Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: Финикийские мореплаватели
методическая разработка по истории (5 класс)
Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классе
Тема урока: Финикийские мореплаватели
Цели урока:
- сформировать представление о Финикии, показать, какую роль сыграли финикийцы в развитии человечества в I тысячелетии до н.э.;
- развитие умения составлять развёрнутый план и делать на его основе устного сообщения; развитие монологической речи и умение делать обобщения, получать информацию из различных источников знаний;
- развитие навыка работы с учебной исторической и контурной картами;
- формирование уважения к труду.
Тип урока: изучения нового материала с элементами первичного закрепления знаний и умений учащихся.
План изучения нового материала:
1. Города финикийцев.
2. Торговцы и морские разбойники.
3. Финикийские колонии.
4. Древнейший алфавит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_k_uroku_po_istorii_drevnego_mira_1.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классе
Тема урока: Финикийские мореплаватели
Учитель: Белянская М.Х.
Цели урока:
- сформировать представление о Финикии, показать, какую роль сыграли финикийцы в развитии человечества в I тысячелетии до н.э.;
- развитие умения составлять развёрнутый план и делать на его основе устное сообщение; развитие монологической речи и умение делать обобщения, получать информацию из различных источников знаний;
- развитие навыка работы с учебной исторической и контурной картами;
- формирование уважения к труду.
Оборудование: карта «Государства мира в древности», Памятка «Изучение нового государства», иллюстрации учебника, контурные карты.
Тип урока: изучения нового материала с элементами первичного закрепления знаний и умений учащихся.
План изучения нового материала:
1. Города финикийцев.
2. Торговцы и морские разбойники.
3. Финикийские колонии.
4. Древнейший алфавит.
Формы и методы обучения используемые на уроке: беседа, описательный рассказ учителя, метод самодиагностики учащихся и т.д.
Ход урока:
I. Орг.момент.
II. Актуализация знаний.
Вводная беседа:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым государством, а для того чтобы вы запомнили его название, нужно вспомнить вкусный фрукт – финики.
1. Города финикийцев.
Учитель обращает их к Памятке:
а). Местоположение.
Краткое сообщение учителя: В Малой Азии, на восточном побережье Средиземного моря находилась древняя Финикия. Она располагалась между морем и Ливанскими горами и почти не имела плодородных почв. В названиях крупных городов отразились природные условия страны «Библ» в переводе с финикийского значит «гора», «Тир» - «скала».
Работа с картой у доски.
Задания для учащихся:
- Найдите на контурных картах Финикию, обозначьте её границы.
- Обозначьте Средиземное море.
- Найдите и обозначьте города Библ и Тир.
Выйти к доске и показать на карте новое государство и крупные города (закрепляются навыки работы с картой).
Запишите в свои тетради ответ на первый вопрос темы.
б). Природные условия.
Каким должен быть климат в Финикии?
Какие растения хорошо растут на склонах гор?
Виноград и оливковые деревья (стр.140 учебника, рисунок на вазе).
в). Занятия населения.
Ещё один город Финикии прямо говорит об одном из занятий его жителей, «Сидон» - «место для рыбной ловли». На основе рисунков учебника §15 стр.82-83 определите, какие ещё занятия были у его жителей?
- земледелие (виноградарство, садоводство);
- ремесло (кораблестроение, ткачество, стекло);
- торговля
Работа с текстом §15. Чтение вслух по цепочке п.2, стр.82.
2. Торговцы и морские разбойники.
а).Научные открытия и достижения.
- Рассмотрите финикийский корабль (стр.84 учебника), предположите, как далеко можно было уплыть на таком судне? Свой ответ обоснуйте.
Обращение к карте на доске.
Финикийцы были искусными мореплавателями и первыми обогнули Африку, при этом, останавливаясь в дальних странах, они нередко создавали колонии-поселения в чужой стране.
-Какими знаниями необходимо владеть для путешествий?
Астрономия – ориентирование по звёздам, география – знание приливов и отливов, математика – для постройки кораблей и расчёта их грузоподъёмности. Но главное что создали финикийцы – это алфавит состоящий из 22 согласных букв.
б) Выполнение Задания:
1. Найдите на карте морские пути и расскажите, какие товары могли везти финикийцы в другие страны.
2. Укажите, с какими ремесленниками преимущественно сотрудничали «заморские» торговцы.
3. Выполните задание в рабочей тетради (по выбору).
4. В чём причины изобретательности, предприимчивости финикийцев?
3. Финикийские колонии.
1. Перечислите, что заставляло финикийцев покидать родину и осваивать водные пространства Средиземного моря и Атлантического океана.
2. Составьте план данного пункта. Выделите главное в тексте.
3. Проанализируйте цепочку и продолжите её: море недостаток земли мореплавание ремёсла … (колонии).
4. Древнейший алфавит.
- изучение рисунков в учебнике, изображающих слова с использованием финикийского алфавита.
- написание нескольких слов с использованием финикийского алфавита, по образцу в учебнике.
- инсценировать небольшими группами учеников сообщение о причинах возникновения письменности с позиции торговца, ремесленника, жреца, моряка грузового судна.
III. Закрепление материала.
- Задание: на какие смысловые части мы разбили материал сегодняшнего урока, какие записи появились у вас в тетрадях.
- Как называется такая форма записи? (план).
- Даётся краткое пояснение простого и развёрнутого плана.
- Затем выполняется задание к параграфу под рубрикой «Объясните значение слов». Определите и объясните, что лишнее в этом ряду: пурпур, корабль, шадуф, колония, орошение (лишнее — шадуф, орошение).
IV. Оценивание результатов работы учащихся на уроке, запись домашнего задания в дневники. Домашнее задание: § 15. Составьте расcказ на основе рисунков к параграфу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс. Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую».
Цели урока: Закрепить изученный материал о походе Александра Македонского на Восток. Узнать об особенностях города, основанного Александром – Александрии Египетской.Сегодня мы с вами отправимся ...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Методическая разработка урока истории Древнего мира. 5-й класс.
Методическая разработка урока написана в помощь учителям, которые в этом учебном году будут работать по ФГОС. Урок представлен в виде технологической карты, в которой представлены личностные, предметн...
методическая разработка урока истории Древнего мира 5 класс.
Урок по истории Древнего мира 5 класс.Тема урока: "Религиозные верования древних египтян"...
Разработка урока истории Древнего мира 5 класс по теме: Микены и Троя.
Конспект урока....
Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.
Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....
Методическая разработка по истории Древнего мира, 5 класс «Различия греческих полисов: Афины и Спарта»
Методическая разработка по истории Древнего мира, 5 класс «Различия греческих полисов: Афины и Спарта»...