Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике употребления алкоголя "Факторы риска пивного алкоголизма"
методическая разработка по теме
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся средних и старших классов по профилактике употребления пива и других алкогольных напитков. Нетрадиционная форма преподнесения материала с презентацией, видеоинформацией, музыкальным сопровождением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pivnoy_alkogolizm.ppt | 2.47 МБ |
scenariy_meropriyatiya.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА Всего опрошено 20 учащихся 7-9 классов. Употребляли алкоголь все 20 человек. -Пиво -17 человек -Алкогольные коктейли - 10 человек -Вино-9 человек -Водку-8 человек. Возраст, когда впервые попробовали алкоголь -10-12 лет-9 человек -13-14 лет-8 человек -15 лет -1 человек -6 лет- 1 человек
Как часто употребляешь пиво? - каждый день- 3 человека - 1 раз в неделю- 4 человек - 1 раз в месяц- 8 человек - ещё реже- 3 человека - не пью совсем- 2 человека Для чего пьёте пиво? - за компанию- 8 человек - для веселья- 5 человек - нравится вкус- 3 человек - утоляю жажду- 2 человек Вызавает ли алкогольную зависимость пиво? - да- 10 человек - нет – 10 человек.
Сегодня в России на одного человека приходится около 14 литров чистого алкоголя в год. Каждый россиянин в среднем выпивает 43 литра пива в год.
Сейчас в России отмечается рост подросткового алкоголизма, преимущественно за счёт пивной зависимости. Учащаются случаи алкогольной зависимости и даже алкогольных психозов у детей 10-12 лет
Сердце человека, употребляющего пиво
Печень человека, употребляющего пиво
Мозг человека, употребляющего пиво
ОПЫТ № 1 Слева луковица, находившаяся неделю в воде, справа-в пиве.
ОПЫТ № 2 Слева молоко, добавленное в воду, справа в пиво.
Особенности употребления алкоголя на Руси Русичи употребляли лишь слабоградусные «напит-ки», приготовленные на основе мёда: брагу, медо-вуху, пиво, квас. С Х века появилось привозное вино, которое, разбавлялось водой и по крепости не превосходило 11%.Их приём сопровождался обильной едой. Напиваться допьяна не было принято.
МЕДАЛЬ ЗА ПЬЯНСТВО
ПИВО ВЕДЁТ К ТРАГЕДИИ
ПЕЙ ПИВО!!!
ТЕБЕ ВЫБИРАТЬ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Цель: создать условия для формирования личной негативной позиции ученика по отношению к злоупотреблению пивом через воздействие на его информационное пространство.
Задачи:
1. Показать на конкретных примерах негативное влияние пива на организм человека.
2. Познакомить с методами воздействия рекламы на молодежь
3. Проанализировать на конкретных примерах рекламу пива.
4. Обсудить последствия употребления пива.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Факторы риска пивного алкоголизма», видеоролик о пагубном влиянии алкоголя на печень, фрагмент видеофильма «Чижик-пыжик, где ты был?», мини-плакаты, молоко, пиво, лук.
Ход занятия
Сообщение темы .
Учитель. Ребята, для того чтобы узнать о чём мы сегодня с вами будем говорить, отгадайте загадку. У неё будет 4 подсказки. Угадайте, что это за продукт.
Подсказка 1: Как утверждает реклама, с ним надо чаще встречаться, c ним весело сидеть и наслаждаться жизнью.
Подсказка 2: Рекламные ролики обещают, что его золотой вкус сделает из самого скромного и невзрачного человека настоящего супермена. Его употребляют люди с настоящим мужским характером.
Подсказка 3: Реклама гласит, что от него «улетают», признаются в любви.
Подсказка 4: Врачи называют этот продукт «Чумой XXI века» .
(Отвечают дети) .
Учитель. Да, чума XXI века – это пиво.
Чума – это болезнь, которая уносила жизни целых континентов. Подходит ли это слово к такому безобидному напитку, как пиво? Попробуем в этом сегодня разобраться.
- Итак, наше занятие посвящёно проблеме «пивного алкоголизма».
Эта проблема уже опережает проблему наркомании и токсикомании. Сейчас вам кажется, что вас это нисколько не касается. Но давайте послушаем социального педагога, которым был проведён опрос двадцати ребят из 6-9 классов нашей школы. Именно результаты этого анкетирования и послужили поводом для меня поговорить об этом с вами.
(СЛАЙД2, 3)
Выступление социального педагога.
- Всего опрошено : 20 учащихся 7-9 классов.
- Употребляли алкоголь: все 20 человек.
- Пиво-17 человек
- Алкогольные коктейли - 10 человек
- Вино- 9 человек
- Водку- 8 человек.
- Возраст, когда впервые попробовали спиртное
-10-12 лет -9 человек
-13-14 лет -8 человек
-15 лет -1 человек
-6 лет- 1 человек
- Как часто употребляешь пиво?
