Программа внеурочной деятельности "История Кузбасса"
рабочая программа по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению: "История Кузбасса" для 5-9-ых классов.
В базисном учебном плане в образовательной области «история» на региональный компонент выделяется 10-15% учебного времени за счёт вариативной части. История Кузбасса и связанные с ней краеведческие материалы органично интегрируются с федеральной программой по истории России. В связи с введением ФГОС основного общего образования, предусматривающего в учебном плане образовательных учреждений раздел: «Внеурочная деятельность» появилась возможность более углубленного и расширенного изучения истории Кузбасса.
Актуальность программы в том, что история родного края есть важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребёнка. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины способствует формированию у школьника мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определённой нации и, как следствие, - гордость за это. Ребёнок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Кузбасса, с его историческими и культурными особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "История Кузбасса" | 85.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность программы.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Сегодня, в условиях вхождения России в пространство глобального мира проблема воспитания патриотизма приобретает особую значимость для российского общества. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения, его готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. История родного края есть важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребёнка. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины способствует формированию у школьника мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определённой нации и, как следствие, - гордость за это.
Главная задача современного образования – возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения, что невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к «малой родине». Ребёнок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Кузбасса, с его историческими и культурными особенностями.
Важным условием развития исторического краеведения являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растёт роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодёжи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.
Новизна и особенности программы. В программном учебном материале уделяется недостаточное количество на изучение родного края. В связи с введением внеурочной деятельности появилась возможность более углубленного и расширенного изучения истории Кузбасса. История Кузбасса и связанные с ней краеведческие материалы органично интегрируются с федеральной программой по истории России. В данной программе внеурочной деятельности представлен курс истории Кузбасса, который хронологически и тематически охватывает весь период, начиная с древности и до наших дней, призван внести вклад в формирование исторического сознания обучающихся и, на основе цивилизованного подхода, выделить типологические особенности исторического развития и уникального пути Кузбасса в системе исторического развития России.
Разделы программы с шестого по девятый класс хронологически соответствуют разделам программы по истории России. В пятом классе раздел программы: «Страницы истории родного края» нацелен на формирование первоначальных представлений школьников о важнейших событиях в истории Кузбасса с древнейших времён до конца XX века.
В основу данной программы положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, обеспечивающий взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, преемственности начального и основного образования. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Данная программа является логическим продолжением программы внеурочной деятельности «Я – гражданин» для учащихся 1-4 классов, где ребята знакомились с историей своей семьи, с историей своей «малой родины» - городом Ленинск-Кузнецким.
Данная программа тесно связана с такими дисциплинами, как история, литература, география, психология.
Работу по данной программе можно считать педагогически целесообразной, посколькуеё социально-педагогическая направленность не только повышает интерес к истории родного края, но и воспитывает уважение к нашим истокам, к родной земле, её природным особенностям и преданиям. При реализации программы учащиеся понимают: «Чтобы любить Родину, её надо понять, а чтобы понять её, надо изучать».
Цель программы:
Формирование у обучающихся чувства патриотизма через изучение основных этапов исторического развития Кузнецкого края и деятельности жителей Кузбасса в прошлом и настоящем, приобщение к ценностям национальной и региональной культуры, воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего народа, стремление сохранять и приумножать культурное достояние своей малой Родины и страны в целом.
Данные цели реализуются в процессе решения следующих задач:
- пробудить интерес к изучению истории родного края у учащихся на основе изучения важнейших событий, сыгравших большую роль в становлении и развитии Кузбасса;
- расширить и углубить знания по истории родного края в древности и в средневековье на основе вспомогательных исторических дисциплин – археологии, этнографии, топонимики;
- углубить и расширить знания о значительных процессах и основных событиях истории родного края в период с XVIIдо начала XXIвека;
- совершенствовать умения и навыки работы с разнообразными историческими источниками; сравнивать исторические явления и события, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение; развивать умения работать с дополнительной литературой;
- формировать собственную историческую позицию и уметь её аргументировать; формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями народов родного края.
Программа состоит из пяти разделов:
- 5 класс – «Страницы истории родного края»;
- 6 класс – «Кузнецкий край в древности и в средневековье»;
- 7 класс – «Земля Кузнецкая становится российской. XVII – XVIII вв.»;
- 8 класс – «Развитие Кузнецкого края в XIX веке»;
- 9 класс – «Кузбасс в XX – начале XXI века».
Внеурочная деятельность для обучающихся основной школы в ходе реализации данной программы организуется по следующим направлениям:
- научно-познавательное;
- военно-патриотическое;
- общественно-полезная деятельность;
- художественно-эстетическое;
- проектная деятельность
Виды внеурочной деятельности:
- познавательная;
- краеведческая;
- ценностно-ориентационная;
- игровая;
- коммуникативная.
Для организации работы с детьми по данной программе предполагается использовать следующие формы организации деятельности:
- познавательные беседы;
- викторины;
- познавательные игры;
- исследовательские проекты;
- посещение выставочных залов и музеев;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии;
- виртуальные экскурсии;
- лабораторно-практические занятия;
- ролевые игры;
- творческие работы;
- конференции;
- интеллектуальные марафоны;
- дискуссии;
- диалоги.
Место проведения занятий:
- гимназия;
- музей истории школы: «Назад в будущее» МБОУ «Гимназия №12»;
- городской выставочный зал;
- городской краеведческий музей;
- музей боевой славы МОУ «СОШ №38».
На долю теоретической части отводится не более 30% учебного времени. Экскурсии, запланированные по программе, с выездом за территорию города: экскурсии в г. Кемерово, г. Новокузнецк, в музеи: Томская писаница, Красная горка, Кузнецкая крепость, Ур-Бедари Гурьевского района, музей села Беково планируется проводить с обучающимися в каникулярное время.
В программе осуществляется связь с учебными предметами (Таблица 1).
Связь программы внеурочной деятельности с учебными предметами
Таблица 1.
Учебный предмет | Тема в учебном предмете | Тема в программе внеурочной деятельности |
История | Внешняя политика Ивана Грозного | Как наш край стал частью России. |
Реформы Петра Первого | Строительство первых рудников и заводов | |
Отечественная война 1812 года | Участие наших земляков в Отечественной войне 1812 года | |
Переход к НЭПу | Начало восстановление промышленности. Автономный индустриальный Кузбасс (АИК) | |
Советский тыл в годы войны | Оборонный комплекс Кузбасса | |
География | Коренные народы Кузбасса | Коренное население. |
Историческое заселение Кузбасса | Кузнецкого края накануне вхождения в состав Русского государстваХунну и народы Южной Сибири | |
Отрасли промышленности Кузбасса | Создание Урало-Кузнецкого комбината | |
Изобразительное искусство | Декоративно-прикладное искусство | Народы Культурное наследие |
Литература | Родная природа в творчестве В. Астафьева | Первые исследователи нашего края |
Кузбасские писатели | Известные люди Кузбасса |
При использовании данной программы используются следующие технологии: игровые технологии, технология критического мышления, метод проектов.
