Рабочая программа учебного курса «Россия в мире»
рабочая программа по истории (11 класс)

Болонина Ирина Юрьевна

Рабочая программа разработана на основе  программы  по Истории для 10-11 классов (базовый уровень) общеобразовательных учреждений  О.В.Волобуева, В.А.Клокова, С.В. Тырина «Россия в мире. С древнейших времен до начала ХХ века» (М.: Дрофа, 2019)  к  учебнику:   Волобуев О.В., Абрамов А.В. Россия в мире с древнейших времен до начала ХХ века. М.: Дрофа, 2020.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robochaya_programma_istoriya_11.docx44.58 КБ

Предварительный просмотр:


Частное образовательное учреждение «Уральский региональный экспериментальный учебно-научный комплекс

Белорецкая средняя общеобразовательная компьютерная школа

г. Белорецк, муниципальный район Белорецкий район Республики Башкортостан

СОГЛАСОВАНО

зам. директора

по общеобразовательным

дисциплинам

Савинова Н.В.

_________________

« _____» __________ 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор БКШ

 Плохова И.В.

__________________

От ________________  № _______

Рабочая программа

учебного курса «Россия в мире»

на 2020-2021 уч.г.

Составитель: Болонина Ирина Юрьевна

Класс: 11

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») на основе:

Конституции Российской Федерации;

Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Конституции Республики Башкортостан;

Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»;

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10.№ 189 (в редакции Постановления  Главного государственного санитарного  врача РФ №81 от 24.12.2015);

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012  года № 413 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. №1645, Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1578);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных  (допущенных)  Министерством  образования  и  науки  РФ  к  использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах(с исправлениями 2020 года );  

Учебных планов по ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г7 №1897 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года 31644, Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577);

Концепции  развития  национального  образования  в  Республике Башкортостан от 31.12.2009 г. № УП-730;

Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» № 216-З от 15 февраля 1999 года;

Устава ЧОУ Уральский РЭК;

Основной образовательной программы;

Учебного плана БКШ на 2019-2020 учебный год;

Историко-культурного стандарта, разработанного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г.;

Примерной  основной образовательной программы  основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15);

Рабочая программа разработана на основе  программы  по Истории для 10-11 классов (базовый уровень) общеобразовательных учреждений  О.В.Волобуева, В.А.Клокова, С.В. Тырина «Россия в мире. С древнейших времен до начала ХХ века» (М.: Дрофа, 2019)  к  учебнику:   Волобуев О.В., Абрамов А.В. Россия в мире с древнейших времен до начала ХХ века. М.: Дрофа, 2020.

Рабочая программа по истории включают следующие разделы:

- Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

 - Содержание учебного предмета, курса.

 -Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Цели и задачи программы.

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике

Требования к уровню подготовки обучающихся

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

познавательный интерес к прошлому своей страны

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

формирование коммуникативной компетентности;

обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;

расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;

применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;

критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.

Предметные результаты:

определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

установление синхронистических связей истории Росии и стран Европы и Азии;

составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

применение понятийного аппарата и приемов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества;

использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

использование сведений из исторической карты как источника информации;

описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в Новейшее время, памятников культуры, событий новейшей истории;

понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;

высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

описание характерных, существенных черт форм государственного устройства современных государств, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;

анализ информации, содержащейся в исторических документах;

использование приёмов исторического анализа;

понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;

оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

систематизация информации в ходе проектной деятельности;

поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Российской империи;

уважение к русской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

Выпускник получит возможность научиться:

локализовать во времени хронологические рамки и  события основных этапов отечественной и всеобщей истории; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории;

использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств , об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизации и др.;

анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории;

составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории;

систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории;

сопоставлять развитие России и других стран, сравнивать исторические ситуации и события;

давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории.

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.

давать сопоставительную характеристику политического устройства государства

сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять ее в виде письменного текста

используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств;

использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

сравнивать развитие России и других стран, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

применять знания по истории России и своего края  при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

Тематическое планирование

11  класс

№ п/п

Название темы

Количество часов

Контрольные работы

1

От первобытности к древним цивилизациям

5

1

Средневековое общество в VI-X в.в.

