Разработка урока "Наша страна на карте мира"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)
Интегрированный урок по обществознанию проведен в рамках Фестиваля открытых уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.2_1_4.4_1_nasha_strana_na_karte_mira_konspekt_uroka.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по обществознанию по теме: «Наша страна на карте мира» (обществознание, география, русский язык, литература).
Урок сообщения новых знаний.
Начало урока. Орг. момент.
Здравствуйте ребята, садитесь. На нашем уроке присутствуют гости, повернитесь, пожалуйста, давайте поприветствуем гостей. Мы неоднократно говорили с вами о том, что обществознание – это (многогранная) учебная дисциплина, в основе которой лежит комплекс наук, изучающих общество и человека. Сегодня на уроке мы приступаем к изучению новой главы (откройте учебник стр. 115) скажите, как она называется?
Открываем тетради записываем число 02.03.22 и тему урока: «Наша страна на карте мира.»
- Обратите внимание на слова, расположенные на доске, они являются ключевыми к теме урока. Прочитаем их внимательно.
РОДИНА - РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ – ПАТРИОТ
СЛАЙДЫ (1-Родина, 2-Российская Федерация,
3-Патриот)
- Ребята, какую цель каждый из вас может поставить перед собой к данной теме? (цель ставят обучающиеся)
СЛАЙД 4 - Цель урока
Цель урока: рассмотреть данные понятия, определить их взаимосвязь и значимость для человека, живущего в России.
Изучение нового материала
Блок Н.Н. Феоктистовой
Ученик:
читает стихотворение Евгения Скворешнева «Алтай»
(звучит фон с лирической музыкой «Алтай»)
(СЛАЙД 5 - природа Алтая, горы)
Горами, лугами, озёрами
Встаёт предо мною Алтай.
Лесами, степными просторами
Богат и красив этот край.
Пылай по забокам смородина,
Росистое утро, пылай!
Мой край для меня – это Родина!
А Родина – это Алтай!
Бывает порой бездорожье,
Распутье на малой земле.
Но встретят меня по хорошему
И в городе, и на селе
Я памятью полон вчерашнею
И помню на каждом шагу
Что вскормлен алтайскою пашнею
И вечно пред нею в долгу
Пылай по забокам смородина,
Росистое утро, пылай!
Мой край для меня – это Родина!
А Родина – это Алтай!
Учитель:
- Замечательное стихотворение «Алтай» Евгения Скворешнева, который считает своей поэтической Родиной Алтай.
- Ребята, близки вам эти строки? Почему? Что для вас Родина?
(Ответы учащихся)
- При слове Родина учащённо и взволнованно бьётся сердце каждого человека. Большой смысл вкладываем мы в понятие Родина, Отчизна.
Родина – это прежде всего дом, в котором ты родился, берёза под окном, улица, по которой бегаешь в школу, двор, где играешь в прятки, речка, лес – всё то, что мы называем отчим краем.
- Родина. Отчизна. Край родной. Отечество. Родная земля. Родина-мать. Матушка-земля. Родная сторона. Сколько синонимов! Но все эти задушевные слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого человека понятие.
- Какова этимология слова "Родина" ?
(Ответы учащихся.)
(СЛАЙД 6 - значение Родины)
Ро́дина (от праслав. родъ; укр. роди́на — «семья», болг. роди́на — «родина, место рождения», сербохорв. родѝна/rodìna — «обилие плодов», чеш. rodina, словацк. rodina — «семья», польск. rodzina — семья[1]) — место рождения человека, его происхождения; родная страна, Отечество.
- Запишите в тетрадь ваше определение слова «Родина»
Учитель:
- Так много значит слово «Родина», что другим словом и не объяснишь. Одно назовешь, а тебе еще что-либо подскажут, так как каждый по-своему Родину понимает. Вот и в стихотворениях русских поэтов тема Родины занимает важное место. Родина всегда разная, но одно едино: любовь и уважение к Родине, гордость за нее.
(СЛАЙД 7 - картина природы)
Надежда Полякова «Родина моя»
Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я, отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу,
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой,
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных
Потом пшеничные поля
От края и до края,
Все это-Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво откроет.
Учитель:
- Почему, по вашему мнению, тема Родины присутствует в творчестве практически каждого поэта?
(ответы учащихся)
(Любовь к своей Родине выступает источником вдохновения многих поэтов. Стремление сделать свою родную страну еще лучше, прекраснее является основой для их произведений. Родина вызывает в каждом человеке самые теплые чувства)
Учитель:
- Родина... Родные места... Человек не может жить без Родины. Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное, в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, она защищает и бережёт нас от всех врагов. Не зря же говорят: есть разные страны на свете, а Родина - только одна.
