Финансовая грамотность, как условие успешной социализации в обществе детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
рабочая программа (9 класс) по теме

Михайлова Мария Владимировна

1. Пояснительная записка 

2. Структура курса и тематический план 

3.Перечень дидактических единиц, подлежащих изучению на занятиях

4. Формы и методы организации учебной деятельности учащихся 

5. Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю___________

Директор МКОУ «Детский дом-школа»

И.Н. Михайлова

«___»  сентября 2017 г.

Согласовано:

заместитель директора по УВР

Л.Н. Бутько ______________

«___» сентября 2017 г.

ПРОГРАММА

факультативного курса

«Школа финансовой грамотности»

9 класс                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

на 2017-2018 учебный год

Составитель:

 социальный педагог

Михайлова М.В.

г. Бакал

  2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка ..................................................................................... 3

2. Структура курса и тематический план .............................................................6

3.Перечень дидактических единиц, подлежащих изучению на занятиях................................................................................................................. 11

4. Формы и методы организации учебной деятельности учащихся .................................................................................................................................19

5. Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся .................................................................................................................................21

6. Список литературы и интернет-источников ..................................................25

  1. Пояснительная записка.

В 9 классе обучаются в возрасте 14–16 лет, именно с этого времени с правовой точки зрения учащиеся обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем учащиеся 9 класса способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формирующихся в этом возрасте. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.

Часть выпускников оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам-сиротам, воспитывавшимся в специализированных учреждениях. Эта категория молодых людей обладает в целом низкой социальной компетентностью. Данная учебная программа рассчитана на детей, обучающихся в детских домах, что требует учёта ряда важных особенностей при преподавании данного курса. Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности для воспитанников детских домов предполагает формирование у воспитанников понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи. Перечень предлагаемых к изучению тем является набором базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.

Цель обучения: 

1. Формирование основ финансовой грамотности у учащихся 9 класса, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений;

2. Формирование у воспитанников детских домов умений и навыков для принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.  

Планируемые результаты обучения. 

Личностные:

– понимание, откуда берутся деньги;

– умение:

  • различать краткосрочные и долгосрочные потребности,
  • определять приоритетные траты и понимать необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат;

– осознание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

– понимание необходимости получения достойного образования как способа преуспеть в жизни;

– уяснение своих прав и обязанностей в сфере финансов.

Интеллектуальные (метапредметные): 

— владение умением решать практические финансовые задачи:

  • анализировать практическую ситуацию в сфере финансов;
  • ставить цели финансовой деятельности;
  • планировать достижение целей, направленных на решение финансовой проблемы;
  • оценивать альтернативные способы достижения целей;

— владение коммуникативными компетенциями:

  • вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, пони- мать и продвигать предлагаемые идеи;
  • анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;

– владение умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя безналичным и наличным способом, заёмщика и кредитора, вкладчика, участника фондового рынка, потребителя страховых услуг и др.);

– владение умением осуществлять рефлексию своей учебной и практической деятельности.

Предметные:

– владение базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель инвестиций, фондовый рынок, ценные бумаги, налоги, налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления, бизнес, финансовый риск, финансовое мошенничество);

– владение знаниями (правилами поведения) в определённых финансовых институтах (банк, фондовый рынок, пенсионный фонд, налоговая служба и др.);

– понимание принципов функционирования финансовой системы России.

2. Структура курса и тематический план.

Структура курса (Таблица 1). 

Особенностью содержания курса «Финансовая грамотность» является то, что оно имеет как предметную, так и метапредметную, т. е. деятельностную составляющую. Предметное содержание охватывает базовые понятия сферы финансов и предметные умения (например, как выбрать подходящий тип договора с банком). Метапредметное содержание охватывает метапредметные умения, т. е. такие умения, которые используются для решения не только конкретной узкой задачи, но и класса подобных задач, решаемых в других условиях (например, умение планировать достижение целей). Каждый модуль имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.

