Финансовая грамотность, как условие успешной социализации в обществе детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
рабочая программа (9 класс) по теме
1. Пояснительная записка
2. Структура курса и тематический план
3.Перечень дидактических единиц, подлежащих изучению на занятиях
4. Формы и методы организации учебной деятельности учащихся
5. Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа факультативного курса «Школа финансовой грамотности» | 51.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю___________
Директор МКОУ «Детский дом-школа»
И.Н. Михайлова
«___» сентября 2017 г.
Согласовано:
заместитель директора по УВР
Л.Н. Бутько ______________
«___» сентября 2017 г.
ПРОГРАММА
факультативного курса
«Школа финансовой грамотности»
9 класс
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
социальный педагог
Михайлова М.В.
г. Бакал
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ..................................................................................... 3
2. Структура курса и тематический план .............................................................6
3.Перечень дидактических единиц, подлежащих изучению на занятиях................................................................................................................. 11
4. Формы и методы организации учебной деятельности учащихся .................................................................................................................................19
5. Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся .................................................................................................................................21
6. Список литературы и интернет-источников ..................................................25
- Пояснительная записка.
В 9 классе обучаются в возрасте 14–16 лет, именно с этого времени с правовой точки зрения учащиеся обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем учащиеся 9 класса способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формирующихся в этом возрасте. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.
Часть выпускников оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам-сиротам, воспитывавшимся в специализированных учреждениях. Эта категория молодых людей обладает в целом низкой социальной компетентностью. Данная учебная программа рассчитана на детей, обучающихся в детских домах, что требует учёта ряда важных особенностей при преподавании данного курса. Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности для воспитанников детских домов предполагает формирование у воспитанников понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи. Перечень предлагаемых к изучению тем является набором базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.
Цель обучения:
1. Формирование основ финансовой грамотности у учащихся 9 класса, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений;
2. Формирование у воспитанников детских домов умений и навыков для принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.
Планируемые результаты обучения.
Личностные:
– понимание, откуда берутся деньги;
– умение:
- различать краткосрочные и долгосрочные потребности,
- определять приоритетные траты и понимать необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат;
– осознание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
– понимание необходимости получения достойного образования как способа преуспеть в жизни;
– уяснение своих прав и обязанностей в сфере финансов.
Интеллектуальные (метапредметные):
— владение умением решать практические финансовые задачи:
- анализировать практическую ситуацию в сфере финансов;
- ставить цели финансовой деятельности;
- планировать достижение целей, направленных на решение финансовой проблемы;
- оценивать альтернативные способы достижения целей;
— владение коммуникативными компетенциями:
- вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, пони- мать и продвигать предлагаемые идеи;
- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
– владение умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя безналичным и наличным способом, заёмщика и кредитора, вкладчика, участника фондового рынка, потребителя страховых услуг и др.);
– владение умением осуществлять рефлексию своей учебной и практической деятельности.
Предметные:
– владение базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель инвестиций, фондовый рынок, ценные бумаги, налоги, налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления, бизнес, финансовый риск, финансовое мошенничество);
– владение знаниями (правилами поведения) в определённых финансовых институтах (банк, фондовый рынок, пенсионный фонд, налоговая служба и др.);
– понимание принципов функционирования финансовой системы России.
2. Структура курса и тематический план.
Структура курса (Таблица 1).
Особенностью содержания курса «Финансовая грамотность» является то, что оно имеет как предметную, так и метапредметную, т. е. деятельностную составляющую. Предметное содержание охватывает базовые понятия сферы финансов и предметные умения (например, как выбрать подходящий тип договора с банком). Метапредметное содержание охватывает метапредметные умения, т. е. такие умения, которые используются для решения не только конкретной узкой задачи, но и класса подобных задач, решаемых в других условиях (например, умение планировать достижение целей). Каждый модуль имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.