Ученик :
Зинаида Александрова «Родина»
Если скажут слово "Родина",
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь: от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная, но у всех она одна
Учитель: Родина для нас, как мама, самая родная и любимая.
- Ведь понятия "мама" и "родина" очень похожи.
Алексей Стариков «Мама и Родина»
Мама и Родина очень похожи:
Мама - красивая,
Родина - тоже!
Вы присмотритесь: у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнца они.
Если поет мама песню, то ей вторит веселый
И звонкий ручей...,
Так и должно быть: что дорого нам, напоминает всегда наших мам!
Учитель:
(на фоне лирической музыки)
-Большая наша Родина. Огромная. Конца – краю не видно. Прошлое нашей Родины – это родник, вспоивший нас, давший нам силу, ум, богатство. Родина сумела вынести и пережить на своих плечах горе войны.
Было много испытаний, много войн, но русские люди всегда находили в себе силы и побеждали.
Ученик:
Тимофей Белозеров
Когда от утренней прохлады
Проснулись первые цветы –
Вползали на небо армады,
Несли фашистские кресты
Качались сомкнутые каски,
И котелки стучали в лад
И бил, лоснящийся от смазки,
В детей и в женщин автомат
Гремели танковые траки,
Горели села и хлеба
И робкой звездочкой во мраке
Была, мой друг, твоя судьба
Она порой едва мерцала,
Была порою так слаба,
Что в дымном небе угасала,
И стать могла
Судьбой раба
Раба без имени и рода,
Без права думать и мечтать
Без права « Родина, Свобода
Россия!» - с гордостью сказать.
Учитель:
- Откуда же брали силы русские люди?
(А ведь ответ прост: они так сильно любили свою Родину, что не могли не отстоять её. Отстояли Родину, мир на земле и в Великой Отечественной войне)
- Еще одной причиной гордиться своей Родиной является наш родной русский язык.
Многие писатели и поэты уделяли ему особое внимание в своем творчестве. Их высказывания о родном языке многие из вас знают. Давайте вспомним их.
(Учащиеся читают высказывания писателей о русском языке)
- «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи». Николай Васильевич Гоголь
- «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Алексей Николаевич Толстой
- «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». Иван Сергеевич Тургенев
- «Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей». Максим Горький.
Учитель:
- Какая мысль объединяет эти высказывания?
(Русский язык – самый загадочный, самый красочный, богатый, самый непохожий на другие языки. Его нужно беречь.)
- С чем сравнивают писатели русский язык? Почему?
(Драгоценность, клад, достояние, жемчуг. Может совершать чудеса)
- Давайте и мы попробуем совершить маленькое чудо: напишем синквейн, взяв ключевое слово «Родина». Вспомните правила написания синквейна
(учащиеся разделены на три группы, каждой группе выдается лист, на котором пишут синквейн)
Родина! Бескрайняя, великая! Заботится, защищает, вдохновляет! Где родился, там - пригодился! Дом! | Родина. Сильная, великая, огромная. Любим и гордимся. Земля отцов и дедов. Отчизна. |
Учитель:
- Молодцы! Думаю, составить такие прекрасные строки о Родине вам помогло знание нашего родного русского языка. Любите свой язык, гордитесь им и расширяйте свои знания о нем.
Блок Н.В. Видеман
Ребята, как имя у нашей Родины? А как сегодня называется наше государство?
Сегодня наше государство называется Россия или Российская Федерация.
СЛАЙД (8-Российская Федерация)
Что такое «федерация»?
Федерация (от лат.) = союз, объединение.
Давайте запишем в маршрутном листе определение этого слова
Следовательно, Россия представляет собой союз, она что-то объединяет.
А вот что она объединяет?
Откройте учебник на странице 118-119. Посмотрите на современную карту России. Какая она разноцветная! Цветом обозначены республики, края, области, которые входят в состав Российской федерации, т.е. ее субъекты - части Российской Федерации
Давайте запишем в маршрутном листе определение этого слова
Субъекты – части федеративного государства.
Вопрос к ученикам:
- Ребята, а в каком субъекте РФ живем мы с вами? ( Алтайский край)
СЛАЙД (9 - Карта Алайского края)
- А как называется столица нашей области? (Барнаул)
У вас на столе есть контурная карта Российской Федерации, работая с картой в учебнике, найдите и закрасьте территорию Алтайского края, отметьте г. Барнаул и столицу нашей Родины – Москву.
А теперь, покажите на карте территорию Алтайского края, г. Барнаул и столицу нашей Родины – г. Москва. ( ответ ребенка у доски по карте).
Ребята, у вас в маршрутном листе есть кластер «Субъекты РФ»
Опираясь на карту в учебнике, давайте вместе его заполним, итак из каких субъектов - частей состоит РФ?
