Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: "Дети в годы ВОВ". "Фронт прошел через детство" с применением ИКТ и личностно-ориентированного метода взаимодействия
методическая разработка (7 класс) на тему

Цель: воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине.

Задачи:

1) воспитывать уважение к прошлому своей страны;

2) рассказать о трудовом героизме ребят-ровесников современных мальчиков и девочек;

3) показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы;

4) прививать любовь к чтению литературы о Воликой Отечественной войне. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_tehnologicheskaya_karta.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеклассного мероприятия

Класс, дата

7 класс

Тема

Дети в годы ВОВ

Форма занятия

Литературно-музыкальная композиция.

Цели

Цель: воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине.

Задачи

Задачи: воспитывать уважение к прошлому своей страны; рассказать о трудовом героизме ребят-ровесников современных мальчиков и девочек; показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы; прививать любовь к чтению литературы о Великой Отечественной войне.

Оборудование

Техническое обеспечение: аудиозаписи, компьютер, выставка книг, посвященных Великой Отечественной войне.

 Пускай во всем, чем жизнь полна,

Нам будет памятка дана

 О том, что в мире было.

Затем, чтоб этого забыть

 Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье – не забвенье!

Ожидаемый результат

Научиться гордиться прошлым своей страны, воспитать чувство долга, патриотизма.

Тип урока

Изучение нового материала

Предварительная работа

Заучивание наизусть стихотворений, подготовка сообщений о юных героях войны, разучивание песен о войне, подготовка рисунков.

        

                        

Патриотический урок «Фронт прошел через детство».

Этап

Деятельность  ведущего

Деятельность учащихся

1.Оргмомент

Проконтролировать готовность учащихся к занятию

Приветствие

ведущего

2.Обоснование актуальности темы предстоящего занятия

Создать мотивационную основу для деятельности учащихся

Актуализация имеющихся знаний

Выявить кругозор учащихся по теме

Постановка задач предстоящего занятия

Спланировать работу

Расширение представлений учащихся по теме занятия

Звучит песня  « Священная война». Автор В. И. Лебедев-Кумач.

Дети слушают

ДЕТИ ВОЙНЫ… Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто- то был на пороге юности. Воспоминания детей тех огненных лет. «..Дом сожгли. Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…

 …Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, чтоб не смотрел». А я все видел и все помню».

 «... Отца вытолкали на улицу, я бежала за ним босиком и кричала: «Папочка, папа!» А бабушка дома причитала. Она не смогла пережить смерть отца, плакала все тише и тише, и через две недели умерла, а рядом спала я и обнимала ее мертвую. В доме больше никого не осталось»

(фотографии детей военных лет).

Война застала детей  в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях, на переднем крае и в глубоком тылу.

 (Фрагменты записей о военном детстве). «В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы». (Т.С. Ивлева, полиграфист.)

 «В сентябре 1941 года немцы зашли в нашу деревню. Бабушка от ранений умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь, где дедушку расстреляли, а меня, 12-летнюю, перевели в другой лагерь. Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилила, меня заразили туберкулезом и отправили в лагерь «Клоога» для уничтожения. Выжила чудом» (г. Таллинн. Рабочая.)

 «И вдруг война, страшная война. А мне 14 лет, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен. Тогда и смерти не раз смотрела в лицо. Почти 3 года была узницей фашистских лагерей. А шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытывала страх и ужас, в плену прошла моя юность». (Ю.Н.Никитина, профессор.)

 Погибали дети не только на фронтах, в концлагерях, но и в оккупированных фашистами городах, блокадном Ленинграде.

8 сентября 1941 года сомкнулось кольцо блокады. В кольце оказалось 2млн.887тыс. человек, из них- 400 тыс. детей. В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы хлеба. Крошечный, почти невесомый ломтик. С 20 ноября ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250гр., а для служащих, иждевенцев и детей вдвое меньше.

 Сто двадцать пять блокадных грамм

 С огнем и кровью пополам.

 О. Берггольц.

 Острый голод давал о себе знать все сильнее. Умирали и дети. Дети в осажденном городе…Их было около 400 тысяч. Дети ждали хлеба, а где его взять? Матери отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки.

 - А как вы думаете, ребята, что чувствовали и переживали дети блокадного города? Как наглядное свидетельство чувств и переживаний - записи ленинградской девочки Тани Савичевой. Эти записи были представлены на Нюрнбергском процессе. В этой маленькой записной книжечке всего 9 страниц. Из них 6 страниц – 6 смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей.

 «Женя умерла 28 декабря в 12ч.30м. утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 ч. Дня 1942 года. Лена умерла 17 марта в 6ч. Утра. Дядя Вася умер 13 апреля в 2ч. Ночи 1942 г. Мама умерла – 13 мая в 7ч.30м. утра 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, 12-летняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в эти простые и страшные слова. Не удалось спасти и Таню. После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда ее вывезли на Большую Землю. За жизнь Тани боролись больше года, но спасти ее так и не смогли.  Им уже не помочь. Они не требуют больше сострадания и участия. Мы должны просто помнить о них. Сейчас и всегда помнить!

ДЕТИ ЛЕНИНГРАДА...

У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб.  «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом. Они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в том поединке».

Дети работали по 12 часов, а потом возвращались в холодный дом. В «буржуйки» были пущены мебель, книги. После работы ели хлеб и мороженую картошку, пили чай из морковки. Даже очистки не выбрасывали, а использовали для приготовления оладьев.

 Город жил, и выстоял, и выстрадал свое освобождение. Более 5 тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады, были награждены «За оборону Ленинграда».