Данная образовательная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом образовательного процесса гимназии и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Духовно-нравственное развитие».
Программа адресована учащимся 5 – 9 классов и рассчитана на 34 часа в год (всего 170 часов). Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Для достижения результатов первого уровня используются следующие формы деятельности: познавательные беседы, экскурсии, просмотр электронных программ.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде.
Для достижения результатов второго уровня используются следующие формы деятельности: практические занятия, диспут, дискуссия, ролевые игры, деловые игры.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Для достижения результатов третьего уровня используются следующие формы деятельности: конференции, интеллектуальный марафон, оформление творческих проектов, защита проектов, обсуждение и оценка проектов, участие в НПК школьного и городского уровня.
В результате обучения по программе: «История Кузбасса» у учащихся основной школы будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию основной школы у учащихся будут сформированы:
Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретёт способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретёт способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Кузбасса, чувства сопричастности и гордости за свой край;
- мотивация учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- этических чувств на основе знакомства с национальной культурой народов Кемеровской области;
- чувства гордости за свой родной край, за успехи своих земляков;
- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
- планировать свои действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- анализировать и обобщать изучаемый материал;
- оценивать явления в обществе, опираясь на умение выполнять основные логические операции;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии и т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с исторической картой, картой Кемеровской области, атласом;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии;
- сопоставлять различные суждения и точки зрения;
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдения и эксперименты под руководством учителя.
Выпускник получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- планировать пути достижения цели, устанавливать целевые приоритеты;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве;
- основам коммуникативной рефлексии.
Выпускник получит возможность:
- формировать навыки организаторской и коллективной деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать своё мнение, координировать его с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов Основной образовательной программы МБОУ «Гимназия №12».
Формы учёта оценки достижения планируемых результатов:
- опрос;
- наблюдение;
- проведение викторин;
- составление и разгадывание кроссвордов и ребусов;
- создание и защита собственного проекта;
- создание презентаций – представлений по изученной теме;
- участие в конференциях;
- анализ результатов участия в конференциях.
Содержание и тематическое планирование по программе внеурочной деятельности «История Кузбасса»
Содержание раздела
«Страницы истории родного края»
(5 класс)
Тема 1. Мы живём в Кузбассе. (2 часа)
Кузбасс на карте России. Географическое положение, природа, климат, полезные ископаемые Кемеровской области. Полезные ископаемые на территории Кузбасса. Почему следует изучать и знать историю своей малой Родины.
Тема 2. Кузнецкая земля в древности. (3 часа)
Кузнецкий край в древности. Ископаемые растения и животные. Археологические находки как экспонаты музея. Люди каменного века. Орудия труда, занятия людей в древности. Полезные ископаемые Кузнецкой котловины. Писаницы на Томи.
Тема 3. Народы и государства. (3 часа)
Тагарцы в нашем крае. Великое переселение народов. Таштыки. Таштыкская культура: найденные орудия труда. Маяково городище. Курганы села Ур-Бедари Гурьевского района. Империя тюрков и их потомки. Культура и религия древних народов.
Тема 4. Как наш край стал частью России. (3 часа)
Сибирское ханство в XVI веке. Присоединение Сибири к России. Поход Ермака в Сибирь. Первые остроги-крепости. Кузнецкий острог. Археологическое изучение Кузнецкого острога. Как русские осваивали Кузнецкий край.
Тема 5. Под государевой рукой. (3 часа)
Первооткрыватель кузнецкого угля Михайло Волков. Первые заводы, первые рудники. Как жили простые люди. Детский труд на рудниках. Строительство Сибирской железной дороги. Развитие городов. Кузнецк и Мариинск. Сибирь – место ссылки.
Тема 6. Революция и новые времена в Кузнецком крае. (3 часа)
Становление Советской власти в Кузбассе. Гражданская война на территории Кузбасса. Борьба против белых правительств. Восстание в посёлке Кольчугино. Памятник героям Мартовского восстания. Восстановление промышленности. АИК «Кузбасс». Создание колхозов.
Тема 7. Великая война. (3 часа)
Мы были тылом. Создание Сибирских дивизий. Перебазирование в Кузбасс промышленных предприятий из западных регионов. Тыл помогает фронту. Боевые подвиги кузбассовцев. Воины-кузбассовцы – Герои Советского Союза.
Тема 8. Образование Кемеровской области. (2 часа)
Причины Выделения Кемеровской области из Новосибирской области. Указ Верховного Совета РСФСР от 26 января 1943 года об образовании Кемеровской области. Города и районы области. Кемерово – столица Кузбасса.
Тема 9. Символика Кемеровской области. (3 часа)
Описание герба Кемеровской области. Описание флага Кемеровской области. Гимн Кемеровской области. Создание и принятие символики Кемеровской области.
Тема 10. Известные люди Кузбасса. (3 часа)
А.А.Леонов – лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. И.В.Макарова – народная артистка СССР. Б.Штоколов – оперный певец. В.Фёдоров – солнце кузбасской поэзии. В.Чивилихин – знаменитый писатель. В.Самойлов, Г.Бурков, М.Светин – мастера театра и кино. Е.Малышева – телеведущая программы: «Здоровье», «Жить здорово».
Тема 11. Культурное наследие. (3 часа)
Культурно-исторические памятники: музей-заповедник «Кузнецкая крепость» (г.Новокузнецк), музей-заповедник: «Мариинск исторический» (г. Мариинск), достопримечательное место: «Красная горка» (г. Кемерово).
Тема 12. Родной край – частица России. (2 часа)
Итоговое занятие по курсу. Итоговая защита презентаций по теме» «Мы живём в Кузбассе».
Тематическое планирование занятий
Раздел 1
«Страницы истории родного края»
(5 класс)
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Форма проведения | Вид деятельности | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Мы живём в Кузбассе | Просмотр видеофильма | познавательная игровая | 2 | 1 | 1 |
2. | Кузнецкая земля в древности | Экскурсия в музей: «Томская писаница» | познавательная краеведческая | 3 | 1 | 2 |
3. | Народы и государства | Экскурсия в село Ур-Бедари Гурьевского района | познавательная краеведческая | 3 | 1 | 2 |
4. | Как наш край стал частью России | Викторина: «Что? Где? Когда?» | познавательная краеведческая | 3 | 1 | 2 |
5. | Под государевой рукой | Экскурсия в город Кемерово, Кузнецкую крепость | познавательная художественно-эстетическая | 3 | 1 | 2 |
6. | Революция и новые времена в Кузнецком крае | Экскурсия в краеведческий музей, к памятнику героям Мартовского восстания. | познавательная краеведческая | 3 | 1 | 2 |
7. | Великая война | Экскурсия по памятным местам города встреча с ветеранами войны и работниками тыла | познавательная краеведческая | 4 | 1 | 3 |
8. | Образование Кемеровской области | Экскурсия в город Кемерово | познавательная краеведческая | 3 | 1 | 2 |
9. | Символика Кемеровской области | Творческая работа: рисование герба Кемеровской области | познавательная художественно-эстетическая | 2 | 1 | 1 |
10. | Известные люди Кузбасса | Встреча с интересными людьми, защита проектов | познавательная ценностно-ориентированная | 3 | 1 | 2 |
11. | Культурное наследие | Экскурсия в достопримечательное место: «Красная горка» (г.Кемерово) | коммуникативная, ценностно-ориентированная | 3 | 1 | 2 |
12. | Родной край – частица России | Защита творческих работ учащихся | познавательная краеведческая | 2 | - | 2 |
Итог: | 34 | 11 | 23 |
Содержание раздела
«Кузнецкий край в древности и в средневековье»
(6 класс)
Тема 1. Исторические источники по истории Кузбасса. (2 часа)
Вещественные и письменные исторические источники. Археология – наука, изучающая историю по материальным остаткам деятельности людей. Этнография – наука, изучающая культуру и быт современных народов, их происхождение и развитие. Топонимика – наука, которая изучает названия различных географических объектов, их языковую принадлежность.
