Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок: «Классы рыб».

Цели урока: раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в воде; сформировать знания о классификации рыб. Дальнейшее развитие умений наблюдать за живыми объектами, анализировать полученный материал и делать выводы. Продолжить воспитание бережного отношения к живым объектам природы.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: таблица «Класс Рыбы», модель скелета рыбы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Беседа по вопросам:

  1. Каких животных относят к типу ходовых?
  2. Перечислите основные признаки хордовых животных.
  3. Почему ланцетник носит такое название?
  4. Объясните понятия: бесчерепные и черепные; осевой скелет и хорда; двусторонняя симметрия; кровеносная система замкнутая.

Работа индивидуальная: 3 ученика готовят рассказ об одном из перечисленных животных: ланцетник, минога, миксина.

Обобщение ответов.

 

III. Изучение нового материала.

1. Подтип Черепные, или Позвоночные (Vertebrata).

Беседа.

Запись в тетрадь.

Подтип Позвоночные

Классы

Хрящевые рыбы  Костные рыбы  Земноводные  Пресмыкающиеся  Птицы  Млекопитающие

Основные признаки подтипа Позвоночные (Черепные):

  • позвоночник - опора тела;
  • центральная (ЦНС) нервная система  делится на головной и спинной мозг;
  • хорошо развиты органы чувств;
  • наличие черепа – защита мозга;
  • парные конечности, плавники (у рыб), пятипалые конечности (у наземных животных);
  • сердце;
  • почки – органы выделения.

2. Классы рыб. Общая характеристика.

Рассказ с элементами беседы.

Запись в тетрадь.

Классы рыб

                                      Класс Хрящевые рыбы                          Класс Костные рыбы            

                                      (скаты, акулы, химеры)                     (караси, окуни, лососи и т.д.)

В основе деления – вещество, из которого состоит скелет. Скелет бывает костный и хрящевой, или частично окостеневший (белуга).

Среда обитания рыб – вода.

Особенности внешнего строения рыб.

Рассказ с элементами беседы.

Запись в тетрадь.

Форма тела – обтекаемая.

Части тела

Голова    Туловище      Хвост

Рассказ учителя: тело покрыто кожей, в которой располагается чешуя. Снаружи чешуя покрыта слоем слизи, которая облегчает передвижение в воде. Окраска тела зависит от окружающей среды.

Тело имеет парные и непарные конечности (плавники).

Запись в тетрадь.

Тело имеет парные и непарные конечности (плавники).

Непарные плавники: спинные – устойчивость при движении и поворотах; хвостовой – движение вперед; анальный – устойчивость при движении вперед и крутых поворотах.

Парные плавники: грудные и брюшные – при поворотах, медленном движении вперед и сохранения равновесия.

Рассказ учителя: по бокам тела – органы боковой линии. Границы тела: между головой и туловищем – задний край жаберных крышек, между туловищем и хвостом – условно, на уровне анального отверстия.

На голове расположены органы чувств: обоняния – запахи (2 ноздри выше рта), зрения – глаза, слуха – внутреннее ухо внутри черепа; органы дыхания – жабры.

Запись в тетрадь.

Органы чувств:

  • орган зрения – глаза;
  • орган обоняния – 2 ноздри (расположены выше рта);
  • орган слуха – внутреннее ухо  - лабиринт (внутри черепа);
  • особый орган – боковая линия (воспринимает скорость и направление течения);
  • орган вкуса – в ротовой полости, в коже, в хвосте.

Особенности  внутреннего строения рыб.

Рассказ с элементами беседы.

Запись в тетрадь.

Система внутренних органов

Пищеварительная    Дыхательная    Кровеносная    Выделительная    Нервная    Половая    ОПС

  • Опорно – двигательная система (ОПС).

Представлена скелетом и мускулатурой. Скелет: позвоночник, череп и кости жаберного аппарата.

Функции скелета и мускулатуры:

  1. опорная;
  2. защитная;
  3. определяют форму тела.
  • Пищеварительная система.

Рот отв. → глотка→ пищевод→ желудок→ кишечник→ анальное отверстие.

Пищеварительные железы: печень, поджелудочная железа.

  • Дыхательная система.

Рыба дышит растворенным в воде кислородом. Органы дыхания – жабры. Жабры состоят из жаберной дуги, жаберных лепестков и жаберных тычинок.

  • Кровеносная система.

Замкнутая. Состоит из сердца и кровеносных сосудов: вены и артерии.

Сердце – мышечный мешок.

! Сердце – двухкамерное: предсердие и желудочек.

  • Выделительная система.

2 почки (в виде лент) → 2 мочеточника→ мочевой пузырь→ мочеиспускательный канал.

  • Нервная система.

Нервная система

Центральная нервная система              Периферическая нервная система

     

                  Головной мозг         Спинной мозг                       Нервы

  • Половая система.

Раздельнополые.

Органы размножения самок: парные яичники (формируют яйца - икринки).

Органы размножения самцов: парные семенники (формируют  сперматозоиды).

Оплодотворение наружное.

  • Плавательный пузырь (только у костных рыб). Обеспечивает плавучесть рыб.

3. Значение рыб в природе и жизни человека.

Беседа.

Обучающиеся самостоятельно записывают значение рыб в тетрадь.

IV. Закрепление.

Лабораторная работа.

Лабораторная работа.

«Внешнее строение и передвижение рыб»

Цель: выявить особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в воде.

Оборудование: аквариумные рыбы, таблица «Класс Рыбы».

Ход работы.

  1. Рассмотрите рыбу. Определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.
  2. Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С помощью лупы рассмотрите отдельную чешую.
  3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах, если она различна, то объясните эти различия.
  4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.
  5. На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.
  6. Найдите у рассматриваемой рыбы парные (грудные и брюшные) и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой плавников при передвижении рыбы.
  7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке части ее тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запишите в тетрадь.

V.  Домашнее задание.

§21, подготовить сообщения по темам: 1) Прудовое хозяйство и объекты разведения, 2) Аквариумное рыбоводство, 3) Охрана рыб. Рыбы, занесенные в Красную книгу России, 4) Самые – самые в мире рыб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."

Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;

В плане  указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная);  оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)

Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Движение.

Данная методическая разработка предлагается для проведения урока по теме "Движение". Главная цель - сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого;  познакомить с разнообр...

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме: «Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах» ( 34-й урок по плану; УМК Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов).

Данный урок относится к Разделу 3: «Перпендикулярность прямых и плоскостей», (Модуль 2: Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью).Применение нестандартных методов обучения, ИКТ- ...