Сценарий кино - вечера «Я говорю с тобой из сорок пятого…» Разработала учитель истории МБОУ СОШ № 9 Филина Людмила Витальевна
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Минжилиевская Людмила Александровна

Цель мероприятия:

1. Показать, важнейшее значение крупных сражений советских войск (в т.ч. битвы за Берлин) в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн;

2. Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к Родине, гордости за своих предков.

Участники: старшеклассники МБОУ СОШ №9 и МБОУ СОШ №3 Староминского района.

Место проведения: актовый зал МБОУ СОШ №9.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий киновечера

«Я говорю с тобой из сорок пятого…»

Цель мероприятия:

1. Показать, важнейшее значение крупных сражений советских войск (в т.ч. битвы за Берлин) в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн;

2. Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к  Родине, гордости за своих предков.

Участники: старшеклассники МБОУ СОШ №9 и МБОУ СОШ №3 Староминского района.

Место проведения: актовый зал МБОУ СОШ №9.

Звучит песня «Гляжу в озера синие» (в исполнении Вал.Толкуновой).

Стихотворение «Россия начиналась не с меча…» Э.Асадова читает ученик 11Б класса.

Слово учителя:

Дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча посвящена завершающему этапу Великой Отечественной войны – Берлинской операции.

Сегодня в нашем мероприятии участвуют гости :  (представление гостей).

Слово предоставляется председателю районного общества историков-архивистов. (выступает)

К вам обращается председатель Совета молодых депутатов района.  (выступает)

 Вед1. Герои – смертны,

Слава – бесконечна,

А подвиги живут в потомках вечно!

Вед2. За свою более чем 1000-летнюю историю наше Отечество воевало много и героически. Неудивительно, что воин, военный человек всегда был почитаем народом, окружен заботой и вниманием.

Вед3. Народная память бережно хранит имена заступников земли Русской: Ильи Муромца и всей его богатырской дружины, Александра Невского, Пересвета и Осляби, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, героев Бородинского сражения. И нет им числа…

Вед4. Великая Отечественная война сделала героями весь народ. Весь советский народ поднялся на защиту Родины: мужчины, женщины, старики, дети. Мальчик, юноша, зрелый воин. Каждый из них, встав в боевой строй, присягал на верность Родины.

Вед5. Из текста военной присяги: «Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином. Я клянусь… до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей социалистической Родине и рабоче-крестьянскому правительству. Я клянусь защищать Родину мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагом.».

Вед6. Героями стали все: полегшие на полях сражений, дошедшие до стен рейхстага, и те, кто в муках и тяготах трудились в тылу, и те, кто умирали в блокадном Ленинграде.

Вед7. 1418 дней шла война.  Наш солдат защищал от рабства и уничтожения не только свою страну, но и Европу, избавляя мир от «коричневой чумы» фашизма. Какой еще народ в истории человечества совершил такой подвиг? Нет больше таких примеров! И это признали тогда, в 1945-м, все честные люди Земли.

Вед8. Ныне правители ближнего и не очень дальнего зарубежья сносят памятники советским воинам, оскверняют их священные могилы, цинично переписывают историю. И еще, ветеранов, защитников называют «красно-коричневой чумой». Да, их знамена были красными. Это цвет крови, символ, который говорил, что цена свободы и независимости очень высока.

Вед9. Погибшие, но не сдавшиеся, не отдавшие врагу свою Великую землю. Много их осталось лежать по обочинам той страшной дороги, той войны. Они превратились в памятники. Они стали крыльями Вечного огня у памятников и обелисков, над безымянными могилами у железнодорожных переездов и мостов, по берегам родных и чужих рек, на своей родной земле и в далекой чужбине. Они верили, умирая, что спасают чудо жизни на земле от последней войны навсегда.

Вед10. Перелистаем некоторые суровые страницы Великой Отечественной войны.

(включается презентация «Великая Отечественная война»)

Гитлер стремился к мировому господству. Фашистское командование разработало план Барбаросса – план захвата Советского Союза в ходе молниеносной войны – «блицкриг». 22 июня 1941 года началось его осуществление.

Вед11. Первыми жестокий удар врага приняли на себя пограничники. Брестская крепость – Герой – есть написанная кровью и штыками, волнующая героическая поэма о мужестве и железной стойкости людей, поднявшихся на защиту Матери-Родины. По крепости били тяжелые пушки, самолеты сбрасывали мощные бомбы, в бой шли танки… Но с каждой вражеской атакой крепость оживала вновь. В 10 раз превосходящие силы противника не могли сломить сопротивления ее защитников, у которых были лишь винтовки, пулеметы и гранаты.

Вед12. Ленинград. 900 дней и ночей вражеской блокады – это град бомб с неба, обстрел из тяжелых орудий, рушащиеся дома, восьмушка хлеба из отрубей пополам с травой. Темнота, нехватка воды, замерзшие трупы на заметённых снегом улицах и площадях. И в то же время вера в победу, бой не на жизнь, а на смерть – вот что такое блокадный Ленинград. Дорога жизни по льду Ладожского озера… Седьмая симфония Шостаковича… Дневник Савичевой Тани…

Мы говорим: Ленинград, и это – стойкость.