- каждый день- 3 человека
- 1 раз в неделю- 4 человек
- 1 раз в месяц- 8 человек
- ещё реже- 3 человека
- не пью совсем- 2 человека
- Для чего пьёте пиво?
- за компанию- 8 человек
- для веселья- 5 человек
- нравится вкус- 3 человека
- утоляю жажду- 2 человека
- Вызавает ли пиво алкогольную зависимость ?
- да- 10 человек
- нет – 10 человек.
Учитель. Результаты анкетирования можно назвать, если не шокирующими, то пугающими. (СЛАЙД 4) Беда, которая подстерегает вас, совсем рядом. Пиво и слабоалкогольные напитки стали частью молодёжной жизни, неотъемлемым атрибутом отдыха. Медики утверждают, что за последние годы благодаря «пивной рекламе» возник новый стиль жизни – алкогольный образ жизни. Увеличилось потребление алкоголя среди детей и подростков. В настоящее время средний возраст начала потребления пива составляет 10-12 лет. Таким образом, раннее приобщение к пиву как слабоалкогольному, якобы престижному напитку в результате оборачивается для многих подростков большой бедой в скором и не очень светлом будущем. В России зарегистрировано 6,5 тысяч детей в возрасте до 14 лет, которым поставлен диагноз «пивной алкоголизм. (СЛАЙД 5).
Это говорит о явной популярности пива среди молодежи. А это очень страшно, потому что через пиво молодежь приобщается к употреблению алкоголя. А что же дальше будет с молодежью? А с их детьми?
Пиво и здоровье.
В массовом сознании бытует мнение, что пиво- безалкогольный и совершенно безвредный напиток. Начнём с того, что пиво, также как и водка, и коньяк, и сухое вино, является алкогольным напитком, потому что в него тоже входит этиловый спирт. Но многие недооценивают самое коварное свойство пива -ковать патологическую зависимость. Установлено, что выпив 2 кружки пива, человек даёт организму такую же алкогольную нагрузку, если бы он выпил 100 граммов водки. что для растущего организма- гибель.
Давайте рассмотрим какое действие оказывает пиво на важнейшие органы человека.
- (СЛАЙД6).Самое разрушительное и вредное последствие неумеренного потребления пива - больное сердце. Оно выражается в расширении полостей сердца, утолщении его стенок, некрозах в сердечной мышце, уменьшении митохондрий и др. У любителей пива появляется так называемое «пивное» или «бычье» сердце. Дряблое, провисшее – его ещё называют «капроновый чулок». Такое сердце в 1,5 раза больше нормального и плохо качает кровь. При регулярном употреблении пива сердце становится более слабым, обрастает жиром, становится слабым и больным.
(СЛАЙД7). Пиво содержит спирт. Частое употребление пива оказывает большую нагрузку на печень, т.к. алкоголь одно из самых опасных для печени веществ, при регулярном употреблении 1 - 2 бутылок пива в день есть риск развития гепатита (воспалительные заболевания печени - существуют разные формы этого заболевания), поскольку постоянно очищая организм от алкоголя и продуктов брожения печень быстро изнашивается, и организм теряет иммунитет, к тому же в пиве содержаться и побочные продукты и ядовитые соединения, такие как метанол, альдегиды, эфиры и т.д. Давайте сравним как выглядит здоровая печень и печень человека, потребляющего пиво.
Просмотр видеоролика.(Влияние алкоголя на печень).
(СЛАЙД 8). В результате употребления пива происходит гибель клеток головного мозга Человек, употребляющий хотя бы литр пива чаще 2-х раз в неделю, тупеет все это время. Любое, даже однократное употребление алкоголя меняет возможности головного мозга и, прежде всего, коры головного мозга, обеспечивающей высшую нервную деятельность человека. Фактически ту деятельность мозга, которой мы и отличаемся от животных. Именно в коре головного мозга сосредоточены нравственные центры, отвечающие за понятия: совесть, достоинство человека, жалость, сострадание, общественный долг. После каждой так называемой «умеренной» выпивки у человека в голове появляется новое кладбище погибших нервных клеток (нейронов). И когда врачи-патологоанатомы вскрывают череп любого так называемого «умеренно пьющего» человека, то у всех видят одинаковую картину — «сморщенный мозг», меньший в объёме, вся поверхность коры которого — в микрорубцах, микроязвах, выпадах структур.
А теперь я предлагаю вашему вниманию результаты опытов, проделанных вместе с вами. (Учащиеся сами рассказывают о результатах, показывают наглядно).
