Разработка урока "Индия-красивая страна мира"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Цели:

  1. Познакомить учащихся с природно-климатическими условиями Древней Индии. Показать влияние ПКУ на формирование хозяйственных, культурных и религиозных особенностей. Выявить связь между хозяйственной деятельностью людей и проблемами экологии.
  2. Формирование умений и навыков работы с ИИ, решать исторические задачи, делать обобщения и выводы.
  3. Воспитание уважительного отношения к природе. Показать необходимость бережного отношения к ней.

Форма проведения: комбинированная.

Применяемые технологии: элементы проблемного изучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Суг-Аксынская СОШ

«Индия-красивая страна мира»

(конспект урока, 5 класс)

                                                                   

Цели:

  1. Познакомить учащихся с природно-климатическими условиями Древней Индии. Показать влияние ПКУ на формирование хозяйственных, культурных и религиозных особенностей. Выявить связь между хозяйственной деятельностью людей и проблемами экологии.
  2. Формирование умений и навыков работы с ИИ, решать исторические задачи, делать обобщения и выводы.
  3. Воспитание уважительного отношения к природе. Показать необходимость бережного отношения к ней.

Форма проведения: комбинированная.

Применяемые технологии: элементы проблемного изучения.

Оборудование:

  • Учебник «История Древнего мира»
  • Карта «Древняя Индия»
  • Раздаточный материал (см. приложение №1)
  • Сообщения учащихся (см. приложение №2, 3)

Новые слова: джунгли, Ганг, Инд, Гималаи.

Предварительная работа: из числа учеников выбрать несколько знатоков для подготовки сообщений по темам (см. приложение№2)

План изучения:

  1. Географическое положение Древней Индии.
  2. Богатство природы.
  3. Занятия древних индийцев
  4. Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.

Ход урока:

  1. Учитель. Здравствуйте ребята! Мы продолжаем свое удивительное путешествие по странам Древнего мира. Сегодня мы остановимся в Древней Индии.

*Посмотрите, пожалуйста, на тему урока и скажите, каковы цели нашего путешествия? (мы должны узнать географическое положение ДИ, ее природно-климатические условия, а также образ жизни и занятия людей)

Индия долгое время оставалась для остального мира неизведанной, загадочной страной, о которой складывались легенды. Я зачитаю одну из них , а вы попробуете определить, правдиво ли описание Индии и из какого произведения оно взято.

(«Индия, о высокочтимый мой учитель, находится почти на самом краю земного диска и отделена от этого края безлюдными и неизведанными пустынями, ибо на восток от нее не живут ни звери, ни птицы. Индия – очень богатая страна, и богата она золотом, которое там не копают из земли, как в других станах, а неустанно, день и ночь, добывают особые, золотоносные муравьи, каждый из которых величиной почти с собаку. Они роют себе жилища под землею и трижды в сутки выносят оттуда на поверхность золотой песок и самородки и складывают в большие кучи. Но горе тем индийцам, которые без должной сноровки попытаются похитить это золото! Муравьи пускаются за ним в погоню, и, настигнув, убивают на месте. С севера и запада Индия граничит со страной, где проживают плешивые люди. И мужчины и женщины, и взрослые и дети – все плешивые в этой стране, и питаются эти удивительные люди сырой рыбой и древесными шишками. А еще ближе к ним лежит страна, в которой нельзя ни смотреть вперед, ни пройти, вследствие того, что там в неисчислимом множестве рассыпаны перья. Перьями заполнены там воздух и земля: они-то и мешают видеть…» Л.Лагин «Старик Хоттабыч»)

           Вот такое интересное описание Индии.

           * Из какого литературного произведения эти строки? (Л.Лагин «Старик Хоттабыч)

           * Как вы считаете, стоит ли доверять таким сведениям? (нет)

           Сегодня мы с точностью можем сказать, что это небылица. Но что же представляла собой          

           Индия…Давайте откроем для себя некоторые тайны Древней Индии.

В тетрадь: записать тему урока в тетрадь.

Задание: открыть первый форзац учебника и на карте, найти Индию.

* На каком континенте расположена Индия? (в Азии)

            * В какой ее части? (в южной)

Учитель: Индия по форме напоминает треугольник, основанием прикрепленный к материку.

В тетрадь: Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан.

            * Какими морями и океанами омывается Индия? (с запада – Аравийское море, с юга – Ин-

               дийский океан,  с востока – Бенгальский залив)  

Задание: покажите на настенной карте Индию и опишите ее географическое положение.

  1. Учитель:  Путешественников из покон веков поражало разнообразие и богатство природы

                             Индии. Давайте познакомимся с природой Древней Индии. Для этого поработаем

                             С историческим источником, одновременно заполняя таблицу.

Задание:

  • прочитать исторический источник (см.раздаточный материал: приложение №3);
  • прочитать пункты 1, 2, 3 в параграфе 20;
  • вспомнить каких зверей упоминает в своей сказке «Маугли» Р.Киплинг (он долгое время жил в Индии и очень хорошо знал ее природу)
  • заполнить таблицу в тетради (совместно с учителем)

Природа Древней Индии*.