Тема 2. Древнейшие люди на территории области. (2 часа)
Стоянки Моховского разреза. Внешний вид древнейших жителей края. Позднепалеолитические стоянки: Шестаковское и у Кузнецкой крепости. Природа и климат ледниковой эпохи. Разнообразие животного мира. Охота. Древнейшие жилища и изготовление одежды. Изготовление орудий труда. Религиозные представления. Стоянки мезолита: Большой Берчикуль I, Бычка I, Печергол I.
Тема 3. Люди эпохи неолита в нашем крае.(3 часа)
Изменение климата и ландшафта. Неолитическая революция. Племена кузнецкой культуры. Основные памятники: Томская писаница, стоянки Дегтярёвская и у пос.Школьный, Васьковский, Кузнецкий и Яйский грунтовые могильники. Социальная организация. Охота и рыбная ловля. Орудия труда. Одежда. Украшения. Религиозные представления. Сюжеты наскальной живописи.
Тема 4. Начало эпохи металла. (2 часа)
Освоение приёмов плавки меди и бронзы. Первые металлурги и скотоводы Южной Сибири. Месторождения медной и оловянной руды на территории области. Способы добычи руды и выплавки бронзовых изделий. Бронзовые орудия и приспособления для их отливки. Рисунки бронзового века на скалах Томской и Новоромановской писаниц.
Тема 5. Андроновские племена в нашем крае. (2 часа)
Основные занятия: скотоводство и мотыжное земледелие. Памятники: поселение на Песчаном озере, Ур-Бедаринский и Большепичугинский курганные могильники. Поселения и жилища. Социальная организация. Одежда и украшения. Организация войска. Обожествление сил природы. Андроновские керамические сосуды как произведения искусства.
Тема 6. Племена ирменской культуры на территории области. (2 часа)
Основные памятники: поселение Люскус, Маяково городище, курганные могильники у сёл Пьяново, Иваново-Родионово, Титово, Журавлёво и Сапогово. Социальная организация общества. Два племени на территории нашего края. Скотоводство и охота. Земледелие и ремесло. Контакты с северными охотничьими племенами.
Тема 7. Ранний железный век. (1 час)
Освоение добычи и варки железа. Искусство кузнецов. Причины медленного проникновения железных орудий труда в быт южносибирских народов.
Тема 8. Тагарцы в нашем крае. (2 часа)
Складывание скифо-сибирской культурной общности. Ранние государства у тагарцев, пазырыкцев Алтая и уюкцев Тувы. Памятники: IШестаковское городище, Тисульское и Тамбарское поселения, Шестаковский, Тисульский, Серебряковский и Некрасовский курганные могильники. Поселения и жилища. Мотыжное земледелие и скотоводство. Разработка медных руд и производство бронзовых изделий. Культ предков и священных животных. «Звериный» стиль в тагарском искусстве.
Тема 9. Хунну и народы Южной Сибири. (2 часа)
Образование государства хунну. Завоевание хунну южносибирских народов. Проникновение хунну на территорию нашего края. Смешение пришельцев с тагарцами. Динлины. Распространение хуннских обычаев, оружия и вещей. Окончательная победа железа. Временные поселения и городища. Юртообразные переносные жилища.
Тема 10. Население нашего края в начале новой эры. (2 часа)
Распространение таштыкской культуры на северо-востоке области. Памятники: Михайловское поселение и курганный могильник, Утинское поселение. Скотоводство. Мотыжное земледелие. Культ головы и обычай мумифицирования умерших. Поселения и жилища. Маяково городище. Жилища. Занятия: скотоводство, мотыжное земледелие, охота и рыболовство. Кузнечное ремесло.
Тема 11. Государства центральноазиатских кочевников и их влияние на население нашего края. (2 часа)
Центральноазиатские кочевники и средневековое население области. Образование Древнетюркского каганата. Шестаковское городище и Шестаковский могильник. Тюркское влияние на коренное население нашего края. Уйгурский каганат. Уйгуро-кыргызские войны. Терёхинские и Елыкаевские клады. Кимакский каганат. Проникновение кыпчаков-половцев на территорию области. Возникновение в результате смешения пришлых и местных племён кемеровского варианта сросткинской культуры.
Тема 12. Монголы и народы Южной Сибири. (2 часа)
Усиление монгольских племён. Завоевание Джучи народов Южной Сибири. Борьба сибирских народов против монгольского завоевания. Население края в период монгольского владычества: аба, азы, теленгуты. Памятники: курганные могильники возле Торопова, Конева и Бекова. Оружие, предметы быта и украшения.
Тема 13. Коренное население Кузнецкого края накануне вхождения в состав Русского государства. (3 часа)
Притомье как арена борьбы между государством Алтын-ханов с Джунгарией. Предки современных томских татар (калмаки, чаты, эуштинцы), телеутов и шорцев (абинцы, аз-каштымы, тюлеберы и тогулы). Постоянные набеги телеутов и кыргызов. Основные занятия населения Горной Шории и Кузнецкого Алатау: охота, рыбная ловля и собирательство. Мотыжное земледелие. Кузнечное ремесло. Шаманизм. Культ предков и родовых животных.
Тема 14. Древняя история своего района, города. (2 часа)
Основные памятники, эпохи, археологические культуры. Основные занятия. Развитие ремесла. Искусство.
Тема 15. Средневековая история своего района, города. (2 часа)
Археологические памятники. Основные занятия. Развитие ремесла. Искусство.
Тема 16. Итоговое повторение. (2 часа)
Итоговая защита презентаций: «Мой край в древности и в средневековье»,защита докладов, их обсуждение, письменные отчёты учащихся по итогам экскурсий в городской краеведческий музей.
