Методическая разработка урока истории Древнего мира. 5-й класс.
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Методическая разработка урока написана в помощь учителям, которые в этом учебном году будут работать по ФГОС. Урок представлен в виде технологической карты, в которой представлены личностные, предметные и метапредметные планируемые результаты. Методическая разработка включает презентацию, конспект урока и раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буддизм - мировая религия. | 1.03 МБ |
Раздаточный материал. Работа с источником. | 16.44 КБ |
Технологическая карта урока. Конспект урока. | 32.8 КБ |
Раздаточный материал к уроку. | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Работа с источником.
«Законы Ману»
Брахманы (жрецы)
«Брахманы находились на особом положении. Ни в одной стране Древнего Востока жрецы не имели такого привилегированного положения, как в Индии. Жрецы были свободны от всяких повинностей, налогов, телесных наказаний.
Обучение, изучение Веды, жертвоприношения для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни Брахма установил для брахманов.
Всё, что существует в мире, - это собственность брахманов; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на всё это.
Десятилетнего брахмана и столетнего царя следует считать отцом и сыном, но из них двоих - отец – брахман.
Словарь:
Веды (знание) – священные книги брахманов
Брахманы – жрецы - служители
Повинности – обязанности
Привилегия – преимущество перед другими
Кшатрии
Кшатрии занимались военным делом, от царя получали жалованье. Совместно с брахманами они управляли обществом.
Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды и готовность помочь и защитить слабых, Брахма указал для кшатрия.
Три дхармы (занятия) брахмана не положены для кшатрия: обучение, жертвоприношение для других и принятие даров.
Ради средств существования для кшатрия предписано ношение меча и стрелы.
Словарь:
Дхарма - занятие
Вайшьи
«Вайшьи – общинники владели землей, торговцы – движимым имуществом. Они платили налоги: крестьяне – до 1/6 части урожая, скотоводы – 1/5 часть приплода, торговцы – 1/5 часть дохода и пошлины. Воинскую повинность они не несли.
Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие – это для вайшьи.
Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятыми хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.
Вайшья, который не в состоянии существовать исполнением своей дхармы, может существовать по образу жизни шудры, но не исполняя запрещенные ему дела и отвращаясь от этого как только может».
Шудры
«Шудры не имели земли и поэтому вынуждены были заниматься обслуживанием представителей более высоких варн. За свои услуги они могли получить землю и вести небольшое хозяйство, служившее им источником существования. Земля и накопленное шудрой имущество могло быть отобрано хозяином, которого они обслуживали. Шудры не допускались к управлению государством и обряду посвящения.
Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим варнам со смирением.
Шудра, даже отпущенный хозяином, не освобождался от обязанностей услужения; ведь он рожден для него, поэтому кто может освободить его от этого?
Лучшее дело для шудры - это обслуживание брахмана.
«Неприкасаемые»
«Низшую, самую униженную и бесправную группу населения составляли «неприкасаемые», не входившие ни в одну варну. Они выполняли работы, которые считались нечистыми: уборка мусора, нечистот, трупов, являлись палачами.
Местожительство… должно быть вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться другими, имуществом их должны быть только собаки и ослы.
Одеждами – одеяние мертвых, пища должна им даваться в разбитой посуде, украшение их должно быть из железа, и они должны постоянно кочевать. Человеку, исполняющему дхарму, не следует с ними общаться; их дела должны решаться между ними; браки – с подобными им».
Словарь:
Утварь - предметы обихода (например, посуда, горшки)
Предварительный просмотр:
Разработка урока по ФГОСУ.
История. Древний мир.
Индия. 5 класс.
Учитель Налбандян Аида Григорьевна
Технология – Урок изучения нового материала.
