Конспект и презентация урока истории в 6 классе «Правление князя Владимира и крещение Руси»
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Класс: 6. Предмет: история
Тема урока: «Правление князя Владимира и крещение Руси»
Место и роль урока в изучаемой теме: третий урок в теме «Русь в IX – первой половине XII в.»
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока - Подведение учащихся к пониманию роли князя Владимира Святославовича в развитии государства, причин и последствий крещения Руси.
Задачи урока:
Образовательные: определять основные направления политики князя Владимира и значение его деятельности для укрепления государства на Руси;
Развивающие: развивать умение работать с картой, находить информацию в тексте, и иллюстрациях, выделять главное.
Воспитательные: формировать уважительное отношение к историческому прошлому страны, стремление к правдивому изложению исторического прошлого, толерантности по отношению к людям другой национальности и веры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока в 6 классе_Правление князя Владимира | 68.42 КБ |
Презентация к уроку | 2.91 МБ |
Видеофрагмент к уроку | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
- Матирко Вера Валентиновна
- Класс: 6. Предмет: история
- Тема урока: «Правление князя Владимира и крещение Руси»
- Место и роль урока в изучаемой теме: третий урок в теме» Русь в IX – первой половине XII в.
- Тип урока: комбинированный урок
Цель урока | Подведение учащихся к пониманию роли князя Владимира Святославовича в развитии государства, причин и последствий крещения Руси. |
Задачи урока | Образовательные: определять основные направления политики князя Владимира и значение его деятельности для укрепления государства на Руси; Развивающие: развивать умение работать с картой, находить информацию в тексте, и иллюстрациях, выделять главное. Воспитательные: формировать уважительное отношение к историческому прошлому страны, стремление к правдивому изложению исторического прошлого, толерантности по отношению к людям другой национальности и веры. |
Планируемые результаты | Личностные: – осознавать историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить знания о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие христианства; – сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке объектам; – помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений; –развивать навыки общения и совместной деятельности. Метапредметные: – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи; –создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД. Предметные: учащиеся научатся: – объяснять причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси, понимать значение этого события для русского народа; – давать оценку деятельности князя Владимира для развития Русского государства; учащиеся получат возможность научаться: – сравнивать свидетельства различных исторических источников; – составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описание событий крещения Руси; – уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий; – извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста. |
Основные понятия и термины | Ислам, иудаизм, христианство, митрополит, епископ, монастырь, православие, язычество, крещение, католичество. |
Персоналии | Владимир Первый (Святой) |
Основные источники информации | мультимедийная презентация, учебник «История России 6 класс» под редакцией А.В.Торкунова , отрывки из «Повести временных лет». |
Оборудование | Карта «Древнерусское государство в 9 – начале 12 веков», проектор, компьютер, раздаточный материал по крещению Руси. |
Технологии и методы | Технология смыслового чтения |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Приложение
Сообщение ученика
В 983 г. Владимир ходил войной на вятичей и покорил их. Возвратившись в Киев, он совершил жертвоприношение идолам. Старшины и бояре советовали Владимиру: “Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет того и принесем богам”. Жребий пал на юного Ивана, сына одного варяга-христианина по имени Федор. Посланные сказали отцу: “Отдай сына богам, они выбрали его себе в жертву”. Федор же отвечал: “Ваши боги – неправильные, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам”. Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном на сенях. Народ кричал ему: “Дай сына своего богам!”. Он отвечал: “Пусть боги сами придут и возьмут его, если они боги. А вы о чем хлопочите?”. Яростный крик был ответом толпы язычников, которые убили варягов.
1 пара Текст №1 «Повесть временных лет» о крещении Руси.
«Князь Владимир повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!». Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор».
Вопросы: - Когда и где происходили описанные события?
- Какое наказание идолам учинил князь Владимир после принятия христианства. Объясните, почему?
- Как относились к такому наказанию люди? Объясните их поведение.
2 пара Текст №2 «Повесть временных лет» о крещении киевлян
«….Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах". Люди же, крестившись, разошлись по домам».
Вопрос:
- Какое событие описано в отрывке из «Повести временных лет»?
- Как восприняли крещение киевляне?
3 пара Текст №3 Из кн.Сиповского В.Д. «Родная старина» о крещении Новгорода
«Всполошились новгородцы, когда проведали, что Добрыня идет крестить их, – собрали вече, поклялись не пускать его в город и не давать кумиров на поругание. Когда же он пришел, новгородцы разобрали наскоро мост, ведущий через Волхов в самый город, и взялись за оружие. Попробовал Добрыня уговаривать их, – они и слушать ничего не хотели, вывезли пороки (камнеметательные машины) против дружины его. Епископ со священниками остановились на Торговой стороне. Ходили они по рынкам и улицам, учили людей сколько могли, в два дня успели окрестить несколько сот человек. На другой же стороне один из старшин новгородских, Угоняй, ездил на коне среди народа и кричал:
– Лучше умереть нам, чем дать богов наших на поругание!
