Урок по истории России "Борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Подробный конспект урока по истории России "Борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс) по учебнику А.В. Торкунова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borba_rusi_s_zapadnymi_zavoevatelyami.docx | 41.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории России. 6 класс (30 мин).
Тема «Борьба Руси с западными завоевателями».
Цель:
рассмотреть борьбу Руси с западными завоевателями, познакомиться с основными событиями - Невской битвой и Ледовым побоищем, определить их значение, выяснить, какую роль сыграл Александр Невский в истории России.
Предметные результаты:
овладеть целостным представлением о борьбе Руси с западными завоевателями; оперировать терминами и понятиями: крестовые походы, Орден меченосцев, Ливонский орден, рыцари; использовать сведения из исторических картин, карт и картосхем; оценивать деятельность Александра Невского.
Метапредметные результаты:
умение организовывать свою учебную деятельность, умение анализировать и обобщать факты, формулировать выводы, формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности; планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Личностные:
осознание своей идентичности как гражданина страны, толерантность, освоение гуманистических традиций и ценностей изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями; обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других, обучающихся под руководством педагога; расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном общении
Коммуникативные:
формировать умения аргументировать свое решение, убеждать и уступать, развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, готовность слушать собеседника, вести диалог.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, анимационный фильм «Ледовое побоище», индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, доска.
Тип урока: изучения нового материала.
Форма урока: урок- исторический обзор.
Ход урока.
Создание проблемной ситуации.
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке истории России. Сегодняшний урок я хотела бы начать словами Н.И. Костомаров «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей!»:
«XIII век был переломным…Задачей политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такое отношение к разным врагам, при которых она могла удержать свое существование. Человек, который принял на себя эту задачу, по справедливости может считаться истинным представителем своего века. Таким является в русской истории князь Александр Ярославич Невский»
- Ребята, о ком мы будем говорить с вами на уроке?
На слайде картина П.Д. Корина «Александр Невский».
Александр Невский – великий русский князь, полководец. Слава о нем столь велика, что иконописцы и живописцы, ничего не зная о его настоящем облике, из века в век создавали образы могучего война. В XVI веке Александра Невского причислили к лику святых. А в 2008 году по результатам опроса россиян он был выбран «именем России».
- Чем Александр Невский заслужил славу потомков?
На этот вопрос мы с вами попытаемся ответить в конце урока.
Мотивационно - целевой этап.
На слайде карта «Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке.
- Ребята, посмотрите на годы жизни Александра Невского.
- В каком веке он жил?
Как точно подметил историк Н.И. Костомаров, XIII век был переломным в истории Русского государства. С востока нахлынули монголы с бесчисленными полчищами, которые разорили и обезлюдили большую часть Руси, поработив ее более чем на два века.
- Ребята, предположите, а как строились отношения Руси с Западом? Если в русских летописях годы первой половины XIII века назывались «злыми» и «горькими», говорилось о том, что Русь оказалась «между двух огней».
Учитель, выслушивает версии учащихся.
Да действительно, в первой половине XIII века Русь столкнулась не только с мощным врагом с Востока, но и с Запада – это шведы и немцы-крестоносцы.
Запись в рабочий лист. Тема урока «Борьба Руси с западными завоевателями».
- О чем мы будем говорить на уроке?
Цель урока: рассмотреть борьбу северо-западной Руси с западными завоевателями, познакомиться с основными событиями - Невской битвой и Ледовым побоищем, определить их значение, выяснить, какую роль сыграл Александр Невский в истории России.
Изучение нового материала.
1. Походы шведов и крестоносцев.
В к XII – первой половине XIII века северо-западной Руси (это новгородские и псковские земли) пришлось столкнуться с западными завоевателями. Эти земли издавна привлекали внимание потомков скандинавских викингов.
Работа в группах. Три группы работают с рабочим материалом № 1 и отвечают на вопросы к тексту. (2 мин.)
Первая группа работает с текстом «Походы шведов во второй половине XII – начале XIII века» и определяют цель походов шведов на русские земли.