Поэтому в перечне дидактических единиц, т. е. того, что осваивают учащиеся в каждом модуле, содержится перечень понятий и знаний, а также характеристика деятельности, осуществляемой на данных занятиях. Каждая тема имеет содержательно законченный вид. Темы изучаются отдельно. В тематическом плане они представлены в определённой последовательности. После изучения темы учащимся предлагается закрепить материал, задания для практических занятий представлены в дидактических материалах к учебнику.

Таблица 1

Раздел

Кол-во часов

Модуль 1

Источники денежных средств семьи

4

Модуль 2

Контроль семейных расходов

2

Модуль 3

Построение семейного бюджета

2

Модуль 4

Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

2

Модуль 5

Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи

2

Модуль 6

Риски в мире денег

3

Модуль 7

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

3

Модуль 8

Банки и их роль в жизни семьи

5

Модуль 9

Собственный бизнес

6

Модуль 10

Правовая защита гражданина в мире денег и финансов

4

ИТОГО:

33

Тематический план (Таблица 2).

В тематическом плане указаны темы каждого занятия, а также соответствующие формы проведения занятия. Каждой теме посвящено отдельное занятие в материалах для учащихся. Материалы для закрепления пройденной темы представлены в дидактических материалах к книге.


Тема

Форма занятий

Кол-во часов

Модуль 1. Источники денежных средств семьи

4

1.1.

Структура доходов семьи

Л

1

1.2.

Зарплата как источник доходов

Л

1

1.3.

Роль профсоюзов в борьбе наемных работников за более выгодные условия труда

Л

1

1.4.

Безработица – почему она возникает и какой бывает. Как получить пособие по безработице и кому оно полагается в России

Л, П

1

Модуль 2. Контроль семейных расходов

2

2.1.

Структура семейных расходов

Л

1

2.2.

Контроль семейных расходов

Л, П

1

Модуль 3. Построение семейного бюджета

2

3.1.

Что такое семейный бюджет

Л

1

3.2.

Составление, исполнение и анализ семейного бюджета

Л, П

1

Модуль 4. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

2

4.1.

Ценные бумаги и их виды. Законодательство о ценных бумагах. Отличие акций от облигаций

Л

1

4.2.

Финансовые организации, предоставляющие услуги гражданам

Л, П

1

Модуль 5. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи

2

5.1.

Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет

Л

1

5.2.

Исполнение финансового плана семьи – семейного бюджета

Л, П

1

Используется система обозначений типов занятий: Л – лекция; ПС – проблемный семинар; КС – коммуникативный семинар; П – практикум; К – контроль; И – игра.

Тема

Форма занятий

Кол-во часов

Модуль 6. Риски в мире денег

3

6.1.

Что такое финансовое мошенничество

Л

1

6.2.

Фальшивые деньги

ПС, И

1

6.3.

Финансовые риски при расчётах за товары или правовая природа денежной сдачи

Л, П

1

Модуль 7. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

3

7.1.

Что такое пенсия

Л

1

7.2.

Пенсионное законодательство Российской Федерации. Как определить размер будущей пенсии

Л

1

7.3.

Возможности для увеличения размера будущей пенсии

Л, П

1

Модуль 8. Банки и их роль в жизни семьи

5

8.1.

Банки и их функции

Л

1

8.2.

Договор банковского счёта

Л

1

8.3.

Банковский вклад

Л

1

8.4.

Банковский кредит и условия его предоставления

Л, И

1

8.5.

Договор займа, заключённый гражданами

Л, И

1

Используется система обозначений типов занятий: Л – лекция; ПС – проблемный семинар; КС – коммуникативный семинар; П – практикум; К – контроль; И – игра.

Тема

Форма занятий

Кол-во часов

Модуль 9. Собственный бизнес

6

9.1.

Что такое предпринимательская деятельность

Л

1

9.2.

Ответственность за незаконное предпринимательство

Л

1

9.3.

Формы организации своего бизнеса

Л

1

9.4.

