Урок истории в 6 классе "Борьба Руси с западными завоевателями"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_borba_rusi_s_zapadnymi_zavoevatelyami.doc | 61 КБ |
borba_rusi_s_zapadnymi_zavoevatelyami.ppt | 653.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории в 6 классе
Тема урока: Борьба Руси с западными завоевателями.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цели:
- образовательные: обобщить знания учащихся о монголо-татарском нашествии; познакомить учащихся с героической борьбой Руси против агрессии и экспансии шведских феодалов и немецких рыцарей-крестоносцев; познакомить с личностью Александра Невского, дать представление о его полководческом искусстве;
- воспитательные: воспитывать чувство гордости за наших предков на примере полководческого и дипломатического талантов Александра Невского, а также героев тех времен: Гаврилы Олексича, ополченца Саввы; воспитывать любовь к Родине, чувство сострадания и сопереживания к лишениям русского народа;
- развивающие: развивать речь, внимание, умение обобщать; продолжить формирование навыков работы с историческими документами, с картой и схемой; умения делать выводы, сравнивать.
Основные понятия: ордена, крестовый поход, экспансия, ополченцы.
Важнейшие даты: 15 июля 1240 год – Невская битва. 5 апреля 1240 год – битва на Чудском озере (Ледовое побоище).
Выдающиеся личности: Александр Ярославич (Невский).
Оборудование: учебники, тетради учащихся, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Фронтальная работа по карте (Слайд №1):
- Показать поход монголо-татар на Русь в 1223 г. и место битвы на р. Калке.
- Походы Батыя и его полководцев в 1236-1238гг. Показать города, которые Батый захватил и разгромил (Рязань, Коломна, Москва, Владимир – Северо-Восточная Русь, Торжок, Козельск – поход на Новгород.)
- Походы Батыя на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Показать города, которые Батый захватил и разгромил (Переяславль-Южный, Чернигов, Киев, Галич; поход на Венгрию, Польшу, Чехию.)
2.Историческая разминка (Слайды №2, 3)
1) Какое имя получил Темучин после объединения монгольских племён? (Чингисхан)
2) В каком году и где состоялось первое сражение между русскими дружинами и монголами? (1223 г., сражение на р. Калке)
3) В каком году началось монголо-татарское нашествие на Северо-восточную Русь и кто его возглавил? (1237 г., хан Батый)
4) По преданию, после разгрома Рязани Батыем, уцелевшие жители Рязанской земли собрали дружину. Кто ее возглавил? (Евпатий Коловрат)
4) До какого города монголо- татары не дошли 100 вёрст? (Новгород)
5) Какой русский город монголы прозвали «злым городом»? (Козельск)
7) В каком году началось нашествие на Юго-Западную Русь? (1239)
III. Изучение нового материала
Тема нашего сегодняшнего урока «Борьба Руси с западными завоевателями». (Слайд №4) И мы с вами познакомимся с событиями, произошедшими на северо-западных границах Руси, – вторжением на Русскую землю немецких и шведских рыцарей; узнаем, как боролся русский народ с западными завоевателями, а также познакомимся с личностью выдающегося полководца, военачальника, князя Александра Ярославича.
Также на уроке нам встретятся новые понятия, которые нужно записать в тетрадь и запомнить. (Слайды № 5, 6)
Рыцарский орден – объединение рыцарей-монахов; рыцарская община с определенным уставом.
Кресто́вые походы — серия военных походов, направленных против мусульман, язычников.
Экспансия – расширение сферы господства, влияния.
Ополченцы – воины-добровольцы народного ополчения.
1. Постановка проблемы.
На слайде вы видите вопрос, на который нам нужно найти ответ в течение урока (Слайд № 7).
Почему во второй половине XIII века удалось отстоять северо-западные рубежи Руси?
2. Слово учителя
Экспансия западноевропейских рыцарей в земли Прибалтики.
Ребята, давайте вспомним историю средних веков. Мы с вами вспомнили и записали, что такое рыцарский орден.
- Скажите, есть ли разница между рыцарем-членом рыцарского ордена и обычным рыцарем? (Обет безбрачия, служение церкви, борьба с неверными, подчинение папам и т.д.)
- Кто такие крестоносцы? (Участники Крестовых походов на Восток).
(Слайд № 8) Одновременно с монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать борьбу с западными завоевателями.
Действия крестоносцев первоначально были направлены против язычников, впоследствии они открыто переходят к экспансии на русские северо-западные земли.
