Урок истории в 6 классе "Борьба Руси с западными завоевателями"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 6 классе

Тема урока: Борьба Руси с западными завоевателями.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цели:

- образовательные: обобщить знания учащихся о монголо-татарском нашествии; познакомить учащихся с героической борьбой Руси против агрессии и экспансии шведских феодалов и немецких рыцарей-крестоносцев; познакомить с личностью Александра Невского, дать представление о его полководческом искусстве;

- воспитательные: воспитывать чувство гордости за наших предков на примере полководческого и дипломатического талантов Александра Невского, а также героев тех времен: Гаврилы Олексича, ополченца Саввы; воспитывать любовь к Родине, чувство сострадания и сопереживания к лишениям русского народа;

- развивающие: развивать речь, внимание,  умение обобщать; продолжить формирование навыков работы с историческими документами, с картой и схемой; умения делать выводы, сравнивать.

Основные понятия: ордена, крестовый поход, экспансия, ополченцы.

Важнейшие даты: 15 июля 1240 год – Невская битва. 5 апреля 1240 год – битва на Чудском озере (Ледовое побоище).

Выдающиеся личности: Александр Ярославич (Невский).

Оборудование: учебники, тетради учащихся, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Фронтальная работа по карте (Слайд №1):

- Показать поход монголо-татар на Русь в 1223 г. и место битвы на р. Калке.

- Походы Батыя и его полководцев в 1236-1238гг. Показать города, которые Батый захватил и разгромил (Рязань, Коломна, Москва, Владимир – Северо-Восточная Русь, Торжок, Козельск – поход на Новгород.)

- Походы Батыя на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Показать города, которые Батый захватил и разгромил (Переяславль-Южный, Чернигов, Киев, Галич;  поход на Венгрию, Польшу, Чехию.)

2.Историческая разминка (Слайды №2, 3)

1) Какое имя получил Темучин после объединения монгольских племён?  (Чингисхан)

2) В каком году и где состоялось первое сражение между русскими дружинами и монголами?  (1223 г., сражение на р. Калке)

3) В каком году началось монголо-татарское нашествие на Северо-восточную Русь и кто его возглавил?  (1237 г., хан Батый)

4) По преданию, после разгрома Рязани Батыем, уцелевшие жители Рязанской земли собрали дружину. Кто ее возглавил? (Евпатий Коловрат)

4)  До какого города монголо- татары не дошли 100 вёрст? (Новгород)

5) Какой русский город монголы прозвали «злым городом»?  (Козельск)

7)  В каком году началось нашествие на Юго-Западную Русь? (1239)

III. Изучение нового материала

    Тема нашего сегодняшнего урока «Борьба Руси с западными завоевателями». (Слайд №4) И мы с вами познакомимся с событиями, произошедшими на северо-западных границах Руси, – вторжением на Русскую землю немецких и шведских рыцарей; узнаем, как боролся русский народ с западными завоевателями, а также познакомимся с личностью выдающегося полководца, военачальника, князя Александра Ярославича.

    Также на уроке нам встретятся новые понятия, которые нужно записать в тетрадь и запомнить. (Слайды № 5, 6)

Рыцарский орден – объединение рыцарей-монахов; рыцарская община с определенным уставом.

Кресто́вые походы — серия военных походов, направленных против мусульман, язычников.

Экспансия – расширение сферы господства, влияния.

Ополченцы – воины-добровольцы народного ополчения.

1. Постановка проблемы.

    На слайде вы видите вопрос, на который нам нужно найти ответ в течение урока (Слайд № 7).

          Почему во второй половине XIII века удалось отстоять северо-западные рубежи Руси?  

2. Слово учителя

 Экспансия западноевропейских рыцарей в земли Прибалтики.

 Ребята, давайте вспомним историю средних веков. Мы с вами вспомнили и записали, что такое рыцарский орден.

- Скажите, есть ли разница между рыцарем-членом рыцарского ордена и обычным рыцарем? (Обет безбрачия, служение церкви, борьба с неверными, подчинение папам и т.д.)

- Кто такие крестоносцы? (Участники Крестовых  походов на Восток).

(Слайд № 8) Одновременно с монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать борьбу с западными завоевателями.

    Действия крестоносцев первоначально были направлены против язычников, впоследствии они открыто переходят к экспансии на русские северо-западные земли.

    В конце XII века папа римский объявил крестовый поход против «язычников» - жителей прибалтийских земель: ливов, эстов и т.д. На обращение папы откликнулись немецкие феодалы, мечтавшие о завоевании новых земель на востоке. Рыцари, которые высадились в устье Западной Двины весной 1200 года, объединились в Орден меченосцев (или Ливонский орден). Позже немецкие рыцари захватили земли племени пруссов и основали на них Тевтонский орден. Но когда войска Батыя начали громить русские земли, по указанию римского папы Тевтонский орден объединился с Ливонским.

