5 класс, методическая разработка урока по теме "Древний мир" и презентация к нему
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Методическая разработка и презентация к уроку в 5 классе по теме "Древнейший Рим" в соответствии со ФГОС второго поколения, тип урока - открытие новых знаний, комбинированный, форма - урок путешествие, исследование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_urok_drevneyshiy_rim.docx | 31.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «ПРИУПСКАЯ СОШ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
Учитель истории: Тюрина Лидия Васильевна
Технологическая карта урока
ФИО учителя | Тюрина Лидия Васильевна | |||||||||||||||
Предмет | История Древнего мира | |||||||||||||||
Класс | 5 | |||||||||||||||
Номер урока | № 1 в разделе IV «Древний Рим» (№ 1 в главе 11 «Рим: от его возникновения до установления господства над Италией») | |||||||||||||||
Урочная/не-урочная форма | Урок; тип – комбинированный; вид – лабораторно-практическая работа | |||||||||||||||
Тема | «Древнейший Рим» | |||||||||||||||
Цель | Формирование у обучающихся представления о древнейшем Риме, легенде основания Рима, об управлении в древнейшем Риме | |||||||||||||||
Задачи | Образовательные: - проанализировать легенду об основании Рима; -дать оценку действиям персоналиям легенды, документов параграфа; -превращение Рима в 6 в. до н. э. в многолюдный город на семи холмах; - управление в древнейшем Риме | Развивающие: - развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками; - развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией. | Воспитательные: - формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм; - овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство. | Социализации: -приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками. | ||||||||||||
Планируемые результаты | Предметные: (знания, представления) природно-географическое положение Апеннинского полуострова, Италии (сравнить с положением Балканского полуострова, Греции); легенда об основании Рима; почитание богов (Весты и Марса); Рим – многолюдный город на семи холмах в 6 в. до н.э.; и его обитатели: патриции и плебеи; управление в древнейшем Риме (Народное собрание, сенат, цари)
Умения: - рассматривать исторические процессы в развитии, определять причины, особенности развития, результаты, сравнивать, делать выводы; - выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.
| Личностные: - формирование историко-географического образа, включая представление о территории, природно-географических условиях, населении Италии и древнейшего Рима; умение выражать свое отношение к героям, событиям; - понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира; - формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД) - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - готовность к сотрудничеству с соучениками; - формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку; - стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок; -уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного; -сравнивать Древний Рим с Древней Грецией, делать выводы о схожести или различии этих двух цивилизаций; -развивать умения аргументировать свою точку зрения | |||||||||||||
Образователь-ная технология | Технология развития критического мышления средствами чтения, анализа, составления сравнительной таблицы; рассказа по теме и вопросов к ним, оценивания работы одноклассников | |||||||||||||||
Источники информации | Вигасин А.А., Годер Г.И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы: пособие для учителей ОУ – М., «Просвещение», 2012 г. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2013. Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.В. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс» - М., «Экзамен», 2011 (со значком ФГОС) | |||||||||||||||
Ресурсы (оснащение) | Настенная карта «Древняя Италия до середины III в. до н.э.» и «Образование греческих колоний в 8-6 в.в. до н.э.» Карты атласа «История Древнего мира. 5 класс» - М, «Дрофа», 2013: - «Древняя Италия до середины III в. до н.э.»; -«Образование греческих колоний в 8-6 в.в. до н.э.» Документы к п.44, проектор, экран Раздаточный материал: - таблица о сравнении (Географическое положение и природные условия Древнего Рима и Древней Греции); заготовки для выполнения задания на стадии рефлексии. | |||||||||||||||
ХОД УРОКА | ||||||||||||||||
Этап урока | Форма орг-ции деят-сти уч-ся | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Знан ия, умения, представ-ления | Формируемые УУД | Формируемые основы: - проектной/ исследоват. деят-сти; - работы с текстом; - ИКТ-компетентности | ||||||||||
П | Р | К | Л | |||||||||||||
1. | Организационный момент | |||||||||||||||
2. | Подведение к изучению новой темы. | |||||||||||||||
Фронталь-ная | На прошлом уроке мы закончили узучение темы «Д. Гр» слайд 2 -Где расположена Д.Г.? - Водами какого моря со всех сторон омывается Балканский п-в? - -Какой ещё п-в кроме Балканского со всех сторон омывается водами Средиземного моря? -В какую сторону надо плыть от Д.Гр., чтобы добраться до Апеннинского п-ва? - На что похож по форме Ап. п-в? -Когда греки в поисках колоний впервые приплыли к А. п-ву, то увидели огромное количество телят, пасущихся на сочной траве, и назвали эту землю Италией («страной телят»), основали свои колонии Аргументируйте +(Кто знает?) В наши дни на Ап. п-ве находится г-во? - Ребята исследуйте легенду карты и определите какое государство находилось в древности на Апеннинском п-ве? -В древности «Рим» - город и государство (Приведите примеры известных вам случаев, когда город и государство имели одно название? -Какой раздел истории Д.Рима мы будем изучать? (исследуйте карту на с.213: - Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?
