Технологическая карта урока
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Тема урока: Война Рима с Карфогеном
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_istorii.docx | 34.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории
ФИО учителя | Храмцова Наталья Сергеевна, учитель истории МБОУ Уношевская СОШ Гордеевского района | |||||||||||||
Предмет | История Древнего мира | |||||||||||||
Класс | 5 | |||||||||||||
Номер урока | № 4 в разделе IV «Древний Рим» (№ 1 в главе 12 «Рим – сильнейшая держава Средиземноморья») | |||||||||||||
Урочная/не-урочная форма | Урок; тип – комбинированный | |||||||||||||
Тема | «Войны Рима с Карфагеном» | |||||||||||||
Цель | Начать формирование у обучающихся представления о Риме как о сильнейшей державе Средиземноморья. | |||||||||||||
Задачи | Образовательные: - проанализировать причины и итоги первой и второй Пунических войн, причины победы римлян; - охарактеризовать основные сражения второй Пунической войны; - дать оценку действиям участников войн. | Развивающие: - развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками; - развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией. | Воспитательные: - формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм; - овладение формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство. | -приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками. | ||||||||||
Планируемые результаты | Предметные: (знания, умения, представления) - развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников; - освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов; - рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты; - выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей. | Личностные: (личностные УУД) - формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима; - понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира; - формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Метапредметные: - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - готовность к сотрудничеству между учениками; - формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку; - стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок. | |||||||||||
Источники информации | Вигасин А.А., Годер Г.И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы: пособие для учителей ОУ – М., «Просвещение», 2011 г. (ОС «Школа России») Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2012. Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.В. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс» - М., «Экзамен», 2011 (со значком ФГОС) | |||||||||||||
Ресурсы | Настенная карта «Древняя Италия до середины III в. до н.э.» Карты атласа «История Древнего мира. 5 класс» - М, «Дрофа», 2012: - «Древняя Италия, начало I тысячелетия – середина III в. до н.э.»; - «Вторая пуническая война, 218 – 201 гг. до н.э.». Раздаточный материал: - отрывок из исторического источника: книги Тита Ливия «История Рима от основания города» - энциклопедическая информация о Пунических войнах; - в конвертах заготовки для выполнения задания на стадии рефлексии. | |||||||||||||
ХОД УРОКА | ||||||||||||||
Этап урока | Форма орг-ции деят-сти уч-ся | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Знания, умения, представ-ления | Формируемые УУД | Формируемые основы: - проектной/ исследоват. деят-сти; - работы с текстом; - ИКТ-компетентности | ||||||||
П | Р | К | Л | |||||||||||
1. | Орг. момент | |||||||||||||
2. | Актуализация знаний | |||||||||||||
Ф | «Историю, какого государства изучаем? Покажите на карте, где возник этот город» | Ученик показывает на карте и комментирует «Древний Рим возник на левом берегу реки Тибр, на Апеннинском полуострове, на юге Европы» | Работа с картой: умение показать и прокомментировать местоположение изучаемогогосударства | Объяснение | Формирование историко-географического образа, включая представ-ление о террито-рии и границах Древнего Рима | |||||||||
И | «Для того, чтобы вспомнить то, что уже изучили, сделаем письменные задания» | Выполняют письм. задания. Ответы отмечают в листках заданий и переносят в листы ответов. | Понятия: форум, легион, Марсово поле, Сенат, консул Даты: основание Рима, установление республики в Риме, отмена долгового рабства, установление господства в Италии | Давать определе-ния понятиям | Само-контроль | |||||||||
С помощью компьютера высвечивает правильные ответы и разбалловку | Листы ответов сдают учителю. Самопроверка по листкам заданий | |||||||||||||
3. | Определение потребностей и мотивов | |||||||||||||
