Конспект урока истории в 7-м кл. по теме: "Крещение Руси при князе Владимире"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Колузанова Ольга Сергеевна

Знакомство с  князем Владимиром, введшего христианскую веру на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreshchenie_rusi_pri_knyaze_vladimire_7_kl.docx44.56 КБ

Предварительный просмотр:

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcT3CiigsMhs3lH3c6p-ERjjcJQNy2XCoGmbfBhSCbxQUbpI5Ydx

Конспект урока истории в 7 классе  МКОУ  С(К)ОШ

 по теме

«Крещение Руси при  князе Владимире».

Учитель – Колузанова  О.С.-

первая квалификационная категория.

г. Выкса

Тема урока. Крещение Руси при  князе Владимире.

Цель. Закрепить и обобщить основные знания  учащихся о князьях Киевской Руси в период от Рюрика до Святослава, об их вкладе в развитие Земли  Русской. Познакомить с  князем Владимиром, введшего  христианскую веру на Руси.

Задачи.

Образовательные: дать представление о том , как Русь стала христианской страной;  учить понимать необходимость принятия христианства на Руси .

Коррекционно-развивающие:  ориентирование в пространстве через развитие умения работать с текстом учебника, исторической картой; развитие внимания,  памяти, речи, межпредметные связи (география, чтение, письмо, математика)  через формирование  умения  давать полные ответы на поставленные вопросы, расширение  кругозора , наглядно образного мышления, зрительного анализатора   через дополнительный материал домашнего задания  на основе материалов  мультимедийной  презентации, просмотра видеофильма  в Power Point, развитие предметно-следственной связи посредством закрепления изученного материла через тестирование и рефлексию.

Воспитательные:  способствовать уважительному отношению к святыням  христиан, земли русской, воспитание чувства патриотизма, мотивация к обучению.

Основные знания.

Принятие христианства на Руси в 988 г.

Основные термины и понятия.

Религия, христиане, крещение, священник, крест, молитва, патриарх, митрополит, проповедники.

Оборудование и материалы.

Карта «Древняя Русь  IX-XI в.в.,мультимедийная презентация, учебник  и тетрадь по истории.

Тип урока.

Комбинированный.

Целесообразность использования мультимедийной презентации на уроке:

1.Отсутствие  наглядного материала о первых русских князьях;

2.Увеличение количества предлагаемой информации.

3.Повышение эффективности усвоения материала при изложении и показе фрагментов, мотивация  к  обучению.

4.Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент.

1.Целевая установка.

(Слайд №1)

Здравствуйте, будьте здоровыми и удачливыми. Прошу садиться.

Дети стоя приветствуют учителя. После разрешения садятся.

2. Сообщение цели урока.

(Эмоциональный настрой)

3.Повторение. Актуализация ранее изученного.

(Развитие памяти, внимания, логического мышления, речи, зрительного анализатора, межпредментные связи)

4.Дополнительное домашнее  задание.

(Развитие памяти, речи,  эмоционально-волевой сферы, систематизиро-вание знаний, причинно-следственных связей )

5. Изучение нового материала.

(Развитие памяти, внима-ния, речи, воображения, зрительных анализаторов, причинно-следственных связей)

(Здоровьесберегающие технологии)

6. Вывод.

(Обобщение и систематизирование полученных знаний на уроке)

7. Закрепление.

8. Подведение итогов.

( Формирование личностно-волевых качеств)

9.Домашнее задание.

10. Итог.

Сегодня в ходе урока мы закрепим и обобщим основные знания о князьях Киевской Руси в период от Рюрика до Святослава, об их вкладе в развитие  Земли Русской.

Познакомимся еще с одним князем из династии Рюриковичей – Владимиром, введшего христианскую веру на Руси.

(слайд №2).

Давайте совершим путешествие во времени. Мы вернемся  на 1027 лет назад в Древнюю Русь  к нашим предкам.

-Кто такие предки? (лексическое значение слова  предки) (Слайд №3)

-Найдите корень в этом слове, что он означает ?

Предки – пред, т.е. перед чем-то, следовательно,

-Кто наши предки?

- А кто тогда мы с вами?

Мы те, кто появился на свет потом… (Слайд №5)

Задание 1.

Назовите имена первых русских князей в том порядке, в каком они правили Русью.

(Слайд №6)

Задание 2.

Что вы знаете о –

- князе Рюрике ,

- князе Олеге,

- князе Игоре,

-княгине Ольге,

- князе Святославе ?

(Слайды 7-11)

Задание №3.

-Что вы знаете о духовной жизни славян?

-Во что верили наши предки? (Слайд 12-13)

-Мы с вами тоже язычники?