Поэтому в перечне дидактических единиц, т. е. того, что осваивают учащиеся в каждом модуле, содержится перечень понятий и знаний, а также характеристика деятельности, осуществляемой на данных занятиях. Каждая тема имеет содержательно законченный вид. Темы изучаются отдельно. В тематическом плане они представлены в определённой последовательности. После изучения темы учащимся предлагается закрепить материал, задания для практических занятий представлены в дидактических материалах к учебнику.
Таблица 1
№ | Раздел | Кол-во часов |
Модуль 1 | Источники денежных средств семьи | 4 |
Модуль 2 | Контроль семейных расходов | 2 |
Модуль 3 | Построение семейного бюджета | 2 |
Модуль 4 | Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций | 2 |
Модуль 5 | Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи | 2 |
Модуль 6 | Риски в мире денег | 3 |
Модуль 7 | Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости | 3 |
Модуль 8 | Банки и их роль в жизни семьи | 5 |
Модуль 9 | Собственный бизнес | 6 |
Модуль 10 | Правовая защита гражданина в мире денег и финансов | 4 |
ИТОГО: | 33 |
Тематический план (Таблица 2).
В тематическом плане указаны темы каждого занятия, а также соответствующие формы проведения занятия. Каждой теме посвящено отдельное занятие в материалах для учащихся. Материалы для закрепления пройденной темы представлены в дидактических материалах к книге.
№ | Тема | Форма занятий | Кол-во часов |
Модуль 1. Источники денежных средств семьи | 4 | ||
1.1. | Структура доходов семьи | Л | 1 |
1.2. | Зарплата как источник доходов | Л | 1 |
1.3. | Роль профсоюзов в борьбе наемных работников за более выгодные условия труда | Л | 1 |
1.4. | Безработица – почему она возникает и какой бывает. Как получить пособие по безработице и кому оно полагается в России | Л, П | 1 |
Модуль 2. Контроль семейных расходов | 2 | ||
2.1. | Структура семейных расходов | Л | 1 |
2.2. | Контроль семейных расходов | Л, П | 1 |
Модуль 3. Построение семейного бюджета | 2 | ||
3.1. | Что такое семейный бюджет | Л | 1 |
3.2. | Составление, исполнение и анализ семейного бюджета | Л, П | 1 |
Модуль 4. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций | 2 | ||
4.1. | Ценные бумаги и их виды. Законодательство о ценных бумагах. Отличие акций от облигаций | Л | 1 |
4.2. | Финансовые организации, предоставляющие услуги гражданам | Л, П | 1 |
Модуль 5. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи | 2 | ||
5.1. | Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет | Л | 1 |
5.2. | Исполнение финансового плана семьи – семейного бюджета | Л, П | 1 |
Используется система обозначений типов занятий: Л – лекция; ПС – проблемный семинар; КС – коммуникативный семинар; П – практикум; К – контроль; И – игра.
№ | Тема | Форма занятий | Кол-во часов |
Модуль 6. Риски в мире денег | 3 | ||
6.1. | Что такое финансовое мошенничество | Л | 1 |
6.2. | Фальшивые деньги | ПС, И | 1 |
6.3. | Финансовые риски при расчётах за товары или правовая природа денежной сдачи | Л, П | 1 |
Модуль 7. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости | 3 | ||
7.1. | Что такое пенсия | Л | 1 |
7.2. | Пенсионное законодательство Российской Федерации. Как определить размер будущей пенсии | Л | 1 |
7.3. | Возможности для увеличения размера будущей пенсии | Л, П | 1 |
Модуль 8. Банки и их роль в жизни семьи | 5 | ||
8.1. | Банки и их функции | Л | 1 |
8.2. | Договор банковского счёта | Л | 1 |
8.3. | Банковский вклад | Л | 1 |
8.4. | Банковский кредит и условия его предоставления | Л, И | 1 |
8.5. | Договор займа, заключённый гражданами | Л, И | 1 |
Используется система обозначений типов занятий: Л – лекция; ПС – проблемный семинар; КС – коммуникативный семинар; П – практикум; К – контроль; И – игра.