От середины XII до середины  XV вв. новгородцы:

26 раз воевали со шведскими рыцарями,

5 раз – с норвежскими,

11 раз – с немецкими,

14 раз – с литовскими.

    В начале XIII века новгородцы совершили несколько походов в Прибалтику, чтобы воспрепятствовать продвижению крестоносцев. Эти походы были совершены в 1210, 1212, 1217, 1223 годах.

    Крестоносцы усиленно продолжали натиск. Многие земли Прибалтики отошли к датским и шведским феодалам.

    Экспансия рыцарей была очень опасна, так как:

- на занятых ими землях население насильственно обращалось в католичество;

- на занятые земли селились приглашенные немецкие колонисты, строили свои замки;

- местное население закабалялось.

Личность Александра Невского.

    А.Невский – это, наверное, единственный исторический деятель России, о внешности которого нам ничего неизвестно: был он брюнетом или блондином, или рыжим; высоким был или среднего роста, какого телосложения –ничего неизвестно. Но посмотрите, что читаем мы в «Житии А. Невского» (Слайд № 9): «…И воистину -мне без божьего повеления было княжение его. И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую…Так же и князь Александр – побеждал, но был непобедим. Потому–то один из именитых мужей Западной страны…, пришел, желая послушать  мудрых речей его. …Повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей»»

    Обратите внимание на слайд (Слайд № 10), вы видите два портрета Александра Ярославича. Первый – картина П. Д. Корина «Александр Невский» (1942 г.),  второй - портрет из “Титулярника” (1642 г.). (Титулярник -   справочная книга, содержащая перечень титулов русских и иностранных царствующих лиц и политических деятелей.) Обратите внимание на то, что на этих двух портретах Александр Ярославич изображен по-разному.

    Задание: охарактеризовать Александра Невского опираясь на любой из предложенных портретов( на картине Корина - мощный человек- защитник Руси, воитель; на портрете из «Титулярника» - изображен как святой, как правитель, князь.)

    Александр Невский – это национальный герой. Может быть вы помните, что в 2008 году проходил конкурс под названием «Имя России». В конечном итоге этот титул был присужден именно Александру Невскому. Сейчас     Александр Невский канонизирован, то есть причислен Русской православной церковью к лику святых.

    Полководческий талант Александра Ярославича отражён в житиях, сказаниях и других литературных произведениях различных времён. Режиссер Сергей Эйзенштейн снял фильм, который так и называется «Александр Невский». В нем показаны изучаемые нами события. Сейчас мы просмотрим фрагменты из этого фильма. Смотрите внимательно, потом вам нужно будет ответить на вопросы по просмотренному фильму. Основные даты, факты можете фиксировать в своих тетрадях.

3. Просмотр фрагментов из фильма.

Сражение на Чудском озере получило название Ледового побоища.

А теперь давайте ответим на вопросы.

4. Вопросы по просмотренным кинофрагментам:

- Когда и где произошла Невская битва? (15 июля 1240 г. на берегу р.Нева) (Слайд № 11)

- Кто возглавил русское войско? (князь Александр Ярославич Невский)

- Против кого была эта битва? (против шведских феодалов-захватчиков) (Слайд № 12)

- Кто одержал победу в Невской битве? (русский народ)

- Почему Александра Ярославича прозвали Невским? (за победу в Невской битве)

- Назовите дату Ледового побоища (5 апреля 1242 г.) (Слайд № 13)

- Где оно произошло? (на Чудском озере)

- Как немецкие рыцари построили свои войска? (в форме клина – «свиньи»: в центре находилась хорошо вооруженная и защищенная доспехами пехота, на флангах - тяжелая конница)

- Как построил свои войска Александр? (Александр расположил свои войска так, чтобы охватить «свинью» с фланга: усилил фланги конницей, а против головы «свиньи» поставил менее подготовленных ополченцев) (Слайд № 14)

- Каковы итоги Ледового побоища? (Много рыцарей убито и взято в плен, часть из них под тяжестью своих доспехов и коней ушла под лед, остальные в панике бежали, преследуемые русской конницей)

- Какие слова, сказанные Александром Невским, стали “крылатыми”? (Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет)(Слайд №15)

Уже в ХХ веке Константин Симонов написал поэму "Ледовое побоище" (Слайд № 16).

Прослушайте отрывок из стихотворения и скажите, что нового оно вам поведало об этой битве? А также, отметьте, какие слова вам были непонятны.

Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по-прежнему спокойно
Следил за битвою с горы.
И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел Дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклоняясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.
Гнедые кони горячились,
Из - под копыт вздымали прах,
Тела по снегу волочились,
Завязнув в узких стременах.
Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.
Одни лежали, захлебнувшись,
В кровавой ледяной воде.
Другие мчались прочь, пригнувшись,
Трусливо шпоря лошадей.