( Мы – православные христиане).

О том, как мы стали христианами – тема нашего урока.

Тема урока: «Крещение Руси при князе Владимире».

(слайд №14)

Нам   предстоит исследовать такие вопросы:

1)Кто из русских князей крестил Русь и людей русских?

2)Чем обогатилась Русь после крещения? (Слайд №15)

Новый материал.

Рассказ Учителя.

У Святослава было три сына: законные сыновья – Ярополк, Олег и Владимир – от незаконной жены-рабыни. Каждый из них княжил в отведенном отцом уделе.

Ярополк – в княжил в Киеве.

Олег – в Коростене.

Владимир – в Новгороде.

( показывает на карте)

Но в те времена даже между братьями князьями  были ссоры и войны. Во время таких междоусобиц погибли законные сыновья Святослава, и остался Владимир – единым правителем  Руси. Он тоже был язычником, почитал  главного бога – Перуна.

(Слайд №16)

Велел повсюду расставлять деревянных идолов – богов и приносить им жертвы.

(Работа с учебником. Чем прославился князь Владимир в начале своего правления? )

(Слайд №17)

«Князь Владимир много забот уделял безопасности Руси. Возвращаясь с победой над очередным врагом, он устраивал  огромный пир. Эти пиры длились много дней. На пирах восхваляли воинов за их победы в сражениях. Чтобы не голодали бедные для них тоже накрывали столы прямо на улице и каждый мог прийти поесть. А между пирами по приказу Владимира развозили пищу по городу на телегах и раздавали нищим и больным. Ничего не жалел князь для своей дружины. В то время пол-Европы ели руками, а князь Владимир приказал для своих дружинников выковать драгоценные ложки.»

Минутка релаксации.

-Представьте, что вы дружинники князя Владимира, вы вернулись из военного похода, где защищали свою Родину – Русь. Теперь вам нужно отдохнуть, набраться сил, напитаться добро-той. Представьте, что вы находитесь в том месте, где вам спокойно и хорошо, вас окружают друзья, готовые всегда прийти на помощь. Возьмите друзей за руки,

Почувствуйте  как согре-ваются ваши руки, ваше тело, ваша душа. У вас появляются новые силы: силы добра, радости. У вас хорошее, согреваю-щее душу настроение. Вы готовы дарить окружающим радость и добро, всегда помогать и защищать друг друга и свою Родину.

Продолжение рассказа Учителя. (Слайд №18)

Шли годы… Князь Владимир стал великим князем Киевским. Но Русь по- прежнему оставалась языческой.
В то время в Киев зачастили разные проповедники, нахваливавшие свою веру. Приходили мусульмане, проповедники от Римского папы, иудеи, утверждавшие, что их ветхозаветная вера самая истинная.
Приходили также к князю проповедники и из Константинополя с рассказами о вере православной. Владимир задумался: какая же вера истинная? Послал он послов в разные страны. Узнать о том, как служат в них Богу?
Во многих побывали они странах знали, во что веруют разные народы. Но ни в одной стране не видели они такой красоты, такого богослужения, как в Константинополе, нигде не слышали таких прекрасных песнопений.
В то время пришли к Владимиру греческие гонцы от императора с просьбой помочь войском в сражении. Владимир согласился, но с условием: отдать ему в жены императорскую сестру Анну.
Греки поставили свое условие: если Владимир хочет иметь женой христианскую принцессу Анну, он должен отвергнуть язычество и креститься. После долгих споров Владимир согласился.
Но незадолго до свадьбы он ослеп. Крестился князь Владимир в церкви Святой Софии. Дружинники под руки подвели слепого князя к купели, он вошел в нее. И когда епископ Михаил, возложив на князя руки, трижды погрузил его в купель, совершилось чудо: зрение восстановилось.
В духовном восторге он воскликнул: "Теперь я узрел Бога Истинного!". Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились.

Просмотр мультимедиафильма

« Крещение Руси при князе Владимире». (По книге Карамзина).

Учитель.

 (Слайд №19)

В Киев Владимир вернулся с греческим священникорм. Сначала священник окрестил всех жителей Днепрра. Он прочитал молитву и поднял крест над голова-ми киевлян.

Объявив на Руси новую веру, Владимир и сам отдался ей все душой. Крещение  полностью преобразило Влади-мира, он стал против-ником войн, грабежей и убийств, потому что искренне боялся греха перед Богом. Великий князь Владимир в памяти народной полу-чил имя Владимира Красное Солнышко. Как креститель Руси он был объявлен церквью святым.

(Слайд№20). После принятия христианства была образована русская церковь. Вначале Церквью управлял патриарх Константи-нопольский. Он назначал киевского митрополита из числа греческих священников. Постепенно появились на Руси свои священ-ники, которые обучались в Византии.