Реки

Леса

Горы

Почва

Растительность

Животные

Полезные

ископаемые

Ганг

Инд

Джунгли

Гималаи.

Мягкая плодородная в долинах рек.

Пустыни.

культурные

дикие

домашние

дикие

Серебро

Золото

Медь

Железо

Олово

Просо

Бобы

Рис

Пшеница

Хлопок

Сах.тростник и др.

Манго.

Бананы.

Орехи.

Апельсины.

Мандарины

Слоны,

верблюды,

лошади,

ослы,

куры и др.

Тигры,

львы,

леопарды,

обезьяны,

змеи и др.

*В ходе заполнения таблицы – беседа, комментарии, сообщения:

Учитель: * Встречаются ли в ИИ упоминания о горах? (да)

                  * Определите по карте их название. (Гималаи)

Сообщение учащегося о Гималаях (см. приложение №2)

Учитель: В стране имеются безводные раскаленные пустыни, но также есть и могучие реки. Наз-

                вание одной из них вы должны были встретить в ИИ.

                * Как она называется? (Ганг)

                * На карте найдите вторую большую полноводную реку. Как она называется? (Инд)

                * Где Инд и Ганг берут свое начало? (в Гималаях)

Сообщение ученика о реках ( см. приложение №2).

Учитель: * Предположите, долина какой реки была заселена раньше? (  долина Ганга, т.к. она бо-

                    лее благоприятна для проживания)

                  * По карте определите, какие в Индии были почвы? (в долинах рек – мягкие, плодород-

                     ные, на остальной территории – пустынные и каменистые)

  • Каков растительный мир Индии?

Занимательная задачка: Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на ро

дину. - Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.

Приятель принял эти слова за шутку.

- Ну какой же ты выдумщик и враль!

 - Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани…   Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах, подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

 - Вранье! На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

 Так приятель и не поверил своему другу – путешественнику, меж тем друг-то говорил чистую правду. О чем он говорил? (о хлопке и сахарном тростнике)

Учитель: * Какие полезные ископаемые Индии встретились вам в ИИ? (см. таблицу)

                  * Как называются леса в Индии? (джунгли)

Сообщение ученика о джунглях (см. приложение №2)

Учитель: * Ребята, сделайте вывод о растительном и животном мире Др.Индии (он очень богат и разнообразен)

3. Учитель: Мы подробно рассмотрели вопрос о природно – географических условиях  Др. Индии.

                    * Предположите, какие занятия были развиты у жителей Древней Индии?

   В тетрадь:

  1. земледелие (для этого приходилось вырубать джунгли)
  2. скотоводство (одомашнивали диких животных; обязаны приручением кур; сегодня Индия занимает первое место по поголовью домашнего скота)
  3. собирательство
  4. охота
  5. ремесло

Учитель:  * Ребята, сделайте вывод о том, какой была зависимость древних индийцев от природы (др. индийцы всецело зависели от природы)

* В чем проявлялась эта зависимость? (окружающая природа обеспечивала индийцев всем необходимым: пищей, древесиной, водой, лекарственными травами ит.д.)

 

4.   Учитель: Др. индийцы уважительно относились к природе: к водной стихии, ведь вода – это залог богатого урожая, а урожай – это жизнь. Почитали как священных некоторых животных: слонов, коров, змей, и др.

Но постепенно уважительное отношение к природе сменилось потребительским отношением, равнодушием. Возможно, из-за природного богатства казалось, что это никогда не кончится. Человек поставил себя выше природы, решил, что он может распоряжаться всем так, как хочется именно ему. Отсюда возникла масса проблем, связанных с гибелью природы. Не исключение и Индия. К началу XXI века накопилось столько проблем, что встал вопрос о дальнейшем существовании разнообразной и пышной природы Индии. Об одном из подобных примеров расскажет …….

Сообщение ученика об экологических проблемах в Гималаях (см приложение №3)

      Учитель: Погибнет природа – погибнет человек. Чтобы предотвратить местную экологичес-

      кую катастрофу, индийское правительство, организации по охране природной среды разрабо    тали план восстановления лесопосадок в Гималаях. Но восстановление утраченного природного равновесия  потребует огромных усилий, больших средств, значительного времени.

Но хочется надеяться, что людям достанет ума, чтобы не подвергнуть природу в этом райском уголке мира окончательному уничтожению.

       Учитель: Ребята давайте подведем итоги нашего урока.

                       * Что нового и интересного вы узнали на уроке?

                       * Как вы оцениваете свою работу и работу одноклассников  сегодня?

Выставление оценок знатокам и наиболее активным ученикам.

Домашнее задание: пар.20, нарисовать рисунок «Древняя Индия»

Приложение №1.

«По своему телосложению индийцы сухощавы и рослы и много легче на ходу других людей. Средствами передвижения для большинства индийцев являются верблюды, кони, ослы, для богатых же – слоны. Ибо слон является у индийцев царским способом передвижения; вторым по чести за ним – четверка (лошадей); третьим же – верблюды; ездить на одном коне – позорно. Индийцы едят хлеб и занимаются земледелием, те, по крайней мере, из них, которые не горцы; эти же едят звериное мясо».    

