Методическая разработка урока истории Древнего мира. 5-й класс.
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Налбандян Аида Григорьевна

Методическая разработка урока написана в помощь учителям, которые в этом учебном году будут работать по ФГОС. Урок представлен в виде технологической карты, в которой представлены личностные, предметные и метапредметные планируемые результаты.  Методическая разработка включает презентацию,  конспект урока и раздаточный материал. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Работа с источником.        

«Законы Ману»

Брахманы (жрецы)

«Брахманы находились на особом положении. Ни в одной стране Древнего Востока жрецы не имели такого привилегированного положения, как в Индии. Жрецы были свободны от всяких повинностей, налогов, телесных наказаний.

Обучение, изучение Веды, жертвоприношения для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни Брахма установил для брахманов.

Всё, что существует в мире, - это собственность брахманов; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на всё это.

Десятилетнего брахмана и столетнего царя следует считать  отцом и сыном, но из них двоих -  отец – брахман.

Словарь:

Веды (знание) – священные  книги брахманов

Брахманы – жрецы - служители

Повинности – обязанности

Привилегия – преимущество перед другими

                                Кшатрии

Кшатрии занимались военным делом, от царя получали жалованье. Совместно с брахманами они  управляли  обществом.

Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды и готовность помочь и защитить  слабых,    Брахма указал для   кшатрия.

Три дхармы (занятия)  брахмана не положены для кшатрия: обучение, жертвоприношение для других и принятие даров.

Ради средств существования для кшатрия предписано ношение меча и стрелы.

Словарь:

 Дхарма - занятие                        

                                                Вайшьи

«Вайшьи – общинники владели землей, торговцы – движимым имуществом. Они платили налоги: крестьяне – до 1/6 части урожая, скотоводы – 1/5 часть приплода, торговцы – 1/5 часть дохода и пошлины. Воинскую повинность они не несли.

Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю,  ростовщичество и земледелие – это для вайшьи.

Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятыми хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.

Вайшья, который не в состоянии существовать исполнением своей дхармы, может существовать по образу  жизни шудры, но не исполняя запрещенные ему дела и отвращаясь от этого как только может».

                                                                                  Шудры

«Шудры не имели земли и поэтому вынуждены были заниматься обслуживанием  представителей более высоких варн. За свои услуги они могли получить землю и вести небольшое хозяйство, служившее им источником существования. Земля и накопленное шудрой имущество могло быть отобрано хозяином, которого они обслуживали. Шудры не допускались к управлению государством и обряду посвящения.

Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим варнам со смирением.

Шудра, даже отпущенный хозяином, не освобождался от обязанностей услужения; ведь  он  рожден  для него, поэтому кто может освободить его от этого?

Лучшее дело для шудры -   это обслуживание брахмана.

                                                                                                                                                                           «Неприкасаемые»

«Низшую, самую униженную и бесправную группу населения составляли «неприкасаемые», не входившие ни в одну варну. Они выполняли работы, которые считались нечистыми:  уборка мусора, нечистот, трупов, являлись палачами.

Местожительство… должно быть вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться другими, имуществом их должны быть только собаки и ослы.

Одеждами – одеяние мертвых, пища должна им даваться в разбитой посуде, украшение их должно быть из  железа, и они должны постоянно кочевать. Человеку, исполняющему дхарму, не следует с ними общаться; их дела должны решаться между ними; браки – с подобными им».

Словарь:

Утварь -  предметы обихода (например, посуда, горшки)



Предварительный просмотр:

                                                        Разработка урока по ФГОСУ.

                                                        История. Древний мир.

Индия. 5 класс.

Учитель  Налбандян Аида Григорьевна

Технология – Урок изучения нового материала.

Планируемые образовательные результаты

Обязательные знания и умения

Возможные формы проверки.

Знать основные понятия и термины: касты, индуизм, буддизм.

Тест.

Выделять основные признаки, присущие данным понятиям.

Таблица с элементами сравнения.

Анализировать достоинства и недостатки учений.

Задания с открытым ответом.

УУД

Познавательные

Уметь осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

 Работа над проектом.

Защита презентации.

Уметь объяснять и самостоятельно делать выводы.

Участие в обсуждении, диалоге. Эссе.

Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Работа с текстом.

Коммуникативные, личностные

Уметь работать в группе.

Участие в ролевой игре,  групповая работа

Слушать и понимать других.

