Сравнительный анализ учебников по истории
статья (история, 9 класс) на тему
Сравнительный анализ освещения истории СССР/ России второй половины ХХ – начала XXI века в школьных учебниках истории СССР в период «перестройки».
Можно говорить о недостатках в обучении историков, о слабой методической подготовке выпускников вузов. Однако одна из главных причин - неудовлетворительное качество учебников по истории. При всем их разнообразии они страдают единым методологическим подходом в объяснении сложнейших исторических явлений и процессов. На волне критики нигилистического отношения к национальной истории допущены серьезные перекосы в освещении отдельных событий, особенно отечественной истории недавнего прошлого. Дело дошло до того, что содержание учебников по истории стало предметом серьезного обсуждения в правительстве страны.
В своей работе я попыталась провести сравнительный анализ изучения темы « Перестройка в СССР» и «СССР в период перестройки» в учебниках А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, М.Ю.Брандта «История России. XX– начало XXIвека», издательство «Просвещение», 2007 г.в. и О.В.Волобуева, В.А.Клокова, М.В. Пономарёва, В.А.Рогожкина «Россия и мир», издательство Дрофа, 2006 г.в.
В результате предпринятого анализа,сделаа вывод, что учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, М.Ю.Брандта «История России. XX – начало XXI века» и по содержанию исторического материала и по оформлению является более адаптированным к современным требованиям изучения истории в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrova.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ освещения истории СССР/ России
второй половины ХХ – начала XXI века в школьных учебниках истории
СССР в период «перестройки»
Выполнила: Петрова Н.В. – учитель истории
и обществознания, 1 квалификационной
категории МОУ «СОШ №2» города Котовска.
Учебники:
- А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт «История России. XX – начало XXI века», издательство «Просвещение», 2007 г.в.
- О.В.Волобуева, В.А.Клокова, М.В. Пономарёва, В.А.Рогожкина «Россия и мир», издательство Дрофа, 2006 г.в.
С середины 90-х годов XX в. в России начались заметные изменения в исторической науке и историческом образовании. Для научной работы и приобретения знаний ни у школьников, ни у преподавателей нет идеологических препятствий. Любое полноценное исследование и преподавание всецело зависит от двух факторов: уровня знаний и владения методами изучения и преподавания.
Оптимизм преобладал у той части педагогов и школьников, кто считал, что после августа 1991 г. появились объективные предпосылки для снятия негативных проблем изучения истории, унаследованных от советского прошлого: налицо дифференциация Государственного образовательного стандарта, многообразие учебников, учебных программ, отсутствие жестко регламентированных тематических планов, свобода выбора форм и методов преподавания и учебы.
Можно говорить о недостатках в обучении историков, о слабой методической подготовке выпускников вузов. Однако одна из главных причин - неудовлетворительное качество учебников по истории. При всем их разнообразии они страдают единым методологическим подходом в объяснении сложнейших исторических явлений и процессов. На волне критики нигилистического отношения к национальной истории допущены серьезные перекосы в освещении отдельных событий, особенно отечественной истории недавнего прошлого. Дело дошло до того, что содержание учебников по истории стало предметом серьезного обсуждения в правительстве страны.
В своей работе я попытаюсь провести сравнительный анализ изучения темы « Перестройка в СССР» и «СССР в период перестройки» в учебниках А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, М.Ю.Брандта «История России. XX – начало XXI века», издательство «Просвещение», 2007 г.в. и О.В.Волобуева, В.А.Клокова, М.В. Пономарёва, В.А.Рогожкина «Россия и мир», издательство Дрофа, 2006 г.в.
Вышеозвученная тема представлена в учебниках следующим материалом:
§ | А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт «История России. XX – начало XXI века» | § | О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В. Пономарёв, В.А.Рогож-кин «Россия и мир» |
47 | Реформа политической системы: цели, этапы, итоги. | 37-38 | СССР в период «перестройки» |
48 | Экономические реформы 1985-1991 гг. | ||
49 | Политика гласности: достижения и издержки. | ||
50 | Диалектика нового мышления. |
Круг исторических событий, явлений, фактов, нашедших отражение в каждом из учебниках, степень подробности и глубины их освещения, приоритеты в авторском изложении:
Учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, М.Ю.Брандта «История России. XX – начало XXI века»:
В данном блоке тема раскрыта с помощью следующих материалов:
- Предистория перестройки;
- «Кадровая революция»
- Реформа 1988 г.
- Формирование многопартийности
- Национальная политика и межнациональные отношения
- Августовский политический кризис 1991 г.
- Стратегия ускорения экономической реформы.
- Экономическая реформа 1987 г.
- Второй этап экономической реформы.
- Программа «500 дней»
- На пути к гласности.
- Культура
- Реабилитация
- Издержки гласности
- Новое политическое мышление
- Начало разоружения.
- Разблокирование региональных конфликтов.
- Распад социалистической системы.
- Результаты политики «нового мышления»
Для учащихся 9-х классов учебник составлен удачно, в основном направлен на знакомство детей с главными датами и историческими лицами данного периода; понятийный аппарат разнообразен и отражает основные исторические реалии рассматриваемого периода. Глубина освещения материала соответствует уровню обучения на базе неполного среднего образования. В изложенном материале четко отслеживается объективная авторская позиция на исторические явления и факты.
