Анализ учебника Биология 6 класс, Т.А.Исаева, Н.И.Романова
статья по биологии (6 класс) на тему
Учебник Биология 6 класс базового уровня, общим объёмом 226 страниц.Учебник в твёрдом переплёте, имеет глянцевую обложку, выполненную в зелёных тонах..На переднем форзаце размещена «Система живой природы» на заднем –«Царство растений» (систематика). В содержании учебника большое количество рисунков, имеются таблицы и схемы. Основной текст, передающий главное содержание темы параграфа; дополнительный текст который представлен текстовыми фрагментами; пояснительные тексты в виде рубрик.
В учебники достаточно большое количество рисунков, таблиц, но нет фотографий. Правда, фотографии в большом количестве представлены в учебном пособии к данному учебнику. Очень помогает в освоении материала и развивает познавательные умения. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ учебника | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ учебника Биология 6 класс, Т.А.Исаева, Н.И.Романова, рекомендованного Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2015 – 2018 уч. г.
План анализа учебника
Класс 6___________________________
Название учебника и автор Биология 6 класс, автори: Т.А.Исаева, Н.И.Романова
.
№ п/п | Характеристика | Ответы педагогов |
I.Общая характеристика учебника | ||
Для какого класса предназначается данный учебник? | 6 класс | |
По какой программе создан учебник (базового уровня, углублённого обучения, для гуманитарных классов). | автори: Т.А.базовая программа | |
Кто является авторами данной программы? | авт.-сост. Н.И. Романова | |
Кто является авторами анализируемого учебника? | автори: Т.А. Т.А.Исаева, Н.И.Романова | |
Каков общий объём учебника? | Количество страниц: 229 | |
Отметьте элементы оформления учебника и их наличие (переплёт, красочность, наличие рисунков, схем, таблиц и т. п.). | Учебник в твёрдом переплёте, имеет глянцевую обложку, выполненную в зелёных тонах..На переднем форзаце размещена «Система живой природы» на заднем –«Царство растений» (систематика). В содержании учебника большое количество рисунков, имеются таблицы и схемы. | |
II. Характеристика текстов учебника | ||
Определите виды текстов, используемых в учебнике. | Основной текст, передающий главное содержание темы параграфа; дополнительный текст который представлен текстовыми фрагментами; пояснительные тексты в виде рубрик. | |
Укажите, где используются теоретико-познавательные и инструментально – практические тексты. | Теоретико-познавательные тексты включают в себя основные понятия, их определения, основные термины, основные законы, явления, процессы, события, характеристики развития ведущих идей и перспективных направлений, выводы. Такие тексты, как правило, являются основным содержанием параграфа. А инструментально – практические тексты в лабораторных работах, расположенных в отдельной тетради для лабораторных работ. | |
На примере конкретного параграфа охарактеризуйте сложность и предполагаемую трудность для учащихся теоретико-познавательного текста. | Текст параграфа 20 «Лист. Внешнее и внутреннее строение» перегружен материалом, большим количеством терминов: листовая пластинка, черешок, листья сидячие и черешковые,; листья сложные и простые; различные формы и края листовых пластинок; жилки, параллельное, дуговое, перистое, пальчатое жилкование. В этом же параграфе изучается внутреннее строения листа и следующие термины: кожица, эпидермис, устьица, замыкающие клетки, столбчатая и губчатая ткани, ксилема, флоэма. | |
На примере конкретного практического занятия охарактеризуйте полноту инструментально-практического текста. Способствует ли данный текст формированию у учащихся приёмов исследовательской деятельности? | Лабораторная работа №2 Строение растительной клетки. В этой работе дана пошаговая методика приготовления микропрепарата. Алгоритм проведения наблюдений. Так, что учащиеся получают не только новые знания ,но и навыки исследовательской деятельности. Подробное описание практической части позволяет учащимся выполнять работу самостоятельно, а задания теоретической части – систематизировать и обобщить свои знания. | |
Много ли в учебнике дополнительных текстов? Охарактеризуйте методическую роль предлагаемых в учебнике текстов. | В учебнике имеются дополнительные тексты. Дополнительные тексты используются для углубления положений основного текста. | |
Имеются ли в учебнике пояснительные тексты? Охарактеризуйте методическую роль пояснительных текстов учебника. | В начале приведена аннотация по работе с учебником, в которой описаны система изучения материала, правила пользования учебником, условные обозначения, приводимые в учебнике и т.д | |
III. Характеристика внетекстовых компонентов учебника. | ||
Насколько полно и рационально иллюстрирован учебник? Охарактеризуйте методическую роль рисунков, схем, диаграмм, таблиц. Помогает ли иллюстрированный материал в освоении теоретического материала? Формирует ли иллюстрированный материал умения учащихся работать с таблицами, графиками, схемами? | В учебники достаточно большое количество рисунков, таблиц, но нет фотографий. Правда, фотографии в большом количестве представлены в учебном пособии к данному учебнику. Очень помогает в освоении материала и развивает познавательные умения. | |
