Анализ учебника биологии 7 класс : концентрический курс. В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. Многообразие живых организмов 2016 ФГОС
статья по биологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_uchebnika_microsoft_office_word_2.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализа учебника
Класс 7
Название учебника и автор: концентрический курс. В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. Многообразие живых организмов
Заполните таблицу 2.
№ п/п | Характеристика | Ответы педагогов |
I.Общая характеристика учебника | ||
Для какого класса предназначается данный учебник? | 7 класс | |
По какой программе создан учебник (базового уровня, углублённого обучения, для гуманитарных классов). | Базовый уровень | |
Кто является авторами данной программы? | Н.И. Сонин | |
Кто является авторами анализируемого учебника? | В.Б.Захаров, Н.И. Сонин | |
Каков общий объём учебника? | Количество страниц: 255 | |
Отметьте элементы оформления учебника и их наличие (переплёт, красочность, наличие рисунков, схем, таблиц и т. п.). | Учебник в твёрдом переплёте, с большим количеством красочных иллюстраций, рисунков, схем; разнообразные вопросы и задания, а также возможность параллельной работы с электронной формой учебника. | |
II. Характеристика текстов учебника | ||
Определите виды текстов, используемых в учебнике. | Теоретико-познавательные, дополнительные тексты, пояснительные тексты. | |
Укажите, где используются теоретико-познавательные и инструментально – практические тексты. | Теоретико- познавательные тексты содержатся в материалах параграфов, а инструментально- практические в текстах практических работ, расположенных в разделах «Практикум», упражнений и задач, расположенных после содержания параграфа. Теоретико-познавательные тексты содержатся в материалах параграфов. | |
На примере конкретного параграфа охарактеризуйте сложность и предполагаемую трудность для учащихся теоретико-познавательного текста. | Текст параграфа на стр. 73 -84 «Отдел покрытосеменные» перегружен терминами.. Строение, размножение, жизненный цикл изучается за 1 час. Учащиеся испытывают затруднения в усвоении теоретико-познавательного текста. | |
На примере конкретного практического занятия охарактеризуйте полноту инструментально-практического текста. Способствует ли данный текст формированию у учащихся приёмов исследовательской деятельности? | Содержит ссылки на лабораторные работы, которые подробно разработаны в «Тетради для лабораторных работ» | |
Много ли в учебнике дополнительных текстов? Охарактеризуйте методическую роль предлагаемых в учебнике текстов. | По завершении обзора по определённой группе живых организмов имеется краткое обобщение, помещённое в цветную рамку. Оно содержит перечисление основных особенностей, отличающих представителей данной группы от других. В параграфах, отмеченных звёздочкой, помещён материал, необязательный для изучения. Позволяет расширить и углубить знания об определённой группе живых организмов. | |
Имеются ли в учебнике пояснительные тексты? Охарактеризуйте методическую роль пояснительных текстов учебника. | Пояснительные тексты сопровождают рисунки и схемы учебника. Дополняют текст параграфа. | |
III. Характеристика внетекстовых компонентов учебника. | ||
Насколько полно и рационально иллюстрирован учебник? Охарактеризуйте методическую роль рисунков, схем, диаграмм, таблиц. Помогает ли иллюстрированный материал в освоении теоретического материала? Формирует ли иллюстрированный материал умения учащихся работать с таблицами, графиками, схемами? | В учебнике большое количество красочных иллюстраций, есть схемы, таблицы. Работа с таблицами, схемами, графиками способствует достижению метапредметных результатов обучения. Работа с иллюстрациями (схемы опытов, микроскопические изображения) способствуют визуальному изучению внутреннего и внешнего строения растений и животных. | |
Какие элементы учебника составляют аппарат организации усвоения? Охарактеризуйте методическую роль вопросов и заданий, помещённых в конце параграфов. Отметьте, имеются ли вопросы и задания в начале параграфов и в основном тексте. Какова методическая роль таких вопросов и заданий? | В конце каждой темы в рубрике «Вопросы и задания» приведены вопросы разного уровня сложности, в том числе поисково – творческого характера, задания, позволяющие формировать УУД. Вопросов и заданий в начале параграфов и в основном тексте нет. | |
Выделяются ли в основном тексте определения основных понятий, главные положения параграфа? Какова методическая роль такого приёма? | Выделятся основные понятия текста, чтобы акцентировать внимание и зрительно запоминать. | |
Используются ли иллюстрации (рисунки, таблицы, схемы и т.п.) для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся? | Используются (расскажите по схеме «Цикл развития мха…»). | |
Проведена ли систематизация сведений в конце параграфа (главы)? | Имеется краткое обобщение, помещённое в цветную рамку. | |
Реализована ли в учебнике система обобщений формируемых знаний? Охарактеризуйте элементы этой системы и уровень обобщений на каждом из них. | Рубрика «Что мы узнали…» | |
Насколько развит в учебнике аппарат ориентировки? Перечислите имеющиеся в учебнике элементы аппарата ориентировки. | Аппарат ориентировки развит слабо (нет нумерации параграфов, недостаточно символов и ссылок). Имеются рубрики: «Вопросы и задания», «Работа с компьютером», «Интернет – ссылки». | |
IV. Характеристика логичности изложения материала в учебнике | ||
Что называют логической структурой курса? Перечислите основные подсистемы понятий, развиваемые в курсе биологии. Перечислите теоретические уровни, на которых осуществляется развитие подсистем понятий. Укажите последовательность этих теоретических уровней в логической структуре курса. Какова методическая особенность логической структуры курса как модели содержания? | Логическую структуру курса составляют содержание курса и его объем. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: признаки живых организмов; система, многообразие и эволюция живой природы; человек и его здоровье; взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Значительное место курса отведено практическим и лабораторным работам. По объему программа не перенасыщена предметным материалом. | |