Ф | По вопросу № 1. «Сказали, что легион – это боевая единица римского войска. Как располагались легионы? Что Тит Ливий считал самым страшным для врага?» Кто сделал ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ? В чем преимущество построения легиона в бою по сравнению с македонской фалангой? (о фаланге – стр. 197) ТЕ, КТО НЕ СДЕЛАЛ, ТО В ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, т.к. этот вопрос был после параграфа, который был задан на дом на предыдущем уроке (в листы самооценки записывают: «На что обратить внимание») | Легионы строились в 3 линии по 10 отрядов: 1я линия – самые молодые воины, 2я – воины постарше и покрепче, 3я – самые надежные, проверенные воины. Самым страшным было видеть новый, более многочисленный строй после того, как враги, преследуя 1й и 2й ряды, уже думали, что одерживают победу Предположительно: Македонская фаланга строилась в 16 рядов, в бою первые 6 рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд – перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя. Но македонская фаланга была более неповоротливая, чем римский легион | Объяснение Анализ | Умение строить высказыва-ние | Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива | |||||||||
По вопросу № 2. «Выяснили, что консул не ведал казной. А кто ведал казной? Какие еще полномочия были у Сената? Еще раз скажем, кто осуществлял командование войском?» | Сенат. Разрабатывал планы ведения войны, вел переговоры с иностранными государствами. Консулы | Основные понятия | Объяснять связи и отношения | |||||||||||
«Итак: разрабатывал план войны … (Сенат) Командовал войском… (консул). Войско состояло из… (легионов) Дома должны были подумать: зачем Риму нужно было такое многочисленное и боеспособное войско?» | Предположительный ответ: Для защиты своих территорий и завоевания новых. | Объяснение | Умение строить высказыва-ние | |||||||||||
Работа с карьой По вопросу № 3. «Какую территорию римляне завоевали в первой трети III в. до н.э.? ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ Завоевав Италию, римляне вплотную подошли к территориям, подвластным одному из сильнейший городов Средиземноморья – какому?» | Всю Италию (Апеннинский полуостров) Карфагену | Работа с картой | Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи | Умение формули-ровать изучаемую тему | ||||||||||
Значит, чтобы завоевать новые территории, нужно было воевать с кем? Сегодня мы и начнем изучать войны Рима с Карфагеном. Как сформулируем тему? | С Карфагеном Предположительно: «Войны Рима с Карфагеном» | |||||||||||||
4. | Принятие учебных целей и условия их достижения | |||||||||||||
И | Было несколько войн Рима с Карфагеном. У вас на партах справочный материал: сколько было войн, почему их называют пуническими? Первую войну подробно анализировать не будем. Причину знаем… Какая? А вот итоги войны выясним, изучив карту КАРТЫ АТЛАСА: стр. 26 и 27: сравнить территории Рима и Карфагена до и после Первой пунической войны. | Три войны Римляне называли карфагенян пунами Стремление Рима завоевать территории Карфагена Рим выиграл, завладел Сицилией, Корсикой, Сардинией | Объяснение Понятие: пуны Работа с картой: определе-ние гос. принад-лежности территорий | Работа с понятиями | Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива | Умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале | ||||||||
П | Более подробно изучим вторую войну. Начинаем работу с постановки целей, для этого задаем себе «тонкие» и «толстые» вопросы | Составляют таблицу «тонких» и «толстых» вопросов | Целепола-гание | Умение работать в паре со сверстни-ком Задавать вопросы, необходи-мые для организа-ции собст-венной дея-тельности | Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию | |||||||||
Ф | Проговорим, какие вопросы сформулировали. Пронумеруем вопросы. | Предположительно: «Тонкие»: - когда была война - кто первым начал войну; - кто командовал войском; - кто победил «Толстые вопросы»: - причины войны; - основные сражения (где, когда, что происходило); - итоги; - причины победы того, кто победил | ||||||||||||
5. | Проверка принятой гипотезы, сбор данных, формулировка выводов | |||||||||||||
Ф | Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы Изучаем источники, рядом с ответом пишем номер вопроса | Учебник – § 47 Карта атласа – «Вторая пуническая война» Письменный источник: отрывок из книги римского историка Тита Ливия | Работа с хроноло-гией. Поиск информа-ции в тексте, историч. источнике. Работа с картой как источником информа-ции. Называть причины карфагенс-ких войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенс-кой войне. Показывать по карте и комменти-ровать поход Ганнибала. Характери-зовать цели, поступки Ганнибала. Перечис-лять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. | Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи, строить логическое рассужде-ние | Уметь самостоя-тельно контроли-ровать своё время и управлять им. Отображать в речи содержание совершае-мых действий как в форме громкой социализи-рованной речи, так и в форме внутренней речи. | Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Взаимопомощь | Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте; делать выводы из сформулированных посылок; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников | ||||||
П | Смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы | Учащиеся ищут ответы на вопросы | ||||||||||||
6. | РЕФЛЕКСИЯ | |||||||||||||
Ф | Причины Второй пунической войны? Кто первым начал войну? | Могущество Карфагена не было сломлено, он не хотел мириться с итогами первой Пунической войны. Карфаген | Объяснение | Рефлексия деятельнос-ти | Осуществ-лять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач | |||||||||
П | Ученики получают в конвертах названия основных сражений войны, написанные на отдельных листочках; должны разместить в хронологическом порядке и подписать полководцев, прославившихся в этих битвах. Показать на карте места сражений | Одна пара у доски, остальные за партами делают задание. Затем проговаривают и показывают на карте Говорят, кто, в каком сражении одержал победу | Работа с хроноло-гией и картой | Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Взаимопомощь | |||||||||
Ф | Итоги войны? | Победа Рима. Карфаген лишился всех владений за пределами Африки, обязался выдать Риму военный флот, боевых слонов и заплатить большую сумму денег. | Анализ | |||||||||||
«На какие вопросы не нашли на уроке ответ?» | Предположительно: причины победы римлян | Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи | Смысло-образова-ние | |||||||||||
«Записываем их в листы самооценки «На что обратить внимание дома» | Записывают | |||||||||||||
7. | Самоконтроль и самооценка | |||||||||||||
Кто подчеркнул: - «Выполнил все задания» - «Соблюдал правила поведения» - «Кому что-то непонятно» Кто поставил себе за работу на уроке… Кто поставил себе за поведение на уроке… | Заполняют все строки листа самооценки | Самоконт-роль, самооценка | Адекват-но использовать речь для планиро-вания и регуля-ции своей деятель-ности | |||||||||||
8. | Оценка учителя | |||||||||||||
9. | Домашнее задание | |||||||||||||
§ 47 Ищем ответ на вопрос, записанный в строке «На что обратить внимание» листа самооценки Контурная карта «Вторая пуническая война» По желанию – сообщения о полководцах |
ТЕСЫ ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ
1. Установи соответствие между понятиями и их значением
А. Форум 1. Высший орган власти в Римской республике
Б. Легион 2. Главная площадь Рима
В. Марсово поле 3. Боевая единица римского войска
Г. Сенат 4. Место, где ежегодно начинались выборы
консулов
А | Б | В | Г |
2. Найди и укажи номер позиции, лишней в перечне.
Консулы в Риме:
1). Председательствовали в Народном собрании
2). Производили набор в войско
3). Ведали казной
4). Предлагали новые законы
5). Командовали войском
3. Установи соответствие между датами и событиями
А. 753 г. до н.э. 1. Установление республики в Риме
Б. 509 г. до н.э. 2. Запрещение долгового рабства в Риме
В. 326 г. до н.э. 3. Основание Рима
Г. Первая треть III в. до н.э. 4. Установление господства Рима над
Италией
А | Б | В | Г |
ЕСЛИ СДЕЛАЛ ЗАДАНИЕ РАНЬШЕ ОДНОКЛАССНИКОВ,
СДЕЛАЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
В чем преимущество построение легиона в бою по сравнению с македонской фалангой?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛИСТ ДЛЯ ОТВЕТОВ
Фамилия: ______________________________
1.
А | Б | В | Г |
2. _________
3.
А | Б | В | Г |
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
1.
А | Б | В | Г |
2 | 3 | 4 | 1 |
2. 3
3.
А | Б | В | Г |
3 | 1 | 2 | 4 |
«5»: 9 баллов
«4»: 7 – 8 баллов
«3»: 5 – 6 баллов
«2» ≤ 4 балла
Справочный материал
Пунические войны — войны между Римом и Карфагеном
Пунические войны получили своё название из-за того, что римляне называли финикийцев-карфагенян — пунийцами или пунами.
Первая Пуническая война (264—241 г. до н. э.).
Вторая Пуническая война (218—201 г. до н. э.)
Третья Пуническая война (149—146 г. до н. э.)
Тит Ливий. «ИСТОРИЯ РИМА ОТ ОСНОВАНИЯ ГОРОДА»
Я приступаю к описанию самой замечательной из войн всех времен — войны карфагенян под начальством Ганнибала с римским народом. Никогда еще не сражались между собою более могущественные государства и народы. Ненависть, с которой они сражались, была едва ли не выше самих сил: римляне были возмущены дерзостью побежденных, по собственному почину подымавших оружие против победителей; пунийцы — надменностью и жадностью, с которой победители, по их мнению, злоупотребляли своей властью над побежденными.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ Дата: _____________
На уроке я | выполнил(а) / не выполнил(а) все задания |
соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения | |
Материал урока мне был | понятен / не понятен |
Моя оценка себе | За поведение на уроке: |
За работу на уроке: | |
На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...