Урок на тему:Борьба Руси с западными завоевателями"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Баринова Ольга Николаевна

Вложение содержит конспект урока на указанную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_borba_rusi_s_zapadnymi_zavoevatelyami.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Борьба Руси с западными завоевателями.(6 класс)

Цель:

обучающая: познакомить учащихся с внешнеполитической обстановкой в Северо–Западной Руси, борьбой новгородцев с западными завоевателями и личностью князя Александра Ярославича;

развивающая: развивать навыки работы с текстом учебника, исторической картой, умение заполнять таблицу; работать с иллюстративным материалом, формировать умение работать в паре;

воспитательная: показать героическую борьбу русского народа с немецким и шведскими феодалами.

Основные понятия и термины: рыцарский орден, крестовые походы.

Тип урока: комбинированный.

                                                                         Ход урока

I Организационный момент

Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих

II Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания.

Так как домашним заданием было письменно ответить на вопросы, то выборочно проверить домашнее задание после урока.

2. Беседа на повторение:

- Что такое рыцарский орден? (объединение рыцарей монахов)

- Чем рыцари – члены ордена отличались от обычных рыцарей? (Обет безбрачия, служение церкви, подчинение папам, борьба с неверными)

- Кто такие крестоносцы? (участники крестовых походов)

- Назовите причины крестовых походов. (освобождение Гроба Господнего в Палестине, распространение христианства, земли и добыча, земли и свобода, захват торговых путей)

 III Мотивация учебной деятельности

         В XIII веке врагом, ослабившим внутреннее и внешнее положение Руси, были монголо-татары. Но они были не единственными. На Западе существовал еще один опасный и коварный враг. Русь оказалась в труднейших обстоятельствах. Какой же враг наступал с Запада?

Назвать тему урока: «Борьба Руси с западным завоевателями» и план урока (на доске).

Определить цели урока.

По преданию князь произнес перед новгородцами речь, которую закончил словами:

Эти слова станут эпиграфом нашего урока.

                                                                                                                 Кто с мечом к нам придёт, от меча

                                                                                                                  погибнет.

                                                                                                               

Проблемное задание: «Согласны ли вы с позицией английского историка Джона Фенела, считавшего, что победы русских над шведами на Неве в 1240 г. и над немецкими рыцарями на льду Чудского озера в 1242 г. – это «две относительно легкие победы?»

(Для Руси это были не «легкие победы», т.к. в результате их оказались неприступными для противников рубежи на север – западе; потерпела неудачу попытка подчинить Русь папскому престолу. Не менее важно моральное значение победы,  одержанной тогда, когда города Руси подверглись нападению войск Батыя.)

   IV Изучение нового материала

1. Шведские, немецкие и датские рыцари в Прибалтике.

        Одновременно с монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать тяжёлую борьбу с западными завоевателями.

        На земли Великого Новгорода, через который проходил важнейший торговый путь (показать на карте), связывавший север Европы и страны Востока, давно претендовали шведские феодалы. В середине XII века они появились на берегах Финского залива и приступили к покорению финских племён.

Самостоятельная работа. Прочитать абзац «Но не только шведы…» с. 114-115 и ответить на вопросы:

- С какой целью папа римский объявил Крестовый поход в прибалтийские земли? (Римский папа объявил поход против язычников)

(В конце XII в. папа рисский объявил Крестовый поход против живших на прибалтийских землях ливов, эстов и других народов. Их объявили язычниками, хотя многие из них уже были крещены по православному обряду.)

- Какую цель в этом походе преследовали немецкие феодалы? (Новые земли, богатство)

(На обращение папы откликнулись немецкие феодалы, мечтавшие о завоевании новых земель на Востоке)                                                    

2. Александр Ярославич.

            Работа с иллюстративным материалом  «Александр Невский»

- На уроке обществознания мы изучили понятие личность. Напомните, что оно значит?

- Какие качества князя  изобразил художник?

Воля                                                       Сообразительность

Мужество                                              любознательность

Решительность                                      находчивость

Уравновешенность                               влиятельность

Энергичность

Ответственность

Самостоятельность

3. Невская битва. Ледовое побоище.

Сравнить вооружение русских рыцарей и русских воинов.

Заполнить таблицу.

Прочитать текст учебника с. 116-117 и заполнить таблицу:

Невская битва

Дата

15 июля 1240 год

Место

устье Невы

Противоборствующие силы

Шведские войска, русские воины.

Исход битвы

Победа дружинников Александра Ярославича

Значение победы

Успех русских воинов на долгое время отбил у шведов желание овладеть устьем Невы, воевать с Русью.

Посмотреть видеофрагмент и заполнить таблицу:

Ледовое побоище

Дата

5 апреля 1242 год

Место

Чудское озеро

Противоборствующие силы

Ливонские  рыцари, русские воины

Исход битвы

Победа войск Александра Невского

Значение победы

Ливонские и датские крестоносцы отказались от претензий на русские земли.

  V Закрепление новых знаний

  1. Проблемный вопрос: «Согласны ли вы с позицией английского историка Джона Фенела, считавшего, что победы русских над шведами на Неве в 1240 г. и над немецкими рыцарями на льду Чудского озера в 1242 г. – это «две относительно легкие победы?»

(Для Руси это были не «легкие победы», т.к. в результате их оказались неприступными для противников рубежи на север – западе; потерпела неудачу попытка подчинить Русь папскому престолу. Не менее важно моральное значение победы,  одержанной тогда, когда города Руси подверглись нападению войск Батыя.)

 VI Домашнее задание

§ 13 прочитать;

рассказ от имени русского воина – участника одной из битв – творческое задание.

 VII Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что запомнилось больше всего

VIII Итоги урока. Выставление оценок

     

        

                


                                   
                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке"

Урок направлен на ознакомление учеников с причинами, характером, основными итогами борьбы Новгородской земли с немецкими и шведскими рыцарями; на формирование умения работать с разными источниками, вы...

: На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)

1этапурокаОбобщение тем начинается с постановки проблемы задачи. Учитель демонстрирует классу фрагменты презентации урока, ученики самостоятельно делают выводы о целях, причинах вторжения крестоносцев...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»

СТРУКТУРА И ХОД УРОКАНазвание используемых ЭОР (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрацияДеятельность ученика...

Материал к уроку по теме "Борьба Руси за независимость. Куликовская битва" 6 класс

Данный материал предназначен для проведения урока в 6 классе. Используя технологию продуктивного чтения, я ориентирую учащихся на самостоятельную работу с текстом и поиск ответов на поставленную задач...

Урок по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями"

Данный урок занимает важное место в школьном курсе истории в 6 классе, т.к. теоретические знания о борьбе с западными завоевателями в начале XIII века дополняют общую картину происходящего в истории Д...

Технологическая карта урока по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями".

Технологическая карта урока по истории России для 6 класса с использованием технологии прблемно-диалогического обучения и информационно-коммуникативной технологии....