Методическая разработка урока "Проблема познаваемости мира"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Данный урок рассчитан для обучающихся 10 профильного социально-гуманитарного класса и является первым уроком в разделе « Сознание и познание». На протяжении всего урока осуществляется активное вовлечение учащихся в решение проблемы «познания, проявления неразрывной связи чувственного и рационального познания ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_poznavaemosti_mira.docx | 59.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор:
Дубинчина Людмила Николаевна
Место работы:
учитель истории и обществознания
МБОУ « СОШ имени М.М. Рудченко
с.Перелюб Перелюбского
муниципального района
Саратовской области»
Технологическая карта урока по теме «Проблема познаваемости мира»
Аннотация
Данный урок рассчитан для обучающихся 10 профильного социально-гуманитарного класса и является первым уроком в разделе « Сознание и познание». На протяжении всего урока осуществляется активное вовлечение учащихся в решение проблемы «познания, проявления неразрывной связи чувственного и рационального познания ».
Цель:
- раскрыть и осмыслить содержание ряда понятий и категорий познавательной деятельности: «знание», «познавательная деятельность», «онтология», «гносеология», «чувственное познание», «рациональное познание», «ощущения», «восприятие», «представление», «понятие», «суждение», «агностицизм», «априорные идеи», «мыслительные операции», «абстрагирование»;
- ознакомить с особенностями познавательной деятельности;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- анализировать и классифицировать информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
- делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
- способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Вид урока: урок-проблема
Методы обучения: иллюстративно-объяснительные, частично поисковые, исследовательские методы, метод проблемного изложения.
Технологии: элементы технологии развивающего обучения, здоровьесберегающих, информационных технологий, технологии группового обучения.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | Всем хорошо известно имя знаменитого древнегреческого мудреца Сократа, который стал символом философии как знания о человеке и его мире. Однажды к нему пришли сограждане и сказали: «Сократ! Жрица из Дельфийского оракула (святилища бога Апполона в городе Дельфы) назвала тебя самым мудрым среди эллинов, радуйся!» На что Сократ ответил: «Меня признали самым мудрым только потому, что я знаю, что ничего не знаю, а афиняне не знают даже этого». -Какие вопросы затрагивает эта притча, какую проблему поднимает? -Сформулируйте тему урока. -Попытайтесь определить цель. Попробуем сформулировать цели нашего урока, составив план темы «Познаем ли мы мир?» -Какие задачи необходимо решить для ее достижения? Учитель предлагает ребятам разделиться на группы. В основе деления принцип отбора – ответ на вопрос «Познаем ли мы мир?» - Как вы считаете, познаваем ли мир? -Как же человек познаёт мир? Человека всегда волновал вопрос о том, сколько он может узнать о мире и о себе. Мудрейшие из философов, подобно Сократу, Конфуцию, Лао-цзы, убежденно говорили, что человеку открыта лишь ничтожная часть мироздания, что только невежда может считать себя всезнайкой. Чем больше познает человек, чем более он приобщается к мудрости, тем больше понимает, какая бездна непознанного окружает его. Поэтому особенно интересно исследовать наиболее общие принципы человеческого познания, его соотношения с реальным миром, границы между знанием и верой, увидеть пределы познавательных возможностей человека « Чтобы познать что-то, нужно окунуться в это с головой». Познание- процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. |
Ребята отвечают, что притча затрагивает проблему знаний, познания. Записывают тему урока. Проговаривают вопросы, которые могут затрагивать процессы познания. Делятся на 2 группы. Видят, что в принципе отбора лежит отчет на вопрос. 1 группа - Гностики 2 группа - Агностики Запись в рабочий лист. | Регулятивные: 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные: 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). Коммуникативные: 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные: Оценивать свои и чужие высказывания . |
II. «Открытие» нового знания. | Обратите внимание на высказывания мудрейших мыслителей по поводу процесса познания. Чем более читаете, не размышляя, тем более, уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало. Вольтер Деятельность - единственный путь к знанию. Бернард Шоу Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным. Френсис Бекон Тот, кто ничего не знает, всему верит. И. Гете Чем более мы размышляем, тем более убеждаемся, что ничего не знаем. Вольтер Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которое делает человека лишь педантом, а в использовании фактов, которое делает его философом. Генри Томас Бокль На основе этих высказываний предложите своё видение проблемы и методы нашей деятельности. | Предлагают свои версии по поводу работы в классе. Ребята предлагают методы работы на уроке . 1.Читать - размышляя 2.Беседовать, отвечать на вопросы 3.Не верить словам, а верить фактам 4.Использовать факты, находить доказательства | |