№ | Тема | Форма занятий | Кол-во часов |
Модуль 9. Собственный бизнес | 6 | ||
9.1. | Что такое предпринимательская деятельность | Л | 1 |
9.2. | Ответственность за незаконное предпринимательство | Л | 1 |
9.3. | Формы организации своего бизнеса | Л | 1 |
9.4. | Создание юридического лица и государственная регистрация | Л, И | 1 |
9.5. | Что такое малый бизнес. Законы, регулирующие деятельность малого бизнеса | Л | 1 |
9.6. | Банкротство – один из финансовых рисков собственного бизнеса | Л, П | 1 |
Модуль 10. Правовая защита гражданина в мире денег и финансов | 4 | ||
10.1. | Правовая защита сбережений в банках | Л | 1 |
10.2. | Защита прав потребителя при расчётах за товары и услуги | Л | 1 |
10.3. | Обязанность правоохранительных органов по защите прав граждан | Л | 1 |
10.4. | Право на обращение в суд | КС, П | 1 |
Используется система обозначений типов занятий: Л – лекция; ПС – проблемный семинар; КС – коммуникативный семинар; П – практикум; К – контроль; И – игра.
3. Перечень дидактических единиц, подлежащих изучению на занятиях
Модуль 1. Источники денежных средств семьи
Базовые понятия и знания:
- структура доходов населения, структура доходов семьи, заработная плата, социальные льготы и выплаты, профсоюз, безработица;
- знание структуры доходов населения России и её изменений в конце XX — начале XXI в.; характеристики факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; формирования оплаты труда наёмных работников; знание о льготах для определённых категорий граждан; об условиях получения пособия по безработице; знание того, куда можно обратиться за помощью в случае нарушения трудовых прав.
Личностные характеристики и установки:
- понимание влияния образования на последующую карьеру и соответственно личные доходы;
- роли профсоюзов в улучшении положения наёмных работников; понимание того, что человек, работающий на предприятии, обладает законными правами и обязанностями.
Умения:
- рассчитывать личный и семейный доход; определять, на какие льготы и социальные выплаты имеет право гражданин в зависимости от его ситуации; соотносить условия трудового договора с нормами Трудового кодекса РФ;
- читать диаграммы, графики и таблицы, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи.
Компетенции:
определять и оценивать варианты повышения личного дохода; соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход; сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте.
Модуль 2. Контроль семейных расходов
Базовые понятия и знания:
- благосостояние семьи, доходы и расходы семьи, жизненный цикл семьи, контроль за расходами семьи;
- знание зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; знание структуры расходов на различных этапах жизненного цикла семьи.
Личностные характеристики и установки:
понимание того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям.
Умения:
различать личные расходы и расходы семьи; считать личные расходы и расходы семьи, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Компетенции:
оценивать свои ежемесячные расходы; давать оценку различным потребностям и желаниям с точки зрения финансовых возможностей.
Модуль 3. Построение семейного бюджета
Базовые понятия и знания:
- семейный бюджет: профицит, дефицит; совместная собственность в семье; постоянные и переменные расходы; личный бюджет;
- знание статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и своих личных расходов.
Личностные характеристики и установки:
понимание различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Умения:
составлять семейный и личный бюджет; вести учёт доходов и расходов; осуществлять анализ бюджета семьи.
Компетенции:
определять приоритетные траты и исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы; осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.
Модуль 4. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций
Базовые понятия и знания:
- банк, инвестиционный фонд, ценные бумаги, банковский вклад, страховая компания;
- знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; видов страхования (жизни, материальных объектов, медицинского и др.); знание того, куда можно обращаться за юридической помощью в случае вступления в отношения с банками, инвестиционными фондами и другими финансовыми учреждениями.
Личностные характеристики и установки:
- понимание принципа хранения денег на банковском счёте;
- вариантов использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;
- необходимости быть осторожным и внимательным при совершении каких-либо финансовых операций.
Умения:
рассчитывать реальный банковский процент, доходность банковского вклада и других операций, доходность по ценным бумагам, ежемесячные платежи по страхованию.