(Слайд №21).

Чем обогатилась земля Русская по принятию христианства?

-Русские люди стали осознавать себя единым народом;

-Укрепилось государст-во;

-Русь перестала быть варварской страной (потомучто христианство запрещало убийства, учило быть милосерд-ными к другим людям);

-Строились церкви и школы на тех местах, где раньше стояли идолы богов;

-Стали появляться церковные книги, а значит распространялась грамотность;

-Люди стали лучше относиться друг к другу.

(Слайд №22)

-Память о Великом князе Владимире, который крестил Русь, чтут рус-ские люди. В Белгороде есть памятник князю. Величественно возвы-шается князь Владимир над всеми. В руке он держит крест и как бы крестит землю русскую. Он защищает всех нас от врагов и бед.

Проводится тестирование.

Проверка тестов (Слайды 23-28)

1.Указать имя князя, при котором Русь приняла Крещение.

А.Рюрик,

Б.Владимир,

В.Ярослав,

Г.Олег.

2. В каком городе крестился князь Владимир?

А. в Новгороде,

Б. в Киеве,

В.в Корсуне(Херсонесе),

Г. в Константинополе.

3. Какое имя при крещении получил князь Владимир?

А.Иоанн,

Б.Василий,

В.Константин,

Г. Владимир.

4.Кто стоял во главе Русской церкви сразу же после крещения?

А.Патриарх Константинопольский,

Б.Киевский митрополит,

В.Проповедник.

5.Кем приходился Владимир Красное Солнышко великой княгине Ольге?

А. Сыном,

Б. Внуком,

В.Братом,

Г.Мужем.

Самооценка (оценивание  своей работы на уроке) (Слайд №29)

На уроке я работал :

-успешно -«5»

-хорошо -«4»

-недостаточно хорошо -«3»

Работа с дневником.

(Слайд №30). Тема 5 стр. 126-129. Читать, отвечать на вопросы в конце параграфа.

Рефлексия. (Слайд №31)

-Закончить предложение:

1. На уроке я узнал …

2.Самым интересным на уроке для меня было…

(Объявление оценок Учителем. Сопоставление  и коме-нтарии с самооцекой.)

Рассуждения детей

Ответы:

Предки –это люди, которые жили перед нами.

 

Славяне, Восточные славяне.

Мы-потомки.

Ответ : Рюрик – Олег – Игорь – Ольга- Святослав.

Рассказы детей о каждом из князей.

Князь Рюрик. Славяне страдали от частых набегов захватчиков, и ни одно племя не хотело уступать другому право на правление государством. И было принято решение пригласить на княжение Рюрика, который не связан был ни с одним из племен. Так Рюрик стал первым князем древнего государства Русь.

 У Рюрика был сын Игорь, но когда Рюрик умер, тот был еще  маленьким и править не мог. Поэтому князем после Рюрика стал его давний родственник – Олег.

Князь Олег. Князь Олег объединил все русские земли, образовал государство – Киевскую Русь, а город Киев сделал столицей. Он приказал строить новые города, но для этого нужно было много золота. В те далекие времена война считаталсь благородным делом, и князь Олег решил совершить военный поход на богатую Византию. Во время похода он обманным путем захватил город, но не сжег его, а подписал первый на Руси торговывй договор. Послен возвращения князя Олега прозвали Вещим, т..е. мудрым. Он прославился тем, что основал государство Киевскую Русь и подписал первый на Руси торговый договор. Княжил Олег на Руси 33 года.

Князь Игорь. После смерти Олега на Киевский престол вступил сын Рюрика – князь Игорь. У Игоря была жена Ольга – красавица и умница. Игорь часто объезжал свои земли по разным делам. Однажды он собирал дань с древлян – золото и дорогие ткани, и на обратном пути ему показалось, что мало взяли дани, решили вернуться за остальной частью. Но когда он вернулся, убили и его, и всю его дружину. И стала править Киевской Русью  княгиня Ольга.