Создание юридического лица и государственная регистрация

Л, И

1

9.5.

Что такое малый бизнес. Законы, регулирующие деятельность малого бизнеса

Л

1

9.6.

Банкротство – один из финансовых рисков собственного бизнеса

Л, П

1

Модуль 10. Правовая защита гражданина в мире денег и финансов

4

10.1.

Правовая защита сбережений в банках

Л

1

10.2.

Защита прав потребителя при расчётах за товары и услуги

Л

1

10.3.

Обязанность правоохранительных органов по защите прав граждан

Л

1

10.4.

Право на обращение в суд

КС, П

1

Используется система обозначений типов занятий: Л – лекция; ПС – проблемный семинар; КС – коммуникативный семинар; П – практикум; К – контроль; И – игра.


3. Перечень дидактических единиц, подлежащих изучению на занятиях

Модуль 1. Источники денежных средств семьи

Базовые понятия и знания:

- структура доходов населения, структура доходов семьи, заработная плата, социальные льготы и выплаты, профсоюз, безработица;

- знание структуры доходов населения России и её изменений в конце XX — начале XXI в.; характеристики факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; формирования оплаты труда наёмных работников; знание о льготах для определённых категорий граждан; об условиях получения пособия по безработице; знание того, куда можно обратиться за помощью в случае нарушения трудовых прав.

Личностные характеристики и установки:

- понимание влияния образования на последующую карьеру и соответственно личные доходы;

- роли профсоюзов в улучшении положения наёмных работников; понимание того, что человек, работающий на предприятии, обладает законными правами и обязанностями.

Умения:

- рассчитывать личный и семейный доход; определять, на какие льготы и социальные выплаты имеет право гражданин в зависимости от его ситуации; соотносить условия трудового договора с нормами Трудового кодекса РФ;

- читать диаграммы, графики и таблицы, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи.

Компетенции:

определять и оценивать варианты повышения личного дохода; соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход; сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте.

Модуль 2. Контроль семейных расходов

Базовые понятия и знания:

- благосостояние семьи, доходы и расходы семьи, жизненный цикл семьи, контроль за расходами семьи;

- знание зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; знание структуры расходов на различных этапах жизненного цикла семьи.

Личностные характеристики и установки:

понимание того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям.

Умения:

различать личные расходы и расходы семьи; считать личные расходы и расходы семьи, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Компетенции:

оценивать свои ежемесячные расходы; давать оценку различным потребностям и желаниям с точки зрения финансовых возможностей.

Модуль 3. Построение семейного бюджета 

Базовые понятия и знания:

- семейный бюджет: профицит, дефицит; совместная собственность в семье; постоянные и переменные расходы; личный бюджет;

- знание статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и своих личных расходов.

Личностные характеристики и установки:

понимание различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.

Умения:

составлять семейный и личный бюджет; вести учёт доходов и расходов; осуществлять анализ бюджета семьи.

Компетенции:

определять приоритетные траты и исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы; осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.

Модуль 4. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

Базовые понятия и знания:

- банк, инвестиционный фонд, ценные бумаги, банковский вклад, страховая компания;

- знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; видов страхования (жизни, материальных объектов, медицинского и др.); знание того, куда можно обращаться за юридической помощью в случае вступления в отношения с банками, инвестиционными фондами и другими финансовыми учреждениями.

Личностные характеристики и установки:

- понимание принципа хранения денег на банковском счёте;

- вариантов использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;

- необходимости быть осторожным и внимательным при совершении каких-либо финансовых операций.

Умения:

рассчитывать реальный банковский процент, доходность банковского вклада и других операций, доходность по ценным бумагам, ежемесячные платежи по страхованию.

Компетенции:

искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и других финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи. Модуль 5. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи

Базовые понятия и знания:

финансовое планирование, резерв и накопления;

знание возможных норм при создании финансовых резервов семьи; представление о рациональных схемах ведения общего семейного бюджета. Личностные характеристики и установки:

понимание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат; возможных рисков при сбережении и инвестировании.

