Методическая разработка урока " Куликовская битва" 6 класс
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovoditelnaya_statya_i_razrabotka_uroka.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья . Ролевое проживание события на уроке истории как метод развития нравственных качеств личности школьника.
В современном образовательном пространстве важная роль принадлежит среде обучения, которая позволяет выявлять таланты и способности личности, раскрывает ее творческий потенциал. Путь обновления школьного образования, уроков истории лежит через открытость, взаимопонимание, доверие, сотрудничество и гуманизацию.
Практика изучения курсов истории и обществознания давно показала, что школьники с особым интересом воспринимают содержание урока, если в нем присутствуют образы людей или исторических событий. И чаще всего это не простая любознательность, а «проживание» чьей-то жизни.
Ученик сопоставляет себя с историческим деятелем, размышляет, что у него с ним общего и в чем они различаются, как бы он поступил на его месте.
Работа с историческими источниками является неотъемлемой частью процесса обучения . Документы приближают ученика к историческому контексту и помогают ему понять менталитет эпохи; они позволяют развивать такие интеллектуальные умения, как анализ, синтез и оценка, и предоставляет учителю возможность конкретизировать оперативные цели, развивать коммуникативную культуру учащихся. Использование исторических документов помогает преодолеть трудности в понимании прошлого и усвоении достаточно абстрактных исторических понятий. Читая исторический текст, на уроке каждый может высказаться, чей взгляд на событие ему ближе. Работа с источниками позволяет вести диалог с учениками, дополнять, иллюстрировать и аргументировать содержание урока, делать необходимые выводы, находить и обрабатывать информацию.
В отличие от наук естественно – математического цикла любое гуманитарное знание постигается не столько путем объяснения, сколько путем понимания. Необходимо понять образ человека прошлого и одновременно образ мира нашего современника, изучающего человека в истории. Этого можно достичь, вступив в диалог – с людьми прошлого и одновременно, с интерпретаторами событий, жившими в более поздние эпохи, с нашими современниками, по – своему оценивающими эти события и их роль в истории.
« История – школа поведения. В прошлом люди ищут и находят нужные образцы. Человек смотрит в минувшее, как в зеркало, он видит там чужие судьбы, но соотносит их со своей судьбой, с тем, что происходит вокруг» (А. Гулыга). [1]
Школьное историческое образование реализуется через разнообразные виды уроков героико-патриотической тематики: интегрированные, проблемные, театрализованные, дискуссии, уроки мужества, уроки – характеристики, уроки- конференции и т.д., позволяющие сформировать у учащихся активное отношение к изучаемыми событиям, умение анализировать события, определять их значение в судьбе Отечества. Гуманизация исторического образования предполагает повышенное внимание к личности, раскрытие самоценности человека как субъекта социального развития [2].
Список основных источников:
- Гулыга А.В. Эстетика истории.- М.: Наука, 1974. – 124 с.
- Кинкулькин А.Т. Гуманизация образования и формирование исторического сознания // ПИШ. – 1990. - № 1. – С. 132-138.
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока в 6 классе
Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события.
«Куликовская битва».
Методическое обоснование урока:
Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке.
Планируемые результаты:
Предметные:
- рассмотреть яркую личность и деятельность Д. Донского .Осознать значение и важность победы на Куликовом поле;
- стимулировать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, формировать навыки работы с документами эпохи;
- формировать у школьников чувства уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков.
Личностные:
- Проявление патриотизма, любви к познавательной деятельности через чтение, уважения к слову. Развитие критического и ассоциативного мышления и творческого воображения.
Регулятивные:
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления, обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные:
- Уметь работать с текстом, сравнение исторических и литературных источников, сопоставление различной информации, подбор материала. Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний. Осознавать необходимость нового знания, добывать новые знания
( информацию) из различных источников.
Коммуникативные:
Формулировать и аргументировать собственную точку зрения. Доносить свою позицию до других, владеть приемами монологической и диалогической речи. Грамотно оформлять свою речь.
Средства обучения:
- Презентация Microsoft PowerPoint;
- Подборка литературы по теме
Ход урока:
Вступительное слово учителя истории:
« В истории нашего государства есть плеяда блистательных деятелей, которые оставили в ней неизгладимый след: Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской…. Объединяет их служение Отечеству, патриотизм, национальное достоинство. Наша задача – всесторонне рассмотреть яркую личность Дмитрия Донского и проникнуться духом Руси, осознавшей свою силу и единство в борьбе с Ордой.