Планируемые образовательные результаты
Обязательные знания и умения | Возможные формы проверки. |
Знать основные понятия и термины: касты, индуизм, буддизм. | Тест. |
Выделять основные признаки, присущие данным понятиям. | Таблица с элементами сравнения. |
Анализировать достоинства и недостатки учений. | Задания с открытым ответом. |
УУД | |
Познавательные | |
Уметь осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет. | Работа над проектом. Защита презентации. |
Уметь объяснять и самостоятельно делать выводы. | Участие в обсуждении, диалоге. Эссе. |
Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. | Работа с текстом. |
Коммуникативные, личностные | |
Уметь работать в группе. | Участие в ролевой игре, групповая работа |
Слушать и понимать других. | Групповая работа |
Логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с целью, заданием. | Учебные задачи, ситуации |
Применять опыт конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении. Следовать этическим нормам и правилам поведения диалога. | Участие в дискуссии, ролевых играх, деловых проектах. |
Регулятивные | |
Уметь ставить цели, включая постановку новых целей. | Работа над проектом. |
Планировать пути достижения целей: выделить этапы, распределить обязанности, контролировать сроки и качество выполненной работы. | Работа над проектом, презентацией. |
Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. | Участие в диалоге, групповая работа. |
Осознавать ценность знания для человека и общества. | Работа над проектом. |
Самостоятельно анализировать результаты достижения цели. Готовность принятия оценки собственной роли в работе группы. | Самооценка. Рефлексия. |
Основные термины и понятия, изучаемые на уроке: Брахма. Будда. Каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: Проектор, презентация, компьютер.
Раздаточный материал.
Предварительное задание: Прочитать §21 История Древнего мира, 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Под общей редакцией академика РАН В.С. Мясникова/ –
М.: Вентана - Граф, 2013.
Подготовить дополнительный материал о Будде и религии буддизма.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. Актуализация знаний
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор о Древней Индии. И отправимся в необычное путешествие.
Тема урока: Буддизм – это новая религия индийцев. Мировая религия.
– Запишите тему урока в тетрадь.
Была ли до буддизма религия в Индии?
По каким законам жили люди?
Во что они верили?
На доске вам представлены структура общества (слайд образование каст): бог Брахма, жрецы, касты, знатные воины, слуги, земледельцы, неприкасаемые.
– Скажите, какое слово объединяет все эти понятия? (Касты) – индуизм.
Почему, как вы думаете, изменилась религия? – высказываются версии.
2. Создание проблемной ситуации
Проблема записывается на доске: Почему индусы отказались от своей старой религии и стали верить в Будду?
– Какие взаимоотношения были между представителями каст? К какой касте вы бы хотели принадлежать? Могли ли вы изменить свое положение?
Могли ли быть недовольные таким порядком?
3. Целеполагания, версии
Наша цель: доказать, что буддизм (новая религия) завоевала много сторонников и стала мировой религией, потому что старая религия не устраивала индийцев.
– Что мы должны с вами сделать? Для того чтобы ответить на вопрос, мы должны составить план.
4. Планирование совместно с учениками.
Учащиеся - учитель:
1. рассмотрим кастовое строение общества и выделим основные признаки;
2. выявим недостатки этой религии;
3. выясним кто такой Будда, выделим основные положения буддизма и сравним буддизм и индуизм.
Таким образом, мы ответим на вопрос - почему его учение завоевало много сторонников.
5. Повторение пройденного материала.
– В Древней Индии мы столкнемся с вами с особым способом деления общества на слои, которые получили название касты. Представители этих групп от рождения получали права и обязанности, профессию и не могли поменять свое положение в обществе.
Повторить определение понятия:
Касты – замкнутые, наследственные, профессиональные группы людей в индийском обществе.
6. Учебные действия по реализации плана.
Повторение пройденного. Проверка усвоенного материала.
1. Миф о происхождении каст.
Индусские легенды возводят появление каст к богу Брахме, который создал людей из частей своего тела и разделил их на 4 части, каждая из которых имела свои права и обязанности.
У вас на столе лежат рабочие листы, заполним её.
Каста | Варна | Основное занятие | Особенности жизни | |
Брахманы | Белый (дыхание) | Молитва, обучение | Жизнь делилась на три этапа: учение, женитьба и воспитание детей, отшельничество. | Передавали свои права и обязанности по наследству; запрещалось переходить из одной касты в другую. |
Воины | Красный (рука) | Войны, управление, охота | Готовность отдать свою жизнь в любой момент | |
Земледельцы | Коричневый (бедро) | Земледельцы, ремесленники, торговцы | Трудиться – это почетно. | |
Слуги | Черный (стопа) | Служение высшим кастам | Не имел право накапливать имущество, приносить жертву богам | |
НЕПРИКАСАЕМЫЕ | НЕ ВХОДИЛИ В СИСТЕМУ КАСТ - запрет на общение с представителями каст; изгои общества. |
Работа в группе (по колонкам, по рядам). (Каждая группа получает одну из каст, через 5-6 минут работы необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы).