Какие элементы учебника составляют аппарат организации усвоения? Охарактеризуйте методическую роль вопросов и заданий, помещённых в конце параграфов. Отметьте, имеются ли вопросы и задания в начале параграфов и в основном тексте. Какова методическая роль таких вопросов и заданий? | Как правило, каждый параграф начинает с вопросов для актуализации знаний обучающих, формировании у них положительной мотивации к уроку. В тексте параграфов также встречаются воспросы и задания для лучшего усвоения текста параграфа и понимания сущности процессов и явлений. В конце параграфа есть рубрика «Проверь свои знания», где помещены вопросы, на которые должен ответить обучающийся при самостоятельной подготовке. | |
Выделяются ли в основном тексте определения основных понятий, главные положения параграфа? Какова методическая роль такого приёма? | В основном тексте имеются элементы аппарата ориентировки: выделение в тексте основных понятий и терминов, использование разных шрифтов: печатный, курсив, жирный. | |
Используются ли иллюстрации (рисунки, таблицы, схемы и т.п.) для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся? | Да, во многих случаях ученикам предлагается использовать рисунки и таблицы для самостоятельной подготовки, а также составить таблицы и схемы самостоятельно | |
Проведена ли систематизация сведений в конце параграфа (главы)? | Да, в конце каждого параграфа помещён краткий вывод, который позволяет выделить главное в тексте, и рубрика «Запомните!», акцентирующая внимание обучающихся на ключевых понятиях, процессах и явлениях, изученных на уроке. | |
Реализована ли в учебнике система обобщений формируемых знаний? Охарактеризуйте элементы этой системы и уровень обобщений на каждом из них. | В параграфах прослеживается обобщающая связь. В электронном приложении приведены сведения для закрепления и обобщения материала. | |
Насколько развит в учебнике аппарат ориентировки? Перечислите имеющиеся в учебнике элементы аппарата ориентировки. | В основном тексте имеются элементы аппарата ориентировки: выделение в тексте основных понятий и терминов, использование разных шрифтов: печатный, курсив, жирный. | |
IV. Характеристика логичности изложения материала в учебнике | ||
Что называют логической структурой курса? Перечислите основные подсистемы понятий, развиваемые в курсе биологии. Перечислите теоретические уровни, на которых осуществляется развитие подсистем понятий. Укажите последовательность этих теоретических уровней в логической структуре курса. Какова методическая особенность логической структуры курса как модели содержания? | В основном тексте в рамках, с маркировкой жирной стрелкой, жирным курсивом всегда выделяются определения основных понятий. Главные положения параграфа выделены жирным курсивом. Это помогает ученикам быстро их найти легко ориентируясь в текс Логическую структуру курса составляет его содержание и объем. Учебник знакомит обучающихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей трёх царств живой природы: растений, бактерий и грибов. Содержание курса включает 6 глав: 1. Общая характеристика царства растения, 2. Клеточное строение растений. 3. Строение и функции органов цветкового растения. 4. Основные отделы царства растения. 5. Царство бактерии. Царство грибы. 6. Растительные сообщества.... В данном курсе имеют место специальные понятия, развиваемые в пределах одного курса. Каждое понятие постепенно развивается, усложняется. Простое понятие, объединяясь с другими простыми понятиями, образует сложное. Например, понятие о листе в 4 – м параграфе – простое. Учащиеся узнают, что лист имеет зеленую пластинку с жилками и черешок, то есть приобретают понятие о внешней форме. К 22 параграфу понятие «лист» становится сложным. Учащиеся знают о разных формах листа, о его анатомическом строении, образовании органического вещества в листе путем усвоения углекислого газа на солнечном свету, дыхании листа, испарении воды листьями, приспособительных признаках листьев у разных растений (сокращение площади листовой пластинки, опущение и другие). Сложное понятие «лист» обобщает понятия морфологии, анатомии, физиологии, экологии листа. Аналогичное усложнение, развитие претерпевают понятия о семени, корне, цветке и т. д. Так образуется система понятий о целом растении. | |
Близка ли последовательность изложения материала логической структуре курса? Какие трудности могут возникать у учащихся при изучении курса, логическая структура которого далека от модели? | Последовательность изложения материала близка логической структуре курса. При нарушении логической структуры могут возникнуть трудности в построении причинно-следственных связей между предметами и явлениями; в формировании базовых понятий и терминологии; в формировании понятий о единстве органического мира. | |
V. Соответствие ФГОС ОО | ||
Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК | Суть системно-деятельностного подхода – научить школьника учиться. Особенности методического аппарата УМК по биологии 6 класс линии «Ракурс»: 1. Учебник «Биология» для 6 класса общеобразовательных организаций.
