Методическая разработка внеклассного мероприятия с участием детей «группы риска» по теме: "Князь Владимир: язычник, ставший святым"
методическая разработка по истории на тему
Методическая разработка внеклассного мероприятия с участием детей «группы риска» по теме: «Князь Владимир: язычник, ставший святым».
Цели:
1. Воспитание патриотизма, уважительного, толерантного отношения к людям, умения адекватно оценивать себя, свои возможности, свое место в обществе.
2. Формирование навыков разностороннего изучения исторической личности.
3. Формирование устойчивого интереса к истории России.
4. Получение новых знаний о князе Владимире, о крещении Руси, о видах исторических источников и способах работы с ними.
5. Развитие аналитических способностей, умения работать в группе, актёрских способностей.
Задачи:
1. Заложить основы патриотичного отношения к своей стране, к своей истории и к великим соотечественникам.
2. Подвести учащихся к необходимости применять основы культуры общения в группе, взаимного уважения, умения выслушать собеседника как в рамках мероприятия, так и в повседневной жизни.
3. В процессе деятельности повысить самооценку учащихся «группы риска», дать им ощущение собственной значимости; показать, что внимания и уважения окружающих можно добиться только в процессе позитивной, созидательной деятельности, при соблюдении правил общения, условностей, принятых в обществе.
4. Воспитание терпимого отношения к слабостям и порокам других людей, непримиримого отношения к своим порокам, желания измениться самому, несмотря на то, что это тяжкий нравственный труд.
5. Доказать, что нельзя оценивать личность человека без учёта условий его деятельности, среды его воспитания, исторического контекста.
6. В процессе подготовки и проведения мероприятия выяснить, какие причины могут повлиять на кардинальную перемену жизненных принципов, идеалов и ценностных ориентиров личности.
7. Расширить знания о личности, характере и деятельности князя Владимира.
8. Научить искать необходимую информацию с помощью изучения различных источников: работ историков, Повести временных лет, информационных ресурсов сети Интернет.
9. Развить умение работать в группе: обсуждать проблему, распределять задания и роли, обсуждать планируемые и полученные результаты, делать совместные выводы.
10. Развить способности к анализу текста исторического источника, к умению кратко сформулировать результат аналитической работы, сделать правильные выводы из полученной информации.
11. Развить актёрские способности учащихся, дать им возможность попробовать себя в различных ролях.
Форма проведения: познавательная ролевая игра.
На подготовительном этапе учащимся «группы риска» было предложено участвовать в данной работе, для тех, кто изъявил такое желание, было предоставлено место для подготовки мероприятия. Помимо всего вышеуказанного учитель организовал «мозговой штурм», проконтролировал адекватное распределение ролей и заданий, предоставил реквизит. Дальнейшая роль педагога – консультативная.
Самостоятельная деятельность учащихся на этом этапе представлена подготовкой заданий, текста речи, карточек, презентации; репетициями и обсуждением желаемого результата.
В процессе подготовки были использованы следующие методы и приёмы работы: «мозговой штурм», обсуждение, работа в группе, индивидуальная работа; изучение комплекса исторических источников по теме, выбор и компоновка отрывков, анализ источников для создания заданий; поиск информации в сети Интернет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knyaz_vladimir.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Методическая разработка внеклассного мероприятия с участием детей «группы риска» по теме:
«Князь Владимир: язычник, ставший святым».
Возраст организаторов - 13 – 17 лет
Возраст участников – 12-13 лет
Автор: социальный педагог
Овчинникова Елизавета Александровна
г. Кашира, 2014 год
Тема: «Князь Владимир: язычник, ставший святым».
Цели:
- Воспитание патриотизма, уважительного, толерантного отношения к людям, умения адекватно оценивать себя, свои возможности, свое место в обществе.
- Формирование навыков разностороннего изучения исторической личности.
- Формирование устойчивого интереса к истории России.