Учащиеся должны подтвердить правильность заполнения таблицы цитатами из текста.
К какой бы касте Вы хотели принадлежать?
Могли бы Вы поменять касту, перейти в другую?
Справедливо ли это?
Почему люди не протестовали?
Понятие кармы - не сопротивление своей участи, отсутствие надежды в этой жизни.
3. Будда – основатель религии буддизм
Сообщения о Будде и о религии буддизм.
Учебник (или рассказ учителя о Будде) – чтение учебника.
- Найдите в тексте информацию о том, что новая религия отличалась от старой и давала надежду людям?
– Я считаю, что Будда – основатель религии буддизма, учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.
- Будда дал надежду низшим слоям на улучшение их доли.
-Будда придавал большое значение духовным практикам, саморазвитию
- Буддизм объединял людей
А теперь давайте вернемся к нашему вопросу и ответим на вопрос: Почему индусы отказались от старой религии – индуизма? Что в новой религии их привлекало?
6. Рефлексия (итог урока)
Задание №4 (Ответить «да» или «нет»)
Утверждение | Да | Нет | |
1. | Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. | ||
2. | Из ступней бога вышла каста воинов. | ||
3. | Брахманы были самой высшей и главной кастой. | ||
4. | В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. | ||
5. | Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. | ||
6. | Индуизм призывал людей к борьбе за права. | ||
7. | Буддизм стал мировой религией. | ||
8. | Будда говорил, что главное это происхождение человека. | ||
9. | Буддизм утверждал, что все люди равны. | ||
10. | Буддизм является мировой религией. |
– Как оцените свою работу? Вам в рабочих листах представлены смайлики, раскрасьте тот, который считаете нужным.
8. Домашнее задание: §18 На выбор: Стр. 104 изучаем источник - отвечаем на вопрос (письменно).
На выбор: Составить кроссворд по теме «Индия»; рисунок Будда и его изречения; рассказ об основателе буддизма (устно или письменно); презентация.
Предварительный просмотр:
1. Прочитайте источник. Заполните таблицу.
Каста | Варна (цвет) | Основное занятие | Особенности жизни | |
Не входит в систему каст |
2. Ответьте на вопросы.
Утверждение | Да | Нет | |
1. | Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. | ||
2. | Из ступней бога вышла каста воинов. | ||
3. | Брахманы были самой высшей и главной кастой. | ||
4. | В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. | ||
5. | Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. | ||
6. | Индуизм призывал людей к борьбе за права. | ||
7. | Буддизм стал мировой религией. | ||
8. | Будда говорил, что главное это происхождение человека. | ||
9. | Буддизм утверждал, что все люди равны. | ||
10. | Буддизм является мировой религией. |
3. Оцените Ваше настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по истории Древнего мира по теме:"Искусство Древнего Египта"
Урок изучения нового материала. В целом урок направлен на расширение кругозора и закрепление знаний учащихся по истории Древнего Египта. Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся....
Методическая разработка по истории Древнего мира по теме: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу"
Цель урока: 1) Подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов, познакомить занятиями населения, управлением Аттики, положением земледельцев.2) Продолжить формирование...
методическая разработка урока истории Древнего мира 5 класс.
Урок по истории Древнего мира 5 класс.Тема урока: "Религиозные верования древних египтян"...
Методическая разработка по истории Древнего мира
Помощь в подготовке учителя к уроку...
Методическая разработка по истории Древнего мира"Своя игра" (5 класс)
Своя игра по истории Древнего мира проходит в форме игры и посвящена Культуре Древней Греции, которая изучается в 5 классе. Игра составлена на основе учебника по истории Древнего мира 5 класс (авторы ...
Методическая разработка по истории Древнего мира, 5 класс «Различия греческих полисов: Афины и Спарта»
Методическая разработка по истории Древнего мира, 5 класс «Различия греческих полисов: Афины и Спарта»...
Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: Финикийские мореплаватели
Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классеТема урока: Финикийские мореплавателиЦели урока:сформировать представление о Финикии, показать, какую роль сыграли финикийцы в развитии че...