Умения:

- отличать финансовые инвестиции от семейных сбережений;

- контролировать доходы и расходы семьи.

Компетенции:

- откладывать деньги на определённые цели;

- выбирать рациональные схемы накопления для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Модуль 6. Риски в мире денег

Базовые понятия и знания:

- финансовый риск, финансовое мошенничество, фальшивые деньги, чаевые; знание того, какие бывают финансовые риски в современной российской действительности при расчётах за товары;

- куда обращаться в случае потери (кражи) финансовых документов (банковской карты, сертификатов, сберкнижек и пр.);

- правовой природы чаевых.

Личностные характеристики и установки:

- понимание необходимости хранить деньги в надёжном месте; природы финансовых рисков в современной экономической ситуации;

- способов защиты от финансовых мошенников;

- необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных ситуаций.

Умения:

- защититься от финансового мошенничества и минимизировать свой финансовый риск;

- защищать свою личную информацию, связанную с финансовыми расчётами в сети Интернет;

- правильно выстраивать своё поведение в случае финансового мошенничества.

Компетенции:

- знать, как не стать жертвой финансовых мошенников в реальной жизни и при интернет-расчётах;

- критически относиться к рекламным предложениям из различных источников; оценивать разные жизненные ситуации с точки зрения финансового риска.

Модуль 7. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

Базовые понятия и знания:

- пенсия, пенсионная система, пенсионное законодательство Российской Федерации, пенсионные накопления, негосударственный пенсионный фонд;

знание видов пенсий и условий их получения;

- представление о способах финансового обеспечения в старости помимо пенсии; знание о существующих программах пенсионного обеспечения. Личностные характеристики и установки: 

- понимание факторов, от которых зависит размер пенсии;

- существования риска в пенсионных программах;

- важности пенсионных накоплений в России;

- понимание того, что можно сделать, чтобы в старости жить не только на пенсию.

Умения:

- находить актуальную информацию на сайте Пенсионного фонда РФ, а также в других ресурсах;

- рассчитывать размер будущей пенсии, пользуясь пенсионным калькулятором;

- соотносить себя с различными категориями получателей пенсии. Компетенции:

находить способы увеличения будущей пенсии;

- критически относиться к рекламным предложениям по увеличению будущей пенсии;

- сопоставлять различные предложения пенсионных накоплений и отыскивать наиболее оптимальный вариант.

Модуль 8. Банки и их роль в жизни семьи

Базовые понятия и знания:

- банковская система, коммерческий банк, банковская лицензия, банковский счёт, банковский вклад, депозит, кредит, кредитная история, процент, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование;

- знание банковской системы, видов депозитов, видов кредитов, характеристик кредита, параметров выбора необходимого вида кредита, сбережений, заёмных средств физических лиц.

Личностные характеристики и установки:

- понимание сути банковского обслуживания и основных банковских договоров (банковского вклада, счёта, кредитного договора);

- возможностей при получении кредита; сути кредита и основных условий кредитования;

- различий между дебетовой и кредитной картами;

- понимание последствий, к которым может привести неисполнение кредитных обязательств и способов уменьшения рисков.

Умения:

 - определять, какой договор необходимо заключить с банком;

- читать договоры банковского счёта, депозитные и кредитные договоры;

- находить актуальную информацию на сайте ЦБ и сайтах коммерческих банков;

- находить и интерпретировать условия банковского обслуживания разных банков.

Компетенции:

- оценивать надёжность банка; сравнивать условия по депозитам и кредитам для выбора наиболее оптимального варианта для решения своих финансовых задач;

- выбирать подходящий вариант банковского обслуживания;

- пользоваться разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками для повышения своего благосостояния;

- принимать решение о необходимости получения кредита или займа.