- Как новгородцы отнеслись к крещению?
- Какая поговорка сложилась о новгородцах?
Из кн.Сиповского В.Д. «Родная старина» о крещении Новгорода
Разъяренный народ кинулся на дом Добрыни, разорил, разграбил его имение, убил жену и некоторых родичей. …… Окружили они маленький отряд Путяты, и началась злая сеча; но на рассвете подоспел на помощь ему Добрыня с людьми своими и велел для острастки мятежникам зажечь некоторые дома на берегу. Новгородцы испугались и запросили пощады,… Добрыня приказал уничтожить идолы: деревянные сжечь, а каменные разбивать и бросать в реку. Многие язычники с воплями и слезами умоляли не трогать их богов; но Добрыня с насмешкой сказал им:
– Нечего вам жалеть о тех, которые сами не могут оборонить себя! Какой пользы вы можете ждать от них?
Он приказал всем креститься: многих удалось уговорить, и они шли по своей воле; но были и такие, которых воины тащили силою. О новгородцах сложилась поговорка, что их «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем»».
- Как новгородцы отнеслись к крещению?
- Какая поговорка сложилась о новгородцах?
Тест . Правление князя Владимира
А1. Откуда на Русь пришло христианство?
1) из Волжской Булгарии
2) из Рима
3) из Хазарского каганата
4) из Византии
А2. Причиной принятия христианства на Руси было стремление:
1) князя Святослава породниться с правителями европейских стран
2) киевских князей избежать порабощения хазарами
3) жителей Киевской Руси перейти в христианство
4) киевских князей упрочить государство и свою власть
А3. Деятельность князя Владимира была направлена на:
1) установление определенных норм сбора дани
2) ведение военных походов против Тюркского каганата
3) строительство городов Новгорода и Киева
4) строительство оборонительных рубежей на южных
границах государства
А4. Принятие христианства:
1) замедлило развитие культуры
2) привело к созданию Древнерусского государства
3) укрепило международное положение Руси "2
4) привело к полному исчезновению язычества
5) к проникновению на Русь письменности и византийской культуры
(в задании может быть как один, так и несколько вариантов ответов)
В1. Установите правильную последовательность событий.
А. Поход князя Владимира на Херсонес (Корсунь)
Б. Крещение Руси
В. Религиозная реформа: провозглашение шести языческих
богов главными божествами Руси
Г. Начало княжения Владимира Святославича
1 | 2 | 3 | 4 |
Тест . Правление князя Владимира
А1. Откуда на Русь пришло христианство?
1) из Волжской Булгарии
2) из Рима
3) из Хазарского каганата
4) из Византии
А2. Причиной принятия христианства на Руси было стремление:
1) князя Святослава породниться с правителями европейских стран
2) киевских князей избежать порабощения хазарами
3) жителей Киевской Руси перейти в христианство
4) киевских князей упрочить государство и свою власть
А3. Деятельность князя Владимира была направлена на:
1) установление определенных норм сбора дани
2) ведение военных походов против Тюркского каганата
3) строительство городов Новгорода и Киева
4) строительство оборонительных рубежей на южных
границах государства
А4. Принятие христианства:
1) замедлило развитие культуры
2) привело к созданию Древнерусского государства
3) укрепило международное положение Руси "2
4) привело к полному исчезновению язычества
5) к проникновению на Русь письменности и византийской культуры
(в задании может быть как один, так и несколько вариантов ответов)
В1. Установите правильную последовательность событий.
А. Поход князя Владимира на Херсонес (Корсунь)
Б. Крещение Руси
В. Религиозная реформа: провозглашение шести языческих
богов главными божествами Руси
Г. Начало княжения Владимира Святославича
1 | 2 | 3 | 4 |
Ф.И.
N | Критерии оценки | Макс. балл | Моя оценка |
1 | Я сегодня активно работал в течении всего урока | 5 | |
2 | Я неоднократно выступал публично | 5 | |
3 | Я активно работал в паре | 5 | |
4 | Я не очень активно работал на уроке | 2 | |
5 | Я не очень активно работал в паре | 1 | |
6 | Я часть времени спал, но вовремя проснулся и чуть поработал | 1 | |
7 | Я был не готов работать на уроке, но кое-что произносил тихо, но не был услышан. | 0,5 | |
8 | Я все знал, но предпочитал молчать (не по мне эта наука) | 0.25 | |
9 | Я даже смотрел и слушал, что вокруг происходит | 0.25 | |
10 | Я вообще не понял, что здесь происходило | 0.5 | |
11 | Я решил стать историком | 10 |
Итого я набрал - ___________баллов.