В конце XII века папа римский объявил крестовый поход против «язычников» - жителей прибалтийских земель: ливов, эстов и т.д. На обращение папы откликнулись немецкие феодалы, мечтавшие о завоевании новых земель на востоке. Рыцари, которые высадились в устье Западной Двины весной 1200 года, объединились в Орден меченосцев (или Ливонский орден). Позже немецкие рыцари захватили земли племени пруссов и основали на них Тевтонский орден. Но когда войска Батыя начали громить русские земли, по указанию римского папы Тевтонский орден объединился с Ливонским.
От середины XII до середины XV вв. новгородцы:
26 раз воевали со шведскими рыцарями,
5 раз – с норвежскими,
11 раз – с немецкими,
14 раз – с литовскими.
В начале XIII века новгородцы совершили несколько походов в Прибалтику, чтобы воспрепятствовать продвижению крестоносцев. Эти походы были совершены в 1210, 1212, 1217, 1223 годах.
Крестоносцы усиленно продолжали натиск. Многие земли Прибалтики отошли к датским и шведским феодалам.
Экспансия рыцарей была очень опасна, так как:
- на занятых ими землях население насильственно обращалось в католичество;
- на занятые земли селились приглашенные немецкие колонисты, строили свои замки;
- местное население закабалялось.
Личность Александра Невского.
А.Невский – это, наверное, единственный исторический деятель России, о внешности которого нам ничего неизвестно: был он брюнетом или блондином, или рыжим; высоким был или среднего роста, какого телосложения –ничего неизвестно. Но посмотрите, что читаем мы в «Житии А. Невского» (Слайд № 9): «…И воистину -мне без божьего повеления было княжение его. И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую…Так же и князь Александр – побеждал, но был непобедим. Потому–то один из именитых мужей Западной страны…, пришел, желая послушать мудрых речей его. …Повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей»»
Обратите внимание на слайд (Слайд № 10), вы видите два портрета Александра Ярославича. Первый – картина П. Д. Корина «Александр Невский» (1942 г.), второй - портрет из “Титулярника” (1642 г.). (Титулярник - справочная книга, содержащая перечень титулов русских и иностранных царствующих лиц и политических деятелей.) Обратите внимание на то, что на этих двух портретах Александр Ярославич изображен по-разному.
Задание: охарактеризовать Александра Невского опираясь на любой из предложенных портретов( на картине Корина - мощный человек- защитник Руси, воитель; на портрете из «Титулярника» - изображен как святой, как правитель, князь.)
Александр Невский – это национальный герой. Может быть вы помните, что в 2008 году проходил конкурс под названием «Имя России». В конечном итоге этот титул был присужден именно Александру Невскому. Сейчас Александр Невский канонизирован, то есть причислен Русской православной церковью к лику святых.
Полководческий талант Александра Ярославича отражён в житиях, сказаниях и других литературных произведениях различных времён. Режиссер Сергей Эйзенштейн снял фильм, который так и называется «Александр Невский». В нем показаны изучаемые нами события. Сейчас мы просмотрим фрагменты из этого фильма. Смотрите внимательно, потом вам нужно будет ответить на вопросы по просмотренному фильму. Основные даты, факты можете фиксировать в своих тетрадях.
3. Просмотр фрагментов из фильма.
Сражение на Чудском озере получило название Ледового побоища.
А теперь давайте ответим на вопросы.
4. Вопросы по просмотренным кинофрагментам:
- Когда и где произошла Невская битва? (15 июля 1240 г. на берегу р.Нева) (Слайд № 11)
- Кто возглавил русское войско? (князь Александр Ярославич Невский)
- Против кого была эта битва? (против шведских феодалов-захватчиков) (Слайд № 12)
- Кто одержал победу в Невской битве? (русский народ)
- Почему Александра Ярославича прозвали Невским? (за победу в Невской битве)
- Назовите дату Ледового побоища (5 апреля 1242 г.) (Слайд № 13)
- Где оно произошло? (на Чудском озере)
- Как немецкие рыцари построили свои войска? (в форме клина – «свиньи»: в центре находилась хорошо вооруженная и защищенная доспехами пехота, на флангах - тяжелая конница)
- Как построил свои войска Александр? (Александр расположил свои войска так, чтобы охватить «свинью» с фланга: усилил фланги конницей, а против головы «свиньи» поставил менее подготовленных ополченцев) (Слайд № 14)
- Каковы итоги Ледового побоища? (Много рыцарей убито и взято в плен, часть из них под тяжестью своих доспехов и коней ушла под лед, остальные в панике бежали, преследуемые русской конницей)
- Какие слова, сказанные Александром Невским, стали “крылатыми”? (Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет)(Слайд №15)
Уже в ХХ веке Константин Симонов написал поэму "Ледовое побоище" (Слайд № 16).
Прослушайте отрывок из стихотворения и скажите, что нового оно вам поведало об этой битве? А также, отметьте, какие слова вам были непонятны.
Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по-прежнему спокойно
Следил за битвою с горы.