Княгина Ольга. Ольга решила отомстить древлянам за смерть Игоря. Она потребовала с того народа, который убил ее мужа небольшую дань – по 3 голубя и 3 воробья с каждого двора. Когда птиц собрали, Ольга раздала их своим воинам и велела им к каждому голубю и воробью привязать серу, обернув её в платочек. А когда стало смеркаться, велела воинам поджечь серу и отпустить птиц. Голуби и воробьи полетели в свои гнезда. Загорелись голубятни, башни, дома, горело все, и люди побежали из города. Дружина Ольги дотла сожгла город, так Ольга отомстилоа за смерть князя Игоря. Среди киевлян в то время было уже много христиан. Из разговоров с ними Ольга поняла, что ее языческая вера ложная, и ее стала привлекать вера христиан. За смерть своего мужа она отомстила жестоко: таков был закон ее веры. Но совесть ее говорила ей, что она поступила слишком жестоко: за смерть одного погубила сотни, умертвила больше невинных и беззащитных, чем виновных. А от христиан она слышала, что Бог велел прощать врагов, молиться за них, делать им добро, даже любить их. Ольга почувствовала правду  евангель-ских слов и  решила стать христианкой. Почти 20 лет правила княгиня Ольга Русью, пока не возмужал ее старший сын Святослав. Но она не смогла уговорить принять христианство больше никого, даже сына Святослава, тот боялся, что над ним все будут смеяться.

Утешалась Ольга тем, что Святослав не запрещал другим принимать христианскую веру. На попечении княгини Ольги находились ее внуки: Владимир, Олег и Ярополк. Она воспитывала их по – христиански: учила христианским молитвам, говорила с ними о Христе и Богородице, но не смогла крестить, опасаясь сына- язычника.

На Руси княгиню Ольгу помнят, как мудрую правительницу.

Князь Святослав – сын Игоря и Ольги.

Когда ему было всего 3 года, он вместе со своей матерью во главе большого войска отправился мстить древлянам за смерть своего отца. Именно он начал сражение, бросив копьем  в древлян.

Таков был обычай – князья в любом возрасте сражались впереди своих дружин и первыми начинали бой. В 3 года Ольга отдала своего маленького сына на воспитание  в дружину, здесь мальчика посвятили в князья: ему состригли детские волосы и оставили на лбу чуб – знак мужчины, а не  ребенка. Когда Святослав вырос, он стал собирать дружину, в ней были храбрецы со всей Руси. Дружина была беззаветно предана своему князю. Его отличала храбрость, смелость, страсть к дальним военным походам. Но все  его поступки служили государству. Князь Святослав был человеком суровым, но скромным и справедливым. В походам еду для себя и своих воинов добывал охотой, спал на голой земле. Он был очень честным, даже по отношению к врагам. Он никогда не нападал тайком. Собираясь на войну, он предупреждал своих врагов словами: «Иду на вас!» Под стать Святославу были и его воины, храбрые и отважные. Тысяча лет прошла с тех пор, но до сих пор люди помнят слова князя Святослава:»Не посрамим Земли Русской».Он призывал защищать слабых, не нарушать данное слово, исполнять свой долг перед Родиной и близкими.

Ответ: «Они были язычниками».

«Они верили в разных богов и духов. Главными богами славян были Перун-бог дождя, грома и молнии; Даждьбог  – бог солнца; Сварог - бог неба, Велес- покровитель животных, Стрибог – бог ветра.

Ответ : «Нет. Мы – христиане».

Работа  с тетрадью.

Работа с картой.

Дети  читают самостоятельно по учебнику стр. 123 последний абзац.

Участие в релаксации.

Работают в предложенных обстоятельствах.

Слушают Учителя.

Смотрят фильм.

Слушают Учителя.

Читают, что написано на экране.

Ребята выполняют тестирование.

Проверка тестов – правильные ответы на экране. (Слайды 23-28)

На листочках с тестами учащиеся выставляют себе оценки.

Записывают домашнее задание в дневник.

Ответы:

  1. О крещении Руси при князе Владимире.
  2. Просмотр фильма о крещении князя Владимира…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крещение Руси. Роль князя Владимира. Урок истории 6 класс.

Крещение Руси. Роль князя Владимира.Цели и задачи урока:·         на основании знаний учащихся о сущности и причинах возникновения религии, выяснить общие черты...

План – конспект урока истории (с использованием ЭОР) в 6 классе "Борьба Руси с западными завоевателями"

Конспект представлен  в технологической форме, в системно-деятельностном подходе, прописаны предметные, метапр...

Урок истории. Крещение Руси при князе Владимире.

Методическая разработка Дыльдиной Г. Ф., посвящённая 1025-летию принятия христианства на Руси....

Конспект урока истории в 7 классе "Крещение Руси при князе Владимире"

О введении христианства на Руси князем Владимиром...

Презентация к уроку истории России в 6 классе по теме "Крещение Руси"

Презентация содержит характеристики основых исторических деятелей, даты, основные поняти. репродукции по теме "Крещение Руси", усть оглавление, навигация по презентации, вопросы для закрепления....

Конспект урока по теме; "Крещение Руси при князе Владимире".

Конспект урока по теме: "Крещение Руси при князе Владимире" для обучающихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения)....

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."...