Компетенции:
искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и других финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи. Модуль 5. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи
Базовые понятия и знания:
финансовое планирование, резерв и накопления;
знание возможных норм при создании финансовых резервов семьи; представление о рациональных схемах ведения общего семейного бюджета. Личностные характеристики и установки:
понимание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат; возможных рисков при сбережении и инвестировании.
Умения:
- отличать финансовые инвестиции от семейных сбережений;
- контролировать доходы и расходы семьи.
Компетенции:
- откладывать деньги на определённые цели;
- выбирать рациональные схемы накопления для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Модуль 6. Риски в мире денег
Базовые понятия и знания:
- финансовый риск, финансовое мошенничество, фальшивые деньги, чаевые; знание того, какие бывают финансовые риски в современной российской действительности при расчётах за товары;
- куда обращаться в случае потери (кражи) финансовых документов (банковской карты, сертификатов, сберкнижек и пр.);
- правовой природы чаевых.
Личностные характеристики и установки:
- понимание необходимости хранить деньги в надёжном месте; природы финансовых рисков в современной экономической ситуации;
- способов защиты от финансовых мошенников;
- необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных ситуаций.
Умения:
- защититься от финансового мошенничества и минимизировать свой финансовый риск;
- защищать свою личную информацию, связанную с финансовыми расчётами в сети Интернет;
- правильно выстраивать своё поведение в случае финансового мошенничества.
Компетенции:
- знать, как не стать жертвой финансовых мошенников в реальной жизни и при интернет-расчётах;
- критически относиться к рекламным предложениям из различных источников; оценивать разные жизненные ситуации с точки зрения финансового риска.
Модуль 7. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости
Базовые понятия и знания:
- пенсия, пенсионная система, пенсионное законодательство Российской Федерации, пенсионные накопления, негосударственный пенсионный фонд;
знание видов пенсий и условий их получения;
- представление о способах финансового обеспечения в старости помимо пенсии; знание о существующих программах пенсионного обеспечения. Личностные характеристики и установки:
- понимание факторов, от которых зависит размер пенсии;
- существования риска в пенсионных программах;
- важности пенсионных накоплений в России;
- понимание того, что можно сделать, чтобы в старости жить не только на пенсию.
Умения:
- находить актуальную информацию на сайте Пенсионного фонда РФ, а также в других ресурсах;
- рассчитывать размер будущей пенсии, пользуясь пенсионным калькулятором;
- соотносить себя с различными категориями получателей пенсии. Компетенции:
находить способы увеличения будущей пенсии;
- критически относиться к рекламным предложениям по увеличению будущей пенсии;
- сопоставлять различные предложения пенсионных накоплений и отыскивать наиболее оптимальный вариант.
Модуль 8. Банки и их роль в жизни семьи
Базовые понятия и знания:
- банковская система, коммерческий банк, банковская лицензия, банковский счёт, банковский вклад, депозит, кредит, кредитная история, процент, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование;
- знание банковской системы, видов депозитов, видов кредитов, характеристик кредита, параметров выбора необходимого вида кредита, сбережений, заёмных средств физических лиц.
Личностные характеристики и установки:
- понимание сути банковского обслуживания и основных банковских договоров (банковского вклада, счёта, кредитного договора);
- возможностей при получении кредита; сути кредита и основных условий кредитования;
- различий между дебетовой и кредитной картами;
- понимание последствий, к которым может привести неисполнение кредитных обязательств и способов уменьшения рисков.
Умения:
- определять, какой договор необходимо заключить с банком;
- читать договоры банковского счёта, депозитные и кредитные договоры;
- находить актуальную информацию на сайте ЦБ и сайтах коммерческих банков;
- находить и интерпретировать условия банковского обслуживания разных банков.
Компетенции:
- оценивать надёжность банка; сравнивать условия по депозитам и кредитам для выбора наиболее оптимального варианта для решения своих финансовых задач;
- выбирать подходящий вариант банковского обслуживания;
- пользоваться разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками для повышения своего благосостояния;
- принимать решение о необходимости получения кредита или займа.