| - На юге Европы, на Балканском п-ве - Водами Средиземного моря - Апеннинский п-в - Плыть на запад от Балканского п-ва - На женский сапог на каблучке - красные маленькие кружочки (называют) - Италия, столица – Рим -Греческие колонии; Римская республика (к.6в. до н.э.);
Например: Афины, Спарта, Вавилон… - До середины 3 в. до н. э., к началу войн с Карфагеном, когда Рим завоевал практически всю Италию или см. с.4, глава 11 «Рим от его возникновения до господства над Италией») - -Древнейший Рим слайд 3 | природно-географическое положение Апеннинского полуострова, Италии (сравнить с положением Балканского полуострова, Греции); | умение определять цель деятельности на уроке | развивать аргументировать своё мнение, слушать и понимать других; - оформлять свои мысли в устной форме; | Формирование историко-географического образа, включая представ-ление о террито-рии и границах Древнего Рима | Исследоват. деятельность по карте | |||||||||
3. | Стадия «ВЫЗОВ» | |||||||||||||||
Индивиду-альная | - Ребята, а что вы хотите узнать об этом древнейшем государстве? По какому плану мы обычно рассматриваем историю древнего государства?- | 1. Географическое положение. 2. Природные условия, население. 3. Легенды, мифы 4.. Занятия жителей. 5. Государственное управление 6. Культурные достижения | Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива | Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию | ||||||||||||
4. | Изучение нового материала. Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» | |||||||||||||||
Фронталь-ная Индивидуальная и групповая Работа в тетради: выпишите в тетрадь понятия: Фронталь- ная работа Работа в тетради: выпишите в тетрадь понятия: Работа в тет. | слайд4, 5 1. Географическое положение и природные условия Д.Рима. Сравнить с Д.Грецией (таблица) слайд 6, 7 Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы *Как вы думаете: Древняя римская цивилизация – это копия греческой или особая цивилизация? -Цивилизация? -Были ли её признаки в Риме? -На п-ве много греческих колоний. О чём это говорит? слайд 8 (дом римлян) слайд 9 (население,карта) *Исследуйте карту и определите какие народы населяли Апенниский п-в? -Какой город находится в 25 км от устья р. Тибр? *На каком языке говорили римляне? *Где в наше время используется латинский язык? *слайд 10, 11(этруски- высокоразвитая цивилизация до римлян) *слайд 12 заочное путешествие в Д.Рим слайд 13 (римские холмы) Считали число 7 священным… Главные – Палатинский и Капитолийский… Лента времени: Основание Рима по легенде – 753 г. до н.э. -Ск. лет тому назад? -Знали или римляне об олимпийских играх в Греции? -На ск. лет раньше начали проводить олимпийские игры? 3. Легенда об основании Рима слайд 14, 15 *Что является правдой, а что вымыслом?. *Сравните с мифом об образовании Афин. Что общего в этих сказаниях? 1) Какой царь правил в одном из городов латинов? 2)Кто такой Амулий? 3) Кто такие весталки? Какие у них были обязанности? Что им строжайше запрещалось? слайд 16, 17, 18, 19 4) Как звали сыновей Реи Сильвии? 5)Кто был отцом мальчиков? + Кто считался хранителем Рима? + Какой месяц назван в честь Марса? + Священное животное Марса? 6) Почему Амулий решил убить Ромула и Рема? 7) Кто помог братьям-близнецам выжить? 8) Как сложились отношения между братьями? 9) Кто стал первым царем Рима? 10) Что обозначает на латинском языке Рим? 11) Кто такие ликторы? слайд 22 12) Зачем ликторы носили с собой связку прутьев и топор? 