Активация познавательной деятельности (Какие органические вещества входят в состав клетки?) Развитие логического мышления ( Сравните процесс дыхания с процессом горения. В чем преимущества процесса дыхания перед процессом горения? Задания на установление причинно-следственных связей. (Установите связь органов растения с выполняемыми функциями). Развитие умения работать с информацией (Лабораторная работа №3 « Химический состав клетки».) Развитие умения самостоятельно проводить исследования ( опыты для домашних лабораторных работ:1. «Определение всхожести семян.» 2.»Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».) | |
Формирование УУД средствами УМК | Личностные УУД. Как понять себя и чувства другого? 1 Приём новизны, который предполагает включение в содержание интересных сведений, фактов, исторических данных, сведений из различных литературных источников, ярких примеров из жизни. 2.Приём динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике. Используя мультимедийные пособия, демонстрирую процессы опыления и оплодотворения цветковых растений. Именно отношение ученика к тому или иному явлению определяет его поведение и способствует формированию системы ценностей и взглядов. 3.Приём создания проблемной ситуации. Учащиеся усваивают материал, когда у них есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. На уроке необходимо создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и самое главное, захотел это узнать. 4. Рефлексия. Самоконтроль учащихся. Учащиеся оценивают свою работу. Сегодня я узнал….; было интересно…; было трудно…; теперь я могу…; Регулятивные УУД . Что входит в умение учиться? В блок регулятивных УУД входят: целепологание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка. Коммуникативные УУД Умеем ли мы общаться? Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий – работа учеников в группе. Преимущества групповой работы: - создают учебную мотивацию - пробуждают познавательный интерес - создают ситуацию успеха - вырабатывает умение общаться с другими детьми - формирует оценочные категории своей работы. Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: - составь задание партнеру; - отзыв на работу товарища; - групповая работа по составлению кроссворда, мини- проекта - «отгадай, о ком говорим» - взаимопроверка - выполнение практической работы. Познавательные УУД . Как сделать учебу интересней? Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:
| |
Реализация требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ | Достижение требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ выявляется в области оценки индивидуальных образовательных результатов – путём проведения различных проверочных, лабораторных и практических работ, а также в форме презентаций результатов индивидуальной или групповой творческой, проектной деятельности обучающихся. | |
Возможность организации самостоятельной работы обучающихся | В рабочей тетради , к каждому параграфу даётся 4-5 заданий разного уровня сложности, которые обучающиеся могут выполнить самостоятельно, опираясь на текст учебника. Тетрадь содержит тесты единичного и множественного выбора, задания на сопоставления, на установление последовательности протекания тех или иных процессов. Выполняя лабораторные работы, обучающиеся получают не только новые знания, но и навыки исследовательской деятельности. Подробное описание практической части позволяет учащимся выполнять работу самостоятельно, а задания теоретической части – систематизировать и обобщать свои знания. | |
VI. Заключение | ||
Достаточен ли данный учебник для организации полноценного учебно-воспитательного процесса? | Данный учебник достаточен для организации полноценного учебно-воспитательного процесса. | |
Отметьте положительные качества анализируемого учебника. | Положительными сторонами данного учебника являются системность и доступность изложения, наглядность обеспечивают красочные иллюстрации, таблицы несущие смысловую нагрузку. Задания разного уровня сложности, любопытные факты и дополнительные рубрики делают учебник интересным прививает любовь к предмету. | |
Какие стороны учебника можно было бы усовершенствовать? Как? | Материал некоторый параграфов слишком пересыщен информацией, содержит большое количество терминов. Есть смысл такой объём материала разбить на два параграфа. Не у всех лабораторных работах есть четкие пошаговые инструкции. | |
4. | Выбрали бы Вы этот учебник для своей практической работы в школе. | Да, учебник хороший, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, является частью учебно-методического комплекта «Биология» и входит в систему учебников «Инновационная школа». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта. (практическая работа)
Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология. 6 класс
Программа расчитана на 34 часа...
Рабочая программа по биологии 6 класс Исаева Т.А., Романова Н.И.
Данная рабочая программа по биологии составлена с учетом ФГОС...
Анализ учебника биологии 10-11 класс (базовый уровень) авторы А.П. Пуговкин, Н.А. Пуговкина (материал 11 класса), учитель биологии высшей квалификационной категории Болотова Е.В.
Результаты аппробации нового учебника по биологии....
Анализ учебника биологии 7 класс : концентрический курс. В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. Многообразие живых организмов 2016 ФГОС
Анализ учебника биологии 7 класс : концентрический курс. В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. Многообразие живых организмов 2016 ФГОС...
рабочая программа по математике 10-11 класс к учебникам учебнику Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. 10; 11 классы.. Базовый и углубленный уровни и Геометрия – 10-11 класс, автор Л.С
Собержит подробную характеристику курса и календарно-тематическое планирование...