- Получение новых знаний о князе Владимире, о крещении Руси, о видах исторических источников и способах работы с ними.
- Развитие аналитических способностей, умения работать в группе, актёрских способностей.
Задачи:
- Заложить основы патриотичного отношения к своей стране, к своей истории и к великим соотечественникам.
- Подвести учащихся к необходимости применять основы культуры общения в группе, взаимного уважения, умения выслушать собеседника как в рамках мероприятия, так и в повседневной жизни.
- В процессе деятельности повысить самооценку учащихся «группы риска», дать им ощущение собственной значимости; показать, что внимания и уважения окружающих можно добиться только в процессе позитивной, созидательной деятельности, при соблюдении правил общения, условностей, принятых в обществе.
- Воспитание терпимого отношения к слабостям и порокам других людей, непримиримого отношения к своим порокам, желания измениться самому, несмотря на то, что это тяжкий нравственный труд.
- Доказать, что нельзя оценивать личность человека без учёта условий его деятельности, среды его воспитания, исторического контекста.
- В процессе подготовки и проведения мероприятия выяснить, какие причины могут повлиять на кардинальную перемену жизненных принципов, идеалов и ценностных ориентиров личности.
- Расширить знания о личности, характере и деятельности князя Владимира.
- Научить искать необходимую информацию с помощью изучения различных источников: работ историков, Повести временных лет, информационных ресурсов сети Интернет.
- Развить умение работать в группе: обсуждать проблему, распределять задания и роли, обсуждать планируемые и полученные результаты, делать совместные выводы.
- Развить способности к анализу текста исторического источника, к умению кратко сформулировать результат аналитической работы, сделать правильные выводы из полученной информации.
- Развить актёрские способности учащихся, дать им возможность попробовать себя в различных ролях.
Форма проведения: познавательная ролевая игра.
Роли и задания учащимся:
- Летописец (ученик 8 класса).
- Воины (2 ученика 9 класса).
- Подготовка заданий для групп и текста речи летописца (2 ученика 10 класса).
- Подготовка карточек для групп (2 ученицы 11 класса).
- Создание презентации (ученик 11 класса).
- Показ презентации во время проведения мероприятия (ученица 7 класса).
Оборудование:
- проектор;
- презентация «Князь Владимир: язычник, ставший святым»;
- карточки с заданиями и выдержками из Повести временных лет;
- карточки с чертами характера князя Владимира;
- карточки с номерами групп.
Реквизит:
- Для летописца: длинный плащ с капюшоном, накладная борода, гусиное перо.
- Для воинов: рубахи в русском стиле, картонное оружие.
Оформление помещения: парты для учеников ставятся вместе в 3 группы, стулья расставляются вокруг каждой из групп. Количество парт и стульев рассчитано на то, что в каждой группе будет 10 человек. На парты ставится карточка с номером группы.
Подготовительный этап.
Данный этап является не менее важным, чем проведение мероприятия, так как он представляет собой организацию работы с детьми «группы риска». На подготовительном этапе учащимся «группы риска» было предложено участвовать в данной работе, для тех, кто изъявил такое желание, было предоставлено место для подготовки мероприятия. Помимо всего вышеуказанного учитель организовал «мозговой штурм», проконтролировал адекватное распределение ролей и заданий, предоставил реквизит. Дальнейшая роль педагога – консультативная.
Самостоятельная деятельность учащихся на этом этапе представлена подготовкой заданий, текста речи, карточек, презентации; репетициями и обсуждением желаемого результата.
В процессе подготовки были использованы следующие методы и приёмы работы: «мозговой штурм», обсуждение, работа в группе, индивидуальная работа; изучение комплекса исторических источников по теме, выбор и компоновка отрывков, анализ источников для создания заданий; поиск информации в сети Интернет.