Групповая работа

Логически строить  рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с целью, заданием.

Учебные задачи, ситуации

Применять опыт конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении. Следовать этическим нормам и правилам поведения диалога.

Участие в дискуссии, ролевых играх, деловых проектах.

Регулятивные

Уметь ставить цели, включая постановку новых целей.

Работа  над проектом.

Планировать пути достижения целей: выделить этапы, распределить обязанности, контролировать сроки и качество выполненной работы.

Работа над проектом, презентацией.

Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Участие в диалоге, групповая работа.

Осознавать ценность знания для человека и общества.

Работа над проектом.

Самостоятельно анализировать  результаты достижения цели. Готовность принятия оценки собственной роли в работе группы.

Самооценка. Рефлексия.

Основные термины и понятия, изучаемые на уроке: Брахма. Будда. Каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: Проектор, презентация, компьютер.

Раздаточный материал.

Предварительное задание: Прочитать §21 История Древнего мира, 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Под общей редакцией академика РАН В.С. Мясникова/ –

 М.: Вентана - Граф, 2013.

Подготовить дополнительный материал о Будде и религии буддизма.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 

1. Актуализация знаний

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор о Древней Индии.  И отправимся в необычное путешествие.

Тема  урока: Буддизм – это новая религия индийцев. Мировая религия.

 – Запишите тему урока в тетрадь.

Была ли до буддизма  религия в Индии?  

По каким законам жили люди?

 Во что они верили?

На доске вам представлены  структура общества (слайд образование каст): бог Брахма, жрецы, касты, знатные воины, слуги, земледельцы, неприкасаемые.

– Скажите, какое слово объединяет все эти понятия? (Касты) – индуизм.

Почему,  как вы думаете,  изменилась религия? – высказываются версии.

2. Создание проблемной ситуации  

Проблема записывается на доске: Почему индусы отказались от своей старой религии и стали верить в Будду?

– Какие взаимоотношения были между представителями каст? К какой касте вы бы хотели принадлежать? Могли ли вы  изменить  свое положение?

Могли ли быть недовольные таким  порядком?

3. Целеполагания, версии

Наша цель: доказать, что  буддизм (новая религия)  завоевала  много сторонников и стала мировой религией, потому что старая религия не  устраивала индийцев.

– Что мы должны с вами  сделать?  Для того чтобы ответить на вопрос, мы должны составить план.

4. Планирование  совместно с учениками.

Учащиеся - учитель:

1. рассмотрим кастовое строение общества и выделим основные признаки;

2. выявим  недостатки этой  религии;

3. выясним кто такой Будда, выделим  основные положения буддизма и сравним буддизм и индуизм.

Таким образом, мы ответим на вопрос - почему его учение завоевало  много сторонников.

5.  Повторение пройденного материала.

– В Древней Индии мы столкнемся с вами с особым способом деления общества на слои, которые получили название касты. Представители этих групп от рождения получали права и обязанности, профессию и не могли поменять свое положение в обществе.

Повторить определение понятия:

Касты – замкнутые, наследственные, профессиональные группы людей в индийском обществе.

6. Учебные действия по реализации плана. 

Повторение пройденного.  Проверка усвоенного материала.

1. Миф о происхождении каст.

Индусские легенды возводят появление каст к богу Брахме, который создал людей из частей своего тела и разделил их на 4 части, каждая из которых имела свои права и обязанности.

У вас на столе лежат рабочие листы,  заполним её.  

Каста

Варна

Основное занятие

Особенности жизни

Брахманы

Белый

(дыхание)

Молитва, обучение

Жизнь делилась на три этапа: учение, женитьба и воспитание детей, отшельничество.

Передавали свои права и обязанности по наследству; запрещалось переходить из одной касты в другую.

Воины

Красный

(рука)

Войны, управление, охота

Готовность  отдать свою жизнь в любой момент

Земледельцы

Коричневый

(бедро)

Земледельцы, ремесленники, торговцы

Трудиться – это почетно.

Слуги

Черный

(стопа)

Служение высшим кастам

Не имел право накапливать имущество, приносить жертву богам

НЕПРИКАСАЕМЫЕ

НЕ   ВХОДИЛИ В СИСТЕМУ КАСТ -  запрет  на общение с представителями каст; изгои общества.

Работа в группе (по колонкам, по рядам). (Каждая группа получает одну из каст, через 5-6 минут работы необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы).

