Анализ учебника биологии 7 класс : концентрический курс. В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. Многообразие живых организмов 2016 ФГОС
статья по биологии на тему

Анализ учебника биологии 7 класс : концентрический курс. В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. Многообразие живых организмов 2016 ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_uchebnika_microsoft_office_word_2.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

 Анализа учебника

Класс  7

Название учебника и автор:  концентрический курс. В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. Многообразие живых организмов

Заполните таблицу 2.

№ п/п

Характеристика

Ответы педагогов

I.Общая характеристика учебника

Для какого класса предназначается данный учебник?

7 класс

По какой программе создан учебник (базового уровня, углублённого обучения, для гуманитарных классов).

Базовый уровень

Кто является авторами данной программы?

Н.И. Сонин

Кто является авторами анализируемого учебника?

 В.Б.Захаров, Н.И. Сонин

Каков общий объём учебника?

Количество страниц: 255

Отметьте элементы оформления учебника и их наличие (переплёт, красочность, наличие рисунков, схем, таблиц и т. п.).

Учебник в твёрдом переплёте, с большим количеством красочных иллюстраций, рисунков, схем; разнообразные вопросы и задания, а также возможность параллельной работы с электронной формой учебника.

II. Характеристика текстов учебника

Определите виды текстов, используемых в учебнике.

Теоретико-познавательные, дополнительные тексты, пояснительные тексты.

Укажите, где используются теоретико-познавательные и инструментально – практические тексты.

Теоретико-  познавательные  тексты  содержатся  в

материалах  параграфов,  а  инструментально-

практические  в  текстах  практических  работ,

расположенных  в  разделах  «Практикум»,  

упражнений  и  задач,  расположенных    после

содержания параграфа.

Теоретико-познавательные тексты содержатся в материалах параграфов.

На примере конкретного параграфа охарактеризуйте сложность и предполагаемую трудность для учащихся теоретико-познавательного текста.

Текст параграфа на стр. 73 -84  «Отдел  покрытосеменные» перегружен терминами.. Строение, размножение, жизненный цикл изучается за 1 час. Учащиеся испытывают затруднения в усвоении теоретико-познавательного текста.

На примере конкретного практического занятия охарактеризуйте полноту инструментально-практического текста. Способствует ли данный текст формированию у учащихся приёмов исследовательской деятельности?

Содержит ссылки на лабораторные работы, которые подробно разработаны в «Тетради для лабораторных работ»

Много ли в учебнике дополнительных текстов? Охарактеризуйте методическую роль предлагаемых в учебнике текстов.

По завершении обзора по определённой группе живых организмов имеется краткое обобщение, помещённое в цветную рамку. Оно содержит перечисление основных особенностей, отличающих представителей данной группы от других.

В параграфах, отмеченных звёздочкой, помещён материал, необязательный для изучения. Позволяет расширить и углубить знания об определённой группе живых организмов.

Имеются ли в учебнике пояснительные тексты? Охарактеризуйте методическую роль пояснительных текстов учебника.

Пояснительные тексты сопровождают рисунки и схемы учебника. Дополняют  текст параграфа.

III. Характеристика внетекстовых компонентов учебника.

Насколько полно и рационально иллюстрирован учебник? Охарактеризуйте методическую роль рисунков, схем, диаграмм, таблиц. Помогает ли иллюстрированный материал в освоении теоретического материала? Формирует ли иллюстрированный материал умения учащихся работать с таблицами, графиками, схемами?

В учебнике большое количество красочных иллюстраций, есть схемы, таблицы. Работа с таблицами, схемами, графиками способствует достижению метапредметных результатов обучения.

Работа с иллюстрациями (схемы опытов, микроскопические изображения)  способствуют  визуальному изучению внутреннего и внешнего строения растений и животных.

Какие элементы учебника составляют аппарат организации усвоения? Охарактеризуйте методическую роль вопросов и заданий, помещённых в конце параграфов. Отметьте, имеются ли вопросы и задания в начале параграфов и в основном тексте. Какова методическая роль таких вопросов и заданий?

В конце каждой темы в рубрике «Вопросы и задания» приведены вопросы разного уровня сложности, в том числе поисково – творческого характера, задания, позволяющие формировать УУД.

Вопросов и заданий в начале параграфов и в основном тексте нет.

Выделяются ли в основном тексте определения основных понятий, главные положения параграфа? Какова методическая роль такого приёма?

Выделятся основные понятия текста, чтобы акцентировать внимание и зрительно запоминать.

Используются ли иллюстрации (рисунки, таблицы, схемы и т.п.) для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся?

Используются (расскажите по схеме «Цикл развития мха…»).

Проведена ли систематизация сведений в конце параграфа (главы)?

Имеется краткое обобщение, помещённое в цветную рамку.

Реализована ли в учебнике система обобщений формируемых знаний? Охарактеризуйте элементы этой системы и уровень обобщений на каждом из них.

Рубрика «Что мы узнали…»

Насколько развит в учебнике аппарат ориентировки? Перечислите имеющиеся в учебнике элементы аппарата ориентировки.

Аппарат ориентировки развит слабо (нет нумерации параграфов, недостаточно символов и ссылок).

