Анализ учебника по истории 5 класс
консультация по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Анализ учебника
Саплина Е.В., Ляпустин Б.С., Саплин А.И. «История Древнего мира» 5 класс, Дрофа 2001 — 2011 гг.
Анализ содержания и структуры учебника.
Отбор содержания учебника сделан на основе цивилизационного подхода:
- объемно представлены вопросы культуры (§3 Культура первобытного человека, §35 Афины – центр греческой культуры, глава 16 Римская культура)
- Уделяется внимание вопросам искусства (§36 Театр в жизни древнего грека)
- Находит отражение географический фактор (§6 «Египет – дар Нила», §22 Природа и жизнь)
- присутствуют элементы персонификации (стр. 39 Фараон Рамсес III, стр. 191 Знаменитый оратор Демосфен, стр. 226 Ганнибал, стр. 248 Каким был Цезарь)
- присутствуют параграфы, построенные на литературных произведениях (§26 Две великие поэмы Гомера)
- рассматриваются вопросы религии (§11 Религия древних египтян, §57 Религия Древнего Рима, §24 Мир богов Древней Греции)
- Рассматриваются вопросы быта ( §10 Как жили в Древнем Египте,§37 Повседневная жизнь в Афинах, §49 Римская семья)
В основе деления учебника лежит проблемно-хронологический подход. Хронологический подход соблюдается в параграфах §7 История длиною в четыре тысячелетия, § 52 Земельные реформы братьев Гракхов, §55 Гибель республики и создание империи, а также в главах 3 Передняя Азия, 4 Древние Индия и Китай,7 Греко-персидские войны, 10 Александр Македонский и Восток, 12 Превращение Рима в мировую державу. Проблемный подход прослеживается в параграфах: §1 Долгий путь к человеку, §27 Государство-полис в Древней Греции, §33 Гражданин древнегреческого полиса, §34 Афинская демократия, §50 Рабство в Риме.
Анализ методического аппарата.
1 Присутствует членение текста на 62 параграфа, 4 раздела, 17 глав. Параграфы разбиты на пункты неравномерно (от 2 до 6). Используется разный шрифт для выделения имен (курсивом), основных понятий, дат, выводов (жирным). Основные понятия вынесены на поля.
2. В учебнике присутствуют дополнительные тексты:
-- исторические документы (стр. 82 Из «Анналов» Синахериба, стр. 94 -95 Из Библии, стр. 100 Из «Истории» Геродота и т. д.)
-- тексты из научно-популярной литературы ( в колонке «Для любознательных», например стр. 128 Дешифровка ахейской письменности)
-- используются тексты из художественной литературы ( стр 180 Комедия Аристофана «Мир»)
Данные тексты расположены по ходу параграфов внизу страниц. Систематизирующие и обобщаюшие тексты присутствуют только после разделов.
3. Система вопросов и заданий представлена вопросами трех уровней. 1 уровень – Расскажите об устройстве Римской армии (стр 223), 2 уровень- Докажите, что Римское государство было республикой (стр. 219), 3 уровень – Используя карту, составьте рассказ об установлении господства Рима над Италией (стр 223). Вопросы расположены после каждого параграфа, обобщающих вопросов нет.
4. Иллюстративный материал параграфов насыщен, но иллюстраций не очень много. В основном – это специально написанные для учебника иллюстрации, но встречаются карты (их мало), фотографии (стр.104 Руины города Мохенджо –Даро), произведения живописи (стр. 74 «Вавилонская башня» Питера Брейгеля). Содержание текста и иллюстраций не всегда совпадают. Часто иллюстрации несут совершенно новую информацию, которой нет в тексте учебника.
5. Справочный материал представлен сносками на полях терминологии. Отсутствует список дополнительной литературы, отсутствует словарь, систематизация дат и имен.
Таким образом, данный анализ дает возможность выявить недостатки учебника и попытаться их ликвидировать посредством методических приемов в работе на уроке.
Проблемы:
- Отсутствие карт.
- Отсутствие справочного и систематизирующего материала.
- Многие события представлены фрагментарно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ учебников по истории
Сравнительный анализ освещения истории СССР/ России второй половины ХХ – начала XXI века в школьных учебниках истории СССР в период «перестройки». Можно говорить о недоста...
Анализ учебника С.В.Перевезенцева История России 6 класс
Дан анализ учебника С.В.Перевезенцева История России 6 класс...
Сравнительный анализ учебников для 7 класса авторов А.В. Перышкина и Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской
Сравнительный анализ учебников авторов А.В. Перышкина и Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской дает представление о том, как изменилась структура и логика изложения физики в 7 классе...
Анализ учебников по истории на возможность использования технологии «Смысловое чтение»
Выступление на педагогическом совещании МАОУ СОШ №28 г. Томска по теме "Анализ учебников по истории на возможность использования технологии «Смысловое чтение»"...
Анализ учебника биологии 7 класс : концентрический курс. В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. Многообразие живых организмов 2016 ФГОС
Анализ учебника биологии 7 класс : концентрический курс. В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. Многообразие живых организмов 2016 ФГОС...
Анализ учебника Биология 6 класс, Т.А.Исаева, Н.И.Романова
Учебник Биология 6 класс базового уровня, общим объёмом 226 страниц.Учебник в твёрдом переплёте, имеет глянцевую обложку, выполненную в зелёных тонах..На переднем форзаце размещена «Система живо...
Рабочая программа по истории 5 класс по УМК Ф.А. Михайловский Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций, Москва ООО «Русское слово – учебник», 2018.
Рабочая программа 5 класса разработана учетом программы воспитания МАОУ лицея № 28....