Рабочая программа учебного курса «Россия в мире»
рабочая программа по истории (11 класс)
Рабочая программа разработана на основе программы по Истории для 10-11 классов (базовый уровень) общеобразовательных учреждений О.В.Волобуева, В.А.Клокова, С.В. Тырина «Россия в мире. С древнейших времен до начала ХХ века» (М.: Дрофа, 2019) к учебнику: Волобуев О.В., Абрамов А.В. Россия в мире с древнейших времен до начала ХХ века. М.: Дрофа, 2020.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
robochaya_programma_istoriya_11.docx | 44.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное образовательное учреждение «Уральский региональный экспериментальный учебно-научный комплекс
Белорецкая средняя общеобразовательная компьютерная школа
г. Белорецк, муниципальный район Белорецкий район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО зам. директора по общеобразовательным дисциплинам Савинова Н.В. _________________ « _____» __________ 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор БКШ Плохова И.В. __________________ От ________________ № _______ |
Рабочая программа
учебного курса «Россия в мире»
на 2020-2021 уч.г.
Составитель: Болонина Ирина Юрьевна
Класс: 11
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») на основе:
Конституции Российской Федерации;
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Конституции Республики Башкортостан;
Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»;
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10.№ 189 (в редакции Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №81 от 24.12.2015);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. №1645, Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1578);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах(с исправлениями 2020 года );
Учебных планов по ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г7 №1897 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года 31644, Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577);
Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан от 31.12.2009 г. № УП-730;
Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» № 216-З от 15 февраля 1999 года;
Устава ЧОУ Уральский РЭК;
Основной образовательной программы;
Учебного плана БКШ на 2019-2020 учебный год;
Историко-культурного стандарта, разработанного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г.;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15);
Рабочая программа разработана на основе программы по Истории для 10-11 классов (базовый уровень) общеобразовательных учреждений О.В.Волобуева, В.А.Клокова, С.В. Тырина «Россия в мире. С древнейших времен до начала ХХ века» (М.: Дрофа, 2019) к учебнику: Волобуев О.В., Абрамов А.В. Россия в мире с древнейших времен до начала ХХ века. М.: Дрофа, 2020.
Рабочая программа по истории включают следующие разделы:
- Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
- Содержание учебного предмета, курса.
-Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Цели и задачи программы.
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике
Требования к уровню подготовки обучающихся
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
познавательный интерес к прошлому своей страны
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
формирование коммуникативной компетентности;
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.
Предметные результаты:
определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
установление синхронистических связей истории Росии и стран Европы и Азии;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
применение понятийного аппарата и приемов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества;
использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
использование сведений из исторической карты как источника информации;
описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в Новейшее время, памятников культуры, событий новейшей истории;
понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;
высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
описание характерных, существенных черт форм государственного устройства современных государств, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;
анализ информации, содержащейся в исторических документах;
использование приёмов исторического анализа;
понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;
оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
систематизация информации в ходе проектной деятельности;
поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Российской империи;
уважение к русской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Выпускник получит возможность научиться:
локализовать во времени хронологические рамки и события основных этапов отечественной и всеобщей истории; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории;
использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств , об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизации и др.;
анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории;
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории;
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории;
сопоставлять развитие России и других стран, сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории.
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.