Модуль 9. Собственный бизнес 

Базовые понятия и знания:

- бизнес, предпринимательская деятельность, незаконное предпринимательство, малый бизнес, крестьянское фермерское хозяйство, банкротство;

- знание правил создания нового бизнеса;

- форм организации собственного бизнеса; ответственности за незаконное предпринимательство;

- правовых основ создания юридического лица и порядка государственной регистрации бизнеса;

- законов, регулирующих деятельность малого бизнеса и крестьянского фермерского хозяйства;

- знание процедуры банкротства.

Личностные характеристики и установки:

- понимание сложности и ответственности занятия бизнесом;

- рискованности занятия бизнесом и возможности потерпеть неудачу;

- необходимости продуманного начала своей бизнес-деятельности;

- разницы между своей организацией и регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя;

- понимание того, что банкротство индивидуального предпринимателя или компании – один из финансовых рисков собственного бизнеса.

Умения:

- находить актуальную информацию по созданию и ведению бизнеса;

- составлять алгоритм первых действий для создания своего бизнеса и вести простые финансовые расчёты: считать издержки, доход, прибыль.

Компетенции:

- оценивать идеи для открытия собственного дела;

- выбирать оптимальную форму для ведения собственного бизнеса;

- оценивать риск банкротства своей компании.

Модуль 10. Правовая защита гражданина в мире денег и финансов

Базовые понятия и знания:  

- правовая защита, права потребителей, виды нарушений экономических прав граждан;

- знание того, кто и как может помочь в случае злоупотреблений в мире денег или при невыполнении обязательств финансовыми учреждениями;

- знание прав гражданина в мире финансов, товаров и услуг и обязанностей государства по защите прав граждан в этой сфере.

Личностные характеристики и установки:

- понимание того, что субъект в финансовых отношениях обладает правами и обязанностями;

- что финансовые и торговые отношения строятся в соответствии с законодательством и что при решении многих финансовых вопросов необходимо изучить правовую сторону.

Умения:

оформлять исковое заявление в гражданский суд;

находить актуальную информацию о защите прав потребителей в Интернете. Компетенции:

- анализировать различные жизненные ситуации с точки зрения права;

- правильно использовать законодательство в защите своих интересов.

4. Формы и методы организации учебной деятельности учащихся

В ходе организации учебной деятельности будут использоваться следующие формы занятий:

– лекция: основная задача учителя — рассказать о проблемах, с которыми учащийся будет иметь дело в будущем или встречается уже сейчас; объяснить, к чему может привести незнание основ финансовой грамотности. Лекция в курсе финансовой грамотности принципиально отличается от классического понимания лекции и может носить характер лекции-беседы, в ходе которой учитель вступает в диалог с учащимися путём постановки актуальных для учащихся вопросов. Если у детского дома есть возможность, то для проведения лекции могут быть приглашены различные специалисты: преподаватели вузов, банковские работники, специалисты страховых компаний, пенсионного фонда, налоговой службы, действующие бизнесмены и др. Таким образом, лекция может проходить в следующих формах:

  • просмотр документальных и художественных фильмов;
  • просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;
  • рассказ-беседа о проблематике данной сферы;
  • встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными служащими;

– практикум: данное занятие может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы;

назначение – отработка практических умений и самостоятельное решение поставленной практической задачи; на данном занятии осуществляется поисково-исследовательская работа, направленная на поиск финансовой информации из различных источников. Таким образом, практикум может быть проведён в следующих формах:

  • поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;
  • поиск и анализ правовых документов по теме;
  • разработка индивидуальных или групповых проектов;
  • поиск решения кейсов; · проведение мини-исследований;
  • поиск информации для написания эссе;
  • решение финансовых кроссвордов;

– игра: данное занятие осуществляется в форме моделирования какой-либо жизненной ситуации с целью отработать модели поведения, приобрести опыт такого рода деятельности;

– занятие-контроль: назначение – проверка освоенных знаний и умений и при необходимости их коррекция. Учитель может использовать другие формы обучения.

5. Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся

Оценивание учебных достижений учащихся должно быть максимально объективным.