8

2

Россия и мир в XI- середине  XV в.

8

1

3

Мир в начале Нового времени

9

4

Запад и Россия в эпоху просвещения

8

1

5

Индустриальная цивилизация в XIX веке

7

6

Россия на пути модернизации

9

1

7

Россия и мир в начале ХХ века

6

8

Наука и культура в XIX- начале ХХ века

8

1

Итого:

68

        

Содержание тем учебного курса

Место предмета (курса) «История. Россия в мире» в учебном плане

Предмет «История. Россия в мире» изучается на ступени среднего общего образования  в 11 классе  по 2 часа в неделю. Учебный курс  включает в себя Историю России и Всеобщую историю до начала XX века. Рабочая программа рассчитана на 34 учебные  недели, 68 часов в год. Обучение проводится синхронно, поскольку события мировой и отечественной истории связанны друг с другом тесным образом.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ. РОССИЯ В МИРЕ»

Введение (1 ч)

Предмет изучения исторической науки. Исторические источники. Основные подходы к пониманию истории. Современный этап развития исторической науки. Отличие истории от мифологии.

Тема I. От первобытности к древним цивилизациям (4 ч)

Древнейшее человечество и цивилизации Древнего Востока. Человечество в древности. Неолитическая революция и ее последствия. Цивилизации Северо-Восточной Африки и Запад-

ной Азии. Государства Восточного Средиземноморья. Индо-буддийская и китайско-конфуцианская цивилизации. Хозяйство, власть и общество на Древнем Востоке. Религия и культура цивилизаций Востока.

Античные цивилизации Средиземноморья. Античное Средиземноморье. Северное причерноморье в античную эпоху. Культурное наследие Античности. Возникновение и распространение христианства.

Тема II. Средневековое общество в VI—X вв. (8 ч)

Становление западноевропейской и восточно-христианской цивилизаций. Поздняя Римская империя и мир варваров.

Рождение западноевропейской цивилизации. Византия и восточно-христианская цивилизация. Судьба славянских народов. Христианская церковь на Западе и Востоке. Античное наследие и Средневековье. Средневековые цивилизации Востока. Китайская и индийская цивилизации в раннее Средневековье. Ислам — новая мировая религия. Арабские завоевания и рождение мусульманской цивилизации. Раскол в исламе. Культура мусульманских стран.

Народы и государства Восточной Европы в раннее Средневековье. Природно-географические условия и хозяйственно-культурные типы. Этническая карта Восточной Европы. Хазарский

каганат и Волжская Булгария. Занятия и общественный строй восточных славян.

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Формирование Древнерусского государства. Наследники Рюрика. Крещение Руси. Древнерусское государство и общество. Организация управления государством. Первые княжеские усобицы. Община и вотчина в Древней Руси. Социальная структура общества. Русская Правда.

Культура и быт населения Древней Руси. Новые обычаи. Образование и литература. Архитектура и живопись. Бытовая культура.

Тема III. Россия и мир в XI — середине XV в. (8 ч)

Экономическое, социальное и политическое развитие Западной Европы. Западноевропейский феодализм. Кризис традиционного аграрного общества. Политическое развитие Западной Европы. Изменение роли церкви в жизни общества. Взаимодействие средневековых цивилизаций. Западно-европейская, восточно-христианская и мусульманская цивилизации

в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе.

Политическая раздробленность Руси. От княжеских усобиц к политической раздробленности. Экономическое развитие Руси в период раздробленности. Социально-политические модели и внешняя политика. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля.

Русские княжества и Золотая Орда. Монгольская империя. Нашествие на Восточную и Центральную Европу. Золотая Орда. Орда и Русь.

Москва во главе объединения русских земель. Новые политические центры Руси. Великое княжество Литовское и Русское. Дмитрий Донской: начало борьбы за независимость. Наследники Дмитрия Донского. Распад Золотой Орды. Русская средневековая культура. Культурные центры периода раздробленности. Подъем культуры после нашествия Батыя.

Книжное дело и литература. Архитектура: храмы и крепости. Великие живописцы.