Учебник О.В.Волобуева, В.А.Клокова, М.В. Пономарёва, В.А.Рогожкина «Россия и мир»:
В данном учебнике тема раскрыта с помощью следующих материалов:
- «Мы ждём перемен…»
- Гласность и эволюция государственного строя.
- «Новое мышление» и окончание «холодной войны»
- Кризис власти.
- Два президента.
- Август 1991 года: революционный поворот истории.
- Распад СССР и создание СНГ.
По-моему мнению, рассмотренный учебник освещает исторические события соответствующего периода весьма поверхностно. Практически отсутствуют вопросы, касающиеся социально-экономических и культурных аспектов данного исторического периода. Мышление 11-классников позволяет осуществлять изучение данного периода на более высоком уровне, с привлечение дополнительного исторического материала. В отличие, от ранее рассмотренного учебника, отсутствуют извлечения из исторических документов и источников, что не позволяет произвести «полное погружение» в историческую эпоху.
Ведущим компонентом в рассмотренных учебниках является текст, который призван передать в той или иной мере все компоненты содержания - не только сообщить знания, но и указать на способы деятельности, выявить отношение автора к излагаемому материалу и вызвать ответную реакцию учащихся. Характерны макротексты, разъясняющие, обобщающие факты, доказывающие, конкретизирующие теоретическое положение. Как правило, это тексты, сообщающие знания в полной системе (информативные тексты). Но в отдельных случаях необходимы и проблемные тексты, в которых знания даны не в полной системе, а с некоторыми пробелами; пробелы должны быть восполнены учащимися, решающими при чтении текстов некие проблемные задачи. Такие тексты должны подготовить учащихся к самостоятельному чтению научно-популярной и научной литературы, способствовать накоплению опыта творческого мышления.
Учебные задания в учебниках по отношению к текстам имеют подчиненную роль. Как правило, задания следуют за текстами. Но в некоторых случаях целесообразно отдельные задания дать и до текста для актуализации опорных знаний.
Хочется отметить, что и в этих учебниках очень скупы знания о различных философиях истории, о моделях исторического процесса, о разных идеологиях объяснения истории, что мешает формировать основы критического отношения к историческому знанию. Анализ исторических оценок, интерпретаций, их идеологической направленности; попытки объективной реконструкции прошлого должны стать важнейшей частью обновления курсов истории.
В данных учебниках, предназначенных для старшеклассников, довольно скупо показана история фальсификаций и манипулирования историческими знаниями, в т.ч. с партийных, религиозных, национальных и других позиций, что мешает на фактах раскрывать несостоятельность новых "мифов" и искажений, рождающихся вместо старых в наши дни и находящих отражение в учебниках.
Хочется отметить, что и в том и в другом учебнике увеличилось количество материала о человеке, его быте, образе жизни, нравах, мотивах поведения, его чувствах и позициях. Но все же, на мой взгляд элементы этики, психологии, взаимоотношений человека и общества, человека и природы должны быть усилены и введены во все разделы курсов истории. Именно это будет означать подлинную гуманизацию содержания учебников, которая пока делает первые шаги.
В рассмотренных изданиях слабо используются шрифтовые выделения определений, выводов, вопросов, познавательных или ситуационных заданий.
В результате предпринятого анализа, хочется отметить, что учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, М.Ю.Брандта «История России. XX – начало XXI века» и по содержанию исторического материала и по оформлению является более адаптированным к современным требованиям изучения истории в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация сравнительного анализа учебника Муравиных "Математика 5".
В презентации приводится сравнительный анализ учебников "Математика 5"....
Сравнительный анализ учебников для 7 класса авторов А.В. Перышкина и Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской
Сравнительный анализ учебников авторов А.В. Перышкина и Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской дает представление о том, как изменилась структура и логика изложения физики в 7 классе...
Анализ учебника по истории 5 класс
Анализ учебника....
Аттестационная работа(Научно-эксперементальная) по теме:Сравнительный анализ учебников:курса ботаника 6 класс под руководством проф.И.Н.Пономаревой и курса ботаники 6 класс под руководством проф.Т.И.Серебряковой.
Рассматривается важный вопрос школьного курса биологии - качество учебников,используемых в образовательном процессе.Анализируются советские учебники,послужившие биологическому образованию не один деся...
Сравнительный анализ учебников по английскому языку 10-11 Афанасьева
Анализ приведен в таблице...
Сравнительный анализ учебников для 10-11 классов по теме: «Показательные уравнения»
Статья посвящена сравнению учебников, которые рекомендованы Министерством обраования и науки РФ для работы по базовуму и углубленному уровню обучения алгебре и началам анализа в 10 -11 классах....
Сравнительный анализ учебников для 10-11 классов по теме: «Показательные уравнения»
Статья посвящена сравнению учебников, которые рекомендованы Министерством обраования и науки РФ для работы по базовуму и углубленному уровню обучения алгебре и началам анализа в 10 -11 классах....