И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел Дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклоняясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.
Гнедые кони горячились,
Из - под копыт вздымали прах,
Тела по снегу волочились,
Завязнув в узких стременах.
Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.
Одни лежали, захлебнувшись,
В кровавой ледяной воде.
Другие мчались прочь, пригнувшись,
Трусливо шпоря лошадей.
IV. Подведение итогов урока
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей)
Итак, вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока (Слайд № 17):
Почему во второй половине XIII века удалось отстоять северо-западные рубежи Руси?
(Внезапность нападения, удачно выбранные места сражения, согласованность действий русской пехоты и конницы, героизм воинов, полководческий талант Александра Невского.)
Выставление оценок.
V. Домашнее задание ( Слайд № 18): § 13, работать по вопросам и заданиям, которые даны в конце параграфа.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Историческая разминка Какое имя получил Темучин после объединения монгольских племён? (Чингисхан) В каком году и где состоялось первое сражение между русскими дружинами и монголами? (1223 г., сражение на р. Калке) В каком году началось монголо-татарское нашествие на Северо-Восточную Русь и кто его возглавил? (1237 г., хан Батый) По преданию, после разгрома Рязани Батыем, уцелевшие жители Рязанской земли собрали дружину. Кто ее возглавил? (Евпатий Коловрат)
Историческая разминка До какого города монголо- татары не дошли 100 вёрст? (Новгород) Какой русский город монголы прозвали «злым городом»? (Козельск) В каком году началось нашествие на Юго-Западную Русь? (1239 г.)
Борьба Руси с западными завоевателями
Основные понятия: Рыцарский орден – объединение рыцарей-монахов; рыцарская община с определенным уставом. Кресто́вые походы — серия военных походов, направленных против мусульман, язычников.
Основные понятия: Экспансия – расширение сферы господства, влияния. Ополченцы – воины-добровольцы народного ополчения.
Проблемный вопрос: Почему во второй половине XIII века удалось отстоять северо-западные рубежи Руси?
Одновременно с монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать борьбу с западными завоевателями
«…И воистину - не без божьего повеления было княжение его. И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую…Так же и князь Александр – побеждал, но был непобедим. Потому–то один из именитых мужей Западной страны…, пришел, желая послушать мудрых речей его. …Повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей»» … («Житие Александра Невского»)
Александр Невский Александр Невский. Художник П. Корин Александр Невский. Портрет из «Титулярника»
15 июля 1240 г. Невская битва
Ледовое побоище (5 апреля 1242 г.)
Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. Александр Невский
Константин Симонов. Отрывок из поэмы «Ледовое побоище» Уже смешались люди, кони, Мечи, секиры, топоры, А князь по-прежнему спокойно Следил за битвою с горы. И, только выждав, чтоб ливонцы, Смешав ряды, втянулись в бой, Он, полыхнув мечом на солнце, Повел дружину за собой. Подняв мечи из русской стали, Нагнув копейные древки, Из леса с криком вылетали Новогородские полки. По льду летели с лязгом, громом, К мохнатым гривам наклоняясь; И первым на коне огромном В немецкий строй врубился князь. И, отступая перед князем, Бросая копья и щиты, С коней валились немцы наземь, Воздев железные персты. Гнедые кони горячились, Из - под копыт вздымали прах, Тела по снегу волочились, Завязнув в узких стременах. Стоял суровый беспорядок Железа, крови и воды. На месте рыцарских отрядов Легли кровавые следы. Одни лежали, захлебнувшись, В кровавой ледяной воде. Другие мчались прочь, пригнувшись, Трусливо шпоря лошадей
Проблемный вопрос: Почему во второй половине XIII века удалось отстоять северо-западные рубежи Руси?
Домашнее задание: § 13 работать по вопросам и заданиям, которые даны в конце параграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке"
Урок направлен на ознакомление учеников с причинами, характером, основными итогами борьбы Новгородской земли с немецкими и шведскими рыцарями; на формирование умения работать с разными источниками, вы...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»
СТРУКТУРА И ХОД УРОКАНазвание используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрацияДеятельность ученика...
Урок по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями"
Данный урок занимает важное место в школьном курсе истории в 6 классе, т.к. теоретические знания о борьбе с западными завоевателями в начале XIII века дополняют общую картину происходящего в истории Д...
Технологическая карта урока по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями".
Технологическая карта урока по истории России для 6 класса с использованием технологии прблемно-диалогического обучения и информационно-коммуникативной технологии....
Урок на тему:Борьба Руси с западными завоевателями"
Вложение содержит конспект урока на указанную тему....
Урок по истории России "Борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)
Подробный конспект урока по истории России "Борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс) по учебнику А.В. Торкунова....