13) В память о каких событиях поставлена статуя волчицы в Риме на Капитолийском холме? Почему она стала исторической «реликвией» и храниться в музее? *Что является правдой, а что вымыслом?. *Сравните с мифом об образовании Афин. Что общего в этих сказаниях? 14) Легенды о младенцах, найденных на берегу реки существуют у многих народов. Подтвердите примерами из Библии. слайд 25 (монета: мальчики и волчица) Физкультминутка 4. Почитание Весты и Марса (док, с.215) 5. Город на семи холмах и его обитатели с.218, абз2, чит, ? Определите, когда Рим превратился в многолюдный город? 6. Управление в Древнем Риме.слайд27 с.218, чит, ?? 1) Кто такие патриции? Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. 2) Как в Афинах называли коренных жителей и их потомков? 3) Кто такие плебеи? 4) Как называли переселенцев в Афинах? 5) Что платили метеки за проживание в Афинах? 6)*Кому принадлежала высшая власть в Риме? 7)*Какие вопросы решало Народное собрание? 8)*Кто входил в народное собрание? 9)*Где заседали старейшины родов? Царский период: 753-509 г. до н. э. слайд 30 10)* Почему решили царей больше не выбирать? | Учебник: с.213 – карта; § 44 Материал из энциклопедии об этрусках Отвечают на вопросы таблицы, заполняют её -Время, когда существуют города, письменность и государства - Обмен культурой происходил Д.римская цивилизация – это особая цивилизация, хоть и похожая на греческую… Галлы, этруски, умбры, самниты, латины Рим Латинском В медицине, фармакологии справка 2014+753=2767 Да 776-753=23 года § 44, рассказ экскурсовода, ответы на вопросы Опереж. задание группе (составить вопросы по легенде, задают их после рассказа «экскурсовода», оценивают их)+ учитель дополняет вопросы детей 1) (Нумитор) 2) (Младший брат Нумитора. Амулий отнял у него власть, а его дочь Рею Сильвию сделал весталкой.) 3) (Жрицы богини огня и домашнего очага Весты.) - Жить в храме Весты и подбрасывать дрова в очаг богини - До 30 лет выходить замуж и рожать детей 4) (Ромул и Рем.) 5) (Марс – бог войны) (Марс) (март) (волк) (Боялся, что когда они вырастут, то отомстят за деда и мать.) 7) (Их выкормила волчица.) слайд 20, 21 8) (Они поссорились, и Ромул убил Рема.) 9) (Ромул.) 10) (Рома.) 11) (Вооруженная охрана царя.) 12) (Царь мог приказать выпороть провинившегося или отрубить ему голову.) 13)Спасла Ромула и Рема, выкормила их своим молоком Ромул основал Рим Люди основали поселения, латины –Рим, греки – Афины - общее Различие: название – Рим с основателем города, а Афины – с богиней покровительницей города 14)Ветхий Завет: младенец Моисей, чтобы спасти его от смерти, мать осмолила корзину и спустила её по воде. Дочь фараона нашла корзину на берегу и спасла младенца… добавляют материал к легенде слайд 26 (понятия) 6 Веста – богиня огня и домашнего очага. Весталка – жрица богини Весты. Марс – бог войны. Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя. слайд В 6в. до н.э. Рим превратился в многолюдный город Потомки знатных жителей Рима Граждане переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений называли плебеями (Метеки) (Налог) (Народному собранию) слайд 29 (Объявляло войну, заключало мир, выбирало царя, правившего пожизненно) (В народное собрание входили мужчины патриции.) (Они заседали в сенате.) слайд28 (Тарквиний захватил власть, убив предшественника, одних патрициев казнил, других выселил из Рима, захватил их имущество. Поэтому царей решили больше не выбирать) патриции плебеи сенат Народное собрание | Работа с хроноло-гией. Поиск информа-ции в в сообщении экскурсовода Работа с картой как источником информа-ции. . | Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи, строить логическое рассужде-ние | Уметь самостоя-тельно контроли-ровать своё время и управлять им. Отображать в речи содержание совершае-мых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. | Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Взаимопомощь | Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными; делать выводы из сформулированных посылок; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников | ||||||||
