Актуальность: Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизни
школьников, что отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом
и психологическом развитии. Русские народные игры в рамках внеклассной работы
в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогут
предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во
время учёбы. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность
детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий
великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным
средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их
быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве,
желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой
движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры
лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли,
способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем
мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход
детского организма к более высокой степени развития. В играх много
познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей,
развитию их мышлению и самостоятельности действий.
Игра на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания,
восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают
произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание,
усидчивость).
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное
значение и легко доступны людям самого разного возраста. Доказано. Что они
улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную
систему и укрепляют здоровье. Кроме этого являются традиционным средством
педагогики, способствуют установлению прочных связей с коренным народом,
обогащают духовные и социальные качества детей.
Познакомить детей с играми какого-нибудь народа – лучший способ вызвать
интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра – естественный спутник
жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной
силой. В культурно-историческом развитии любого народа игра являлась важным
фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. В
основе этой подготовки лежали особенности взаимоотношения с окружающей
средой. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой
национальности. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с
природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков,
совершенствованию двигательной деятельности.
Преимущество подвижных игр перед строго дозированными упражнениями в
том, что творчество, фантазия, выдумка, инициатива, импровизация, являющиеся
непременным условием большинства игр, способны подарить ученику радость и
эмоциональный подъём.
Учёт возрастных особенностей физического воспитания учащихся
начальной школы, к которым относятся недостаточность развития мышечной силы,
некоторая неустойчивость сердечной деятельности, повышенный обмен веществ,
несовершенство в координации, силе и ловкости движений, относительно быстрая
утомляемость, недостаточный уровень волевых и других качеств, малый запас
знаний о своих двигательных возможностях, дают нам основание для широкого
применения в процессе физического воспитания подвижных игр, которые по
специфичному влиянию, оказываемому на личность ребёнка, являются наиболее
действенным средством воспитания.
Цели достигаемые при реализации рабочей программы
Цель программы: создание условий для физического развития детей,
формирование личности ребёнка средствами подвижных игр через включение их
в совместную деятельность.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
активизировать двигательную активность младших школьников во
внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью
использовать их при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить
подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и
обстоятельств;
создавать условия для проявления чувства коллективизма;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения,
внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так
же эмоционально-чувственную сферу;
развивать умения ориентироваться в пространстве;
обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям применению
их в различных по сложности условиях;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к
подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего
образования является обеспечение планируемых результатов по достижению
выпускником начальной школы целевых установок , навыков, умений, знаний и
компетенций, определяемых личностными, общественным, семейными ,
государственными потребностями и возможностями ребенка младшего возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются
следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,
планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку,
взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе,
-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающие
принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей,
-укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.