Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс | 54.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: «Классы рыб».
Цели урока: раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в воде; сформировать знания о классификации рыб. Дальнейшее развитие умений наблюдать за живыми объектами, анализировать полученный материал и делать выводы. Продолжить воспитание бережного отношения к живым объектам природы.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: таблица «Класс Рыбы», модель скелета рыбы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Беседа по вопросам:
- Каких животных относят к типу ходовых?
- Перечислите основные признаки хордовых животных.
- Почему ланцетник носит такое название?
- Объясните понятия: бесчерепные и черепные; осевой скелет и хорда; двусторонняя симметрия; кровеносная система замкнутая.
Работа индивидуальная: 3 ученика готовят рассказ об одном из перечисленных животных: ланцетник, минога, миксина.
Обобщение ответов.
III. Изучение нового материала.
1. Подтип Черепные, или Позвоночные (Vertebrata).
Беседа.
Запись в тетрадь.
Подтип Позвоночные
Классы
Хрящевые рыбы Костные рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
Основные признаки подтипа Позвоночные (Черепные):
- позвоночник - опора тела;
- центральная (ЦНС) нервная система делится на головной и спинной мозг;
- хорошо развиты органы чувств;
- наличие черепа – защита мозга;
- парные конечности, плавники (у рыб), пятипалые конечности (у наземных животных);
- сердце;
- почки – органы выделения.
2. Классы рыб. Общая характеристика.
Рассказ с элементами беседы.
Запись в тетрадь.
Классы рыб
Класс Хрящевые рыбы Класс Костные рыбы
(скаты, акулы, химеры) (караси, окуни, лососи и т.д.)
В основе деления – вещество, из которого состоит скелет. Скелет бывает костный и хрящевой, или частично окостеневший (белуга).
Среда обитания рыб – вода.
Особенности внешнего строения рыб.
Рассказ с элементами беседы.
Запись в тетрадь.
Форма тела – обтекаемая.
Части тела
Голова Туловище Хвост
Рассказ учителя: тело покрыто кожей, в которой располагается чешуя. Снаружи чешуя покрыта слоем слизи, которая облегчает передвижение в воде. Окраска тела зависит от окружающей среды.
Тело имеет парные и непарные конечности (плавники).
Запись в тетрадь.
Тело имеет парные и непарные конечности (плавники).
Непарные плавники: спинные – устойчивость при движении и поворотах; хвостовой – движение вперед; анальный – устойчивость при движении вперед и крутых поворотах.
Парные плавники: грудные и брюшные – при поворотах, медленном движении вперед и сохранения равновесия.
Рассказ учителя: по бокам тела – органы боковой линии. Границы тела: между головой и туловищем – задний край жаберных крышек, между туловищем и хвостом – условно, на уровне анального отверстия.
На голове расположены органы чувств: обоняния – запахи (2 ноздри выше рта), зрения – глаза, слуха – внутреннее ухо внутри черепа; органы дыхания – жабры.
Запись в тетрадь.
Органы чувств:
- орган зрения – глаза;
- орган обоняния – 2 ноздри (расположены выше рта);
- орган слуха – внутреннее ухо - лабиринт (внутри черепа);
- особый орган – боковая линия (воспринимает скорость и направление течения);
- орган вкуса – в ротовой полости, в коже, в хвосте.
Особенности внутреннего строения рыб.
Рассказ с элементами беседы.
Запись в тетрадь.
Система внутренних органов
Пищеварительная Дыхательная Кровеносная Выделительная Нервная Половая ОПС
- Опорно – двигательная система (ОПС).
Представлена скелетом и мускулатурой. Скелет: позвоночник, череп и кости жаберного аппарата.
Функции скелета и мускулатуры:
- опорная;
- защитная;
- определяют форму тела.
- Пищеварительная система.
Рот отв. → глотка→ пищевод→ желудок→ кишечник→ анальное отверстие.
Пищеварительные железы: печень, поджелудочная железа.
- Дыхательная система.
Рыба дышит растворенным в воде кислородом. Органы дыхания – жабры. Жабры состоят из жаберной дуги, жаберных лепестков и жаберных тычинок.
- Кровеносная система.
Замкнутая. Состоит из сердца и кровеносных сосудов: вены и артерии.
Сердце – мышечный мешок.
! Сердце – двухкамерное: предсердие и желудочек.
- Выделительная система.
2 почки (в виде лент) → 2 мочеточника→ мочевой пузырь→ мочеиспускательный канал.
- Нервная система.
Нервная система
Центральная нервная система Периферическая нервная система
Головной мозг Спинной мозг Нервы
- Половая система.
Раздельнополые.
Органы размножения самок: парные яичники (формируют яйца - икринки).
Органы размножения самцов: парные семенники (формируют сперматозоиды).
Оплодотворение наружное.
- Плавательный пузырь (только у костных рыб). Обеспечивает плавучесть рыб.
3. Значение рыб в природе и жизни человека.
Беседа.
Обучающиеся самостоятельно записывают значение рыб в тетрадь.
IV. Закрепление.
Лабораторная работа.
Лабораторная работа.
«Внешнее строение и передвижение рыб»
Цель: выявить особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в воде.
Оборудование: аквариумные рыбы, таблица «Класс Рыбы».
Ход работы.
- Рассмотрите рыбу. Определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.
- Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С помощью лупы рассмотрите отдельную чешую.
- Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах, если она различна, то объясните эти различия.
- Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.
- На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.
- Найдите у рассматриваемой рыбы парные (грудные и брюшные) и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой плавников при передвижении рыбы.
- Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке части ее тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запишите в тетрадь.
V. Домашнее задание.
§21, подготовить сообщения по темам: 1) Прудовое хозяйство и объекты разведения, 2) Аквариумное рыбоводство, 3) Охрана рыб. Рыбы, занесенные в Красную книгу России, 4) Самые – самые в мире рыб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."
Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...
Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...
методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;
В плане указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная); оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)
Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...
Методическая разработка урока биологии в 6 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Движение.
Данная методическая разработка предлагается для проведения урока по теме "Движение". Главная цель - сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого; познакомить с разнообр...
Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме: «Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах» ( 34-й урок по плану; УМК Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов).
Данный урок относится к Разделу 3: «Перпендикулярность прямых и плоскостей», (Модуль 2: Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью).Применение нестандартных методов обучения, ИКТ- ...