Раздел 2
«Кузнецкий край в древности и в средневековье»
(6 класс)
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Форма проведения | Вид деятельности | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Исторические источники по истории Кузбасса | Познавательная беседа | познавательная | 2 | 1 | 1 |
2. | Древнейшие люди на территории области | Экскурсия в Кузнецкую крепость | познавательная краеведческая | 2 | 1 | 1 |
3. | Люди эпохи неолита в нашем крае | Экскурсия в музей: «Томская писаница» | познавательная краеведческая | 3 | 1 | 2 |
4. | Начало эпохи металла | Составление кроссворда | познавательная художественно-эстетическая | 2 | 1 | 1 |
5. | Андроновские племена в нашем крае | Экскурсия в село Ур-Бедари Гурьевского района | познавательная краеведческая | 2 | 1 | 1 |
6. | Племена ирменской культуры на территории области | Экскурсия в городской краеведческий музей | познавательная краеведческая | 2 | 1 | 1 |
7. | Ранний железный век | Экскурсия в Кузнецкую крепость | познавательная краеведческая | 1 | - | 1 |
8. | Тагарцы в нашем крае | Лабораторно-практическое занятие | познавательная художественно-эстетическая | 2 | 1 | 1 |
9. | Хунну и народы Южной Сибири | Виртуальная экскурсия | познавательная краеведческая | 2 | 1 | 1 |
10. | Население нашего края в начале новой эры | Экскурсия в областной краеведческий музей | познавательная художественно-эстетическая | 2 | 1 | 1 |
11. | Государства центрально-азиатских кочевников и их влияние на население нашего края | Экскурсия в областной краеведческий музей | познавательная художественно-эстетическая | 2 | 1 | 1 |
12. | Монголы и народы Южной Сибири | Лабораторно-практическое занятие | познавательная художественно-эстетическая | 2 | 1 | 1 |
13. | Коренное население Кузнецкого края накануне вхождения в состав Русского государства | Экскурсия в село Ур-Бедари Гурьевского района | познавательная краеведческая | 3 | 1 | 2 |
14. | Древняя история своего района, города | Экскурсия в городской краеведческий музей | познавательная краеведческая | 2 | 1 | 1 |
15. | Средневековая история своего района, города | Экскурсия в городской краеведческий музей | познавательная краеведческая | 2 | 1 | 1 |
16. | Итоговое повторение | Защита творческих работ учащихся | краеведческая художественно-эстетическая | 3 | - | 3 |
Итог: | 34 | 14 | 20 |
Содержание раздела
«Земля Кузнецкая становится российской. XVII – XVIII вв.»
(7 класс)
Тема 1. Присоединение Кузнецкой земли к России. (2 часа)
Поход Ермака на Сибирское ханство в 1581 – 1585 гг. – начало присоединения Сибири к Русскому государству. Особенность русской колонизации края. Значение присоединения Кузнецкой земли к России.
Тема 2. Освоение Кузнецкой земли. (2 часа)
Дальнейшее продвижение русских в глубь Сибири. Богатства земли Кузнецкой. Источники вольной колонизации. Первые остроги в районе Абагура, Ягуново, на реке Кондоме и др. Быт и занятия первых поселенцев.
Тема 3. Кузнецкий острог. (3 часа)
Строительство Кузнецкого острога в 1618 году сыном боярским Остафием Харламовым в устье реки Кондомы. В 1622 году перевод Кузнецкого острога в разряд городов. Занятия жителей острога. 1756 год – принятие всего алтайского народа, в том числе шорцев и телеутов, в русское подданство.
Тема 4. Первооткрыватель Кузнецкого угля. (2 часа)
Дальнейшее освоение Кузнецкой земли. Михайло Волков – первооткрыватель каменного угля в Кузнецком крае. Значение открытия угля в судьбе земли Кузнецкой.
Тема 5. Первые исследователи нашего края. (2 часа)
Д.Г.Мессершмидт, Г.Ф.Миллер, И.Г.Гмелин. Вторая камчатская Экспедиция. С.П.Крашенинников. П.С.Паллас, И.П.Фальк. Научные исследования богатств Кузбасса – П.Чичагов, В.Шишков, В.Чулков, Д.Головин, Д.Попов и др.
Тема 6. Аборигены Кузнецкой земли в XVII–начале XVIII веков. (2 часа)
Коренные жители Кузнецкого края – шорцы и телеуты. Происхождение и родовой строй. Особенности хозяйства и материальной культуры. Основные занятия. Быт. Занятия и верования.
Тема 7. Царская горнозаводская вотчина. (1 час)
Создание Колывано-Воскресенского горного округа. Вхождение земли Кузнецкого уезда в Колывано-Воскресенский горный округ – частное владение царской семьи Романовых.
Тема 8. Открытие каменного угля и металлических руд. (2 часа)
Вторая половина XVIII века – новые сведения от местного населения о каменных углях в Кузнецком уезде. 1771 год – академик Фальку и Георги выходы угольных пластов в 20 верстах от Кузнецка. И.М.Ренованец – выходы угольных пластов на территории современного города Прокопьевска. Открытие железных и полиметаллических руд в Салаирской тайге и на реке Томь-Чумыш (современный Прокопьевский район).
Тема 9. Строительство первых рудников и заводов. (2 часа)
Строительство первых заводов: Томский железоделательный завод, Гавриловский сереброплавильный завод. Строительство Салаирского рудника. Особенности и технические сложности горнозаводской промышленности Кузнецкого края.
Тема 10. Укрепление южных границ русского государства. (2 часа)
Противодействие русскому продвижению со стороны монгольских ханов. Первая половина XVII века – строительство новых укреплённых линий: Иртышская, Колыванская, Кузнецкая; Кузедеевский форпост, Калтанский редут, Урунский маяк и др. 1800 год – строительство каменной крепости в Кузнецке.
Тема 11. Московско-Сибирский тракт. (2 часа)
Московско-Сибирский тракт: Москва – Нерчинск (ныне г. Улан-Удэ). Печальная известность тракта – направление кандального пути. Этапные тюрьмы. Ответвления от главной магистрали, соединяющую её с горнозаводскими поселениями Алтайского горного округа.
Тема 12.Административное устройство. (2 часа)
1708 год – вхождение нашего края в Сибирскую губернию. Вхождение Кузнецкой земли в состав Тобольской провинции. 1764 год – преобразование Тобольской провинции в Тобольскую губернию. Деление губерний на уезды, уезды – на станы. Административная реформа Екатерины II.
Тема 13. Жизнь и быт крестьян, заводских мастеровых. (3 часа)
Основное население края – крестьяне. Категории крестьян. Особенности крестьянской политики. Жизнь и быт крестьян. Мастеровые и старатели. Характер труда и особенности быта. Активные и пассивные формы сопротивления крестьян, заводских мастеровых.
Тема 14. Общественная жизнь в Кузбассе. (2 часа)
Духовная жизнь общества. Храмы и монастыри. Церковь иконы Божьей Матери «Одигитрия» в Кузнецке. Народное просвещение. Открытие первой официальной школы на территории Кузнецкого округа – малого двухклассного народного училища.
Тема 15. Первые упоминания о деревне Кольчугино. (1 час)
Письменные источники о возникновении деревни Кольчугино. Природа нашего края. Население и занятия жителей деревни.