IV. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей)

Итак, вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока (Слайд № 17):

Почему во второй половине XIII века удалось отстоять северо-западные рубежи Руси?  

(Внезапность нападения, удачно выбранные места сражения, согласованность действий русской пехоты и конницы, героизм воинов, полководческий талант Александра Невского.)

Выставление оценок.

V. Домашнее задание ( Слайд № 18): § 13, работать по вопросам и заданиям, которые даны в конце параграфа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Историческая разминка Какое имя получил Темучин после объединения монгольских племён? (Чингисхан) В каком году и где состоялось первое сражение между русскими дружинами и монголами? (1223 г., сражение на р. Калке) В каком году началось монголо-татарское нашествие на Северо-Восточную Русь и кто его возглавил? (1237 г., хан Батый) По преданию, после разгрома Рязани Батыем, уцелевшие жители Рязанской земли собрали дружину. Кто ее возглавил? (Евпатий Коловрат)

Слайд 3

Историческая разминка До какого города монголо- татары не дошли 100 вёрст? (Новгород) Какой русский город монголы прозвали «злым городом»? (Козельск) В каком году началось нашествие на Юго-Западную Русь? (1239 г.)

Слайд 4

Борьба Руси с западными завоевателями

Слайд 5

Основные понятия: Рыцарский орден – объединение рыцарей-монахов; рыцарская община с определенным уставом. Кресто́вые походы — серия военных походов, направленных против мусульман, язычников.

Слайд 6

Основные понятия: Экспансия – расширение сферы господства, влияния. Ополченцы – воины-добровольцы народного ополчения.

Слайд 7

Проблемный вопрос: Почему во второй половине XIII века удалось отстоять северо-западные рубежи Руси?

Слайд 8

Одновременно с монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать борьбу с западными завоевателями

Слайд 9

«…И воистину - не без божьего повеления было княжение его. И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую…Так же и князь Александр – побеждал, но был непобедим. Потому–то один из именитых мужей Западной страны…, пришел, желая послушать мудрых речей его. …Повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей»» … («Житие Александра Невского»)

Слайд 10

Александр Невский Александр Невский. Художник П. Корин Александр Невский. Портрет из «Титулярника»

Слайд 11

15 июля 1240 г. Невская битва

Слайд 13

Ледовое побоище (5 апреля 1242 г.)

Слайд 15

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. Александр Невский

Слайд 16

Константин Симонов. Отрывок из поэмы «Ледовое побоище» Уже смешались люди, кони, Мечи, секиры, топоры, А князь по-прежнему спокойно Следил за битвою с горы. И, только выждав, чтоб ливонцы, Смешав ряды, втянулись в бой, Он, полыхнув мечом на солнце, Повел дружину за собой. Подняв мечи из русской стали, Нагнув копейные древки, Из леса с криком вылетали Новогородские полки. По льду летели с лязгом, громом, К мохнатым гривам наклоняясь; И первым на коне огромном В немецкий строй врубился князь. И, отступая перед князем, Бросая копья и щиты, С коней валились немцы наземь, Воздев железные персты. Гнедые кони горячились, Из - под копыт вздымали прах, Тела по снегу волочились, Завязнув в узких стременах. Стоял суровый беспорядок Железа, крови и воды. На месте рыцарских отрядов Легли кровавые следы. Одни лежали, захлебнувшись, В кровавой ледяной воде. Другие мчались прочь, пригнувшись, Трусливо шпоря лошадей

Слайд 17

Проблемный вопрос: Почему во второй половине XIII века удалось отстоять северо-западные рубежи Руси?

Слайд 18

Домашнее задание: § 13 работать по вопросам и заданиям, которые даны в конце параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке"

Урок направлен на ознакомление учеников с причинами, характером, основными итогами борьбы Новгородской земли с немецкими и шведскими рыцарями; на формирование умения работать с разными источниками, вы...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»

СТРУКТУРА И ХОД УРОКАНазвание используемых ЭОР (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрацияДеятельность ученика...

Урок по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями"

Данный урок занимает важное место в школьном курсе истории в 6 классе, т.к. теоретические знания о борьбе с западными завоевателями в начале XIII века дополняют общую картину происходящего в истории Д...

Технологическая карта урока по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями".

Технологическая карта урока по истории России для 6 класса с использованием технологии прблемно-диалогического обучения и информационно-коммуникативной технологии....

Урок на тему:Борьба Руси с западными завоевателями"

Вложение содержит конспект урока на указанную тему....

Урок по истории России "Борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)

Подробный конспект урока по истории России "Борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс) по учебнику А.В. Торкунова....