Ведущий
Во вторую неделю августа 1380 года Москва провожала великокняжеские полки. Множество людей сошлось к Кремлю, заполнило ближайшие улицы. Войско вышло из Кремля. Матери благословляли сыновей. Сестры провожали братьев. Жены навсегда прощались с мужьями, идущими на верную смерть…
По нескольким дорогам стекались в Коломну войска русских княжеств. Десятки тысяч вооруженных людей – большие конные полки, пешие отряды, маленькие группы из небольших сел – спешили к назначенному дню в Коломну. Войско заполнило город, потом выплеснулось за его пределы.
Полтора века готовилась Русь к этой схватке!
Дмитрий
Всматриваясь в отблески множества походных костров, князь Дмитрий вспоминал рассказы покойного митрополита Алексея, Троицкого старца Сергия и других монахов. Тогда казалось ему, что сам он видел, как залечивала после нашествия ордынцев свои раны страна. Как медленно –десятилетиями- набирало новую силу её гигантское тело.
Русский крестьянин приходил на пустоши, заново поднимал пашню на поросших лесом – в кол, в жердь, а то и в бревно толщиной – полях. Ставил на пепелищах новые постройки.
Вспоминались и рассказы про деда – Ивана Калиту. Старательно собрал Калита земли вокруг Москвы.
Летописец
И была при Калите « тишина великая, перестали поганые воевать русскую землю и отдохнули христиане от великой и многой тягости, от насилия татарского». Коль не доведется самому, полагал Калита, набрав сил схватиться с Ордой, то сын сменит его. У сына не получится – внук выйдет на бой!
Дмитрий
Дмитрий понимал, что меч, лежавший сейчас в его изголовье, закалился пламенем того горна, угли в котором тайно и старательно раздувал его дед.
Отца Дмитрия, Ивана Ивановича, народ прозвал Красным. Его 6-летнее княжение было бесцветным, хотя прозвище он получил яркое.
А какое прозвище по давней традиции получит он ?
Ведущий
Четвертого сентября в урочаще Березае, в 23 верстах от Дона был взят в плен крупный ханский военачальник. Пленный показал, что монголо-татары
находятся недалеко за Доном, движутся в сторону русских земель.
Летописец
« Не счесть сил его никому, надменно ответил ордынец, такое множество!»
Дмитрий
« Что же делать сейчас? До сих пор всё как будто бы свершалось правильно. Доказательство тому – огромное войско. Ведь никогда ещё не собиралась такая могучая русская рать ! Никогда не объединялось для отпора врагу столько земель и городов, никогда не был таким единодушным порыв русских людей!
Дон нужно переходить …Этот решительный шаг укрепит дух войска, никто не будет помышлять об отступлении…Дон нужно переходить!!!»
Ведущий
Ранним утром, когда ещё не рассеялась мгла и только первые проблески рассвета появились в туманном воздухе, боевые трубы возвестили о начале переправы. Всё шло организованно и быстро, каждый воин шел со своим отрядом и под своим стягом.
Дмитрий ехал вдоль войска, растянувшегося на несколько верст. Когда всадники въехали на небольшой холм, войско показалось им огромным, протянувшимся до горизонта морем…. Объехав все отряды, Дмитрий прискакал к передовому полку. Он сошел с коня , снял золоченый великокняжеский доспех….
Дмитрий
Самый близкий друг Михаил Бренк надел доспехи и встал под великокняжеским знаменем …Спросите зачем? Всё произошло на глазах у тысяч воинов, и, скоро весть эта, передаваемая из уст в уста, стала известна во всех концах громадного войска. И когда в ходе битвы Бренк был убит, когда пробившись к знамени великого князя, ордынцы подрубили его и оно, упав, скрылось в шквале бушующей битвы, это не вызвало смятения и отчаяния у воинов : все знали, что одетый в простой и крепкий доспех князь сражается в большом полку, а под великокняжеским стягом один из его бояр… Самый близкий и преданный друг…
Ведущий
Несколько князей, с которыми Дмитрий объезжал полки, подъехали к нему, уговаривали не вставать впереди войска.
Летописец
« Княже! Не становись впереди, но стань сзади, или на крыле, или где-нибудь в другом месте»
Дмитрий
Да как я скажу : « Братья станем на врага!» - а сам стану сзади и лицо своё скрою? Не могу я так сделать, чтоб таиться и скрыть себя, но хочу как словом, так и делом прежде всех начать….»
Ведущий
Из-за Дона окнами тёмных изб смотрела на выстроенные полки русская земля. Замерли белые города, смолк колокольный звон. Не кричали в торговых рядах купцы зазывалы, молча сидели у домов старики, и дети бросили игры . Что там за Доном?..
Прилетит ли оттуда белым облаком победная весть, или как полтора века назад, новой бурей, сметая сёла и города, обрушится на русские земли ордынская мгла…….
