Рабочая программа по Всеобщей истории
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
Программа по Всеобщей истории предназначена для 5-9 классов. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы по истории и авторских программ: Вигасин А.А., Годер Г.И. («История Древнего мира»); Шевченко Н.И. («История Средних веков»); Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. («Новая история»); Сороко-Цюпа А.О., Стрелова О.Ю. («Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия № 12 имени Героя Советского Союза В.П. Горячева
ПРИНЯТА «УТВЕРЖДАЮ»
На заседании педагогического Совета № ____ Директор БОУ г. Омска «Гимназия № 12 имени
«____» __________ 201 г. Героя Советского Союза В.П. Горячева
Л.Н. Казимирская
Приказ №______ от____________201 г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Всеобщая история»
(5-9 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочие программы по Всеобщей истории предназначены для 5-9 классов. Они составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы по истории и авторских программ: Вигасин А.А., Годер Г.И. («История Древнего мира»); Шевченко Н.И. («История Средних веков»); Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. («Новая история»); Сороко-Цюпа А.О., Стрелова О.Ю. («Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран»). Программы по Всеобщей истории определяют инвариантную (обязательную) часть учебного курса для 5-9 классов. В них конкретизируется содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагается оптимальное распределение учебных часов по разделам курсов: «История Древнего мира» (5 класс), «История Средних веков» (6 класс), «Новая история» (7-8 классы), «Новейшая история» (9 класс).
Историческое образование – мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
Главная цель изучения курса «Всеобщая история»: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны, умеющего применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи обучения:
- формирование у обучающихся ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;
- развитие у обучающихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Всеобщей истории для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного политкультурного общества.
- развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.
Результаты обучения: компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Предмет «Всеобщая история» должен ввести обучающегося в науку, т. е. познакомить его с общими историческими и социологическими понятиями, объяснить ему элементы исторической жизни, проследить изменение картины мира человека
Изучение курса истории основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию обучающихся, которая осуществляется в процессе воспитательных и развивающих задач.
Посредством программ реализуются три основные функции истории:
- познавательная, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;
- практико-политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;
- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.
Программы обеспечивают возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие. Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей истории в контексте духовного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия.
Содержание программ выстраивается по трем основным линиям: историческое время, историческое пространство, историческое движение. Эти три линии соединяет главная содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Деятельность людей развертывается в историческом времени и историческом пространстве, а своим результатом имеет историческое движение.
Программы включают изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там где возможны исторические параллели и аналогии, ставится акцент на связь истории зарубежных стран с историей России.
В программе реализуются следующие принципиальные установки:
- цивилизационно-гуманитарный подход к выделению отдельной культурной общности и особенностей ее общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития;
- компетентностный подход к определению целей и содержания школьного исторического образования;
- системный подход к анализу прошлого, позволяющий рассматривать историю России как совокупность взаимосвязанных фактов и явлений в их взаимодействии и развитии;
- многофакторный подход к изучению причинно-следственных связей;
- деятельностный подход к отбору исторического содержания;
- личностно ориентированный (гуманистический) подход к процессу обучения;
- проблемный подход в процессе решения задач и исторических ситуаций.
Содержание курса Всеобщей истории основывается на следующих принципах:
- принципе историзма, рассматривающем все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- принципе объективности, основанном на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации;
- принципе социального подхода, предполагающем рассмотрения исторических процессов с учетом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм его проявления;
- принципе альтернативности, предполагающем вероятностное осуществление того или иного события явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программ соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечению мотивации, соблюдению преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживанию внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК).
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Всеобщая история» изучается на ступени основного общего образования в качестве образовательного предмета в 5-9 классах в общем объеме не менее 182 ч. Из них: 5 класс – 68 учебных часов, 6 класс – не менее 28 учебных часов, 7 класс – не менее 26 учебных часов, 8 класс – не менее 26 учебных часов, 9 класс – не менее 34 учебных часов. В 6-9 классе на изучение истории отводится 2 ч. в неделю.
В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации учебной деятельности школьников, формированию у них целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении всеобщей и отечественной истории.
ЛИЧНОСТНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- осознание обучающимися своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего народа и других народов; толерантность.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и пр.);
- использовать современные источники информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого и современности в курсе Всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения Всеобщей истории в основной школе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
знаниями:
1) ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);
2) периодизация ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);
3) основных информационных источников по историческим периодам;
4) наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений и личностей прошлого;
умениями:
1) извлекать необходимую информацию из различных источников;
2) сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;
3) различать факты и их интерпретации, оценки; классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;
4) давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отношения;
5) на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
6) определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям Всеобщей истории;
7) применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РЕАЛИЗУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ УЧЕБНИКИ:
- Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс
- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс.
- Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс.
- Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. 8 класс.
- Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Всеобщей истории к учебнику Бойцова М.А., Шукурова Р.М. "История средних веков" 6 класс
Рабочая программа разработана на основе:- обязательного минимума содержания исторического образования;-...

рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального компонента государственного стандарт...
Рабочая программа по Всеобщей истории. Новейшая история. 11 класс.
Тематическое планирование по Всеобщей истории....

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс) образовательная система "Школа 2100"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО ХVI ВЕКА» (6 класс)
Календарно-тематический план для 6-го класса по истории России ориентировал на использование:— учебника «История России. С древнейших времен до конца ХУI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Ко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ» (8 класс)
Календарно-тематический план для 8 классов по истории России ориентирован на использование учебника:— Данилов, А. А. История России ХIХ век. 8 класс: учебное издание / А. А. Данилов, А. Г. Косул...