Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Лузянина Ирина Петровна
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borba_rusi_s_zapadnymi_zavoevatelyami_v_13_veke.6_klass.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке.

( Урок истории в 6 классе)

Цели:

-Изучение, анализ и оценка учащимися информации о Руси с западными завоевателями в XIII веке.

-Формирование умения анализировать и оценивать информацию о

-Развитие критического мышления

-Воспитание чувства патриотизма и гордости за историческое героическое прошлое  русского народа

Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVII в. М. «Просвещение».-  13.

Использованные приемы и стратегии: чтение с остановками, бортовой журнал, эссе

         XIII век в истории нашей родины один из самых тяжелых периодов: несмотря на героическое сопротивление русского народа на несколько веков Русь потеряла государственную независимость, оказавшись под гнетом монголо-татарского ига. Лишь Новгородское княжество смогло откупиться от татар, заплатив им выкуп, его территория не была разорена и разграблена как земли других древнерусских княжеств.

          Исторические события народов Западной Европы и Востока в этот период  были связаны с крестовыми походами. Зная о бедственном положении Киевской Руси в это время, как Вы думаете, как могли поступить крестоносцы по отношению к Руси? Почему?

Варианты ответов: - организовать крестовый поход на северо-западные земли Руси, чтобы распространить католическую религию, захватить русские земли и собирать с них дань.

Стадия содержания.

          Письменные исторические источники этого периода, дошедшие до наших дней, позволяют восстановить общую историческую картину этих событий. Давайте проверим наши предполагаемые выводы.

Чтение текста о начальном этапе крестового похода крестоносцев на земли прибалтийских народов.

1-я остановка. 

-Наши предположения оправдались? Насколько они оказались достоверными?

- Как вы думаете, как новгородцы должны были поступить, предвидя подобную опасность для своего княжества?

Варианты ответов: - готовиться организовать отпор

                                    - найти хорошего полководца

                                    - собрать ополчение

          Вот, что говорят авторы нашего учебника по этому поводу: чтение текста об Александре Всеволодовиче и подготовке новгородцев к борьбе против крестоносцев.

Задание: при чтении данного отрывка дайте характеристику князю Александру Всеволодовичу.

2-я  остановка.

- мог ли своими действиями Александр Всеволодович предотвратить нападение немецких или шведских феодалов? ( и да, и нет)

- А что реально мог? ( Какой вариант был наиболее перспективным?  Почему?)

Варианты ответов: - готовиться к сражению

                                   - подготовить ополчение из новгородцев и обучить военному делу

                                   - собрать большую дружину

Давайте посмотрим,  как развивались события дальше.

Чтение отрывка текста «Невская битва».

Задание: при чтение отрывка заполнить первую колонку таблицы, обратить внимание на факторы, повлиявшие на исход битвы.

3-я  остановка.

Далее идет проверка содержания таблицы и сопоставление ее с культурным аналогом.

- Как Вы думает, какие факторы повлияли  на исход битвы?

- Как Вы считаете, потерпев поражение от новгородского княжества, станут ли вновь нападать крестоносцы на Русь?

Варианты ответов: - возможно, так как в Европе крестовые походы длились более   столетия, в них участвовали разные государства и народы.

                                    - нет, так как шведы потерпели поражение от одного княжества в то время, как вся Русь была завоевана монголо - татарами.

         Как свидетельствуют исторические источники, разгром шведов не остановил немецких и датских завоевателей. Уже летом 1240 года они захватили русскую пограничную крепость Изборск, а затем овладели Псковом. Отряды рыцарей появлялись  вблизи Новгорода. Но защитить Новгородскую землю было некому – бояре, боясь того, что Александр Невский расширит права княжеской власти, заставили его покинуть Новгород. Однако вскоре народное вече упросило Александра вернуться.

          Зимой 1241-1240 года Невский со своей дружиной и новгородским ополчением освободил Псков, изгнал немцев и датчан из пределов Руси и двинулся на запад против главных вражеских сил.

Далее просмотр видео – сюжета о ледовом побоище.

Задание: при просмотре  заполнить вторую колонку таблицы, обратить внимание на факторы, повлиявшие на исход битвы.

Далее идет проверка содержания таблицы и сопоставление ее с культурным аналогом. При наличии времени или в сильном классе можно выполнить задание № 3 с.39 в тетради с печатной основой.

Итак, какой вывод можно сделать по теме нашего урока?

Далее идет проверка вывода  и сопоставление ее с культурным аналогом в учебнике на с.112.

Стадия рефлексии.

Итак, мы закончили изучение темы урока. Попробуйте в группе написать синквейн на тему борьбы Руси с западными завоевателями в XIII веке.

Варианты детских работ:

Крестоносцы.

Сильные, опасные.