Имеются  рубрики: «Вопросы и задания», «Работа с компьютером», «Интернет – ссылки».

IV. Характеристика логичности изложения материала в учебнике

Что называют логической структурой курса? Перечислите основные подсистемы понятий, развиваемые в курсе биологии. Перечислите теоретические уровни, на которых осуществляется развитие подсистем понятий. Укажите последовательность этих теоретических уровней в логической структуре курса. Какова методическая особенность логической структуры курса как модели содержания?

Логическую структуру курса составляют содержание курса и его объем. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: признаки живых организмов; система, многообразие и эволюция живой природы; человек и его здоровье; взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Значительное место курса отведено практическим и лабораторным работам. По объему программа не перенасыщена предметным материалом.

Близка ли последовательность изложения материала логической структуре курса? Какие трудности могут возникать у учащихся при изучении курса, логическая структура которого далека от модели?

Последовательность изложения материала близка логической структуре построения курса биологии. Структура логически выдержана, что  не вызывает трудности у учащихся при изучении курса биологии в 7-х классах. При нарушении логической структуры курса могут возникнуть трудности в построении причинно – следственных связей, в формировании базовых понятий, терминологии.

V. Соответствие ФГОС ОО

Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК

Учебник составлен на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных ФГОС ООО.

УМК под редакцией Н.И. Сонина способствует развитию познавательного мотива обучающихся (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); освоению учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; предусматривает выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; формирует умения контролировать свои действия; включает  содержание обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Реализация всех принципов системно – деятельностного подхода: деятельности, непрерывности, минимакса ит.д.

Формирование УУД средствами УМК

Методический аппарат (разнообразие форм заданий и видов работ для учащихся)  учебника способствует формированию: познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД при изучении каждой темы курса.

Реализация требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ

Личностные результаты: сформированность познавательных интересов и личностных мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение работать с разными источниками биологической информации:  способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения.

Предметные результаты: выделение существенных признаков биологических объектов, классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе, объяснение роли биологии в практической деятельности людей; различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов, сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения и т.д.  

Возможность организации самостоятельной работы обучающихся

Методический аппарат УМК дает возможность организации самостоятельной работы обучающихся по работе с информацией, содержащейся в параграфах, таблицах, схемах. К учебнику прилагается электронное приложение  и рабочая тетрадь. Тетрадь содержит различные репродуктивные и творческие вопросы и задания, в том числе в виде лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, рисунков и терминологических кроссвордов. Задания в тетради соответствуют содержанию разделов учебника и предназначены для самостоятельной работы учащихся. В тетрадь включены также тестовые задания, которые помогут ученикам самостоятельно подготовиться к успешной сдаче итоговой аттестации.

VI. Заключение

Достаточен ли данный учебник для организации полноценного учебно-воспитательного процесса?

Данный учебник достаточен для организации полноценного учебно-воспитательного процесса. Предоставляет возможность для реализации проблемного обучения средствами учебника и возможность организации ученической рефлексии. Учебное содержание дано на разных уровнях усвоения. Содержание учебника  несет воспитательные и мировоззренческие функции.

Отметьте положительные качества анализируемого учебника.

Предлагаемый учебник соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, лабораторные работы, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала. Доступно раскрыто значение предъявляемого материала для повседневной жизни человека.

Какие стороны учебника можно было бы усовершенствовать? Как?

Ввести проектную часть в состав заданий к тематическим блокам.

4.

Выбрали бы Вы этот учебник для своей практической работы в школе.

Я работаю по данному учебнику.

Рекомендуемые нормативные и методические документы:

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, раздел: требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования»

- Приказ от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» http://минобрнауки.рф/news/4136


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по биологии в 7 классе за 3 четверть по учебнику Сонина Н.И. "Многообразие живых организмов"

Контрольная работа по биологии в 7 классе за 3 четверть по учебнику Сонина Н.И. "Многообразие живых организмов" содержит тестовые вопросы (часть 1), задания на соответствие понятий и фактов, вставку п...

Тематическое и поурочное планирование по биологии К учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» (М.: Дрофа)

Предлагаемое пособие предназначено учителю, работающему с учебником В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» (7 класс). Оно поможет в планировании уроков, определении их с...

Рабочая программа по биологии 7 класс УМК Н.И.Сонин, В.Б.Захаров Многообразие живых организмов. Бактерии, Грибы, Растения

Рабочая программа по биологии 7 класс УМК Н.И.Сонин, В.Б.Захаров Многообразие живых организмов. Бактерии, Грибы, Растения...

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...

КТП по биологии 8 класс ФГОС линейный курс по УМК Н.И. Сонина "Многообразие живых организмов. Животные" 2 часа

КТП по биологии 8 класс ФГОС линейный курс по УМК Н.И. Сонина "Многообразие живых организмов. Животные" 2 часа...

Рабочая программа по биологии 7 класс УМК Н.И.Сонин, В.Б.Захаров «Многообразие живых организмов. Бактерии, Грибы, Растения»

Рабочая программа предназначена для изучения биологии  в 7 классе на базовом уровне. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации т...

Рабочая программа учебного курса "Биология: Многообразие живых организмов: Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология&raqu...