Опыт №1. (СЛАЙД 9). Неделю назад вам было предложено опустить 2 луковицы в сосуды с жидкостями. В одном сосуде была обычная вода, в другом- пиво. Давайте посмотрим, что изменилось за неделю. (Учащиеся наглядно убеждаются, что лук, находившийся в воде пророс значительно, тогда, как корешки луковицы, оставленной в пиве едва видны). Вывод: пиво (или любой алкогольный напиток) оказывает негативное действие на растущий организм, в том числе и на детский.
Опыт №2. (СЛАЙД 10). Теперь я предлагаю вам посмотреть, как взаимодействует алкоголь с продуктами питания, в частности с молоком. Возьмём 2 сосуда с жидкостями- водой и спиртосодержащей жидкостью. Добавим в каждый сосуд немного молока. Мы видим как по-разному оно ведёт себя. Попав в воду, молоко смешивается с ним, превращаясь в однородную белую жидкость. Посмотрите, какая бурная реакция происходит при смешивании молока и жидкости, содержащей спирт- молоко сворачивается, превращается в хлопья и оседает на дне сосуда. Давайте представим, что эти сосуды –наши желудки и поймём, в каком случае происходит полноценное усвоение белков, жиров, углеводов, а в каком их разрушение.
Немного истории
(СЛАЙД 11). Учитель. Похититель рассудка - так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры. Русичи употребляли лишь слабоградусные «напитки», приготовленные на основе мёда: брагу, медовуху, пиво, квас. С Х века появилось привозное вино, которое, разбавлялось водой и по крепости не превосходило 11%. Их приём сопровождался обильной едой. Напиваться допьяна на Руси не было принято. (СЛАЙД 12).Как только появились спиртные напитки, так и началась борьба против пьянства, как социального зла. Наказание за пьянство были очень строгие, вплоть до смертной казни. В 1714 году Петром Великим была введена медаль. Сделана она была из чугуна, вес составлял 6,8 кг (17 фунтов), не считая цепей. Считается самой тяжёлой медалью в истории. Вешалась на шею в полицейском участке в наказание за чрезмерное употребление алкогольных напитков и крепилась цепью так, чтобы нельзя было снять. По некоторым данным, медаль должна была носиться неделю.
«Пиво ведёт к трагедии»
Учитель. От пива хроническими алкоголиками становятся в 3 – 4 раза чаще, чем от водки. Из-за вкуса, наличия седативных компонентов и "несерьезности в градусах" бороться с влечением к пиву сложнее, чем с влечением к водке. Поэтому с точки зрения наркологии, пивной алкоголизм - это тяжелый, трудно поддающийся лечению вариант алкоголизма. Алкоголь- похититель рассудка. У людей, употребляющих алкоголь развивается слабоумие, они теряют человеческий облик. Современные исследователи утверждают, что пиво – это наркотик, который вызывает зависимость.
Теперь я предлагаю вашему вниманию рассказ ваших сверстников об их искалеченных судьбах, о том к чему может привести употребление спиртных напитков.
Фрагмент видеофильма «Чижи-пыжик, где ты был?» (Просматриваем фрагмент с 4мин 30сек до 11мин15сек)
Реклама пива
Большую роль в приучении ребёнка к алкоголизму играет телевидение, реклама, другие средства массовой информации. Реклама показывает алкогольные напитки как атрибут любого отдыха и развлечений, призывая к весёлому «пивному» образу жизни.
Чего стоят красочно оформленные огромные щиты в городах и на транспортных магистралях, рекламирующие чрезвычайную «полезность» пива, и убийственная ежедневная назойливая реклама пива на телевидении. А как можно пройти мимо звучащего с телевидения рекламного призыва, относящегося к пиву: «Есть вещи, ради которых стоит жить!»?
Да и как иначе? Ведь все знают, что за пивом идет "самый красивый, нарядный, умный". Употребление пива - самая легкая дорога к успеху, веселой компании и отдыху "по кайфу". Вспомним откуда это? Правильно, из пивной рекламы. А она, в свою очередь делает все, чтобы пропагандируемый ею товар покупали и пили, пили, пили... Что в итоге и происходит. Любитель пива постепенно приучается не только к обычному опьяняющему действию алкоголя, но и к "успокаивающему нервы" седативному средству. Постепенно такое приятное расслабление хочется повторять и повторять - пиво становится необходимым элементом отдыха и расслабления. Дозы приходится увеличивать. Употребление пива становится привычкой, а его составляющие подобно настоящим наркотикам включаются в обмен веществ. Причем, пивной алкоголизм формируется гораздо быстрее водочного.
А сейчас я предлагаю выступить ребятам, которым было дано задание подсчитать количество рекламы пива, которое встретилось им на пути в течение двух дней. (Выступают учащиеся с отчётом о проделанном задании).