Тема 16. Итоговое повторение. (3 часа)
Итоговая защита презентаций: «Мой край в XVII – XVIII вв.», защита докладов, рефератов, их обсуждение, письменные отчёты учащихся по итогам экскурсий в городской краеведческий музей.
Тематическое планирование
Раздел 3
«Земля Кузнецкая становится российской. XVII – XVIII вв.»
(7 класс)
№ | Тема занятия | Форма проведения | Вид деятельности | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Присоединение Кузнецкой земли к России | Просмотр видеофильма | познавательная краеведческая | 2 | 1 | 1 |
2. | Освоение Кузнецкой земли | Лабораторно-практическое занятие | познавательная краеведческая | 2 | 1 | 1 |
3. | Кузнецкий острог | Экскурсия в Кузнецкую крепость | туристско-краеведческая | 3 | 1 | 2 |
4. | Первооткрыватель Кузнецкого угля | Экскурсия в г. Кемерово | туристско-краеведческая | 2 | 1 | 1 |
5. | Первые исследователи нашего края | Конференция | познавательная краеведческая | 2 | 1 | 1 |
6. | Аборигены Кузнецкой земли в XVII–начале XVII веков | Экскурсия в музей села Беково | туристско-краеведческая | 2 | 1 | 1 |
7. | Царская горнозаводская вотчина | Беседа с элементами практической деятельности | познавательная | 1 | - | 1 |
8. | Открытие каменного угля и металлических руд | Конференция | познавательная краеведческая | 2 | 1 | 1 |
9. | Строительство первых рудников и заводов | Лабораторно-практическое занятие | познавательная краеведческая | 2 | 1 | 1 |
10. | Укрепление южных границ русского государства | Экскурсия в Кузнецкую крепость | туристско-краеведческая | 2 | 1 | 1 |
11. | Московско-Сибирский тракт | Составление кроссворда | познавательная | 2 | 1 | 1 |
12. | Административное устройство | Лабораторно-практическое занятие | познавательная краеведческая | 2 | 1 | 1 |
13. | Жизнь и быт крестьян, заводских мастеровых | Ролевая игра | познавательная краеведческая игровая | 3 | 1 | 2 |
14. | Общественная жизнь в Кузбассе | Виртуальная экскурсия | познавательная краеведческая | 2 | 1 | 1 |
15. | Первые упоминания о деревне Кольчугино | Экскурсия в городской краеведческий музей | познавательная краеведческая | 1 | - | 1 |
16. | Итоговое повторение | Защита творческих работ учащихся | познавательная краеведческая | 4 | - | 4 |
Итог: | 34 | 13 | 21 |
Содержание раздела
«Развитие Кузнецкого края в XIX веке»
(8 класс)
Тема 1. Развитие горнозаводской промышленности. (2 часа)
Строительство заводов и открытие рудников в XIX веке. Особенности и технические сложности горнозаводской промышленности Кузнецкого края. Предпосылки для промышленного переворота. Перспективы промышленного развития Кузбасса.
Тема 2. «Золотая лихорадка». (2 часа)
Быстрый подъём золотопромышленности – особенность развития Кузбасса в 30 – 60-х годах XIX века. Источники рабочей силы. Кабинетские золотые прииски. Купеческие и частные прииски. Жизнь и быт рабочих.
Тема 3. Административное устройство. (2 часа)
Образование Томской губернии, в состав которой вошли Кузнецкий и Томский уезды (округа). Деление уездов на станы и волости. Создание специальных жандармских органов. Население и его социальный состав.
Тема 4. Жизнь и быт крестьян, заводских мастеровых и старателей. (3 часа)
Основное население Кузнецкого края – крестьяне. Налоги и повинности крестьянского населения. Особенности крестьянской политики. Мастеровые и старатели. Характер труда и особенности быта. Эксплуатация детского труда. Борьба мастеровых и приписных крестьян против феодальной эксплуатации.
Тема 5. Участие наших земляков в Отечественной войне 1812года. (2 часа)
Письменные исторические источники об участии наших земляков в Отечественной войне 1812 года: М.Н.Жарков, Г.К.Неклюев, Ф.Д.Ложников. Сибирский и Иркутский драгунские полки. Сбор пожертвований в фонд защиты Родины.
Тема 6. Исследователи земли Кузнецкой. (3 часа)
Первый «управляющий Салаирским краем» П.И.Шангин, П.М.Залесов, Ф.В.Геблер, Г.П.Гельмерсен,П.А.Чихачёв, Г.И.Спасский, Г.Е.Щуровский, Л.И.Лутугин, В.И.Яворский и др.
Тема 7. Отмена крепостного права, развитие экономики Кузбасса. (3 часа)
Указ от 19 февраля 1861 года, его условия и значение для населения Кузбасса. Упадок кабинетской промышленности. Развитие промышленной угледобычи. Бурный рост частной золотодобычи. Миграция населения из европейской части России в Сибирь. Развитие торговли.
Тема 8. Общественная жизнь в Кузбассе. (2 часа)
Духовная жизнь общества. Народное просвещение. Политическая жизнь общества. Декабристы в Сибири.
Тема 9. Население. Города. (2 часа)
Социальный состав населения. Развитие городов и торговли. Первые города Кузбасса – Мариинск и Кузнецк, их характеристика. Сущность городского самоуправления.
Тема 10. Положение ссыльных. (2 часа)
Сибирь – гигантская «тюрьма без решёток». Насильственное переселение в Сибирь. Ссылка по «высочайшему повелению». Тяжёлое положение ссыльных в Сибири. Влияние политической ссылки на Сибирь и её население. Деятельность политических ссыльных.
Тема 11. Развитие культуры в Кузбассе. (2 часа)
Религиозная жизнь. Алтайская духовная миссия. Народное просвещение и его проблемы. Влияние ссыльных на культуру Кузбасса. Сбор сведений по истории Кузбасса. Научно-геологические изыскания в Кузбассе.
Тема 12. Строительство Транссибирской железной дороги и её влияние на развитие Кузбасса. (3 часа)
Этапы строительства Трансиба. Развитие угольной промышленности Кузбасса (копи Л.А.Михельсона). Рост золотодобычи. Увеличение населения Кузбасса. Особенности развития сельского хозяйства. Упадок местной металлургической промышленности.
Тема 13. Кольчугино в XIX веке. (2 часа)
Открытие, изучение и последующая разработка Кольчугинского месторождения. Геологи-исследователи Кольчугинского месторождения. Кольчугино – угольная столица Алтайского округа.
Тема 14. Итоговое повторение. (3 часа)
Презентация и защита исследовательских проектов, докладов, рефератов по теме: «Мой край в XIX веке», составление письменных отчётов по итогам экскурсий в музеи.