На данном этапе реализуются задачи, направленные на умение работать в группе, на развитие аналитических способностей, на формирование толерантного отношения к окружающим. Основная задача, реализованная на данном этапе - повысить самооценку учащихся «группы риска», дать им ощущение собственной значимости; показать, что внимания и уважения окружающих можно добиться только в процессе позитивной, созидательной деятельности, при соблюдении правил общения, условностей, принятых в обществе.
Ход мероприятия.
СТАДИЯ ВЫЗОВА
- Вступительное слово учителя (1 мин):
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами перенесёмся в Х век, когда жил и правил князь Владимир Святославич. Вы узнаете чем он прославился, каким он был человеком, как прошла его жизнь с самого рождения. Мы с вами подумаем, как князю удалось изменить свой характер, что ему в этом помогло. Вы сможете познакомиться с самым известным историческим источником, описывающим то время, - Повестью временных лет. Сегодня к нам придут гости из Древней Руси, чтобы рассказать вам о князе Владимире и его делах.
А вот и первый гость пожаловал. Встречайте летописца, записавшего доступные нам сведения о Владимире. Он расскажет нам про детство князя, про его характер.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
- Речь летописца. Показ первой части презентации (Приложение 4) (5 мин):
Летописец:
- Владимир был сыном великого киевского князя Святослава Игоревича и ключницы его матери, великой княгини Ольги, Малуши. Установить точно год рождения Владимира не удалось, но большинство ученых считает, что это случилось в 962 г.
В 970 г. малолетний Владимир был посажен на княжение в Новгород. Наставником князя стал воевода Добрыня, его дядя. В 972 г. Святослав погиб, а великое киевское княжение перешло к Ярополку. Надолго сохранить мир сыновьям Святослава не удалось. В ходе начавшейся через 3 года усобицы погиб сначала брат Ярополка и Владимира, древлянский князь Олег, а позже и сам Ярополк. Начало правления Владимира Святославича было омрачено братоубийством.
Биография Владимира Святославича полна событиями. В результате войны с поляками князь присоединил к своим владениям несколько городов. В 981 и 982 годах ходил усмирять вятичей. В 983 г. открыл путь к Балтике, захватив земли племени ятвягов. Радимичи были в 984 г., а следующий 985 г. ознаменовался победой над волжскими болгарами. Хорватов Владимир подчинил в 992 г.
До христианизации многоженство было вполне обычным явлением. Владимир имел 5 законных жен и несколько сотен наложниц. Описывая этого князя, позднейшие летописцы наделяют его безудержностью в пирах и сластолюбием. У Владимира было 12 сыновей, и каждому он дал город для княжения.
Князь Владимир Святославич в начале своего правления считался ярым язычником. Именно он воздвиг в Киеве капище для шести наиболее почитаемых богов, перед которым приносились человеческие жертвы. Но в Киеве и даже в дружине Владимира было немало тех, кто принял христианство. А соседи Киевской Руси, пытаясь превратить князя в своего единоверца, присылали своих послов. Все это привело в 986 г. к «испытанию вер», в ходе которого было принято христианство восточного образца.
- Выполнение задания по карточкам (10 мин):
Учитель:
- Мы с вами узнали, в каких условиях жил и действовал молодой князь, эти условия оказали огромное влияние на становление его личности. У вас на партах лежат карточки, на которых написаны различные черты характера, качества личности, поступки (Приложение 1). Вам нужно выбрать и прикрепить на левую часть доски те качества, которые были характерны для князя Владимира. Посовещайтесь в своих группах, по мере готовности поднимите руку.
IV. Динамическая пауза (2 мин):
Учитель:
- Мы с вами хорошо потрудились, узнали каким человеком был князь, какие земли он покорил. Но завовевания невозможны без верных, боеспособных воинов. А вот и наши следующие гости. Они покажут вам несколько тренировочных упражнений, попробуйте их повторить.
Выходят воины, здороваются, просят ребят встать и показывают комплекс упражнений (Приложение 2).