 Несмотря на суровую обстановку, продолжалось обучение детей в бомбоубежищах школ и домохозяйств. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом.

 «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый, зимний свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату… Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах». (Воспоминания одного из блокадников.) Суровая, кровавая война. В ней участвовали все! И не только на передовой. «Все для фронта, - все для победы!» - эти слова стали символом жизни для тех, кто не смог защищать свою Родину с оружием в руках. Дети наравне со взрослыми вынесли неимоверно тяжелый труд.

 - Ребята, а как вы думаете, чем могли помочь ваши сверстники?

Учитель обобщает ответы детей.

Итак, во время войны им пришлось встать на место ушедших на фронт отцов и братьев. В суровые годы войны они работали на полях, заменяли у станков отцов и старших братьев, ухаживали за ранеными, собирали цветной и черный металлолом, лекарственные растения, отправляли подарки на фронт. «Битвы за урожай» были особенно тяжелы, так как в деревне остались, в основном, женщины, старики и подростки.

ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ.

Наравне со взрослыми они не только трудились в тылу, но и с оружием в руках сражались и совершали подвиги во имя Родины. Более 300 тысяч юных патриотов сражались плечом к плечу рядом с взрослыми, за что награждены медалями и боевыми орденами. Некоторые посмертно…   Ребята, а как вы думаете, во имя чего юные патриоты совершали подвиги, жертвовали своей жизнью?

 - А вы готовы сегодня к любым пожертвованиям и подвигам во имя интересов Родины?

 ГЕРОИ, ЮНЫЕ ГЕРОИ ВОЙНЫ…

 До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не содрогнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее… Маленькие герои большой войны… Они сражались рядом со старшими – отцами и братьями. Сражались повсюду:

 В Брестской крепости как Валя Зенкина.

В партизанском отряде как Валя Котик.

В подполье как Зина Портнова.

 В партизанском отряде как Марат Казей.

Юные герои войны! Не на миг не дрогнули их юные сердца! Война и песня: на первый взгляд, что может быть общего между ними? Ведь ужасы, трудности и лишения военного времени не оставляют места для песен.

 И тем не менее - песня необходима и на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов, а вместе со взрослыми их распевали и наши юные герои. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники. А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.

 ПОПУРРИ ИЗ ПЕСЕН ВОЕННЫХ ЛЕТ. 1. «Прощайте скалистые горы».

 2. «Песня артиллеристов»

 3. «Расцветали яблони и груши».

Герои! Юные герои войны! Как много мы с вами им должны. Хотя бы своей памятью. Если мы посвятим каждой жертве войны по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать больше 20 миллионов минут, это почти 40 лет – поминальных мгновений.

 Неугасима память поколений

И память тех, кого мы свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновение

 И в скорби постоим и помолчим.

 А.Фатьянов.

Минута молчания.

Те четыре страшных, военных года не могут быть забыты! Их нельзя стереть из памяти! Тот отпечаток, который Великая Отечественная война оставила в душах детей войны, нельзя уже стереть. Нам остается чтить память погибших и благодарить за победу наших ветеранов.

 С ДНЕМ ПОБЕДЫ!!

Дети слушают воспоминания,

смотрят презентацию.

Слушают кл.руководителя.

Отвечают и дают обоснование своим ответам.

Отвечают и дают обоснования своим ответам.

Рассматривают слайды

Участвуют в беседе.

Рассказывают о подвигах юных героев войны.

Исполняют песни военных лет.

Дети стоят, застынув в минуте молчания.

Итог занятия

Учитель спрашивает у обучающихся, что сегодня на этом занятии узнали нового, интересного и полезного для себя, чему научило занятие.

Ответы детей

Список литературы

 1. Рассказы о пионерах-героях

2. Дети военной поры. Э. Максимова – М: Политиздат, 1984г.

 3. В дни блокады. А.Фадеев

 4. Стояли рядом со взрослыми. Сборник документальных очерков. Лениниздат, 1985г

 5. Дети-герои Великой Отечественной войны. Рассказы. – М: Дрофа-Плюс,2005г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

методическая разработка внеклассного мероприятия "Был город фронт, была блокада..."

Разработка большого интегрированного внеклассного мероприятия в виде научно-литературной конференции, посвященное тяжелым дням блокады Ленинграда. Рассказ ведущего и  историка дополняется рассказ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЧЕРЧЕНИЮ с применением кейс метода «АСО «Промстрой»/ Часть 1

Разработка кейса представляет собой результат научно-методической деятельности учителя. Данная работа дает возможность глубоко освоить не только внешние стороны кейса в его использовании на уроке, но ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЧЕРЧЕНИЮ с применением кейс метода «АСО «Промстрой». Часть 2

Разработка кейса представляет собой результат научно-методической деятельности учителя. Данная работа дает возможность глубоко освоить не только внешние стороны кейса в его использовании на уроке, но ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЧЕРЧЕНИЮ с применением кейс метода «АСО «Промстрой». Часть 3

Разработка кейса представляет собой результат научно-методической деятельности учителя. Данная работа дает возможность глубоко освоить не только внешние стороны кейса в его использовании на уроке, но ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "В путешествие перед Новым годом"

Внеклассное мероприятие для начальных классов перед Новым годом....

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "После бала " - Л. Н. Толстой с применением ИКТ и личностно - ориентированного взаимодействия

продолжить знакомство с произведением Л. Н. Толстого «После бала»;формировать навыки осознанного, беглого чтения;формировать умение анализировать текст.развитие речи посредством изучения н...