Считаю, что заслужил оценку________
Поставьте галочки в те графы, которые соответствуют вашей работе на уроке
Ф.И.
N | Критерии оценки | Макс. балл | Моя оценка |
1 | Я сегодня активно работал в течении всего урока | 5 | |
2 | Я неоднократно выступал публично | 5 | |
3 | Я активно работал в паре | 5 | |
4 | Я не очень активно работал на уроке | 2 | |
5 | Я не очень активно работал в паре | 1 | |
6 | Я часть времени спал, но вовремя проснулся и чуть поработал | 1 | |
7 | Я был не готов работать на уроке, но кое-что произносил тихо, но не был услышан. | 0,5 | |
8 | Я все знал, но предпочитал молчать (не по мне эта наука) | 0.25 | |
9 | Я даже смотрел и слушал, что вокруг происходит | 0.25 | |
10 | Я вообще не понял, что здесь происходило | 0.5 | |
11 | Я решил стать историком | 10 |
Итого я набрал - ___________баллов.
Считаю, что заслужил оценку________
Поставьте галочки в те графы, которые соответствуют вашей работе на уроке
ИЗ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
В лето 986. Пришли болгары магометанской веры, говоря: «...уверуй в закон наш и поклонись Магомету... Учит нас Магомет так... не есть свинины, вина не пить... Даст Магомет каждому по семидесяти прекрасных жён...» Владимир... сам любил жён... и сладко было ему слушать. Но что было ему нелюбо... запрещение употребления свиного мяса. А о питье отверг напрочь: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти». Потом пришли немцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные папой»... Владимир же сказал немцам: «Идите обратно, ибо отцы наши не приняли этого». ...Пришли хазарские иудеи... Он же спросил: «А где земля ваша?» ...И ответили те: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по разным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». И сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны... Или и нам того же хотите?» Затем прислали греки к Владимиру философа... Философ... сказал: «Если хочешь стать с праведниками, то крестись»...
1. Какие аргументы, по мнению летописца, оказали решающее влияние на выбор веры Владимиром?
2. Можно ли считать летописный рассказ полностью достоверным?
ИЗ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Пришли посланные нами мужи, послушаем же их»... Они же сказали: «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, т. е. в мечети... нет в них веселия, только печаль... И пришли мы к немцам, и видели в храмах многие их службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом...»
1. Какие аргументы, по мнению летописца, оказали решающее влияние на выбор веры Владимиром?
2. Можно ли считать летописный рассказ полностью достоверным?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правление князя Владимира. Крещение Руси
Верования древних славян
Цель урока : выяснить какова роль князя Владимира Святославича в развитии государства, причины и последствия крещения Руси
1. «Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С . М. Соловьёв.
2. «Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…» Н.М. Карамзин
3 . «…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…». Н.М. Карамзин.
4 . «Повесть временных лет» характеризует князя как женолюбца «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове , […].» Повесть временных лет
После смерти Святослава между его сыновьями началась борьба за власть. Победу в этой борьбе одержал Владимир Святославич . Святослав Ярополк ( Киев) Олег (Древлянская земля) Владимир (Новгород)
Убийство Ярополка
Правление князя Владимира
Крещение князя Владимира
Князь Владимир и принцесса Анна
Свержение идолов языческих богов в Киеве
Крещение киевлян
Христиане и язычники
Через некоторое время после принятия христианства, на Руси сложилась четкая церковная организация. Константинопольский Патриарх Митрополит Епископы Белое духовенство , служившее в городских и сельских церквях. Черное духовенство , жившее в монастырях.
Собор Святой Софии в Киеве Заложен Ярославом Мудрым 1037 г . Собор Святой Софии в Новгороде Заложен 1045-1050 гг .
Обучение грамоте в школах Древней Руси
А1 . Откуда на Русь пришло христианство? 1) из Волжской Булгарии 2) из Рима 3) из Хазарского каганата 4) из Византии .
А2. Когда произошло Крещение Руси? 1) в 980г. 2) в 960г. 3) в 988г. 4) в1988г.