III. Первичное закрепление. | На этом этапе рассматривается вопрос «Познание как деятельность» Знания - результат особого процесса – познавательной деятельности людей. Субъкт. Объект. -Вспомните структуру деятельности и покажите ее на примере познания. В результате познания человек получает истину, главный критерий истины- практика. -Докажите эту мысль. Есть разница между познанием и сознанием. Сознание не требует активности человека, вещи отображены сами по себе. Познание требует активных действий. Вспомним эпизод из рассказа о Шерлоке Холмсе. Шерлок Холмс спрашивает : « «Сколько ступенек насчитывает лестница в прихожей их дома?» -Почему Ватсон не может это вспомнить, ведь видел лестницу много раз? Вспомните сами сколько ступенек находятся в вашем доме или в школе на 1 этаж? | Ребята вспоминают структуру деятельности и соотносят ее к познанию. Студент после окончания института должен пройти практику, т.к его знания без практики ничего не значат. Ступеньки отражались в его сознании, но еще не становились предметом познания. | |
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Работа с раздаточным материалом по группам. (приложение 2) « Видеть и всё же не верить — первая добродетель познающего; видимость — величайший его искуситель. » « Познание обязано быть объективно и точно. Только тогда оно действенно, только тогда оно познание. » 1.Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание? Французский философ Рене Декар сказал: «Я мыслю, следовательно, существую». Объясните значение этих слов. 2. В чём особенности рационального познания? По выполнению работы учитель вместе с учащимися обсуждает задания. Далее учитель подводит ребят к пониманию того, что существует неразрывная связь отдельных форм чувственного и рационального познания. | Ученики должны сами определить характерные черты чувственного и рационального познания. Ученики закрепляют знания. Отвечает один или несколько учеников. Записывают задание. | |
V. Включение в систему знаний и повторение. | Ребятам объясняется, что познание происходит творчески. Одинаковых работ не существует. Познание зависит и от выводов , которые делают разные люди. Слайд Вниманию ребят предлагается Уткокролик Людвига Витгенштейна. Учащиеся получают задание: «Кто изображен на рисунке?» Ребятам задается вопрос: « Чем отличается истина от правды?» Учитель вводит понятие истины. И подчеркивает, что истина- одна . Правда обладает моральным аспектом. |
Отвечает один или несколько учеников.
Ребята приводят примеры. Ленин родился 22 апреля 1870.-правда(одна, можно проверить) В.И.Ленин был хорошим человеком. Социальная оценка . | |
VI. Выражение решения проблемы. | 1.Преподаватель предлагает вспомнить сказку Конёк Горбунок и предлагает ответить на вопрос «Почему в сказке младший и вовсе дурак». Посоветуйте как лучше усваивать материал. 2.Врет как очевидец. 3.Голодное брюхо к учению глухо.
| Отвечает один или несколько учеников, подчеркивают важность проговаривания информации. Субъект - субъектные отношения.
| Познавательные: 1. Раскрыть сущность понятий субъект - субъектные отношения 2. Умение находить главное, анализировать и делать выводы Коммуникативные: 1. Правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении сотрудничества партнера и самого себя 2. Умение слышать и слушать партнера, контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь 3. Умение точно выражать свои мысли Регулятивные: 1. Умение работать в группе, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально 2. Умение обобщать, делать выводы, давать аргументированный ответ, работать с документом Личностные: 1. Осознавать мотивацию учения, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции, 2. Оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности |
VII. Применение нового знания. | Учитель предлагает ребятам работу с тестом. Можно предложить другой вариант работы устно рассказать эссе .
Ребятам предлагается: Слайд вернуться к вопросу , заданным в начале занятия и ответить на них (на экране): Как вы понимаете название темы урока? Познает ли человек мир ? Слайд Рекомендации по выработке процесса познания. | Выполнение задания. Ответы ребят. Каждая группа прикрепляет 2 листа по очереди .
| Познавательные: Умение находить в источнике главное, анализировать и делать выводы Коммуникативные: Правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении сотрудничества партнера и самого себя; Регулятивные: умение работать в группе, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально Личностные: получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности |
VIII . Рефлексия | А в завершении урока расскажу вам одну историю: Однажды старец и его ученик вошли в ворота большого города, чтобы рассказать о христианской вере. К познанию ведет близкая дорога? |
Отвечают на вопросы учителя. В приложении 1 находят высказывание. « Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление — это корень его жизни, его бессмертия » | Коммуникативные: правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении сотрудничества партнера и самого себя; Личностные: получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности |
IX. Домашнее задание. | Параграф 21. На выбор – написать эссе на тему « Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление — это корень его жизни, его бессмертия » Георг Вильгельм Фридрих Гегель « Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств. » Франческо Патрици « Воля, которая стремится к познанию, никогда не удовлетворяется оконченным делом». Бруно | Записывают задание. |
|
Приложение 1.