Раздел 4
«Развитие Кузнецкого края в XIX веке»
(8 класс)
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Форма проведения | Вид деятельности | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Развитие горнозаводской промышленности | Беседа с элементами практической деятельности | познавательная краеведческая | 2 | 1 | 1 |
2. | «Золотая лихорадка» | Конференция | познавательная краеведческая | 2 | 1 | 1 |
3. | Административное устройство | Лабораторно-практическое занятие | познавательная | 2 | 1 | 1 |
4. | Жизнь и быт крестьян, заводских мастеровых и старателей | Ролевая игра | познавательная игровая | 3 | 1 | 2 |
5. | Участие наших земляков в Отечественной войне 1812 года | Виртуальная экскурсия | познавательная краеведческая | 2 | 1 | 1 |
6. | Исследователи земли Кузнецкой | Конференция | познавательная краеведческая | 3 | 1 | 2 |
7. | Отмена крепостного права, развитие экономики Кузбасса | Интеллектуальный марафон | познавательная | 3 | 1 | 2 |
8. | Общественная жизнь в Кузбассе | Экскурсия в областной краеведческий музей | познавательная краеведческая | 2 | 1 | 1 |
9. | Население. Города | Экскурсия в г.Новокузнецк | туристско-краеведческая | 2 | 1 | 1 |
10. | Положение ссыльных | Экскурсия в городской краеведческий музей | туристско-краеведческая | 2 | 1 | 1 |
11. | Развитие культуры в Кузбассе | Конференция | познавательная | 2 | 1 | 1 |
12. | Строительство Транссибирской железной дороги и её влияние на развитие Кузбасса | Экскурсия в областной краеведческий музей | туристско-краеведческая | 3 | 1 | 2 |
13. | Кольчугино в XIX веке | Экскурсия в городской краеведческий музей | познавательная краеведческая | 2 | 1 | 1 |
14. | Итоговое повторение | Защита исследовательских проектов учащихся | познавательная краеведческая | 4 | - | 4 |
Итог: | 34 | 13 | 21 |
Содержание раздела
«Кузбасс в XX – начале XXI века»
(9 класс)
Тема 1. Кузбасс в годы Первой русской революции. (1 час)
Этапы революционного движения в Кузбассе. Революционные выступления рабочих Кузнецкого края. Роль профессиональных союзов в революционных событиях. Создание Советов. Значение революционных событий в Кузбассе.
Тема 2. Кузбасс в годы столыпинской аграрной реформы и промышленного подъёма. (1 час)
Переселенческая политика правительства П.А.Столыпина. Рост потребления сельскохозяйственных машин. Возникновение монополистических предприятий («Копикуз»). Развитие аграрного сектора. Кооперация.
Тема 3. Кузбасс в революции 1917 года и гражданской войны. (2 часа)
Революционные выступления на территории Кузбасса в 1917 году. Новые органы управления. Большевизация Советов. Начало гражданского противостояния. Временное Сибирское правительство. Обострение социальных противоречий в крае, борьба против белых правительств. 1919 год – вооружённое восстание шахтёров Кольчугино. Освобождение территории Кузбасса от белых.
Тема 4. Начало восстановления промышленности и определение перспектив развития Кузбасса. Переход к НЭПу. (2 часа)
Создание революционных комитетов. Окончание гражданского противостояния. Изменение территориальной структуры края. Рост внимания центральных властей к промышленности Кузбасса. Проблемы восстановления угольной промышленности Кузбасса. Меры правительства по восстановлению Кузбасской промышленности. Планы развития Кузнецкого края и их реализация. Причины перехода к Новой экономической политике. Преобразования в ходе НЭПа. Автономная индустриальная колония «Кузбасс». Рождение города Ленинска-Кузнецкого.
Тема 5. Планы развития Кузбасса. Создание Урало-Кузнецкого комбината. (1 час)
Индустриализация и её результаты. Создание УКК. Кузнецкий металлургический комбинат. Обновление Кемеровского коксохимического завода. Начало строительства Кемеровского азотно-тукового завода. Превращение Кузбасса в мощный индустриальный край.
Тема 6. Создание новых городов и развитие социальной сферы. (1 час)
Новые городские центры: Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Топки, Киселёвск, Осинники, Белово, Салаир. Проблемы городских инфраструктур. Рост городского населения. Развитие культуры, здравоохранения и образования. Кампания по «преодолению» религиозных верований.
Тема 7. Коллективизация и развитие колхозного строя.(1 час)
Начало коллективизации. Типы коллективных хозяйств: ТОЗы, артели, коммуны. Проблемы коллективизации. Раскулачивание. Сопротивление крестьян насильственной коллективизации. Смягчение методов коллективизации. Итоги и значение коллективизации в Кузнецком крае.
Тема 8. Репрессии в Кузбассе. (1 час)
Причины внутрипартийной политической борьбы. Начало репрессий в стране. «Кемеровское дело». Репрессии против хозяйственных руководителей. Массовые репрессии. «Детская контрреволюционная фашистская организация». Итоги репрессивной политики партии и государства. Реабилитация жертв массовых репрессий.
Тема 9. Кузбасс в условиях усиления подготовки к обороне страны. (1 час)
Необходимость усиления обороноспособности страны. Третья пятилетка и меры по преодолению отставания в развитии экономики страны. Проблемы Кузбасской промышленности и угледобычи. Рождение оборонной промышленности. Расширение энергетической базы края. Начало Всесоюзного соревнования. Укрепление роли Кузбасса в развитии индустриальной базы страны на востоке страны.
Тема 10.В боях за Родину. (2 часа)
Начало Великой Отечественной войны. Всеобщая мобилизация. Формирование воинских соединений в Кузбассе: 376-я стрелковая, 303-я стрелковая, 237-я стрелковая дивизии, добровольческий корпус. Герои Великой Отечественной войны области и города Ленинска-Кузнецкого.
Тема 11. Перестройка промышленности на военный лад. (2 часа)
Движение двухсотников и фронтовых бригад. Формирование в Кузбассе военного хозяйства. Добыча угля. Деятельность КМК, Кемеровского коксохимического завода, азотно-тукового завода, оборонных предприятий. Начало работы новых заводов. Размещение и начало работы эвакуированных предприятий. Угольная и металлургическая промышленность после образования Кемеровской области. Проблемы промышленности в условиях военного времени. Вклад Кузбасса в усиление оборонной мощи страны. Итоги военной перестройки.
Тема 12. Оборонный комплекс Кузбасса. (1 час)
Организация производства на эвакуированных предприятиях. Проблемы и их решения. Условия труда и производства. Лозунг: «Всё для фронта, всё для победы». Виды военной продукции, выпускаемой предприятиями Кузбасса. Работа эвакуированных предприятий в городе Ленинске-Кузнецком.
Тема 13. Кузбасская деревня в военное время. (1 час)
Жизнь и быт сельчан в годы войны. Проблемы сельского хозяйства Кузбасса в условиях военного времени. Особенности развития сельского хозяйства в годы войны. Труженники тыла.
Тема 14. Переход на рельсы мирного развития. (1 час)
Народнохозяйственный план на четвёртую пятилетку. Освоение выпуска мирной продукции. Создание материальной базы для перестройки развития действующих предприятий и строительства новых. Реконверсия. Преодоление трудностей и наращивание производства.