Объективность оценивания обеспечивается его критериальностью. Это означает, что учитель оценивает результаты учебной деятельности школьников на основе критериев.

Критерий – это и есть то основание, по которому можно отличить одно явление от другого. В ходе учебной деятельности учащиеся будут осуществлять различные её виды, следовательно, должны быть разные критерии оценивания каждого вида деятельности и её результатов. Учителю необходимо познакомить учеников с критериями оценивания до начала работы. Очень важно, чтобы учащиеся знали, по каким основаниям будет оцениваться их работа на занятиях. Поэтому далее будут представлены критерии оценивания той или иной учебной деятельности и учебных результатов, а также методика оценивания.

Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:

текущего контроля (на семинарских и практических занятиях). Текущий контроль проверяет конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в решении практических задач, а также в групповом и общем обсуждении;

промежуточного контроля (в заключение изучения модуля). Промежуточный контроль проверяет степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном модуле.

Важнейшая задача – выявить у учащихся умение решать практические задачи, знание способов действий по изученным финансовым проблемам. Промежуточный контроль может осуществляться посредством использования таких типов заданий;

итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Итоговый контроль проверяет, насколько учащиеся научились реально действовать в финансовой сфере (сформированная компетентность, навыки). Может осуществляться в форме имитационно-ролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или комплекс ситуаций), в которой учащийся реально может применить все знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения. Также итоговый контроль может реализовываться в форме контрольной работы, включающей различные типы заданий.

Оценивание решения практических задач.

Одним из важнейших умений, которое ученики осваивают в ходе обучения, является умение решать практические задачи. Объектом оценивания будет письменная работа с представленным ходом решения задачи.

Критерии оценивания следующие (Таблица 3):

1) формулирование целей и условий, в которых решается задача;

2) определение (выявление в результате поиска) критериев решения практической задачи;

3) оценивание альтернатив;

4) обоснование итогового выбора.

Таблица 3

Критерии

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Неудовлетворительно

Формулирование целей и условий

Адекватно сформулированы цели деятельности и определены условия (3 – 4), в которых необходимо решать задачу

Цель сформулирована нечётко или выделены не все условия

Цель сформулирована размыто или не поставлена вообще. Или отсутствует описание условий, в которых решается задача

Не осуществлено

Выявление альтернативных вариантов

В результате поисковой деятельности выявлены и описаны альтернативы (3 – 5) решения задачи

В результате поисковой деятельности выявлены не все возможные или необходимые альтернативы

Альтернативы выявлены спонтанно, без обращения к различным источникам

Не осуществлено

Оценивание альтернатив

Осуществлено оценивание каждой альтернативы с точки зрения определённых критериев выбора на основе научного знания, представленного в материалах для учащихся

В ходе оценивания альтернатив ученик частично не использует научное знание, больше опирается не на новое знание, а на опыт или традиции, стереотипы

Учащийся при оценивании практически не опирается на новое знание, описанное в материалах для учащихся

Не осуществлено

Обоснование итогового выбора

Объяснён итоговый выбор как оптимальный, т. е. решающий поставленную задачу

В объяснении может быть нарушена логика обоснования

Итоговый выбор обоснован без опоры на анализ, оценивание альтернатив решения задачи

Не осуществлено

Ученики заранее на первом занятии знакомятся с критериями и тем, как необходимо будет оформлять решение такой задачи.

Состав УМК для детских домов:

– учебная программа;

– материалы для воспитанников детских домов;

– методические рекомендации для учителя;

– дидактические материалы.

6. Список литературы и интернет-источников.

  1. Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
  2. Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: дидактический материал / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
  3. https://fmc.hse.ru/chforms


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната

Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зре­ния воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Педагогический проект «Социализация и адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

        Проблема постинтернатной адаптации выпускников с ограниченными возможностями здоровья, давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процес...

Представление инновационного педагогического опыта "Правовое сопровождение детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей как средство их успешной социализации"

Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России.Осуществление правового воспитания требует ясного представления о противоречиях,негативных явле...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...