А3* . Причинами принятия христианства на Руси было стремление: 1)укрепить международный авторитет Киевской Руси; 2) князя Святослава породниться с правителями европейских стран 3) киевских князей избежать порабощения хазарами 4) киевских князей упрочить государство и свою власть 5) жителей Киевской Руси перейти в христианство (в задании может быть как один, так и несколько вариантов ответов)
А4. Деятельность князя Владимира была направлена на: 1) установление определенных норм сбора дани 2) ведение военных походов против Тюркского каганата 3) строительство городов Новгорода и Киева 4) строительство оборонительных рубежей на южных границах государства
А5*. Принятие христианства: 1) замедлило развитие культуры 2) привело к созданию Древнерусского государства 3) укрепило международное положение Руси 4) привело к полному исчезновению язычества 5) к проникновению на Русь письменности и византийской культуры (в задании может быть как один, так и несколько вариантов ответов)
В1 . Установите правильную последовательность событий. А. Поход князя Владимира на Херсонес (Корсунь) Б. Крещение Руси В. Религиозная реформа: провозглашение шести языческих богов главными божествами Руси Г. Начало княжения Владимира Святославовича
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правление князя Владимира. Крещение Руси
Верования древних славян
Цель урока : выяснить какова роль князя Владимира Святославича в развитии государства, причины и последствия крещения Руси
1. «Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С . М. Соловьёв.
2. «Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…» Н.М. Карамзин
3 . «…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…». Н.М. Карамзин.
4 . «Повесть временных лет» характеризует князя как женолюбца «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове , […].» Повесть временных лет
После смерти Святослава между его сыновьями началась борьба за власть. Победу в этой борьбе одержал Владимир Святославич . Святослав Ярополк ( Киев) Олег (Древлянская земля) Владимир (Новгород)
Убийство Ярополка
Правление князя Владимира
Крещение князя Владимира
Князь Владимир и принцесса Анна
Свержение идолов языческих богов в Киеве
Крещение киевлян
Христиане и язычники
Через некоторое время после принятия христианства, на Руси сложилась четкая церковная организация. Константинопольский Патриарх Митрополит Епископы Белое духовенство , служившее в городских и сельских церквях. Черное духовенство , жившее в монастырях.
Собор Святой Софии в Киеве Заложен Ярославом Мудрым 1037 г . Собор Святой Софии в Новгороде Заложен 1045-1050 гг .
Обучение грамоте в школах Древней Руси
А1 . Откуда на Русь пришло христианство? 1) из Волжской Булгарии 2) из Рима 3) из Хазарского каганата 4) из Византии .
А2. Когда произошло Крещение Руси? 1) в 980г. 2) в 960г. 3) в 988г. 4) в1988г.
А3* . Причинами принятия христианства на Руси было стремление: 1)укрепить международный авторитет Киевской Руси; 2) князя Святослава породниться с правителями европейских стран 3) киевских князей избежать порабощения хазарами 4) киевских князей упрочить государство и свою власть 5) жителей Киевской Руси перейти в христианство (в задании может быть как один, так и несколько вариантов ответов)
А4. Деятельность князя Владимира была направлена на: 1) установление определенных норм сбора дани 2) ведение военных походов против Тюркского каганата 3) строительство городов Новгорода и Киева 4) строительство оборонительных рубежей на южных границах государства
А5*. Принятие христианства: 1) замедлило развитие культуры 2) привело к созданию Древнерусского государства 3) укрепило международное положение Руси 4) привело к полному исчезновению язычества 5) к проникновению на Русь письменности и византийской культуры (в задании может быть как один, так и несколько вариантов ответов)
В1 . Установите правильную последовательность событий. А. Поход князя Владимира на Херсонес (Корсунь) Б. Крещение Руси В. Религиозная реформа: провозглашение шести языческих богов главными божествами Руси Г. Начало княжения Владимира Святославовича
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории в 6 классе "Правление князя Владимира. Крещение Руси"
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...
ПРОЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ В 6 КЛАССЕ "Правление князя Владимира. Крещение Руси".
ПРОЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ В 6 КЛАССЕ "Правление князя Владимира. Крещение Руси"....
«Правление князя Владимира и крещение Руси».
Урок истории в 6 классе...
«Правление князя Владимира и крещение Руси».
Урок истории в 6 классе...
Презентация к уроку для 6 класса "Правление князя Владимира. Крещение Руси"
Презентация к уроку для 6 класса "Правление князя Владимира. Крещение Руси" составлена по материалам учебника по истории России для 6 класса под редакцией А.В. Торкунова....
«Правление князя Владимира и крещение Руси»
технологическая карта...
Правление князя Владимира и крещение Руси.
Тема: Правление князя Владимира и крещение Руси.Цель: ознакомить учащихся с внешней и внутренней политикой князя Владимира, дать представление о принятии христианства на Руси.Задачи:объяснить осо...