Взошло солнце, рассеяло покрывший землю мглистый туман и осветило Куликово поле……
Мамай не надевал доспехов и не проверял отточена ли сабля. Ордынские ханы никогда не участвовали в битвах….Они наблюдали и руководили. Мамай злился на Дмитрия.
Летописец
Уж коль надумал драться, так хоть место выбери подходящее! Ну да ладно, будет твоё войско лаптями в болоте чавкать, да гнилую воду кровью разбавлять. Добыча и слава любят быстрых, а кто не успел, тот ещё и сам приплатит хану….
Ведущий
Когда сблизившись на расстояние полёта стрелы, армии остановились, из вражеского войска выехал огромного роста всадник и проскакал по широкому коридору вдоль широкого войска. Он вызвал себе противника.
И тогда тронул своего коня и выехал из передового полка Александр Пересвет…
Замерли оба войска.. Слушали топот коней, смотрели, как , привстав в стременах, неудержимо сближаются, начинают битву два человека.
Всадники сшиблись, и столкновение было настолько яростным, что не помогли ни щиты, ни доспехи. Пробив друг друга копьями, оба замертво упали с коней. Конец неистовой схватки Пересвета с Темир-Мурзой явился сигналом к началу сражения.
Летописец
« Вступили обе силы великие на бой, и была брань и сеча зла зело, и лилась кровь, как вода, и пало мертвых бесчисленно с обеих сил. Всюду мертвые лежали, и не могли кони ступать по мертвым. Не только от оружия умирали, но и под конскими копытами, от великой тесноты задыхались, потому что не могло вместить поле Куликово такое множество.»
Ведущий
На закате солнца длинные траурные тени легли на Куликово поле…
Время шло, и скоро почти все уцелевшие собрались…Дмитрия не было. Начали искать его среди убитых. Ломаные копья, куски закаленных клинков, зазубренные топоры…Все иссечено, помято, окровавлено. И среди военного металла , на изрытой, напитанной кровью земле, на бурой траве – невероятное число убитых. Рядом друг с другом , сжимая в руках оружие, лежали несколько белозерских князей. Вместе бились, один умирал за другого. Проехали дальше, туда, где лежал, раскидав полы черного монашеского одеяния, начавший битву Пересвет. Рядом громоздился сраженный им в поединке ордынец…
Князь Дмитрий лежал без памяти под сломанным деревом , в помятых, изрубленных доспехах.
Дмитрий
«Скажите мне как теперь? Побеждены ли враги наши? А коли так считайте, братия, скольких воевод и скольких служилых людей нет…»
Летописец
« Двести тысяч, государь, без четырех человек убито у нас от безбожного Мамая воевод и бояр многих княжеств…»
Ведущий
Многих… Многих. Вот начало единения Руси после долгой братоубийственной раздробленности. Огромно и неоценимо значение Куликовской битвы. Исход затеянной Мамаем большой войны был решен одним сражением, до основания потрясшим Орду. И до этой битвы, ни после нее не было на полях средневекового мира таких схваток. Спустя много столетий историки назвали Куликовское сражение генеральной битвой средневековья. Это был первый удар – удар страшной силы, нанесенный Русью поработителям. И хотя до полного освобождения страну отделяло ещё целое столетие тяжелейшей борьбы и уже вызревала в недрах Орды злоба нового хана – Тохтамыша, никогда отношения Руси и Золотой орды не были такими, как до Куликовской битвы. Москва навсегда и бесповоротно изменила эти отношения.
Слава о русской победе разнеслась по всему миру. О ней услыхали в Риме и в Крыму, в византийском Константинополе, в польских, чешских, германских землях.
Летописец
От купцов и путешественников узнавала Европа о самом страшном сражении, какое только известно было на памяти людской
Дмитрий
После этой битвы прозвал народ Дмитрия Донским. И никто не осознавал значения произошедшего так глубоко, как сам русский народ. Великой ценой, огромными потерями заплатил он за свою победу. Ликование и горе соседствовали в сердцах людей.
Летописец
« Была на Руси радость великая, но и печаль ещё оставалась во многих землях об убитых Мамаем на Дону князьях и боярах и воеводах и многом воинстве. Оскудела земля Русская воеводами и воинами….»
Ведущий
Давно уже отжив свой век, упали и истлели дубы Зеленой Дубравы, но уже седьмой век живет в сердце народа нетленная память о героях, ставивших свободу Родины выше жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....
Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)
Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...
Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС
Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...
Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."
Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6 классе при изучении темы " Здоровый образ жизни"....
«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности» «Русский язык» 3 - 4 класс
Пояснительная запискаПроблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, ...