Тема IV. Мир в начале Нового времени ( 9 ч)

Европа меняет себя и мир. Модернизация европейской экономики. Изменение в социальной структуре западноевропейского общества. Великие географические открытия и колониальные захваты. Реформация и религиозный раскол в Европе. Протестантская этика и капитализм.

Формирование Российского государства. От Руси к России. На пути к централизации власти. «Москва — Третий Рим». Экономический подъем.

Страны Западной Европы в XVII в. Социально-экономическое и политическое развитие Европы в XVI—XVII вв. Французский абсолютизм. Английский абсолютизм в XVI—XVII вв.

Английская революция XVII в. Кризис государства и общества в России. Смутное время.

Опричнина. Итоги правления Ивана Грозного. Причины Смуты. Поход Лжедмитрия I и гражданская война. Иноземная интервенция и народные ополчения. Становление самодержавия Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Законодательное оформление самодержавия.

Церковный раскол. Изменения в экономическом и социальном строе. Новые явления в духовной жизни общества. Начало формирования многонационального Российского государства. Политическая карта Восточной Европы в XVI в. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Продвижение на север и в Сибирь. Присоединение Левобережной Украины.

Русская культура середины XV—XVII в. Основные тенденции в развитии культуры. Книжное дело и литература. Архитектура: новые стили. Живопись: от иконы к парсуне.

Тема V. Запад и Россия в эпоху Просвещения (8 ч)

Эпоха Просвещения. Успехи в науке как предпосылки Просвещения. Общественные идеалы эпохи Просвещения. Развитие просветительских идей в XVIII столетии. «Просвещенный

абсолютизм».

Революции XVIII столетия. Западная Европа перед эпохой революций. Англия и североамериканские колонии. Американская революция. Франция перед революцией. Начало Великой французской революции. Падение абсолютизма во Франции. Якобинская диктатура и завершение Великой французской революции.

Власть и общество в России в XVIII в. Необходимость преобразований. Внешняя политика и военная реформа. «Регулярное» государство Петра I. Борьба за наследие Петра. «Просвещенный абсолютизм»: российский вариант. Социально-экономическое развитие России. Деревня и город

на рубеже XVII—XVIII вв. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России. Золотой век дворянства.

Расширение территории Российской империи. Северная война и территориальные приобретения России. Расширение западных границ в последней трети XVIII в. Продвижение на юг. Восточные пограничья Российской империи. Образование, наука и культура. Новая эпоха в отечественной культуре XVIII в. Образование и наука. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство.

Тема VI. Индустриальная цивилизация в XIX в. (7 ч)

Западная Европа и Россия в эпоху Наполеоновских войн. Империя Наполеона I. Русско-французские отношения. Отечественная война 1812 года. Завершение эпохи Наполеоновских

войн.

Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Начало промышленного переворота в Англии. Технический прогресс. Новый этап промышленного переворота. Со-

циальные последствия промышленного переворота. Идейные течения и политические партии. «Век либерализма». Консерватизм. Социализм. Идеи национализма на Западе.

Революции и реформы. Революции середины XIX в. Во Франции. Революционное движение в других странах Европы. Реформы в Великобритании.

Колониальные империи. Ослабление «старых» колониальных империй — Испании и Португалии. Появление новых колониальных империй — Голландии, Франции и Англии. Воз-

никновение независимых государств в Латинской Америке. Последствия и новое расширение европейской колонизации в Африке и Азии.

Модернизационные процессы в мире великих держав. Борьба против рабства и процессы модернизации в США. Возникновение национальных государств в Европе. Новые лидеры и

новые явления в мировой экономике. Общественные движения и политические партии во второй половине XIX в.

Тема VII. Россия на пути модернизации ( 9 ч)

Российское государство в первой половине XIX в. «Либерал» на троне. Царствование Николая I. Государство и крестьянский вопрос в России в первой половине XIX в. Новые явления в социально-экономической сфере. Общественная жизнь России в первой половине XIX в. Об-

щественные настроения в начале XIX в. Декабристы. В поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы. Зарождение идей «русского социализма».