давать сопоставительную характеристику политического устройства государства
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять ее в виде письменного текста
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств;
использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
сравнивать развитие России и других стран, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
применять знания по истории России и своего края при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Тематическое планирование
11 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов | Контрольные работы |
1 | От первобытности к древним цивилизациям | 5 | |
1 | Средневековое общество в VI-X в.в. | 8 | |
2 | Россия и мир в XI- середине XV в. | 8 | 1 |
3 | Мир в начале Нового времени | 9 | |
4 | Запад и Россия в эпоху просвещения | 8 | 1 |
5 | Индустриальная цивилизация в XIX веке | 7 | |
6 | Россия на пути модернизации | 9 | 1 |
7 | Россия и мир в начале ХХ века | 6 | |
8 | Наука и культура в XIX- начале ХХ века | 8 | 1 |
Итого: | 68 |
Содержание тем учебного курса
Место предмета (курса) «История. Россия в мире» в учебном плане
Предмет «История. Россия в мире» изучается на ступени среднего общего образования в 11 классе по 2 часа в неделю. Учебный курс включает в себя Историю России и Всеобщую историю до начала XX века. Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели, 68 часов в год. Обучение проводится синхронно, поскольку события мировой и отечественной истории связанны друг с другом тесным образом.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ. РОССИЯ В МИРЕ»
Введение (1 ч)
Предмет изучения исторической науки. Исторические источники. Основные подходы к пониманию истории. Современный этап развития исторической науки. Отличие истории от мифологии.
Тема I. От первобытности к древним цивилизациям (4 ч)
Древнейшее человечество и цивилизации Древнего Востока. Человечество в древности. Неолитическая революция и ее последствия. Цивилизации Северо-Восточной Африки и Запад-
ной Азии. Государства Восточного Средиземноморья. Индо-буддийская и китайско-конфуцианская цивилизации. Хозяйство, власть и общество на Древнем Востоке. Религия и культура цивилизаций Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Античное Средиземноморье. Северное причерноморье в античную эпоху. Культурное наследие Античности. Возникновение и распространение христианства.
Тема II. Средневековое общество в VI—X вв. (8 ч)
Становление западноевропейской и восточно-христианской цивилизаций. Поздняя Римская империя и мир варваров.
Рождение западноевропейской цивилизации. Византия и восточно-христианская цивилизация. Судьба славянских народов. Христианская церковь на Западе и Востоке. Античное наследие и Средневековье. Средневековые цивилизации Востока. Китайская и индийская цивилизации в раннее Средневековье. Ислам — новая мировая религия. Арабские завоевания и рождение мусульманской цивилизации. Раскол в исламе. Культура мусульманских стран.
Народы и государства Восточной Европы в раннее Средневековье. Природно-географические условия и хозяйственно-культурные типы. Этническая карта Восточной Европы. Хазарский
каганат и Волжская Булгария. Занятия и общественный строй восточных славян.
Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Формирование Древнерусского государства. Наследники Рюрика. Крещение Руси. Древнерусское государство и общество. Организация управления государством. Первые княжеские усобицы. Община и вотчина в Древней Руси. Социальная структура общества. Русская Правда.
Культура и быт населения Древней Руси. Новые обычаи. Образование и литература. Архитектура и живопись. Бытовая культура.
Тема III. Россия и мир в XI — середине XV в. (8 ч)
Экономическое, социальное и политическое развитие Западной Европы. Западноевропейский феодализм. Кризис традиционного аграрного общества. Политическое развитие Западной Европы. Изменение роли церкви в жизни общества. Взаимодействие средневековых цивилизаций. Западно-европейская, восточно-христианская и мусульманская цивилизации
в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе.
Политическая раздробленность Руси. От княжеских усобиц к политической раздробленности. Экономическое развитие Руси в период раздробленности. Социально-политические модели и внешняя политика. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля.
Русские княжества и Золотая Орда. Монгольская империя. Нашествие на Восточную и Центральную Европу. Золотая Орда. Орда и Русь.
Москва во главе объединения русских земель. Новые политические центры Руси. Великое княжество Литовское и Русское. Дмитрий Донской: начало борьбы за независимость. Наследники Дмитрия Донского. Распад Золотой Орды. Русская средневековая культура. Культурные центры периода раздробленности. Подъем культуры после нашествия Батыя.
Книжное дело и литература. Архитектура: храмы и крепости. Великие живописцы.
Тема IV. Мир в начале Нового времени ( 9 ч)
Европа меняет себя и мир. Модернизация европейской экономики. Изменение в социальной структуре западноевропейского общества. Великие географические открытия и колониальные захваты. Реформация и религиозный раскол в Европе. Протестантская этика и капитализм.