Тема 15. Бурный рост промышленного производства. (1 час)
Наращивание темпов развития экономики Кузбасса в 50 – первой половине 70-х гг. увеличение объёма капиталовложений в народное хозяйство Кузбасса. Образование Кемеровского совнархоза. Успехи и достижения в различных отраслях промышленности Кузбасса. Появление и рост новых городов. Признание Родиной трудовых заслуг кузбассовцев.
Тема 16. Преобразования в сельском хозяйстве в 1946 – 1975 годы. (1 час)
Проблемы и достижения сельского хозяйства после войны. Материальная помощь сельскому хозяйству Кузбасса. Изменение аграрной политики края в годы реформ Н.С.Хрущева. «Эпоха кукурузы». Производство зерна и овощей. Картофелеводство. Признаки застоя в аграрном секторе экономики Кузбасса.
Тема 17. Общественно-политическая жизнь после войны. (1 час)
Подъём морального духа и энтузиазма в послевоенное время. Выборы в органы власти. Борьба за мир. Укрепление позиций православной церкви в стране, её конструктивное сотрудничество с властью. Продолжение политики массовых репрессий. Политические потрясения народа в период с 1953 по 1964 гг.
Тема 18. Развитие социальной сферы в 1946 – 1975 годах. (1 час)
Рост численности населения Кузбасса в послевоенный период. Развитие здравоохранения, образования, обеспечение населения жильём и рост уровня заработанной платы. Преодоление противоречий между гипертрофированной индустриальной сферой и слаборазвитой инфраструктурой культуры. Творческие достижения кузбассовцев: А.Н.Волошин, В.Орлов, П.Г.Князев, М.Т.Ривин и др.
Тема 19. Замедление темпов роста промышленности и попытки её перестройки. (1 час)
Объективные и субъективные причины снижения темпов роста кузбасской экономики и объёмов производства. Увеличение капиталовложений в экономику Кузбасса и отдельные успехи в развитии угледобычи. Перестройка в стране. Усиление товарного дефицита и распределение товаров по талонам. Нарастание кризисных явлений в экономике.
Тема 20. Особенности развития сельского хозяйства. (1 час)
Поиск путей интенсификации сельскохозяйственного производства. Обеспечение области собственными сельхоз продуктами. Формирование социально-экономического комплекса на селе. Обновление материально-технической базы для села.
Проблемы и нерешённые вопросы сельского хозяйства Кузбасса. Нарастание негативных явлений и процессов в сельском хозяйстве Кузбасса.
Тема 21. Обострение социальных проблем, развитие культуры. (1 час)
Неравномерность социального развития Кузбасса. Ухудшение качества жизни населения. Нехватка жилья. Падение прироста населения. Тяжёлая экологическая обстановка. Проблемы развития культуры в Кузбассе. Забастовка шахтёров 1989 года. Рабочее движение в 1990 – 1991 гг.
Тема 22. Установление новой власти. (1 час)
Утверждение новой системы управления. Появление новых политических лидеров. Разрушение советской системы в регионе в 1993году. Выборы в Законодательное собрание области. «Блок А.Г.Тулеева». Принятие новых нормативных актов. Блок «Народовластие».
Тема 23. Приватизация и демонтаж колхозного строя. (1 час)
Преобразование экономики области администрацией М.Кислюка. Проблемы и итоги приватизации. Увеличение доли иностранного капитала и иностранных инвестиций. Перераспределение доходов, реструктуризация сферы производства и обмена. Снижение объёмов производства и сокращение продукции сельского хозяйства. Нарастание недовольства политикой Администрации области.
Тема 24. Реструктуризация угольной промышленности Кузбасса. (1 час)
Причины реструктуризации. Основные цели и задачи. Проблемы реструктуризации в Кузбассе. Этапы преобразований в угольной промышленности. Итоги реструктуризации в Кузбассе.
Тема 25. Рост социальной напряжённости. Общественная жизнь в Кузбассе. (1 час)
Причины роста социальной напряжённости в Кузбассе. Нарастание отрицательного отношения к проводимым в стране реформам. Увеличение числа политических партий и общественных организаций. Рост забастовочного движения в Кузбассе. Новые формы протеста: голодовки, пикеты. Перекрытие Трансиба. Требования бастующих.
Тема 26. Кузбасс расправляет плечи. 1998 – 2011 годы. (2 часа)
Назначение на пост главы Администрации области А.Г.Тулеева. Подъём в работе промышленности. Возрождение сельского хозяйства. Развитие системы социальной защиты населения. Общественная жизнь и национальные отношения. Развитие культуры и образования. Духовная жизнь кузбассовцев.
Тема 27. Итоговое повторение. (3 часа)
Итоговая презентация и защита исследовательских проектов, рефератов, докладов по теме: «Кузбасс в XX–начале XXI века», составление письменных отчётов по итогам экскурсий в музей.
Тематическое планирование
Раздел 5.