Я увидел пиво:
- на автобусах, следующих по маршруту №5, №2, 1;
- на остановке автобусов №3, №8 ( рекламу пива видно из окна автобуса);
- на окнах магазинов «Магнит», «Пятёрочка» ;
- на больших рекламных щитах, установленных вдоль дорог;
- есть пивные магазины с яркой рекламой продаваемого в нём напитка – пива;
- в сериалах и передачах участники часто пьют пиво.
- Рекламу пива делают профессионалы высшего класса. Они знают все слабости человека и умело их используют. Например, выяснилось, что пивная реклама больше всего действует на подростков и лиц в возрасте до 25 лет. Именно в их неокрепшее сознание и поселяется идея о всех прелестях пива ( о том, как это модно, круто и даже полезно для здоровья). Вот почему во многих странах мира реклама пива приравнена к рекламе водки и запрещена.К сожалению, в России пока молодёжь спивается, подражая крутым героям рекламных роликов. Доказать это я сейчас попытаюсь, проведя простой эксперимент.
Эксперимент.
Предлагаю вашему вниманию два эпизода с рекламой пива. Прошу вас внимательно их посмотреть и ответить на вопрос: какую из двух показанных реклам предлагают сегодня нам производители пива и почему категорически не хотят показывать другую? А я, в свою очередь посмотрю со стороны на вашу реакцию при просмотре рекламы. (СЛАЙД 13)( Примечание. Сначала на слайде нажать значок громкоговорителя, чтобы зазвучала музыка (На первом слайде представлены снимки с опасными последствиями употребления спиртных напитков на фоне песни группы «Сектор газа» «Бомж». (СЛАЙД 14) .На втором- красочная, зовущая реклама и песня группы «Дискотека Авария» «Пей пиво»). (Во время просмотра второго слайда лица учащихся озаряются улыбкой, они пританцовывают). Вывод: производители пива не жалеют огромных денежных вливаний в рекламу пива, зомбируя мозг подрастающего поколения.
- В 2005 году был принят новый Федеральный закон об ограничениях продажи потребления пива. Согласно этому закону несовершеннолетним гражданам ( т.е. до 18 лет) запрещено употребление пива в общественных местах: парках, в кино, театрах, в автобусах, на городском пляже и т.д. Нарушителям грозит штраф!
Как выполняется этот закон? Всю неделю мы подсчитывали количество людей, которые распивали пиво в общественных местах. Мы выявили … нарушителей.
Организация акции «Антипиво»
Учитель. Как вы считаете, как можно бороться с пивным алкоголизмом?
( Высказывания учащихся ).
- Я предлагаю каждому из вас принять участие в акции «Антипиво».
Перед вами лежат мини- плакаты, которые нужно дополнить информацией, призывающей людей не употреблять ( или хотя бы ограничить ) пиво. (Учащимся раздаются фломастеры. Время -5 минут. Самые удачные плакаты можно поощрить).
Беседа на восприятие.
Учитель.
- Понравилось ли вам занятие?
- Что из него вам запомнилось больше всего?
- Считаете ли вы, что нужно запретить употребление пива и других спиртных напитков? Почему?
- Умеете ли вы сопротивляться пиву?
- Как можно сопротивляться пиву?
- Каждый человек сам выбирает себе судьбу. Только от вас зависит, как сложится ваша жизнь. (СЛАЙД 15)
Надеюсь, что информация, представленная сегодня, поможет многим из вас не допустить ненужных ошибок, а кого-то, возможно, уберечь от беды. ( СЛАЙД 16).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике наркомании: Ток - шоу «Понедельник – день тяжёлый»
Цель: профилактика асоциального поведения, правонарушений, охрана жизни и здоровья человека. Воспитание правовой культуры учащихся. ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Употребление психоактивных веществ"
Цели: провести беседу о пагубном влиянии вредных привычек и их последствиях;расширять кругозор учащихся;развивать чувство ответственности,творческие способности учащихся;утверждать здоровый образ жизн...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике алкоголизма
Цель: формирование у обучающихся более четкого представления о вреде алкоголя и последствиях при его употреблении.Задачи:Первичная профилактика алкогольной зависимости.Содействие формированию зд...
Методическая разработка внеклассного мероприятия с участием детей «группы риска» по теме: "Князь Владимир: язычник, ставший святым"
Методическая разработка внеклассного мероприятия с участием детей «группы риска» по теме: «Князь Владимир: язычник, ставший святым».Цели:1. Воспитание патриотизма, уважите...
Внеклассное мероприятие по профилактике употребления наркотических веществ
Цель: помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствия.Задачи:Закрепить в сознании учащихся понимание того, что здоровье – важнейшая социальная ценн...
Методическая разработка воспитательного мероприятия по профилактике употребления алкогольной продукции, наркотических средств, курения и других форм зависимостей несовершеннолетних. Тема: «Свое будущее ты выбираешь сам!»
В современных социально-экономических условиях проблема сохранения здоровья молодёжи становится все более актуальной....