Формирование Российского государства. От Руси к России. На пути к централизации власти. «Москва — Третий Рим». Экономический подъем.
Страны Западной Европы в XVII в. Социально-экономическое и политическое развитие Европы в XVI—XVII вв. Французский абсолютизм. Английский абсолютизм в XVI—XVII вв.
Английская революция XVII в. Кризис государства и общества в России. Смутное время.
Опричнина. Итоги правления Ивана Грозного. Причины Смуты. Поход Лжедмитрия I и гражданская война. Иноземная интервенция и народные ополчения. Становление самодержавия Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Законодательное оформление самодержавия.
Церковный раскол. Изменения в экономическом и социальном строе. Новые явления в духовной жизни общества. Начало формирования многонационального Российского государства. Политическая карта Восточной Европы в XVI в. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Продвижение на север и в Сибирь. Присоединение Левобережной Украины.
Русская культура середины XV—XVII в. Основные тенденции в развитии культуры. Книжное дело и литература. Архитектура: новые стили. Живопись: от иконы к парсуне.
Тема V. Запад и Россия в эпоху Просвещения (8 ч)
Эпоха Просвещения. Успехи в науке как предпосылки Просвещения. Общественные идеалы эпохи Просвещения. Развитие просветительских идей в XVIII столетии. «Просвещенный
абсолютизм».
Революции XVIII столетия. Западная Европа перед эпохой революций. Англия и североамериканские колонии. Американская революция. Франция перед революцией. Начало Великой французской революции. Падение абсолютизма во Франции. Якобинская диктатура и завершение Великой французской революции.
Власть и общество в России в XVIII в. Необходимость преобразований. Внешняя политика и военная реформа. «Регулярное» государство Петра I. Борьба за наследие Петра. «Просвещенный абсолютизм»: российский вариант. Социально-экономическое развитие России. Деревня и город
на рубеже XVII—XVIII вв. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России. Золотой век дворянства.
Расширение территории Российской империи. Северная война и территориальные приобретения России. Расширение западных границ в последней трети XVIII в. Продвижение на юг. Восточные пограничья Российской империи. Образование, наука и культура. Новая эпоха в отечественной культуре XVIII в. Образование и наука. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство.
Тема VI. Индустриальная цивилизация в XIX в. (7 ч)
Западная Европа и Россия в эпоху Наполеоновских войн. Империя Наполеона I. Русско-французские отношения. Отечественная война 1812 года. Завершение эпохи Наполеоновских
войн.
Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Начало промышленного переворота в Англии. Технический прогресс. Новый этап промышленного переворота. Со-
циальные последствия промышленного переворота. Идейные течения и политические партии. «Век либерализма». Консерватизм. Социализм. Идеи национализма на Западе.
Революции и реформы. Революции середины XIX в. Во Франции. Революционное движение в других странах Европы. Реформы в Великобритании.
Колониальные империи. Ослабление «старых» колониальных империй — Испании и Португалии. Появление новых колониальных империй — Голландии, Франции и Англии. Воз-
никновение независимых государств в Латинской Америке. Последствия и новое расширение европейской колонизации в Африке и Азии.
Модернизационные процессы в мире великих держав. Борьба против рабства и процессы модернизации в США. Возникновение национальных государств в Европе. Новые лидеры и
новые явления в мировой экономике. Общественные движения и политические партии во второй половине XIX в.
Тема VII. Россия на пути модернизации ( 9 ч)
Российское государство в первой половине XIX в. «Либерал» на троне. Царствование Николая I. Государство и крестьянский вопрос в России в первой половине XIX в. Новые явления в социально-экономической сфере. Общественная жизнь России в первой половине XIX в. Об-
щественные настроения в начале XIX в. Декабристы. В поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы. Зарождение идей «русского социализма».
Реформы 1860—1870 гг. в России. Новый рубеж в истории России. Преобразования 1860—1870 гг. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Развитие сельского хозяйства
и промышленности в пореформенный период. Социально-экономическая политика Александра III (1881—1894).
Общественное движение в России во второй половине XIX в.
