Лента времени (4ч.)
Понятие «лента времени». Как люди в древности считали время. Сутки, неделя, год, век, тысячелетие, эра. Понятие «наша эра" и «до нашей эры». Механизмы, измеряющие время.
Тема 2. Моя родословная (2ч.)
У меня есть своя история. Моя семья. Понятие родословной. Поколение, потомки, предки. Родословное дерево. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Нужно ли знать свою родословную. Практическое значение родословных в прошлом.
Тема 3. Я и мое имя. (3ч.)
Что означают наши имена. Что такое отчество и фамилия. Как родители выбирают имя своему ребенку. Имя и ангел-хранитель. Именины. Древнее происхождение имен. Откуда к нам пришли наши имена. «Говорящие» фамилии.
Тема 4. История на карте. (2ч.)
Историческая карта и географическая карта. Особенности и условные знаки исторической карты.
Чтение карты, определение местоположения исторических действий.
Тема 5. Название моего города.(3ч.)
В каком городе, районе, стране ты живешь? Понятие города, страны. Столица. Что означают географические названия.
Географические имена- свидетели прошлого. Что означает название моего города. Бережное отношение к историческим названиям - залог сохранения национальных традиций.
Тема 6. История в архитектурных памятниках. (3ч.)
История жилища. Жилой дом, общественное здание, храм. Здание как памятник архитектуры. Материал для строительства.
Тема 7. История вещей (4ч.)
Как вещи в доме могут «рассказывать» о своих хозяевах. Связь вещей с потребностями эпохи.
Родословная кувшина, сундука, вилки.
Вещи, которые сопровождают человека с глубокой древности. Новые вещи и предметы.
Тема 8. Одежда в разные времена (4ч.)
Роль одежды в жизни человека. История одежды. Как можно по одежде определить эпоху, в которой жил человек, его занятия и положение в обществе. Занимательные страницы истории одежды. Народная традиционная одежда. Что такое музей.
Тема 9. История в символах и знаках. (3ч.)
Как и почему возникли деньги. История развития: ракушки, каури, шкурки животных, монеты, бумажные деньги. Рубль копейка- происхождение слов. Гербы на монетах. Как читают гербы. Рыцарский герб.
Тема 10. История письменности (3ч.)
Как люди писали в древности. Предметное письмо, письма рисунками, иероглифы. Создание алфавита. Кирилл и Мефодий. Школа в Древней Руси. Камень, глина, папирус, пергамент. История создания книги.
Тема 1. Что изучает история (3ч.)
Происхождение и смысл понятия «история». Как люди узнали о прошлом. Типы и виды исторических источников. Археология и археологи. Раскопки. Как по вещам восстанавливали прошлое. О чем рассказывают памятники письменности. Почему следует изучать историю. Памятники истории вокруг нас.
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Основное содержание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
Лента времени (4ч.) | |||||
Что изучает история? | 1 | Познакомить с понятием «история», что она изучает. | 5.09 | ||
Лента времени. Историческое время. | 1 | Познакомить учащихся с понятием «лента времени»; единицами измерения времени; разными системами отсчета времени; применением римских цифр для обозначения веков. Научить определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием. | 12.09 | ||
Сутки, неделя, год, век, тысячелетие. | 1 | Познакомить учащихся с появлением деления времени на месяцы, годы, сутки, недели. Научить определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием. | 19.09 | ||
Наша эра. | 1 | Дать понятие «эра». Научить определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием. Научить применять римские цифры для обозначения веков. | 26.09 | ||
Моя родословная (2ч.) | |||||
Моя родословная. | 1 | Углубить представление о Родине, Отчизне, Отечестве. Раскрыть особенности большой и малой родины. Вызвать интерес к своей родословной. | 3.10 | ||
Генеалогическое древо. | 1 | Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; дать элементарные сведения о родословной человека; научить составлять генеалогическую таблицу своей семьи. | 10.10 | ||
Я и мое имя. (3ч.) | |||||
Я и мое имя. | 1 | Познакомить детей с историей возникновения имен; объяснить их происхождение. | 17.10 | ||
Древнее происхождение имен. | 1 | Объяснить древнее происхождение имен. Показать влияние на этот процесс различных культур, веяний отдельных эпох. | 24.10 | ||
Говорящие фамилии. | 1 | Объяснить происхождение фамилий, отчеств. Научить определять, как образовалась та или иная фамилия. | 7.11 | ||
История на карте. (2ч.) | |||||
Историческая и географическая карты. | 1 | Научить пользоваться исторической картой; показать отличие исторической карты от географической | 14.11 | ||
История на карте. | 1 | Научить пользоваться исторической картой; познакомиться с условными обозначениями исторической карты. | 21.11 | ||
Название моего города.(3ч.) | |||||
Название моего города. | 1 | Познакомить учащихся с историей названия родного города, поселка, улицы; показать процесс их возникновения. | 28.11 | ||
История Москвы и ее названия. | 1 | Познакомить учащихся с историей возникновения Москвы и ее названия. | 5.12 | ||
Московский Кремль. | 1 | Сформировать представление о Москве как столице России. Познакомить с главной достопримечательностью города - Московский Кремль. | 12.12 | ||
История в архитектурных памятниках. (3ч.) | |||||