Мы говорим: Ленинград, и это – упорство.

Мы говорим: Ленинград, и это – бесстрашие.

И братство блокадное – нет его святее и дороже.

Вед13. Москва – великая столица нашей Родины, один из величайших городов мира, гордость и слава русского народа. С пламенным словом – Москва! – в душе, с песней о Москве шли в сражение советские бойцы на земле, на воде, в воздухе. 7 месяцев – с осени 1941 года по весну 1942 года продолжалась битва под Москвой. Несмотря на героическое сопротивление наших войск, враг неудержимо приближался к Москве. Согласно фашистскому плану «Тайфун» сильная группа армий «Центр» должна была стереть столицу с лица земли, а на ее месте планировалось огромное озеро.

Вед14. На защиту Москвы встали все, кто мог держать винтовку, лопату, кто мог стоять у станков, производивших боеприпасы. На каждом из жителей и защитников Москвы лежала в те дни историческая ответственность.

Вед15. Москва – это военный парад 7 ноября 1941 года на Красной площади. Пройдя мимо Мавзолея Ленина, воины отправлялись прямо на фронт, защищать Москву. Это партизанское движение под Москвой, символом которого стала юная героиня Зоя Космодемьянская. Это первый воздушный ночной таран в небе над Москвой 7 августа 1941 года Виктора Талалихина.

Вед16. И подольские курсанты – молодые ребята, слабовооруженные, необстрелянные, сознававшие, что первый бой для большинства из них станет последним. Они полегли под Москвой, но на несколько дней задержали продвижение врага. 28 героев – панфиловцев, 28 воинов разных национальностей, задержавших ценой собственной жизни немецкие танки у разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе и бессмертные слова их политрука Василия Клочкова – «Великая Россия, а отступать некуда – позади Москва».

     Это командующий Западным фронтом, оборонявшим столицу, талантливый полководец Георгий Константинович Жуков. В те грозные дни для миллионов людей слово «Москва» было символом жизни. А после войны оно осталось символом дружбы, мира, надежд.

Вед17. 200 дней и ночей – с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 год – длилась Сталинградская битва – гигантское сражение на Волге, закончившееся полным разгромом ударной группировки войск фельдмаршала Паулюса. Бои шли за каждую улицу, заводской цех, дом, подвал, лестничную клетку… Сталинград  был воплощением величайшего мужества, героизма, воинской доблести солдат, высокого мастерства сержантов, офицеров и генералов Советской Армии, научившихся в ходе войны бить врага по всем правилам военной науки. И если разгром гитлеровцев  под Москвой развеял легенду о непобедимости их дивизий, то Сталинград стал началом заката для фашистских армий. Эта битва навсегда останется в благородной памяти человечества.

Вед18. Третьим полем ратной славы России называют поле под Прохоровкой, где 12 июля 1943 года сошлись в страшной битве 1200 танков с обеих сторон. 400 машин потерял враг на поле битвы. Сломан его бронированный хребет. Больше на нашей земле фашисты не наступали. 5 августа 1943 года в Москве в 24 часа прогремел торжественный салют из 120-ти орудий – в честь освобождения Орла и Белгорода. По традициям Суворова прогремела слава русской армии, выигравшей величайшую битву на Курской дуге. В небывало сложной борьбе за Орел, Белгород, Харьков Советская Армия уверенно предъявила немцам высокое искусство ведения маневренной войны. Слава победителям врага на Курской дуге!

Вед19. Все народы нашей страны, спаянные братской дружбой, поддерживали своим трудом нашу армию. Жители Поволжья, Сибири, Закавказья, Казахстана, Средней Азии стремились дать фронту и тылу больше продовольствия и сырья для военной промышленности. В городах каждое препятствие становилось кузницей оружия для фронта. Тысячи юношей и девушек ударно трудились под лозунгом «Работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт! Все для фронта, все для Победы!».

Вед20. О, сколько было подвигов на свете!

Они уже в преданье отошли.

Из уст в уста их повторяют дети

На всех материках родной Земли.

И будут повторять из уст в уста.

И в каждом этом подвиге – незрима своя глубина , и высота,

И красота своя неповторима.

Но из всего того, о чем мы слышим,

И из того, что мы вершим пока,-

Солдатский подвиг я считаю высшим

И самым бескорыстным на века!

Вед21. И вот наступил день 16 апреля 1945 года. Войска 1-го Белорусского , 2-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов под руководительством выдающихся, прославленных полководцев Жукова, Рокоссовского, Конева начали Берлинскую операцию - последний акт борьбы с врагом, венчавший окончание Второй мировой войны в Европе.

Вед22. Строки из письма: «Родные! Бьем врага в его же логове. Завтра будем штурмовать Берлин. Как это здорово! Конец войне, конец разлуке! Скоро, очень скоро увижу и обниму вас, моих дорогих и любимых…»

Вед23. Таких писем были десятки тысяч. Все они говорили о победе. Но, посылая их родным, солдаты, дошедшие с боями от Москвы до Сталинграда, Севастополя, Курска, до Берлина, понимали, что этот штурм может быть для кого-то последним днем его жизни.