Парная | Направляет руководит работой обучающихся | Учащиеся ищут ответы на вопросы, оценивают друг друга, проверяют правильность ответа | ||||||||||||||
5. | Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» | |||||||||||||||
Парная | составить синквейн по теме «Рим» 1) Существительное 2) прилагательное прилагательное 3) глагол глагол глагол 4) фраза из четырёх слов 5)существительное (вывод) | 1)Рим 2) древний, интересный 3) возникать, расширять, господствовать 4) Повествование о прошлом народа полуострова 5) История | ||||||||||||||
6. | Самооценка | |||||||||||||||
Оцени свою работу на уроке. С каким настроением ты уходишь с урока? | Выходят и оставляют смайлики в соответствующую амфору | Самоконт-роль, самооценка | Адекват-но использовать речь для планиро-вания и регуля-ции своей деятель-ности | |||||||||||||
7. | Оценка учителя | |||||||||||||||
8. | Домашнее задание | |||||||||||||||
§ 44 – прочитать, пересказать; по таблице рассказ о природно-географических отличиях в Италии и Греции; по желанию: сообщение о богах Древнего Рима и с.219, описать рисунок | из доп. литерату- ры или интернет- ресурсов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока алгебры с электронной презентацией в 9 классе по теме "Решение неравенств методом интервалов"
УРОК РАСШИРЯЕТ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ "РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ"; ЗНАКОМИТ С НОВЫМ МЕТОДОМ РЕШЕНИЯ НЕРАВЕНСТВ МЕТОДОМ ИНТЕРВАЛОВ....
Методическая разработка урока математики "В мире необыкновенных животных" ( умножение и деление обыкновенных дробей, 6 класс).
Повторительно-обобщающий урок для 6 класса по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей". Методическая разработка включает в себя конспект урока и презентацию....
Методическая разработка урока истории Древнего мира. 5-й класс.
Методическая разработка урока написана в помощь учителям, которые в этом учебном году будут работать по ФГОС. Урок представлен в виде технологической карты, в которой представлены личностные, предметн...
5 класс, методическая разработка урока по теме "Древний мир" и презентация к нему
Методическая разработка урока по теме "Древнейший Рим", соответствует ФГОС второго поколения и презентация к нему...
методическая разработка урока истории Древнего мира 5 класс.
Урок по истории Древнего мира 5 класс.Тема урока: "Религиозные верования древних египтян"...
Методическая разработка урока "Проблема познаваемости мира"
Данный урок рассчитан для обучающихся 10 профильного социально-гуманитарного класса и является первым уроком в разделе « Сознание и познание». На протяжении всего урока осуществляется активное в...
Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: Финикийские мореплаватели
Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классеТема урока: Финикийские мореплавателиЦели урока:сформировать представление о Финикии, показать, какую роль сыграли финикийцы в развитии че...
Комментарии
5 класс, методическая разработка урока "Древний Рим"
В соответствии со ФГОС второго поколения, тип урока - открытие новых знаний,форма урока - урок путешествие, технологическая карта урока