ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Безнос Ирина Владимировна

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация

Деятельность ученика

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»

ФИО         Безнос Ирина Владимировна

ГБОУ СОШ № 473        

учитель истории и обществознания        

предмет         история

класс 6        

тема №3, номер урока 14        

учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г.  «История России с древнейших времен до XVI века». 6 класс, г.Москва, «Просвещение»        

1.Цели: знакомство учащихся с внешнеполитической обстановкой в Северо-западной Руси, с борьбой новгородцев с западными завоевателями, с личностью и ролью А.Невского в борьбе с немцами и шведами. Развитие навыков работы с исторической картой, умение работы с историческими документами, анализ событий, умение составление плана.

Создание учебно-методических условий, способствующих достижению обучающимися следующих  результатов:

 2.Планируемые результаты:

Личностные результаты

-самостоятельная организация учебной деятельности (умение самостоятельно ставить цели), владение навыками совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими  участниками образовательного процесса), оценивание своих учебных достижений, своего эмоционального состояния;

Метапредметные результаты

Учащиеся должны: связь с географией (умение ориентироваться по карте), с литературой (умение вступать в речевое общение, создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости - составление плана)

Предметные результаты 

Учащиеся должны видеть взаимосвязь исторических явлений, применять теоретические знания в работе по заданиям учебника и карт. Сформировать представление о патриотизме русского народа,  раскрыть особенности борьбы с завоевателями, показать значение единства в обществе.

3.Тип урока: комбинированный

4.Формы работы учащихся: опрос, беседа, самостоятельная работа с учебником, работа с картой, описание портрета

5.Необходимое техническое оборудование: проектор.

6.Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

3.

4.

Актуализация

Объяснение

Нового

Материала

Первичное

закрепление

новых

знаний

Невская битва №1,№2

Ледовое побоище№3

Учитель просит нанести на линию времени дату первого столкновения половцев с монголо-татарами

Учитель начинает объяснение экспансии немецких и шведских рыцарей на восточных берегах Балтийского моря. Определение «экспансия» написано на доске. Ученики с помощью учителя вспоминают изученный ранее материал всеобщей истории:

- Что такое рыцарский орден?

- Кто такие крестоносцы?

- Почему нужно рассматривать действия шведских и немецких рыцарей в Прибалтике как крестовые походы? Против кого они были направлены?

- Почему эти действия встретили сопротивление со стороны русских князей, Новгорода и Пскова?

Учитель обращает внимание учеников на портрет князя Александра Ярославича. И предлагает познакомиться с его характеристикой в учебнике (стр.108).

Учитель рассказывает о целях  походов рыцарей и направления агрессии (на карте поочередно стрелки с направлениями выдвигаются вправо).

Далее учениками выполняется работа по вариантам:

1-ый составляет план Невской битвы;

2-ой составляет плат Ледового побоища.

Структура плана:

1. Год и место сражения.

2. Участники и их характеристика.

3. Ход сражения.

4. Итог сражения.

 

Работая с планом, на линии времени разместите дату события, дайте краткое описание битвы, найдите карту сражения

Учитель совместно с учениками проверяет работу в тетради и обобщают полученные знания.

При проверке плана целесообразно разобрать по карте места сражения.

За блестящую победу на Неве князя Александра прозвали Невским

Проверяется выполнение работы по плану 2-го варианта. Ход сражения соотносится с картой (гиперссылка на ЭОР

Предлагает проверить правильность заполнения ленты времени и посчитать, сколько времени прошло от битвы на р.Калка  до 1242г. Поставить дату рождения А.Невского на линии времени. Подсчитать, сколько было ему лет на момент битв с крестоносцами.

Учитель задает вопрос:

- Каким приемом Александр Невский сумел победить хорошо организованное войско рыцарей?

Победой русской дружины завершилась битва на льду Чудского озера и вошла в историю под названием Ледового побоища.

Учитель подводит итог работе по составлению планов, в тетрадях делаются поправки. В результате битв на Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь ее северо-западных соседей. Она отстояла свою территорию и веру от посягательств  шведских и немецких рыцарей

На доске учитель написал термины, имена и даты и предлагает учащимся выбрать те, которые относятся к новому материалу.

Предлагает тест

Учащиеся работают с УМК «Хронолайнер»-ставят 1223г, кратко описывают событие, находят карту

Ученики при помощи учителя формулируют тему урока и записывают  в свои рабочие тетради

Ученики отвечают на вопросы учителя

Читают материал учебника на стр.108.

В тетради ученики заносят записи о целях походов рыцарей и в к.к. отмечают направления агрессии

Составляют в тетрадях план. При составлении плана ученики работают с учебником (стр.109-111)  

При составлении плана ученики работают с учебником (стр.109-111

«Хронолайнер»-учащиеся заполняют линию времени, используя задания плана

ДЛЯ  работы над картой-схемой можно использовать ЭОР 

ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся наносят на линию времени дату рождения Невского и производят подсчёты.

Ученики отмечают причины победы русской дружины в двух битвах-сражениях. Отмечаются качества военачальника и руководителя кн.Александра Невского.

Ученики проверяют полученные знания на уроке, работаю с предложенными на доске терминами, датами, именами.

Выполняют тест

22

10

Тест "Борьба Руси с западными завоевателями"
1. Участники походов против Руси (выбери несколько правильных вариантов).
а) шведские феодалы    б) племена ливов и эстов      в) немецкие рыцари
2. Назови дату Невской битвы
а) 1237 г.                         б) 1240 г.                                 в) 1242 г.
3. Как называлась битва, произошедшая на Чудском озере?
а) Новгородское сражение     б) Ледовая баталия      в) Ледовое побоище
4. Назови дату битвы на Чудском озере.
а) 1237 г.                         б) 1240 г.                                в) 1242 г.
5. Какое из политических событий произошло позже остальных?
а) Крещение Руси;                                    б) Ледовое побоище;                                                        в) Невская битва;                                      г) призвание варягов.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Невская битва

И-тип

ЕК ЦОР

Карта - схема

http://school-collection.edu.ru/collection/

2

Невская битва

И-тип

ЕК ЦОР

Карта- схема

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d2f9b8a6-8e65-4bc8-bee9-55bc8fcfc4bd/%5BIS6IR_4-15%5D_%5BPD_02%5D.swf

3.

Ледовое побоище

И-тип

ЕК ЦОР

Карта- схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba47c655-9af1-4aea-9c36-893b6b7d4191/%5BIS6IR_4-15%5D_%5BPD_03%5D.swf ). 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba47c655-9af1-4aea-9c36-893b6b7d4191/%5BIS6IR_4-15%5D_%5BPD_03%5D.swf ). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке"

Урок направлен на ознакомление учеников с причинами, характером, основными итогами борьбы Новгородской земли с немецкими и шведскими рыцарями; на формирование умения работать с разными источниками, вы...

Открытый урок в 6 классе по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»

Открытый урок в 6 классепо теме «Борьба Руси с западными завоевателями»...

Урок по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями"

Данный урок занимает важное место в школьном курсе истории в 6 классе, т.к. теоретические знания о борьбе с западными завоевателями в начале XIII века дополняют общую картину происходящего в истории Д...

Технологическая карта урока по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями".

Технологическая карта урока по истории России для 6 класса с использованием технологии прблемно-диалогического обучения и информационно-коммуникативной технологии....

Урок на тему:Борьба Руси с западными завоевателями"

Вложение содержит конспект урока на указанную тему....