Вед24. Стихотворение «Мать» (Л. Татьяничева.)

Пуля,

Жизнь скосившая сыновью,

Жгучей болью захлестнула мать.

Некого с надеждой и любовью

Ей теперь под кров свой ожидать!

От глухих рыданий обессиля,

Задремала.

И приснилось ей,

Будто бы она –

Сама Россия,

Мать ста миллионов сыновей.

Будто в поле,

Вихрем опаленном,

Где последний догорает бой,

Кличет,

Называя поименно,

Сыновей, что не придут домой.

Беззаветно храбрых и красивых,

Жизнь отдавших, чтоб она жила…

Никогда их не забыть России,

Как морей не вычерпать и дна.

Снег дымится, он пропитан кровью.

Средь убитых тихо мать идет

И с суровой терпеливой скорбью

В изголовье вечность им кладет.

А в душе не иссякает сила

И лежит грядущее пред ней.

Потому что ведь она – Россия,

Мать ста миллионов сыновей.

Кадры выступления 9 мая 2015 года на Красной Площади Валентины Бирюковой.

Песня «Баллада о Матери» на стихи А.Дементьева.

Сейчас мы с вами посмотрим документальный фильм «Штурм Берлина». (просмотр фильма)

Выступление  председателя районного Совета ветеранов.

Выступление председателя районного общества историков-архивистов.

Слово учителя:

Дорогие друзья! Совсем недавно, 9 Мая в день 70-летия Победы советского народа над фашистской Германией прогремели залпы торжественного праздничного салюта в столице нашей Родины – Москве, в городах-Героях, городах Воинской Славы, во всех уголках нашей страны, в том числе и в кубанских станицах. Прошли в парадном строю по Красной Площади военнослужащие разных родов войск нашей Родины и дружественных нам государств. Миллионы героев-воинов по всей России прошагали вместе с нами в рядах славного Бессмертного полка.

Продолжается 70-я победная весна!

Звучит песня «Я говорю с тобой из сорок пятого» в исполнении Я.Евдокимова.

На экране слайды «Бессмертного полка» в Москве 9 мая 2015г.

Звучит мелодия на слова Расула Гамзатова «Журавли».

Вед25. Более 6 тысяч староминчан не вернулись с войны. Они сложили свои головы, защищая свой дом, свой край, свою страну. Погиб каждый пятый из проживающих до войны в районе. Дань памяти павшим – Мемориал в парке 30-летия Победы, огонь Славы, 4 бюста Героев Советского Союза, священная земля городов-героев, Книга Памяти со страницами из гранита и Вечный солдат, застывший в бронзе. Староминчанка Клавдия Никитична Добында посвящает ему свои стихи.

Вед26. У Вечного огня.

На площади нашей

И ночью и днем

Солдатское сердце пылает огнем.

К священному месту придя, поклонись,

Счастливый потомок, поднявшийся ввысь.

Скорбящая мать положила цветы

Бессметному сыну, чьи сбылись мечты –

Грядущее видеть в счастливой поре:

Чтоб больше в войну не играть детворе…

Обилье полей и цветенье в садах,

Границы Отчизны в надежных руках.

Так будь же спокоен вовеки, герой,

Родная Отчизна гордится тобой.  

Использованная литература:  

1. Венок Славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12 – ти т. – М.: Современник, 1991.

2. Газета «Степная новь» 2007 г.

3. Данилов А.А., Косулина  Л.Г., Брант М.Ю. Истюрия России. ХХ – ХХI века. – М.: Просвещение, 2010.

4. Документальный фильм «Битва за Берлин».

5. Презентация «Важнейшие  сражения Великой Отечественной войны»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное портфолио учителя истории МБОУ СОШ с.Скатовка Байнуреновой Елены Ивановны

Электронное портфолио  учителя истории МБОУ СОШ с.Скатовка Байнуреновой Елены Ивановны  для аттестации на 1 категорию...

Консультация в 10 классе по теме Россия после Смуты. Учителя истории МБОУ ВСОШ №3 г.Липецка.

Цели:Образовательные.·        Сформировать представление у учащихся  об  особенностях развития России после окончания Смутного времениРазвивающие.·...

Урок в 9 классе на тему Нужна ли была России война с Японией.Учителя истории МБОУ ВСОШ №3г.Липецка.

Цели: Образовательные.- Познакомить учащихся с причинами, основными событиями войны 1904-1905 гг; итогами войны  повлиявшими  на соотношение сил в мире, на общественно-политическую жиз...

Презентация и методическая разработка к уроку химии в 8 классе по теме "Соли". Разработана учителем химии МБОУ гимназии № 8 г.Хабаровска Кузьминской Л.Д.

Презентация  к уроку "Соли" 8 класс включает 26 слайдов.Слайд 1 - информационный.Слайд 2 - Приветствие. Урок начинается с данного слайда.Слайд 3 - Повторение ранее изученного материала. Даны веще...