Этап урока | Деятельность учителя и ученика | комментарии |
Опрос домашнего задания. Задача: закрепление ранее пройденного материала | В ходе опроса домашнего задания ряд учащихся выполняют индивидуальные задания по карточкам в письменной форме, по окончанию сдают их на проверку учителю. Оставшиеся учащиеся вовлечены в устный опрос домашнего задания. Задание1. Покажите на карте территорию Киевской Руси. Покажите столицу Киевской Руси. Задание 2. Рассказать о приходе князя Владимира к власти и его внутренней и внешней политике. Карточки с заданиями. 1. Великий князь – это: А) глава великого Киевского княжества в X – XII вв. на Руси; Б) предводитель дружины; В) член Совета старейшин; Г) глава народного собрания у славян.
2. Язычество – это: А) религия, которую исповедовали славяне; Б) вид идолопоклонства; В) культовый обряд; Г) религиозные обряды.
- Перечислите языческих богов восточных славян, которым они поклонялись до 10века______________
___________________________________________________ Учитель комментирует работу по карточкам, дополняет, исправляет ответы учащихся, делает вывод. Вывод: князь Владимир понимал, что из-за поклонения разным богам среди русских людей не было единства, возникали противоречия. Он хотел объединить всех жителей Руси при помощи веры в одного бога и под властью одного князя. | Дают развернутые ответы
Карточки с заданиями 1, 2 и 3 даются выборочно нескольким учащимся для заполнения в письменной форме.
|
Актуализация знаний по теме с целью понимания готовы ли обучающиеся к изучению нового материала | Сообщение темы, целей урока, планирование своей деятельности: «Крещение Руси при князе Владимире». Фронтальная беседа. Вопросы для фронтальной беседы: - с чего начинается изучения любого важного исторического события? - что, как правило, предшествует событию? - на основании чего мы определяем важность того или иного события для истории государства? План: - Причины принятия христианства на Руси. - Крещение Руси. - Образование Русской церкви. - Образование русских монастырей. - Значения принятия христианства. | Сформулированный план записывается в тетрадь вместе с темой |
Изучение нового материала | 1.Работа с фрагментом фильма «Сказание о Крещении Руси». Ученикам перед началом просмотра кинофильма предоставляется несколько вопросов: - Кто и какую веру предлагал киевскому князю? - Почему князь Владимир выбрал православие? Словарная работа – христианство. Задача учеников просмотреть фильм и сформулировать ответы на вопросы. Учитель по окончанию работы учащихся организует фронтальную беседу по вопросам к фильму. А так же вопрос – насколько можно доверять фактом из вторичного источника? |
|
| 2. Рассказ учителя о крещении Руси с опорой на презентацию. Владимир решил сам стать христианином и принять христианство. Чтобы стать христианином, нужно было принять обряд крещение – «смыть с себя старую веру» водой и очиститься. Затем священник брал в руки крест и крестил им тех, кто был в воде, читал молитву. Потом человек накладывал на себя крест рукой: от лба до пояса, от правого плеча к левому плечу. Ведь крест являлся символом христиан. Словарная работа: крещение, священник, крест, молитва. Владимир принял христианство в одном из греческих городов, чтобы закрепить свою связь с христианской Византией, князь Владимир женился на дочери византийского императора Анне В 988 году князь вернулся в Киев с греческим священником. Сначала священник окрестил всех жителей Киева. Весь народ собрался на берегу Днепра. Люди вошли в воду. Женщины держали младенцев на руках. Священник прочитал молитву и поднял крест над головами киевлян. Так прошло крещение в Киеве. Постепенно христианство было введено на всей русской земле. 1. - В каком году началось крещение Руси? - Покажите на «Ленте времени», какой это век? - При каком князе началось крещение Руси? - С какого города началось крещение Руси? |
Новые слова записывают в тетрадь.
Записывают дату в тетрадь.