История в архитектурных памятниках. | 1 | Познакомить с историческими архитектурными памятниками Древней Греции, Древней Руси. | 19.12 | ||
Мой дом - моя крепость. | 1 | Познакомить с историей строительства первых домов. Раскрыть понятие «Мой дом – моя крепость». | 26.12 | ||
Современный город. | 1 | Показать, как выглядит современный город, его архитектурные постройки, памятники, шедевры. | 16.01 | ||
История вещей (4ч.) | |||||
История вещей. | 1 | Познакомить с историей отдельных предметов, их эволюцией от древности до наших дней. | 23.01 | ||
Связь вещей с потребностями эпохи. | 1 | Показать повседневную жизнь человека, связь вещей с потребностями. | 30.01 | ||
Родословная вещей. | 1 | Познакомить с появлением определенных вещей, их видоизменением со временем. | 6.02 | ||
Новые вещи и предметы. | 1 | Показать отличие предметов обихода древних времен от предметов, используемых в современном мире. | 13.02 | ||
Одежда в разные времена (4ч) | |||||
Роль одежды в жизни человека. | 1 | Познакомить учащихся с историей отдельных вещей, показать роль одежды в жизни человека. | 20.02 | ||
История одежды. | 1 | Познакомить с историей возникновения одежды в разных странах мира; с возникновением и совершенствованием изготовления обуви, головных уборов. | 27.02 | ||
Народная традиционная одежда. | 1 | Познакомить с традиционной одеждой людей разных национальностей. | 5.03 | ||
Что такое музей? | 1 | Познакомить с понятием «Музей», его возникновением в речи. Познакомить с основными музеями нашей страны, города. | 12.03 | ||
История в символах и знаках. (3ч) | |||||
Как и почему возникают деньги? | 1 | Познакомить с историей русской денежной системы; для чего нужны человеку деньги. Показать разнообразие денег стран мира. | 19.03 | ||
Герб. | 1 | Познакомить учащихся с символами своего государства; с их историей становления и развития. Познакомить с гербами русских городов 18 века. | 2.04 | ||
Флаг. | 1 | Познакомить учащихся с символами своего государства; с их историей становления и развития. Показать флаги других стран. | 9.04 | ||
История письменности (3ч) | |||||
Как писали люди в древности? | 1 | Познакомить учащихся с историей возникновения и развития письма; с его разными типами. | 16.04 | ||
Создание алфавита. Школа древней Руси. | 1 | Познакомить с историей возникновения алфавита, со способами обучения грамоте. Познакомить с используемым материалом для письма, со способами письма. | 23.04 | ||
История создания книги. | 1 | Познакомить учащихся с созданием первой печатной машинки, первой книги и ее автором. | 30.04 | ||
Что изучает история (3 ч) | |||||
Как люди изучают прошлое? | 1 | Познакомить учащихся о науке археологии, о методах работы археологов при изучении предметов памятников древности. | 7.05 | ||
Археология и археологи. | 1 | Показать о чем может рассказать археологу исторический источник; познакомить с методами работы археологов, этнографов, реставраторов, нумизматов. | 14.05 | ||
Итоговое занятие. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | 21.05 |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Бородин О.Р. Человек и время. М.,1991.
- Гончар А.Б., Лебедева Е.И. 120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких. М., 1993.
- Успенский Л.В. Ты и твое имя.Волгоград,1994.
- Лотман Ю.А. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства( 18-19 век). С.-Пб.,1994.
- Ильин М.А. Вещи рассказывают. М.,1991.
- Рабинович М.Г., Латышева Г.П. Из жизни древней Москвы. М.: 1961.
- Соболева Н.А. Артамонов В.А. Символы России. М.,2003.
- Дегтярева А. история российского флага. М., 1994.
- Моисеева К.М. Люди ищут забытое царство: рассказы об археологических открытиях. М., 1979.
10. Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю», учебник – М.: «Дрофа»
11.Саплина Е.В., Саплин А.И. «Тетрадь творческих заданий» 3 кл. – М.: «Дрофа»
12. Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю», методические
рекомендации учителю – М.: «Дрофа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории "История рыцарства" 6 класс
Курс внеурочной деятельности «История рыцарства» предназначен для учащихся 6-го класса.Актуальность данного курса внеурочной деятельности объясняется незначительным вниманием, уделяемым проблемам Сред...
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 классов
Рабочая программа внеурочной деятельностипо истории и культуре Санкт-Петербурга дя учащихся 5 классов основана на авторской программе Л.К. Ермолаевой "Система краеведческого образования в ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Знатоки истории" 5 класс
Автор: Тернова Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ «Малоугреневская СОШ»Направление – общеинтеллектуальное.Содержательная номинация. Организация внеурочной деятел...
Рабочая программа внеурочной детальности по истории 9 класс
Рабочая программа внеурочной детальности по истории 9 класс/ подготовка к ОГЭ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Загадки истории и современности"
Рабочая программа разработана для дополнительных занятий по истории с учащимися 6-х класов в соответствии с ФГОС и содержанием школьной программы по истории...
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 7 класса "Юный историк"
Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории в 5 классах.
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории в 5 - х классах "Юный историк"....