Задание: сформулируйте проблемы, скрытые в темах эссе.
Высказывание | Возможная проблема |
1. « Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление — это корень его жизни, его бессмертия » | |
2.« Мы доверяем своим глазам — но им нельзя верить; мы полагаемся на свое сердце — но и на него не стоит полагаться. Запомните же, ученики: поистине нелегко познать человека! » | |
3. « Видеть и всё же не верить — первая добродетель познающего; видимость — величайший его искуситель. » | |
4. « Не делай никогда того, что тебе не знакомо, но научись всему, что следует знать. » | |
5. « Кaк для oбыкнoвеннoгo челoвекa пoзнaние служит фoнaрем, кoтoрый oсвещaет ему путь, для гения oнo — сoлнце, кoтoрoе oзaряет для негo мир. » | |
6. « Чтобы познать что-то, нужно окунуться в это с головой. » | |
7. « Труд, бодрость духа и устремление ума к совершенству, к познанию приводят к результатам, которые украшают жизнь. » | |
8. « Я никого ничему не учу. Я просто держу фонарь, а вы идёте на свет. » | |
9. « Познание обязано быть объективно и точно. Только тогда оно действенно, только тогда оно познание. » | |
10. « Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств. » Франческо Патрици | |
11. « Море слов сокровенного смысла полно, | |
12. « Воля, которая стремится к познанию, никогда не удовлетворяется оконченным делом. » Бруно |
« Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление — это корень его жизни, его бессмертия »
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Приложение 2
Материал для группы 1
Чувственное познание - процесс получения знаний о действительности посредством органов чувств. В результате в сознании человека формируются образы отдельных, конкретных объектов. Чувственному познанию присущи следующие формы:
- ощущение
- восприятие
- представление
Ощущения - это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов. Так, зрение дает человеку ощущения цвета и формы предмета, обоняние - ощущение того или иного запаха, осязание - ощущения твердости, холода и т. п.
Восприятие - это целостный образ предмета, являющийся суммой отдельных ощущений. При этом восприятие не является простой, «механической» суммой. Так, ни один человек не воспринимает, к примеру, стол только лишь как совокупность «плоскости», «твердости», «приподнятости над полом». На этапе восприятия человек не просто суммирует отдельные ощущения, но воспринимает предмет как некую целостность, выделяет данный предмет из окружающей действительности.
Представление - это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним. На основании чувственного опыта человек может формировать представления не только о предметах, которые были даны ему в ощущениях и восприятиях, но и о предметах, с которыми он не имел непосредственного контакта.
Особенности чувственного познания
Чувственное познание, реализуемое в форме ощущений, восприятий и представлений, обладает рядом специфических характеристик.
- Чувственное познание является тем «мостиком», который связывает человека с предметным миром. Именно чувственное познание способно дать нам информацию о том мире, в котором мы существуем и осуществляем свою деятельность.
- Чувственное познание часто характеризуют как «пассивное». При этом пассивность следует понимать как неспособность человека изменить данные органов чувств на уровне ощущений. И хотя человеку удалось создать многочисленные приборы и устройства, способные изменить диапазон его восприятий (микроскоп и т. п.), но все же каждый из нас воспринимает горячее как горячее, а красное как красное. При этом человек осознает, что органы чувств могут его обманывать. Тем не менее он доверяет своим органам чувств. Это проявляется, например, в требовании экспериментального подтверждения теоретических выводов о том, что в рамках всех существующих правовых систем самым значимым доказательством считается свидетельство очевидца.
- На уровне чувственного познания человек способен зафиксировать лишь данное в органах чувств, но не способен постичь сущность предметов и их свойств, усмотреть действующие в мире законы и закономерности. Вместе с тем задача познания состоит не только в чувственном отражении действительности, но и в осознании сущности происходящего, в прогнозировании. Поэтому одного чувственного познания недостаточно для формирования целостной картины мира.
Вопросы к группе 1
- Что такое «чувственное познание»?
- Опишите и объясните механизм протекания чувственного познания.
- Какие особенности оно имеет?
Материал для группы 2
Рациональное познание
Рациональное познание - процесс получения знаний о действительности посредством осуществления различных мыслительных процедур.
Рациональному познанию, так же как и чувственному, свойственны определенные формы, к числу которых относят:
- понятие;
- суждение;
- теорию.
Подпонятием подразумевают мысль, выделяющую из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки. Таким образом, понятие дает нам возможность зафиксировать знание об общих признаках какого-либо класса предметов.
Суждение - мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел. Суждения включают в себя понятия, а понятия раскрываются через суждения, Так, например понятие «преступление» входит в суждение «существуют преступления, посягающие на безопасность личности».