Модуль 9. Собственный бизнес
Базовые понятия и знания:
- бизнес, предпринимательская деятельность, незаконное предпринимательство, малый бизнес, крестьянское фермерское хозяйство, банкротство;
- знание правил создания нового бизнеса;
- форм организации собственного бизнеса; ответственности за незаконное предпринимательство;
- правовых основ создания юридического лица и порядка государственной регистрации бизнеса;
- законов, регулирующих деятельность малого бизнеса и крестьянского фермерского хозяйства;
- знание процедуры банкротства.
Личностные характеристики и установки:
- понимание сложности и ответственности занятия бизнесом;
- рискованности занятия бизнесом и возможности потерпеть неудачу;
- необходимости продуманного начала своей бизнес-деятельности;
- разницы между своей организацией и регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя;
- понимание того, что банкротство индивидуального предпринимателя или компании – один из финансовых рисков собственного бизнеса.
Умения:
- находить актуальную информацию по созданию и ведению бизнеса;
- составлять алгоритм первых действий для создания своего бизнеса и вести простые финансовые расчёты: считать издержки, доход, прибыль.
Компетенции:
- оценивать идеи для открытия собственного дела;
- выбирать оптимальную форму для ведения собственного бизнеса;
- оценивать риск банкротства своей компании.
Модуль 10. Правовая защита гражданина в мире денег и финансов
Базовые понятия и знания:
- правовая защита, права потребителей, виды нарушений экономических прав граждан;
- знание того, кто и как может помочь в случае злоупотреблений в мире денег или при невыполнении обязательств финансовыми учреждениями;
- знание прав гражданина в мире финансов, товаров и услуг и обязанностей государства по защите прав граждан в этой сфере.
Личностные характеристики и установки:
- понимание того, что субъект в финансовых отношениях обладает правами и обязанностями;
- что финансовые и торговые отношения строятся в соответствии с законодательством и что при решении многих финансовых вопросов необходимо изучить правовую сторону.
Умения:
оформлять исковое заявление в гражданский суд;
находить актуальную информацию о защите прав потребителей в Интернете. Компетенции:
- анализировать различные жизненные ситуации с точки зрения права;
- правильно использовать законодательство в защите своих интересов.
4. Формы и методы организации учебной деятельности учащихся
В ходе организации учебной деятельности будут использоваться следующие формы занятий:
– лекция: основная задача учителя — рассказать о проблемах, с которыми учащийся будет иметь дело в будущем или встречается уже сейчас; объяснить, к чему может привести незнание основ финансовой грамотности. Лекция в курсе финансовой грамотности принципиально отличается от классического понимания лекции и может носить характер лекции-беседы, в ходе которой учитель вступает в диалог с учащимися путём постановки актуальных для учащихся вопросов. Если у детского дома есть возможность, то для проведения лекции могут быть приглашены различные специалисты: преподаватели вузов, банковские работники, специалисты страховых компаний, пенсионного фонда, налоговой службы, действующие бизнесмены и др. Таким образом, лекция может проходить в следующих формах:
- просмотр документальных и художественных фильмов;
- просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;
- рассказ-беседа о проблематике данной сферы;
- встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными служащими;
– практикум: данное занятие может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы;
назначение – отработка практических умений и самостоятельное решение поставленной практической задачи; на данном занятии осуществляется поисково-исследовательская работа, направленная на поиск финансовой информации из различных источников. Таким образом, практикум может быть проведён в следующих формах:
- поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;
- поиск и анализ правовых документов по теме;
- разработка индивидуальных или групповых проектов;
- поиск решения кейсов; · проведение мини-исследований;
- поиск информации для написания эссе;
- решение финансовых кроссвордов;
– игра: данное занятие осуществляется в форме моделирования какой-либо жизненной ситуации с целью отработать модели поведения, приобрести опыт такого рода деятельности;
– занятие-контроль: назначение – проверка освоенных знаний и умений и при необходимости их коррекция. Учитель может использовать другие формы обучения.
5. Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся
Оценивание учебных достижений учащихся должно быть максимально объективным.