Реформы 1860—1870 гг. в России. Новый рубеж в истории России. Преобразования 1860—1870 гг. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Развитие сельского хозяйства

и промышленности в пореформенный период. Социально-экономическая политика Александра III (1881—1894).

Общественное движение в России во второй половине XIX в.

Рост общественной активности. Консерватизм. Русский либерализм. Народничество. Возникновение рабочего движения и зарождение социал-демократии в России. Россия — многонациональная империя. Управление территориями, присоединенными к России в первой трети XIX в.

Кавказская война. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Русские переселенцы в Сибири и на Дальнем Востоке. Пути создания империи.

Россия в системе международных отношений. 1815—1878 гг. Венский конгресс и Священный союз. Восточный вопрос в международной политике и Россия. Крымская война. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

Тема VIII. Россия и мир в начале ХХ в. (6 ч)

Внешняя политика России в начале XX в. Политическая карта мира. Внешнеполитическое положение России. Русско-японская война. Россия и европейские военно-политические союзы.

Новые тенденции в развитии индустриального общества.

Страны Запада. Процессы глобальной модернизации и Россия. Идейные течения и политические партии в России. Начало модернизации в странах Востока.

Российская империя: самодержавие и общество на рубеже веков. Модернизационные процессы в экономике и обществе. Самодержавная монархия и ее социальная опора. Возникновение революционных организаций и партий. Первая российская революция. Причины, начало и особенности первой революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка и Манифест 17 октября. Восстания в конце 1905 г. и Основные законы апреля 1906 г. Первая и вторая

Государственная дума в условиях спада революции. Итоги и последствия революции.

Думская монархия и столыпинские реформы. Третьеиюньский политический режим. Столыпинская аграрная реформа. Экономика и общество накануне Первой мировой войны.

Тема IX. Наука и культура в XIX — начале XX в. (8 ч)

Развитие мировой научной мысли. Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научно-технический прогресс и общество.

Мировая литература и художественная культура. Литература и жизнь. Основные направления художественной культуры.

Изобразительное искусство. Музыкальное искусство. Культура России в XIX в. Просвещение. Литература в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет.

Развитие российской культуры в начале ХХ в. Серебряный  век. Тенденции культурного синтеза. Стиль модерн в архитектуре. Русский модернизм и авангард.

Контроль уровня обученности

Формы контроля:

Тематические тесты.

Обучающие тесты: тесты повышенного уровня сложности, позволяющие провести дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Промежуточные тесты: задания разного уровня сложности по итогам изучения темы.

Исторический диктант: проверка знаний терминов, географических названий, имен собственных, дат.

Итоговое обобщение в виде тестирования.

Работа над проектами: краткосрочная и долгосрочная.

Контрольная работа: задания разного вида и уровня сложности.

Различные формы творческих заданий.

Научно-методическое обеспечение рабочей программы

 Список литературы для учителя.

1.  О.В.Волобуев, В.А.Клоков, С.В. Тырин. Россия в мире. С древнейших времен до начала ХХ века. Рабочая программа. М.: Дрофа, 2019

2. Волобуев О.В., Абрамов А.В. Россия в мире с древнейших времен до начала ХХ века. М.: Дрофа, 2020.

Список литературы для учащихся.

1. Волобуев О.В., Абрамов А.В. Россия в мире с древнейших времен до начала ХХ века. М.: Дрофа, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса "История Древнего мира"

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы курса и...

Рабочая программа курса История Древнего мира. 5 класс

Образовательная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. История /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. А...

Рабочая программа курса "Я в мире профессий" для обучающихся 7 - 8 классов (соответствует требованиям ФГОС ООО). Автор - составитель: педагог - психолог Антонова С.А.

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающи...

Рабочая программа курса "История Древнего мира" 5 класс

Рабочая программа по курсу "История Древнего мира" для 5 класса составлена на основе ФГОС...

Элективный курс "Россия в мире"

Элективный курс " Россия в мире" по географии предназначен для учащихся 9 классов , углубленно изучающих географию хозяйства России. Он полезен также при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по географии...

Рабочая программа курса "Россия - мои горизонты"

Программа для 7 класса с учетом участия в проекте "Билет в будущее"...