Рост общественной активности. Консерватизм. Русский либерализм. Народничество. Возникновение рабочего движения и зарождение социал-демократии в России. Россия — многонациональная империя. Управление территориями, присоединенными к России в первой трети XIX в.
Кавказская война. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Русские переселенцы в Сибири и на Дальнем Востоке. Пути создания империи.
Россия в системе международных отношений. 1815—1878 гг. Венский конгресс и Священный союз. Восточный вопрос в международной политике и Россия. Крымская война. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
Тема VIII. Россия и мир в начале ХХ в. (6 ч)
Внешняя политика России в начале XX в. Политическая карта мира. Внешнеполитическое положение России. Русско-японская война. Россия и европейские военно-политические союзы.
Новые тенденции в развитии индустриального общества.
Страны Запада. Процессы глобальной модернизации и Россия. Идейные течения и политические партии в России. Начало модернизации в странах Востока.
Российская империя: самодержавие и общество на рубеже веков. Модернизационные процессы в экономике и обществе. Самодержавная монархия и ее социальная опора. Возникновение революционных организаций и партий. Первая российская революция. Причины, начало и особенности первой революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка и Манифест 17 октября. Восстания в конце 1905 г. и Основные законы апреля 1906 г. Первая и вторая
Государственная дума в условиях спада революции. Итоги и последствия революции.
Думская монархия и столыпинские реформы. Третьеиюньский политический режим. Столыпинская аграрная реформа. Экономика и общество накануне Первой мировой войны.
Тема IX. Наука и культура в XIX — начале XX в. (8 ч)
Развитие мировой научной мысли. Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научно-технический прогресс и общество.
Мировая литература и художественная культура. Литература и жизнь. Основные направления художественной культуры.
Изобразительное искусство. Музыкальное искусство. Культура России в XIX в. Просвещение. Литература в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет.
Развитие российской культуры в начале ХХ в. Серебряный век. Тенденции культурного синтеза. Стиль модерн в архитектуре. Русский модернизм и авангард.
Контроль уровня обученности
Формы контроля:
Тематические тесты.
Обучающие тесты: тесты повышенного уровня сложности, позволяющие провести дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Промежуточные тесты: задания разного уровня сложности по итогам изучения темы.
Исторический диктант: проверка знаний терминов, географических названий, имен собственных, дат.
Итоговое обобщение в виде тестирования.
Работа над проектами: краткосрочная и долгосрочная.
Контрольная работа: задания разного вида и уровня сложности.
Различные формы творческих заданий.
Научно-методическое обеспечение рабочей программы
Список литературы для учителя.
1. О.В.Волобуев, В.А.Клоков, С.В. Тырин. Россия в мире. С древнейших времен до начала ХХ века. Рабочая программа. М.: Дрофа, 2019
2. Волобуев О.В., Абрамов А.В. Россия в мире с древнейших времен до начала ХХ века. М.: Дрофа, 2020.
Список литературы для учащихся.
1. Волобуев О.В., Абрамов А.В. Россия в мире с древнейших времен до начала ХХ века. М.: Дрофа, 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа курса "История Древнего мира"
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы курса и...
Рабочая программа курса История Древнего мира. 5 класс
Образовательная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. История /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. А...
Рабочая программа курса "Я в мире профессий" для обучающихся 7 - 8 классов (соответствует требованиям ФГОС ООО). Автор - составитель: педагог - психолог Антонова С.А.
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающи...
Рабочая программа курса "История Древнего мира" 5 класс
Рабочая программа по курсу "История Древнего мира" для 5 класса составлена на основе ФГОС...
Элективный курс "Россия в мире"
Элективный курс " Россия в мире" по географии предназначен для учащихся 9 классов , углубленно изучающих географию хозяйства России. Он полезен также при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по географии...
Рабочая программа курса «Россия в международных отношениях в xx веке»
СДАЛАТЬ АННОТАЦИЮ...
Рабочая программа курса "Россия - мои горизонты"
Программа для 7 класса с учетом участия в проекте "Билет в будущее"...