Объективность оценивания обеспечивается его критериальностью. Это означает, что учитель оценивает результаты учебной деятельности школьников на основе критериев.
Критерий – это и есть то основание, по которому можно отличить одно явление от другого. В ходе учебной деятельности учащиеся будут осуществлять различные её виды, следовательно, должны быть разные критерии оценивания каждого вида деятельности и её результатов. Учителю необходимо познакомить учеников с критериями оценивания до начала работы. Очень важно, чтобы учащиеся знали, по каким основаниям будет оцениваться их работа на занятиях. Поэтому далее будут представлены критерии оценивания той или иной учебной деятельности и учебных результатов, а также методика оценивания.
Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:
• текущего контроля (на семинарских и практических занятиях). Текущий контроль проверяет конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в решении практических задач, а также в групповом и общем обсуждении;
• промежуточного контроля (в заключение изучения модуля). Промежуточный контроль проверяет степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном модуле.
Важнейшая задача – выявить у учащихся умение решать практические задачи, знание способов действий по изученным финансовым проблемам. Промежуточный контроль может осуществляться посредством использования таких типов заданий;
• итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Итоговый контроль проверяет, насколько учащиеся научились реально действовать в финансовой сфере (сформированная компетентность, навыки). Может осуществляться в форме имитационно-ролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или комплекс ситуаций), в которой учащийся реально может применить все знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения. Также итоговый контроль может реализовываться в форме контрольной работы, включающей различные типы заданий.
Оценивание решения практических задач.
Одним из важнейших умений, которое ученики осваивают в ходе обучения, является умение решать практические задачи. Объектом оценивания будет письменная работа с представленным ходом решения задачи.
Критерии оценивания следующие (Таблица 3):
1) формулирование целей и условий, в которых решается задача;
2) определение (выявление в результате поиска) критериев решения практической задачи;
3) оценивание альтернатив;
4) обоснование итогового выбора.
Таблица 3
Критерии | Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Формулирование целей и условий | Адекватно сформулированы цели деятельности и определены условия (3 – 4), в которых необходимо решать задачу | Цель сформулирована нечётко или выделены не все условия | Цель сформулирована размыто или не поставлена вообще. Или отсутствует описание условий, в которых решается задача | Не осуществлено |
Выявление альтернативных вариантов | В результате поисковой деятельности выявлены и описаны альтернативы (3 – 5) решения задачи | В результате поисковой деятельности выявлены не все возможные или необходимые альтернативы | Альтернативы выявлены спонтанно, без обращения к различным источникам | Не осуществлено |
Оценивание альтернатив | Осуществлено оценивание каждой альтернативы с точки зрения определённых критериев выбора на основе научного знания, представленного в материалах для учащихся | В ходе оценивания альтернатив ученик частично не использует научное знание, больше опирается не на новое знание, а на опыт или традиции, стереотипы | Учащийся при оценивании практически не опирается на новое знание, описанное в материалах для учащихся | Не осуществлено |
Обоснование итогового выбора | Объяснён итоговый выбор как оптимальный, т. е. решающий поставленную задачу | В объяснении может быть нарушена логика обоснования | Итоговый выбор обоснован без опоры на анализ, оценивание альтернатив решения задачи | Не осуществлено |
Ученики заранее на первом занятии знакомятся с критериями и тем, как необходимо будет оформлять решение такой задачи.
Состав УМК для детских домов:
– учебная программа;
– материалы для воспитанников детских домов;
– методические рекомендации для учителя;
– дидактические материалы.
6. Список литературы и интернет-источников.
- Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
- Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: дидактический материал / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
- https://fmc.hse.ru/chforms
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната
Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зрения воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Педагогический проект «Социализация и адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Проблема постинтернатной адаптации выпускников с ограниченными возможностями здоровья, давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процес...
Представление инновационного педагогического опыта "Правовое сопровождение детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей как средство их успешной социализации"
Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России.Осуществление правового воспитания требует ясного представления о противоречиях,негативных явле...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...