Учащиеся должны подтвердить правильность заполнения таблицы цитатами из текста.

К какой бы касте Вы хотели принадлежать?

Могли бы Вы поменять касту, перейти в другую?

Справедливо ли это?

Почему люди не протестовали?

Понятие кармы -  не сопротивление своей участи, отсутствие надежды в этой жизни.

3. Будда – основатель религии буддизм

Сообщения о Будде и о религии буддизм.

Учебник (или рассказ учителя о Будде) – чтение учебника.

- Найдите в тексте информацию о том, что новая религия отличалась от старой и давала надежду  людям?

– Я считаю, что Будда – основатель религии буддизма, учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.

- Будда дал надежду низшим слоям на улучшение их доли.

-Будда придавал большое значение духовным практикам, саморазвитию

- Буддизм объединял людей

А теперь давайте вернемся к нашему вопросу и ответим на вопрос:  Почему индусы отказались от старой религии – индуизма?  Что в новой религии их привлекало?

6.  Рефлексия (итог урока)

Задание №4  (Ответить «да» или «нет»)

Утверждение

Да

Нет

1.

Бог, создавший касты в Индии – это Брахма.

2.

Из ступней бога вышла каста воинов.  

3.

Брахманы  были самой высшей и главной кастой.

4.

В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую.

5.

Неравенство между кастами казалось индийцам естественным.

6.

Индуизм призывал людей к борьбе за права.

7.

Буддизм стал мировой религией.

8.

Будда говорил, что главное это происхождение человека.

9.

Буддизм утверждал, что все люди равны.

10.

Буддизм  является мировой религией.

– Как оцените свою работу?  Вам  в рабочих листах представлены смайлики, раскрасьте тот, который считаете нужным.

Смайлики Big 3d, скачать бесплатные смайлики на RusForumz

КОДЫ НА СМАЙЛИКИ ВКонтакте

           

8.  Домашнее задание: §18 На выбор:  Стр. 104 изучаем источник  - отвечаем на вопрос (письменно).

На выбор: Составить кроссворд по теме «Индия»; рисунок Будда и его изречения; рассказ об основателе буддизма  (устно или письменно); презентация.



Предварительный просмотр:

1. Прочитайте источник. Заполните таблицу.

Каста

Варна (цвет)

Основное занятие

Особенности жизни

Не входит в систему каст

2. Ответьте на вопросы.

Утверждение

Да

Нет

1.

Бог, создавший касты в Индии – это Брахма.

2.

Из ступней бога вышла каста воинов.  

3.

Брахманы  были самой высшей и главной кастой.

4.

В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую.

5.

Неравенство между кастами казалось индийцам естественным.

6.

Индуизм призывал людей к борьбе за права.

7.

Буддизм стал мировой религией.

8.

Будда говорил, что главное это происхождение человека.

9.

Буддизм утверждал, что все люди равны.

10.

Буддизм  является мировой религией.

3. Оцените Ваше настроение.

Смайлики Big 3d, скачать бесплатные смайлики на RusForumz

КОДЫ НА СМАЙЛИКИ ВКонтакте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по истории Древнего мира по теме:"Искусство Древнего Египта"

Урок изучения нового материала. В целом урок направлен на расширение кругозора и закрепление знаний учащихся по истории Древнего Египта. Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся....

Методическая разработка по истории Древнего мира по теме: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу"

Цель урока: 1)  Подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов, познакомить занятиями населения, управлением Аттики, положением земледельцев.2) Продолжить формирование...

методическая разработка урока истории Древнего мира 5 класс.

Урок по истории Древнего мира 5 класс.Тема урока: "Религиозные верования древних египтян"...

Методическая разработка по истории Древнего мира

Помощь в подготовке учителя к уроку...

Методическая разработка по истории Древнего мира"Своя игра" (5 класс)

Своя игра по истории Древнего мира проходит в форме игры и посвящена Культуре Древней Греции, которая изучается в 5 классе. Игра составлена на основе учебника по истории Древнего мира 5 класс (авторы ...

Методическая разработка по истории Древнего мира, 5 класс «Различия греческих полисов: Афины и Спарта»

Методическая разработка по истории Древнего мира, 5 класс «Различия греческих полисов: Афины и Спарта»...

Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: Финикийские мореплаватели

Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классеТема урока: Финикийские мореплавателиЦели урока:сформировать представление о Финикии, показать, какую роль сыграли финикийцы в развитии че...