Отвечают на вопросы. |
| 3.Рассказ ученика о Христианской вере (опережающее задание). - Чему учит Христианство? - Почему главным символом (отличительным знаком) христианства является крест? - Поясните название новой религии – христианство. - Каким должен быть человек, по мнению христиан? | Прослушав рассказ ученика, отвечают на вопросы. |
| 4. Работа с текстом об образовании Русской Церкви и русских монастырей. Работа осуществляется по группам. Каждая группа получает свой фрагмент текста и свой вопрос. Учащиеся самостоятельно читают свой фрагмент документ и формулируют ответ на вопросы. Учитель при необходимости направляет их деятельность и помогает в отборе исторических фактов. Задания к тексту: 1. Как осуществлялось управление Русской Церковью? 2. Чему посвящали монахи свою жизнь? По окончанию самостоятельной работы учащиеся дают полные развернутые ответ на вопросы. Учитель корректирует и направляет наводящими вопросами ответы учеников, подводя их к правильным ответам.
| Группы формируются по принципу сильные, средние, слабые учащиеся. Специальная рассадка по группам не обязательна, так как задания можно выдать индивидуально.
|
| 5. Мозговой штурм. Тема игры – значения принятия христианства на Руси. Учащиеся в течение нескольких минут предлагают всевозможные варианты ответа на вопрос как повлияло на дальнейшее развитие Руси и России принятие Владимиров христианства. Затем из всех предложенных вариантов в ходе беседы выбираются те значения, которые действительно имеют место быть. И они фиксируются в тетрадь. «Значения принятия христианства: - Появление письменности;
- Развитие образования;
- Появление храмового строительства;
- Появление иконописи;
- Развитие культуры в целом и изменения нравов;
- Укрепление международного положения Руси;
- Усиление власти киевского князя».
| Список значений и его формулировки могут быть изменены в зависимости от предложенных учащимися идей и уровня обобщения. |
Блок закрепление пройденного материала. | Беседа по вопросам: - Зачем нужно было крестить Русь? - Когда и кем было принято христианство на Руси? - Что предшествовало Крещению? - Что принятие христианства дало будущей России?
Ряд учащихся выполняют индивидуальные задания по карточкам в письменной форме, по окончанию сдают их на проверку учителю. Задание 1. Прочитайте правила, которые должны соблюдать верующие христиане. Правила (заповеди) христиан | Пояснения | 1. Поклоняйся одному Богу… Не делай себе кумира и никакого изображения… не поклоняйся им и не служи им… Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри же они волки хищные: по делам познаете их… 2. Шесть дней работай… а день седьмой – (отдай) Господу Богу твоему… 3. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которые Господь, Бог твой, дает тебе. 4. Не убивай. 5. Не прелюбодействуй. 6. Не кради. 7. Не произноси ложного слова. 8. Не желай… ничего, что у ближнего твоего. | а) не вреди здоровью других людей, их жизни; б) поклоняйся только Богу и никому другому, так как другие могут ошибаться или обманывать; в) уважай старших и своих близких, заботься об отце и матери; г) говори только правду; д) избегай "нечистых" мыслей и желаний, не изменяй жене или мужу; е) нельзя брать ничего чужого ни силой, ни хитростью; ж) работай шесть дней в неделю, один день отдыхай; з) не завидуй другим. |
Подберите к каждому правилу подходящее по смыслу пояснение из второго столбика таблицы, соедини стрелками. Задание 2. Из Библии в речь вошло много поговорок и выражений. Поговорки и образные выражения | Пояснение | 1. Возлюби ближнего твоего, как самого себя. 2. Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы. 3. Что ты смотришь на соринку в глазу соседа своего, а бревна в своем глазу не замечаешь? 4. Не выставляй напоказ добродетель свою. Кто возвышает себя, тот унижен будет. 5. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. 6. Блажен человек, который потрудился: он нашел жизнь. 7. Не хлебом единым жив человек… 8. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними… | а) не надо осуждать проступки других людей, нельзя говорить о них плохо; б) надо с уважением относиться ко всем людям, прощать даже врагов своих; в) в первую очередь надо видеть и искоренять свои недостатки, а не указывать на пороки других людей; г) надо меньше думать о богатстве, еде и одежде, а больше заботиться о чистоте души, чистоте мыслей и дел; д) не надо хвалить себя перед другими, надо делать хорошие дела не за похвалу или награду; е) труд является основой жизни; ж) надо быть настойчивым, тогда достигнешь цели; з) делай людям добро, относись ко всем по-доброму. |
Подберите к данным выражениям подходящее по смыслу пояснение из второго столбика таблицы, соедини стрелками.
Задание 3. Перепишите слова в тетрадь, вставь пропущенные буквы, объясните их: добр-любие, мил-сердие, скромн-сть, труд-любие, настойч-вость, над-жда, см-рение. Составьте с этими словами рассказ о верующем человеке. 2.
|
|
Первичная рефлексия | Выставление оценок за работу на уроке и их комментирование. - Что понравилось на уроке? - Что нового узнали на уроке? | Комментирование и оценивание детей друг другом |
Домашние задания. | Объяснение домашнего задания (по карточкам 2.)
| Записывают в дневник |