                                                                      Арриан (ок.95-175гг) – римский императорский офицер,       .

                                                                            консул, автор исторических трактатов.

«… Земля их, изобилующая взращенными человеком плодами, заключает в себе и много рудоносных жил разных металлов: есть в ней много серебра, золота, немало меди и железа, а так же олово и другие металлы, необходимые для изготовления украшений, предметов повседневного пользования, и для военного снаряжения.

       Помимо плодов Деметры, в Индии произрастает много проса, орошаемого обилием речной влаги, много различных бобовых, а также рис и так называемый боспор и, кроме того, многое другое из того, что полезно для пропитания. И все это большей частью – дикорастущее…

       Поэтому Индия никогда, говорят, не знала голода или общей недостачи того, что необходимо для пропитания. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона – один зимний, когда, как и других, происходит сев пшеницы, другой летний, во время которого сеют рис и боспор, а также сезам и просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обоих урожаев. А если плоды одного урожая не вызревают, то и в этом случае они не остаются без плодов.

       И дикорастущие плоды, и произрастающие по болотистым местам различные корни, благодаря своей сладости, доставляют людям обилие пищи…»

                                                                       

                                                                      Арриан (ок.95-175гг) – римский императорский офицер,       .

                                                                            консул, автор исторических трактатов

Приложение №2.

Сообщение №1.

Гималаи – самые высокие горы в мире. Их название переводится как «жилище снега». Эти горы защищают Индию от холодных северных ветров, а в древности служили надежной защитой от вражеских нашествий.

В Гималаях находится самая высокая на Земле вершина. Она называется Джомолунгма, что означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы, действительно, обитают боги.

Сообщение №2.

Инд и Ганг – полноводные непересыхающие реки. Ежегодно они разливаются и несут  вместе с собой плодородный ил. Долины Инда и Ганга расположены в жарком климатическом поясе, где много теплых, солнечных дней в году.

В долине Инда редко выпадают дожди. В долине Ганга с июня по сентябрь идут ливни – день за днем вода потоком льется с неба на землю.

Сообщение №3.

Джунгли не похожи на леса нашей Родины: поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда было темно и душно. Гигантскими гирляндами свешивались лианы, создавшие сплошную сеть, через которую невозможно было пробраться даже с помощью каменного или медного топора.

В вечнозеленом лесу круглый год распускались яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Почти вся территория Древней Индии была занята джунглями.

Приложение №3.

Сообщение «Почему меняется климат в Гималаях».

До недавних пор самым дождливым местом в мире считался один из районов в Гималаях (Индия). Ежегодно здесь выпадало до 9150мл осадков. Но по мнению специалистов из Центра по исследованию природной среды, над этим «мокрым царством» нависла угроза превращения в пустыню.

В последнее время климат в этом районе стремительно меняется. Обильные осадки стали выпадать лишь в течении 3-4 месяцев в году. В остальное время года дождей нет. Весь дождевой сток происходит в течении двух месяцев, после чего влага в почве не сохраняется и наступает засуха.

Основная причина – чрезмерная вырубка лесов и расширение площади сельскохозяйственных посевов на горных склонах вместо естественной растительности.

Потеряв лесную защиту, глина легко вымывается из почвы влагой, а известняки растворяются кислотными дождями. Вследствие этого образуются провалы, активно поглощающие воду.

Почва, лишенная естественного покрова, слабо поглощает осадки, и в результате в сезон дождей участились наводнения. В 1988 г. произошло катастрофическое наводнение. Погибли многие тысячи людей в соседней стране Бангладеш, а хозяйству и природе нанесен огромный ущерб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценочные практические самостоятельные работы по географии 10 класса по темам "Государственный строй стран мира", "Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира".

Оценочные практичекие работы по географии 10 класса по темам "Составление систематизирующей таблицы "Государственный строй стран мира", "Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира " ...

Разработка урока "Путеводитель по странам мира"

Модульный урок. Обобщение   по разделу "Океаны, материки и страны мира"...

Праздник Светлой Пасхи на Кубани и в разных странах Мира методическая разработка

Аннотация        Урок «Праздник Светлой Пасхи на Кубани и в разных странах Мира» -это интегрированный урок литературы и английского языка....

Методическая разработка открытого урока по географии в 7 классе "Страны мира"

Методическая разработка открытого урока по географии в 7 классе "Страны мира"...

Многообразие стран мира. Практическая работа «Сравнение и характеристика стран мира».

Создать условия для применения знаний и умений при выполнении практической работы....

Методическая разработка занятия "Игровое путешествие по странам мира", ДООП "Играя, познаем мир", 2-й год обучения.

Итоговое занятие по теме "Игры народов мира", цель которого закрепление знаний о географическом положении стран, в которых возникли разученные игры, столицах, широко известных достопримечате...

Разработка урока "Наша страна на карте мира"

Интегрированный урок по обществознанию проведен в рамках Фестиваля открытых уроков...