Грабят, захватывают, христианизируют.

Новые земли - новые богатства.

Опасность.

Завоеватели.

Наглые, сильные.

Захватывают, завоевывают, христианизируют.

Победить, значит свободу сохранить.

Честь.

Новгородцы.

Смелые, мужественные.

Организовались, вооружились, победили.

Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.

Независимость.

Текст №1.

              На земли Великого Новгорода, через который проходил важнейший  торговый путь, связывавший север Европы с Русью и странами Востока, давно претендовали шведские феодалы. В середине XII века они появились на  берегах Финского залива и приступили к покорению финских племен.

            В 1164 году шведские отряды вторглись в пределы Новгородской земли в районе Ладоги, но были разбиты новгородским ополчением. Более того, в 1187 году новгородская рать напала на крупнейший город Швеции Сигтуну и разорила его. Только в начале XIII века шведские рыцари отважились на новые походы, но вновь были отброшены войском князя Ярослава Всеволодовича.

            Получив известие о нашествии монголов на Северо-Восточную Русь, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси и стали собирать значительные силы. Новый поход на Русь поддержали католические священники, которые хотели обратить русских в католическую веру.

             В конце XII века римский папа  объявил крестовый поход против «язычников»- жителей прибалтийских земель: ливов, эстов и др. На обращение папы римского откликнулись немецкие и датские феодалы, мечтавшие о завоевании новых земель на востоке. Отряды рыцарей-крестоносцев с весны 1200 года стали постепенно завоевывать прибалтийские земли, строить здесь крепости( Рига, Ревель), создавать свои духовно-рыцарские  ордена: Ливонский и Тевтонский. Завоеватели силой заставляли местное население принимать католичество, отбирали у него земли, строили свои замки. На помощь ливам и эстам пришла Русь. Вскоре крестоносцы вновь потерпели поражение и были вынуждены умерить свои захватнические планы.

             Но когда полчища Батыя начали громить русские земли, по указанию папы римского Тевтонский орден объединился с Ливонским. Между немецкими и датскими рыцарями был заключен союз. В Прибалтику стали прибывать подкрепления из Западной Европы.

 

Текст №2.

          Александр был вторым сыном переславского князя Ярослава Всеволодовича. Очевидно, князь очень любил своего сына, поскольку дал сыну хорошее воспитание  и образование. Александр рано научился читать и писать, увлекался чтением русских летописей и переводами византийских хроник с описанием походов Александра Македонского и других полководцев. Он с малых лет познакомился с Русской правдой, присутствовал на заседаниях боярского совета и княжеского суда, постигая азы управления страной. Когда мальчику исполнилось 10 лет отец стал брать его с собой в военные походы, в которых Александр закалился как воин и будущий полководец.

            В трудное время пришлось жить Александру Ярославовичу: нашествие монголо-татар с востока лишило Русь независимости, на западе сильный и опасный противник – Тевтонский орден, для  отражения нападения которого на новгородские земли часто прибегали к помощи переславского князя Ярослава, пока, наконец, в 1236 году его сын  Александр не стал новгородским князем. Став в 16 лет новгородским князем, Александр стал спешно готовить город к защите от монголо-татарского нашествия. Как мы помним, они, не дойдя до Новгорода всего 100 верст, повернули на юг…

             Александр, по мнению древнерусских летописей был наделен двумя талантами: талантом дипломата и талантом полководца. Благодаря постоянным дипломатическим маневрам он смог оттянуть установление монголо-татарского ига. Татарские ханы пользовались тем, что русский князь готов был на любые уступки ради благополучия своей земли, поэтому фактически система зависимости Руси от Золотой Орды окончательно установилась после смерти Александра Ярославовича. К этому времени он сумел приобрести и немалый военный опыт и новгородцы не раз имели возможность в этом убедиться…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории для 6 класса "Борьба Руси с западными завоевателями".

Разработка урока по истории  "Борьба Руси с западными завоевателями"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке"

Урок направлен на ознакомление учеников с причинами, характером, основными итогами борьбы Новгородской земли с немецкими и шведскими рыцарями; на формирование умения работать с разными источниками, вы...

Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке

Презентация используется в качестве наглядности, позволяет активизировать образное мышление учащихся, формирует интерес к теме, разнообразит источники информации при изучении темы, повышает эффективно...

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Презентация к уроку "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

УРОК ПО ИСТОРИИ «БОРЬБА РУСИ С ЗАПАДНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ» В 6 КЛАССЕ

УРОК ПО ИСТОРИИ «БОРЬБА РУСИ С ЗАПАДНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ»В 6 КЛАССЕТема урока: «Борьба Руси с западными завоевателями».Цель урока:обучающая: познакомить учащихся внешнеполитической обстановкой в Северо ...