КРАЯ РЕСПУБЛИКИ
ОБЛАСТИ Субъекты Российской Федерации
Каждый субъект Российской Федерации имеет свой высший закон (Конституцию или Устав), в котором определены его полномочия или права и обязанности в Федерации. Законы, принимаемые в субъектах РФ, не могут противоречить Основному закону государства – Конституции.
Общим языком для россиян независимо от их национальностей является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов РФ. Русский язык – государственный язык Российской Федерации.
В составе Российской Федерации в настоящее время насчитывается 85 субъектов: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. В них проживает более 180 народов. В территориальный состав России на сегодняшний день входят 9 федеральных округов.
В них проживает более 180 народов.
СЛАЙД (10 - Республики)
Нет среди народов великих и малых. Есть только малочисленные и многочисленные, все они имеют равные права. Все народы достойны уважения. Уважение к другим народам – черта патриота.
Блок Н.П. Нечаевой
Слово «патриот» заимствовано из греческого языка. У древних греков так именовались земляки (люди, которые родились в одном месте). Другое название земляков – соотечественники. Уже в самом древнем значении слова «патриот» отражается связь между человеком и местом его рождения.
Место рождения именуют по-разному: Родина, Отчизна, Отечество. В последних двух словах слышится общий корень. Этот корень указывает на то, что это земля отцов (предков).
Родина у человека одна, как и родная мать. Часто эти два слова звучат рядом – Родина-мать.
- Ребята, а как вы думаете, что значит быть патриотом?
СЛАЙД (11 - Даль, Ушаков)
Давайте обратимся к толковому словарю русского языка Владимира Ивановича Даля “патриот” - “любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник”
Словарь Дмитрия Николаевича Ушакова дает следующее определение.
Патриот – это человек, который любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. (запишите в тетрадь любое определение)
Военная история нашей Родины полна такими примерами. В самые трудные времена, когда смертельная опасность грозила Отечеству, люди вставали на его защиту. Такой опасностью была Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
- Во время войны весь народ от мала до велика, разных национальностей и народностей встал на защиту своей Родины, своего Отечества.
СЛАЙД (12 - Родина-мать)
Как вы думаете, к чему призывает этот плакат? Почему
такой призыв звучит от имени Родины?
- Сейчас мы посмотрим эпизод из фильма «На безымянной высоте» и ответим на вопрос - Можно ли героя фильма назвать патриотом?
СЛАЙД (13 - эпизод фильма «На безымянной высоте»)
-Можно ли героя фильма назвать патриотом? Почему? Какие качества ему присущи?
-А теперь давайте посмотрим эпизод из фильма «Мы из будущего», который демонстрирует отношение современной молодежи к патриотизму.
СЛАЙД (14 - эпизод фильма «Мы из будущего»)
- Дайте оценку поведению молодых людей?
- Ребята, давайте попробуем оценить собственный патриотизм. Но для этого надо быть честным по отношению к самому себе. Напишите на листках качества, мешающие лично вам быть настоящим патриотом? А теперь сомните листки. Таким образом вы избавились от тех качеств, которые мешали вам стать настоящими патриотами. С этого момента каждый из вас подумает, что бы он смог лично сделать для своей Родины, чтобы быть настоящим патриотом.
Закрепление
Давайте вернемся к нашим ключевым словам урока
РОДИНА - РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ – ПАТРИОТ
Какова взаимосвязь этих понятий?
Для того чтобы закрепить тему урока, предлагаю вам выполнить практическую часть.
Пожалуйста, по одному человеку от каждой группы возьмите понятие над которым вы будите работать.
Закончить наш урок, я бы хотела словами Ивана Сергеевича Тургенева
«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без нее обходится».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"
Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...
Методическая разработка урока "Страны на политической карте мира".
Урок с использованием ЭОР....
Тест по географии, 10 класс. Тема: "Многообразие стран современного мира. Политическая карта мира".
Задания в формате ЕГЭ для тематического контроля по экономической и социальной географии мира....
Мы и наша страна на карте мира
Россия...
Методическая разработка блока занятий по карте мира и России
Разработана последовательность занятий по карте мира и России с целью познакомить младших школьников с новыми для них реалиями; определены моменты введения игрового элемента, а также контроля за ходом...
Тест для 7 класса по обществознанию. Тема «Наша страна на карте мира»
Тест для 7 класса по обществознанию «Наша страна на карте мира» способствует проверки знаний и умений обучающихся, который направлен на выявление степени усвоения изученного материала....
Типовые вопросы для устного контроля по темам "Современная политическая карта мира", "Типология стран"
Примерные типовые вопросы, для проведения устного контроля знаний обучающихся по темам "Современная политическая карта" и "Типология стран"...