Конспект урока. Нравственные заветы Древней Руси. "Поучение" Владимира Мономаха.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Конспект содержит элементы кейс-технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_drevnerusskaya_literatura_urok.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 7 классе в разделе «Древнерусская литература»
Тема урока: Нравственные заветы Древней Руси. «Поучение» Владимира Мономаха.
Задачи:
- Познакомить с жанровыми и языковыми особенностями «Повести временных лет».
- Определить «нравственные заветы», используя текст «Поучения»; сравнить с современными представлениями.
- Учить монологическим высказываниям, комментарию древнерусского текста на примере «Поучений» Владимира Мономаха.
- Развивать исследовательские, коммуникативные навыки учащихся
Ход урока
Этап урока | Содержание работы | Характер деятельности учащихся |
Предварительное домашнее задание к уроку. | Ознакомиться со статьей учебника «Древнерусская литература»; заполнить таблицу «Состав летописного свода» в тетради. Прочитать «Поучение» В.Мономаха. По словарю определить значение слов: нравственный, завет. | Самостоятельная работа дома при подготовке к уроку. |
Организационный момент. Знакомство с темой урока. | Работа с эпиграфом к уроку. «Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться…» (слайды 1- 4). | Высказывают мнение своё, определяют значение эпиграфа для раскрытия темы урока. |
Проверка домашнего задания | « …чувство общественной ответственности писателя...» (слайд 4). Чтение отрывков – высказываний Д.С. Лихачева о древнерусской литературе. «…откуда есть пошла русская земля...» (слайд 5,6). | Работа по материалам статьи, прочитанной дома. |
Переход к основному содержанию. | Слово учителя об историческом периоде времени возникновения древнерусской литературы. (Дополнения к ответам учащихся). | Вносят дополнения в тетрадь. |
Повторение изученного. | -Кто был первым создателем летописей? -Как в древности трудились над рукописной книгой? - Каковы особенности языка «Повести временных лет»? - Тематика летописного свода? (слайды 7,8) - Чем объясняется столь высокая оценка, данная Д.С. Лихачевым? - Какие нравственные заветы оставила нам древнерусская литература? (слайд 9) | Беседа с учащимися. Обобщение полученных ранее сведений о древнерусской литературе. Учащиеся выписывают себе в тетрадь те особенности, которые характеризуют древнерусскую литературу. |
Кейс – задача. | 1.Я предлагаю вам на время представить себя младшим научным сотрудником исторического музея. Вам принесли найденный фрагмент текста. Вы должны понять его содержание и написать современную редакцию. Определите, каким параметрам древнерусской литературы он соответствует. (слайд 10). 2.Представление вариантов решения данной задачи учащимися. 3.Как вы думаете, можно ли отнести этот фрагмент к произведению древнерусской литературы? | Пользуются теми записями в тетрадях, которые они сделали в предыдущем задании: предварительно выписанными признаками древнерусской литературы, особенностями языка. Вывод учащихся. |
Историческая справка о В. Мономахе. Знакомство с «Поучением». | -Просмотр видеофрагмента.(слайд 11) Слово учителя. Чтобы понять особенности характера и нравственные устои Мономаха, нужно прочесть его духовное завещание, наставление сыновьям. «Поучение Владимира Мономаха-это его политическое и нравственное завещание. «Поучение» - произведение уникальное, неповторимое по содержанию, по глубине мыслей. Это произведение, отразившее личность автора. Оно захватывает своим высоким духом и ярким, образным литературным языком. | Делают записи в тетради. |
Постановка проблемного вопроса. | - Как вы думаете, устарели или нет нравственные заветы, высказанные в «Поучении»? (слайды 12-13) | Предположение учащихся. |
Основной этап. | Ответьте на вопросы: – В чем смысл «Поучения»? Докажите, приводя примеры из текста, что актуально или неактуально именно сегодня. (слайд 14 ). | Исследовательская работа с текстом. Выборочное чтение примеров. |
Кейс-задача. | - Давайте вспомним все наши действия на уроке. -Представьте, что вы снова редактор, только что прочитавший поучение, как вы думаете, каким должен быть человек, написавший его? Решение кейса – выводы учащихся о характере древнерусского писателя. | Учащиеся перечисляют, но очень важно, чтобы была названа работа по «редактированию» летописи. |
Работа с эпиграфом. Выводы. | – Почему просит автор принять грамотку в сердце свое? Как вы понимаете эту просьбу? Какие советы вы запомнили? (Слайд 15) - Сумел ли эпиграф подвести к пониманию темы и идеи урока? -Итак, чем Владимир Мономах заслужил восторженные отзывы своих современников и благодарную память потомков? (слайд 16). | Учащиеся аргументируют. Делают выводы |
Кейс – ситуация. Домашнее задание. | Какие бы вопросы вы могли задать Владимиру Мономаху, оказавшись его современником. Запишите в тетрадь. |
Литература.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
- Ресурсы сети Интернет:
http://festival.1september.ru/articles/583224/.
http://gnmc.chita.ru/?q=node/49.
charko.narod.ru›tekst/an4/1.html.
- Литература. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. Ч. I.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Нравственные заветы Древней Руси. "Поучение" В. Мономаха"
Презентация поддерживает урок по данной теме....
Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация
К конспекту урока прилагаются: презентация по теме урока (Приложение 1), форма индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"
Конспект урока в соответствии с ФГОС по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"...
"Нравственные заветы Древней Руси" (7 класс)
Конспект урока литературы (7 класс), проведенного в школьном музее "Берега"...
Технологическая карта урока литературы по теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цели урока: 1) образовательная: познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских», показать на примере об...
«Поучение» Владимира Мономаха: Нравственные заветы Древней Руси
Цели:Формирование у участников проекта эмпатической культуры, чувства сопереживания, сострадания к окружающим, близким людям посредством изучения древнерусской православной литературы, расш...
Нравственные заветы Древней Руси. «Поучение Владимира Мономаха».
Данное внеклассное мероприятие посвящено Великому русскому князю Владимиру Мономаху. Оно знакомит с особенностями поучения как жанра литературы, способствует осмысленному пониманию «Поучения&raq...