«Кузбасс в XX – начале XXI века»
(9 класс)
№ | Тема занятия | Форма проведения | Вид деятельности | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Кузбасс в годы Первой русской революции. | Беседа с элементами практической деятельности | познавательная | 1 | - | 1 |
2. | Кузбасс в годы столыпинской аграрной реформы и промышленного подъёма | Интеллектуальный марафон | познавательная краеведческая | 1 | - | 1 |
3. | Кузбасс в революции 1917 года и гражданской войны | Экскурсия по памятным местам города | туристско-краеведческая | 2 | 1 | 1 |
4. | Начало восстановления промышленности и определение перспектив развития Кузбасса. Переход к НЭПу | Экскурсия в областной краеведческий музей | туристско-краеведческая | 2 | 1 | 1 |
5. | Планы развития Кузбасса. Создание Урало-Кузнецкого комбината | Экскурсия в г. Кемерово | туристско-краеведческая | 1 | - | 1 |
6. | Создание новых городов и развитие социальной сферы | Конференция | познавательная краеведческая | 1 | - | 1 |
7. | Коллективизация и развитие колхозного строя | Дискуссия | познавательная | 1 | - | 1 |
8. | Репрессии в Кузбассе | Беседа с элементами практической деятельности | познавательная | 1 | - | 1 |
9. | Кузбасс в условиях усиления подготовки к обороне страны | Лабораторно-практическое занятие | познавательная краеведческая | 1 | - | 1 |
10. | В боях за Родину | Экскурсия в музей боевой славы МОУ «СОШ №38», встреча с ветеранами войны | туристско-краеведческая | 2 | - | 2 |
11. | Перестройка промышленности на военный лад | Экскурсия в г. Кемерово | туристско-краеведческая | 2 | 1 | 1 |
12. | Оборонный комплекс Кузбасса | Встреча с работниками тыла | туристско-краеведческая | 1 | - | 1 |
13. | Кузбасская деревня в военное время | Конференция | познавательная | 1 | - | 1 |
14. | Переход на рельсы мирного развития | Конференция | познавательная | 1 | - | 1 |
15. | Бурный рост промышленного производства | Просмотр видеофильма | познавательная краеведческая | 1 | - | 1 |
16. | Преобразования в сельском хозяйстве в 1946 – 1975 годы | Дискуссия | познавательная краеведческая | 1 | - | 1 |
17. | Общественно-политическая жизнь после войны | Встреча с интересными людьми | познавательная | 1 | - | 1 |
18. | Развитие социальной сферы в 1946 – 1975 годах | Ролевая игра | познавательная игровая | 1 | - | 1 |
19. | Замедление темпов роста промышленности и попытки её перестройки | Дискуссия | познавательная краеведческая | 1 | - | 1 |
20. | Особенности развития сельского хозяйства | Лабораторно-практическое занятие | познавательная краеведческая | 1 | - | 1 |
21. | Обострение социальных проблем, развитие культуры | Дискуссия | познавательная краеведческая | 1 | - | 1 |
22. | Установление новой власти | Лабораторно-практическое занятие | познавательная | 1 | - | 1 |
23. | Приватизация и демонтаж колхозного строя | Лабораторно-практическое занятие | познавательная | 1 | - | 1 |
24. | Реструктуризация угольной промышленности Кузбасса | Диалог | познавательная краеведческая | 1 | - | 1 |
25. | Рост социальной напряжённости. Общественная жизнь в Кузбассе | Встреча с интересными людьми | познавательная краеведческая | 1 | - | 1 |
26. | Кузбасс расправляет плечи (1998 – 2011 гг.) | Конференция | познавательная краеведческая | 2 | 1 | 1 |
27. | Итоговое повторение | Защита исследовательских проектов учащихся | познавательная краеведческая | 3 | - | 3 |
Итог: | 34 | 4 | 30 |
Учебно-методическое обеспечение
- История Кузбасса, 5 класс: Рабочая тетрадь по программе внеурочной деятельности по направлению «духовно-нравственное» «История Кузбасса»/ Сост. Шахова Л.К. – Ленинск-Кузнецкий: МБОУ «Гимназия №12», 2014 – 16 с.
- Атлас: «Кемеровская область» / под ред. Гнатишин В.Н., Машковская Т.О., Тивяков С.Д. – издательство «Просвещение – регион», 2012 – 31 с.
Материально-техническое обеспечение:
- Карта: «Кемеровская область»
- Цифровые фото и видеокамеры
- Видео- и аудиоматериалы
- Компьютер с выходом в Интернет
- Интерактивная доска
- Материал для выполнения творческих заданий (бумага, гуашь, пластилин, глина, слоёное тесто, песок и т.д.)
Список литературы для учащихся
- Балибалов, И.А. Кемерово: вчера, сегодня, завтра[Текст]/И.А. Балибалов, Кемерово,1982.-144с.
- Верховцева, З.П. Солдаты Сибири [Текст]/З.П. Верховцева, Кемерово,1998.- 336с.
- Герасимов, А.Н. Кузнецкий край в древности и средневековье: учебное пособие для учащихся 9 классов. [Текст]/ А.Н.Герасимов, Кемерово: ИПП Кузбасс: СКИФ, 2007. – 112 с.
- История Кузбасса. [Текст]/ Кемерово, 1967.- 378с.
- Исупов, В.А., Кузнецов, И.С. История Сибири. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений. [Текст]/ В.А. Исупов, И.С. Кузнецов, Новосибирск, 2000.- Гл.10,11,12.
- Кацюба, Д.В. По родному краю. [Текст]/Д.В. Кацюба, Кемерово, 1966.- 108с.
- Кузбасс. Прошлое. Настоящее. Будущее. [Текст]/Кемерово, 1978.- 365с.
- Лаврина, В.Л. История Кузбасса. [Текст] / В.Л.Лаврина, Кемерово:ИПП «Кузбасс», 2007. – 80 с.
- Многонациональный Кузбасс. [Текст]/Кемерово, 2003.- 160с.
- Наумов, Н. Рассказы о старой Сибири. [Текст]/Н. Наумов, Томск, 1960.- 190с.
- Окладников, А.П., Мартынов, А.И. Сокровища Томских писаниц. [Текст]/А.П. Окладников, А.И. Мартынов, М., 1979.-С.28-56.
- Рехлов, В. Повесть о Михайле Волкове. [Текст]/В. Рехлов, Кемерово,1972.- 215с.
- Тулеев А.Г. Кузбасс. Сибирь. Россия. (Губернаторская пятилетка. 1997 –2002 годы) [Текст]/А.Г. Тулеев,Кемерово, 2002.- 380с.
- Феномен Тулеева. [Текст]//Кемерово, 2000.- 224с.
- Шуранов, Н.П. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны. [Текст]/ Н.П. Шуранов, Кемерово, 2000.- С.16-69.
Список литературы для учителя
- Гвоздкова, Л.И. История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе. [Текст]/ И.Л. Гвоздкова, Кемерово, 1997.- Ч.2. Гл.4
- Ермолаев, А.Н. Из истории строительства Сибирской железной дороги на территории Кузбасса в конце XIX – начале XX века. [Текст]/ А.Н. Ермолаев. Архивы Кузбасса: Информационно-методический историко-краеведческий бюллетень №1.Кемерово, 2003.
- История Кузбасса. [Текст] / отв. ред. Н.П.Шуранов, Кемерово: ИПП «Кузбасс», «СКИФ», 2006. – 360 с.
- Из истории освоения юга Западной Сибири русским населением в XVII – XX вв. [Текст]/Кемерово, 1997.- с.44-91
- Кацюба, Д.В. Краеведение в воспитании учащихся. [Текст]/Д.В. Кацюба, М.,1965.- 79с.
- Кемеровской области – 60 лет. [Текст]/Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию Кемеровской области./Кемерово, 2003.- 326с.
- Мирзоев, В. Присоединение и освоение Сибири в исторической литературе XVII века. [Текст]/В.Мирзоев, М.,1960.- 187с.
- Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: сборник научных трудов. [Текст]/Омск, 2002.-С.25-78.
- Угольная промышленность Кузбасса. [Текст]/Кемерово,1997.- с.201-217
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Программа внеурочной деятельности "Кухня Кузбасса"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6-7 классов. Программа реализуется либо при 1 часе в неделю за 2 года, либо при 2 часах в неделю за 1 год....
Программа внеурочной деятельности «Я – юный исследователь природы Кузбасса», направленная на формирование экологической культуры, патриотизма и гражданской позиции обучающихся 5-9 классов
Программа внеурочной деятельности рассчитана на обучающихся 5-9 классов и включает в себя разделы, связанные с такими науками как биология, география и химия. Изучение данного курса способствует не то...
Рабочие тетради к программе внеурочной деятельности "История Кузбасса" для 5 класса
Мною была составлена рабочая тетрадь с различными видами заданий, ориентированных на итоговые результаты освоения данной программы и на духовно-нравственное становление школьников. Материалы рабочей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...