Теория представляет собой систему взаимосвязанных понятий и суждений, раскрывающую совокупность законов и закономерностей в какой-либо предметной области. Входе рационального познания используются различные методы, то есть способы познания. К числу наиболее значимых методов рационального познания относятся:
- анализ;
- синтез;
- индукция;
- дедукция, обобщение;
- абстрагирование;
определение и др.
Особенности рационального познания
Рациональное познание обладает рядом характеристик, принципиально отличающих его от чувственного познания.
- Рациональное познание имеет обобщенный характер. Это проявляется в способности человека выявлять общее у различных предметов, тогда как на уровне чувственного познания отображаются признаки, специфичные для конкретного индивида.
- Рациональное познание носит абстрактный характер (от лат. abstractio - отвлекаться от чего-либо), то есть обладает способностью отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов. Абстрактный характер рационального познания проявляется в способности человека мысленно создавать абстрактные объекты.
- Рациональное познание, в отличие от чувственного, активно и целенаправленно. В своих мыслях мы можем произвести любые преобразования предмета, поставить любой мысленный эксперимент, выявить свойства предметов и отношения между ними, которые непознаваемы непосредственно, с помощью органов чувств.
- Рациональное познание непосредственно связано с языком. Все мыслительные процессы осуществляются с помощью языка. Язык в этом смысле оказывается не только средством коммуникации между людьми, но и средством закрепления, передачи, объективирования знания.
Рациональное и чувственное познание самым тесным образом связаны между собой. Ощущения, восприятия и представления являются исходным материалом для мышления. Практически в любом рассуждении человек опирается на данные органов чувств. Вместе с тем, познавая мир, человек не просто фиксирует реакции своего организма на внешние воздействия. Его сознание активно вмешивается в процесс чувственного познания.
Вопросы к группе 2
- Что такое «рациональное познание»?
- Опишите и объясните механизм рационального познания.
- Какие особенности оно имеет?
- Его сильные и слабые стороны?
- Покажите взаимосвязь двух видов познания.
1.Верны ли следующие суждения о познании?
А.В структуру познания входят цель, средства, результат.
Б.Познание требует наличия объекта и субъекта познания.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4.оба суждения неверны
2.Рациональное познание, в отличие от чувственного
1) обновляет знания об окружающем мире
2) формирует наглядный образ предмета
3) осуществляется в форме ощущений, восприятия и представлений
4) использует логические умозаключения
3.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В философии под отражением объективной действительности в сознании человека понимается процесс ________(А). Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней — ________(Б) — характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений, восприятия и________(В). Она является исходным пунктом освоения мира, в результате которого создаётся________(Г). Другая ступень познавательного процесса — _______(Д) — обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия,_______(Е), умозаключения».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) образ | 2) рациональное познание | 3) эмоциональное |
4) представление | 5) познание | 6) суждение |
7) теоретическое | 8) чувственное познание | 9) смысл |
Притча о знаниях .Плата за знаемое
«Один молодой и милостивый правитель пригласил мудреца стать его советником.
Юноша слушался советов мудреца, учился у него,- и подвластные ему земли достигли процветания.
А мудрец впервые в жизни стал получать большое жалование.
Однажды жена мудреца спросила его о чем-то, а он ответил: «Не знаю».
- Тоже мне, советник! – вспылила жена.- Правитель столько тебе платит тебе за твои советы, а на мои вопросы только и ответ, что «не знаю»!
- Дорогая, правитель платит мне за то, что я действительно знаю. Если бы я получал плату за то, чего я не знаю, то всех богатств мира не хватило бы оплатить мое незнание, - так многого я не знаю в этой вселенной».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "В мире животных"
Урок с применением ИКТ и перекрестного чтения...
Методическая разработка по Лого Мирам
Презентация к уроку "Знакомство с Лого Мирами"...
Методическая разработка "Тест "Население мира" ( Экономическая и социальная география мира, 10 класс, раздел «Население мира»)".
Тест на проверку знаний обучающихся по разделу "Население мира", 10 класс....
Методическая разработка "Рождество в мире"
Методическая разработка "Рождество в мире"...
Методическая разработка праздник "В мире птиц" Автор: - Бурденков Александр Михайлович МБОУ Арзинская СШ Починковский район Нижегородская область
АннотацияПраздник «День птиц» является ежегодным мероприятием в нашей школе. С наступлением весны к нам прилетают «Наши пернатые друзья». Мы должны им помочь обустроиться...
Методическая разработка. Объекты окружающего мира - 6 класс
Полный конспект урока по теме "Объекты окружающего мира."...
Методическая разработка по окружающему миру "Следопыты" для детей с ОВЗ.
Методическая разработка по окружающему миру "Следопыты" для детей с ОВЗ....