Близка ли последовательность изложения материала логической структуре курса? Какие трудности могут возникать у учащихся при изучении курса, логическая структура которого далека от модели? | Последовательность изложения материала близка логической структуре построения курса биологии. Структура логически выдержана, что не вызывает трудности у учащихся при изучении курса биологии в 7-х классах. При нарушении логической структуры курса могут возникнуть трудности в построении причинно – следственных связей, в формировании базовых понятий, терминологии. | |
V. Соответствие ФГОС ОО | ||
Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК | Учебник составлен на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных ФГОС ООО. УМК под редакцией Н.И. Сонина способствует развитию познавательного мотива обучающихся (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); освоению учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; предусматривает выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; формирует умения контролировать свои действия; включает содержание обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Реализация всех принципов системно – деятельностного подхода: деятельности, непрерывности, минимакса ит.д. | |
Формирование УУД средствами УМК | Методический аппарат (разнообразие форм заданий и видов работ для учащихся) учебника способствует формированию: познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД при изучении каждой темы курса. | |
Реализация требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ | Личностные результаты: сформированность познавательных интересов и личностных мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение работать с разными источниками биологической информации: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения. Предметные результаты: выделение существенных признаков биологических объектов, классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе, объяснение роли биологии в практической деятельности людей; различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов, сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения и т.д. | |
Возможность организации самостоятельной работы обучающихся | Методический аппарат УМК дает возможность организации самостоятельной работы обучающихся по работе с информацией, содержащейся в параграфах, таблицах, схемах. К учебнику прилагается электронное приложение и рабочая тетрадь. Тетрадь содержит различные репродуктивные и творческие вопросы и задания, в том числе в виде лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, рисунков и терминологических кроссвордов. Задания в тетради соответствуют содержанию разделов учебника и предназначены для самостоятельной работы учащихся. В тетрадь включены также тестовые задания, которые помогут ученикам самостоятельно подготовиться к успешной сдаче итоговой аттестации. | |
VI. Заключение | ||
Достаточен ли данный учебник для организации полноценного учебно-воспитательного процесса? | Данный учебник достаточен для организации полноценного учебно-воспитательного процесса. Предоставляет возможность для реализации проблемного обучения средствами учебника и возможность организации ученической рефлексии. Учебное содержание дано на разных уровнях усвоения. Содержание учебника несет воспитательные и мировоззренческие функции. | |
Отметьте положительные качества анализируемого учебника. | Предлагаемый учебник соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, лабораторные работы, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала. Доступно раскрыто значение предъявляемого материала для повседневной жизни человека. | |
Какие стороны учебника можно было бы усовершенствовать? Как? | Ввести проектную часть в состав заданий к тематическим блокам. | |
4. | Выбрали бы Вы этот учебник для своей практической работы в школе. | Я работаю по данному учебнику. |
Рекомендуемые нормативные и методические документы:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, раздел: требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования»
- Приказ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» http://минобрнауки.рф/news/4136
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по биологии в 7 классе за 3 четверть по учебнику Сонина Н.И. "Многообразие живых организмов"
Контрольная работа по биологии в 7 классе за 3 четверть по учебнику Сонина Н.И. "Многообразие живых организмов" содержит тестовые вопросы (часть 1), задания на соответствие понятий и фактов, вставку п...
Тематическое и поурочное планирование по биологии К учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» (М.: Дрофа)
Предлагаемое пособие предназначено учителю, работающему с учебником В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» (7 класс). Оно поможет в планировании уроков, определении их с...
Рабочая программа по биологии 7 класс УМК Н.И.Сонин, В.Б.Захаров Многообразие живых организмов. Бактерии, Грибы, Растения
Рабочая программа по биологии 7 класс УМК Н.И.Сонин, В.Б.Захаров Многообразие живых организмов. Бактерии, Грибы, Растения...
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...
КТП по биологии 8 класс ФГОС линейный курс по УМК Н.И. Сонина "Многообразие живых организмов. Животные" 2 часа
КТП по биологии 8 класс ФГОС линейный курс по УМК Н.И. Сонина "Многообразие живых организмов. Животные" 2 часа...
Рабочая программа по биологии 7 класс УМК Н.И.Сонин, В.Б.Захаров «Многообразие живых организмов. Бактерии, Грибы, Растения»
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе на базовом уровне. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации т...
Рабочая программа учебного курса "Биология: Многообразие живых организмов: Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология&raqu...