Вторая и третья группы работают с текстом «Походы немцев - крестоносцев во второй половине XII – начале XIII века» и определяют цель походов немцев-крестоносцев на русские земли.
Ребята выберите, кого кто будет докладывать ответы на вопросы.
Устно отвечают на вопросы.
1 группа. Текст «Походы шведов».
Вопросы:
- Какую цель преследовали шведы, вторгаясь на Русь? (завоевание территории)
- Почему католическая церковь поддержала поход шведов на Русь? (потому что стремилась распространить католическую веру)
- А какая вера была на Руси?
2 группа. Текст «Походы крестоносцев»
Вопросы:
- Кого называли крестоносцами? (участников крестовых походов, организованных католической церковью, с целью обращения в католическую веру)
- Кто и когда объявил крестовый поход против живущих в Прибалтике ливов, эстов и других народов? (римский папа, в конце XII века)
3 группа. Текст «Походы крестоносцев»
Вопросы:
- Кто откликнулся на призывы римского папы принять участие в крестовых походах? (немецкие рыцари)
- Какую цель преследовали немецкие рыцари, участвующие в крестовых походах? (завоевание новых земель)
- Какие духовно-рыцарские ордена создали немецкие рыцари? (Меченосцев, Тевтонский, Ливонский)
- Какой вывод можно сделать на основе вашей работы? (шведы и немцы преследовали одинаковые цели: завоевание русских земель и обращение жителей северо-западной Руси в католическую веру)
- Чем воспользовались шведы и немецкие рыцари для вторжения на русские земли? (слабостью после разгрома русских земель полчищами Батыя)
2.Князь Александр Ярославич.
В Новгороде в это время княжил Александр, сын Ярослава Всеволодовича.
Запись в рабочий лист. Александр Невский (годы жизни 1221-1263 гг.)
Давайте обратимся к документам. И узнаем, каким был Александр Невский.
Документ № 1. «Житие Александра Невского» (XIII век)
«Родился Александр Невский в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии. Уже в четыре года его посвятили в воины. Образ его красивее всех других людей, и глас его – акы труба в народе».
Документ № 2. Н.М. Карамзин «История государства Российского»
«Александр Ярославич одарен необыкновенным разумом, мужеством, красотою величественного и крепкими мышцами Самсона. Народ смотрел на него с любовью и почтением; приятный голос сего князя гремел как труба на вечах».
- Каким был Александр Невский согласно этим источникам?
Внимание на экран. Давайте посмотрим фрагмент из кинофильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» и узнаем, какую цель ставил Александр Невский перед русским народом накануне битв.
Фрагмент из кинофильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».
Александр Невский сказал такую фразу: «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет».
- Можно ли понять, какую цель Александр Невский ставил перед русским народом, говоря эти слова?
3. Невская битва.
Запись в рабочих листах. 15 июля 1240 года состоялась Невская битва.
Ребята, посмотрите, когда родился Александр и посчитайте, сколько лет ему было в это время. (19 лет)
Работа в группах. Три группы работают с приложением № 3 «Невская битва» и отвечают на вопросы к тексту. (2 мин.) Устно отвечают на вопросы.
1 группа. Текст «Невская битва».
Вопросы:
- Между кем проходила Невская битва? (шведы и русские)
- Где проходила Невская битва? (в устье Невы, на левом берегу у впадения в нее речки Ижоры)
- Назовите полководцев противоборствующих сил? (русское войско возглавлял Александр Ярославич, шведское войско - Биргер)
2 группа. Текст «Невская битва»
Вопросы:
- В чем выразился полководческий талант Александра Невского в ходе Невской битвы? Приведите примеры.
3 группа. Текст «Невская битва»
Вопросы:
- Приведите примеры мужества и героизма русских воинов в ходе Невской битвы. (Дружинник Гаврила Олексич, ополченец Савва)
- Ребята чем завершилась Невская битва? (победой русского оружия)
- Как стали называть Александра Ярославича после этой битвы? (Невский)
- Что было бы, если Александр Невский проиграл Невскую битву?
Обсудите этот вопрос в группах и выдвинете свою версию.