- Ответы на вопросы к тексту (13 мин):
Учитель:
- У вас на партах лежат листы с выдержками из Повести временных лет (Приложение 3). Наверху напечатаны вопросы к тексту. Прочитайте текст, посовещайтесь между собой и ответьте на эти вопросы по очереди.
- Речь летописца. Показ второй части презентации (Приложение 4) (7 мин):
Учитель:
- Князь Владимир после крещения сильно изменился: изменились его поступки, мотивы, мировоззрение. Об этих переменах нам расскажет летописец.
Летописец:
- Владимир был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны.
Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу. » Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других — в 989-990 годах. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь стала христианской страной. Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год) , что князь Владимир «приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И по другим городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам». Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего народа. По свидетельству летописи (под 988 год) он велел «собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это – источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания… Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу».
Учитель:
Известный историк первой половины прошлого века Антон Карташев, говоря о пирах князя Владимира, куда тот начал приглашать простонародье, утверждал, что князя подвигло на это прочтение Евангелия — тот решил обустроить социальную жизнь своего княжества по евангельской мерке.
В дополнение к пирам с дружиной, князь Владимир учредил и пиры с духовенством, и пиры для нищих, увечных. Такие пиры, помимо всего прочего, еще и демонстрировали отношение князя как к священникам и монахам, так и к бездомным, увечным, беспомощным людям, то есть обозначали некие приоритеты в государственной политике. Кроме собственно пиров для нищей братии, по Киеву на телегах развозили пропитание для нуждающихся. Скорее всего, князь Владимир действительно делал это из христианских соображений.
Существовали так называемые церковные дома — мы сейчас в точности не знаем, что это такое, но, видимо, это были, если применить современные аналогии, своего рода социально-благотворительные центры. Есть предположения, что существовали больницы, богадельни, странноприимные дома.
- Подведение итогов: выполнение заданий по карточкам (5 мин):
Учитель:
- Вы узнали, как изменился князь Владимир, приняв христианство. Давайте подведём итоги нашего занятия и справа на доске с помощью оставшихся карточек (Приложение 1) отметим перемены, коснувшиеся личности, поступков князя, отношения к нему народа и церкви.
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
VIII. Рефлексия (2 мин):
Учитель:
- Ребята, скажите, много ли нового вы узнали сегодня?
- Что вам было известно о князе Владимире до нашего занятия?
- Откуда вы получили эти знания?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Скажите, какие моменты в нашем сегодняшнем мероприятии показались вам интересными, какие понравились, какие нет и почему?
Список литературы:
1. Карташев А.В. Святой великий князь Владимир - отец русской культуры. - Париж, 1939. 24 с.
3. Повесть временных лет, http:/www.vehi.net
4. Православный журнал «Фома», http:/www.foma.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике употребления алкоголя "Факторы риска пивного алкоголизма"
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся средних и старших классов по профилактике употребления пива и других алкогольных напитков. Нетрадиционная форма преподнесения материала с ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Святого Валентина в 8-9 классе на английском языке.
Внеклассное мероприятие, посященное Дню Святого Валентина, знакомит учеников 8-9 классов с символами и традициями культуры страны изучаемого языка в игровой форме....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по немецкому языку "День Святого Валентина"
Данный материал можно использовать для проведения праздника "День Святого Валентина"....
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: "Дети в годы ВОВ". "Фронт прошел через детство" с применением ИКТ и личностно-ориентированного метода взаимодействия
Цель: воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине.Задачи:1) воспитывать уважение к прошлому своей страны;2) рассказать о трудовом героизме ребят-ровесников современных мальчиков и девочек;3...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Русь святая. Святитель Димитрий Ростовский – покровитель Донской земли»
Мероприятие посвящено жизни святителю Димитрию Ростовскому....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "День Святого Валентина"
Разработка содержит материал для проведения внеклассного мероприятия по английскому языку в 5-6 классах....