Группы предлагают версии.
Вывод: русские земли попали бы под власть шведов. Но этого не произошло.
4. Ледовое побоище.
Но неудача шведов не остановила немецких рыцарей. 5 апреля 1242 года состоялась битва между немецкими крестоносцами и русским войском.
Запись в рабочих листах. 5 апреля 1242 года – Ледовое побоище.
Предлагаю посмотреть видеосюжет.
Анимационный фильм «Ледовое побоище».
Перед вами текст, давайте прочитаем его и вставим пропущенные слова и выражения опираюсь на тот видеосюжет, который вы просмотрели.
Выполните задание: вставьте пропущенные слова в текст.
Решающая битва между немецкими крестоносцами и русским войском произошла 1.____________ на 2. ___________. Рыцари построили свои войска в форме клина (по выражению летописца 3. «_______»). Русское войско возглавил 4.___________. Он расположил свое войско у Вороньего камня, усилив конницей свои фланги, а против головы свиньи поставил менее подготовленных ополченцев. Из «Жития Александра Невского»: «…И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что сдвинулось замершее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью. И возвратился князь Александр с 5. _________ славною». В истории эта битва получила название 6. ___________.
Систематизация и обобщение полученных знаний.
- Ребята, в чем значение побед русских воинов во главе с Александром Невским над шведами и немецкими рыцарями?
Значение побед Александра Невского:
- Новгородские земли не были завоеваны западными завоевателями
- Сохранено православие
- Поражение шведов и рыцарей остановило их наступление на Восток.
На слайде картина П.Д. Корина «Александр Невский».
- Чем Александр Невский заслужил славу потомков?
Обсудите этот вопрос в группах и выдвинете свою версию.
Выступление команд.
Учитель, выслушивает версии учащихся.
Александр Невский – это великий полководец, великий воин, миротворец и, главное, святой спаситель Руси. Его жизнь, несмотря на многовековую удаленность, является образцом мужества, героизма, служения Отечеству.
Рефлексия.
Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить изученный материал, используя геометрические фигуры. Я зачитываю утверждение, если вы согласны поднимаете соответствующую фигуру.
- новая и интересная информация.
-я думал иначе.
- эта информация меня удивила.
- я хочу узнать больше
Домашнее задание:
Я рада тому, что вы хотите узнать еще больше по этой теме, в связи с этим я предлагаю вам следующие домашнее задание. Их два. Вы можете выбрать то, которое вам более интересно.
1. сочинение-рассуждение на тему «Александр Невский – защитник земли Русской».
2. Задание. (На слайде Орден Александра Невского)
Ответить на вопрос, почему в самый тяжелый для нашего народа период Великой Отечественной войны был учрежден орден Александра Невского?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке"
Урок направлен на ознакомление учеников с причинами, характером, основными итогами борьбы Новгородской земли с немецкими и шведскими рыцарями; на формирование умения работать с разными источниками, вы...
УРОК ПО ИСТОРИИ «БОРЬБА РУСИ С ЗАПАДНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ» В 6 КЛАССЕ
УРОК ПО ИСТОРИИ «БОРЬБА РУСИ С ЗАПАДНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ»В 6 КЛАССЕТема урока: «Борьба Руси с западными завоевателями».Цель урока:обучающая: познакомить учащихся внешнеполитической обстановкой в Северо ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ИСТОРИИ «БОРЬБА РУСИ С ЗАПАДНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ» В 6 КЛАССЕ
План урока:I.Организационный момент.II.Начало рыцарских набеговIII.Невская битва.IV.Ледовое побоище.V.Закрепление материала.VI.Подведение итогов...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»
СТРУКТУРА И ХОД УРОКАНазвание используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрацияДеятельность ученика...
Урок по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями"
Данный урок занимает важное место в школьном курсе истории в 6 классе, т.к. теоретические знания о борьбе с западными завоевателями в начале XIII века дополняют общую картину происходящего в истории Д...
Технологическая карта урока по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями".
Технологическая карта урока по истории России для 6 класса с использованием технологии прблемно-диалогического обучения и информационно-коммуникативной технологии....