Разработка урока по ФГОС 7 класс
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Данный урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Посвящен сравнительному анализу положения различных слоев сословий России XVII века. Важно проследить влияние исторических событий на изменения произошедшие во всех сферах жизни общества: социальной, экономической, административной, духовной, семейной, военной, политической…
Для подробного изучения данной темы целесообразно использовать иллюстрации приведенные на страницах учебника к данному параграфу, мультимедийной презентацией или электронного приложение к учебнику.
В вопросе об изменениях в положении основных сословий XVII века учитель обращает внимание на права и обязанности простого человека (крестьянина), его жизнь, интересы, в сравнении с посадским населением, феодалами, духовенством, и казаками.
В качестве мини-проекта (домашнего задания) учащимся может быть предложено выполнение задания по следующей теме: «Чрезвычайная значимость роли «Соборного уложения» 1649 года в формировании сословий России XVII века».
Один из вариантов домашнего задания составления рассказа и/или кроссворда по теме: «Жизнь и быт сословий России XVII века». Подготовить презентацию на тему: «Сословный строй России XVII века».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sosloviya_rossii_17_vek.docx | 28.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Сословия российского общества XVII века. (§5-стр. 42-48)
Тип урока «открытие» новых знаний
Общая часть | ||||||||
Цель урока: | ||||||||
Охарактеризовать социальную структуру российского общества XVII века, экономические и политические положения разных сословий российского общества. Раскрыть причины изменений, произошедших в положении представителей различных слоев общества. Знакомство с жизнью и бытом разных сословий. (слад 1) | ||||||||
Планируемые образовательные результаты: | ||||||||
Личностные | Предметные | Метапредметные | ||||||
Развитие интереса к изучению ранее незнакомых фактов из жизни представителей разных сословий XVII века., проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения | Знакомство с жизнью, традициями и бытом различных слоев населения. | Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания положения основных сословий в России в XVII веке и проведению сравнительной характеристики. | ||||||
Задачи: | ||||||||
Воспитывающая | Развивающая | Обучающая | ||||||
- формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом. - формирование эстетического восприятия, уважения и трепетного отношения к традиционным ценностям. | - развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы. - формировать навыки работы с предметными материалами, иллюстрациями и текстом учебника. - формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни. | - углубленное знакомство с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий. - формирование понимания роли изменений происходящих в повседневной жизни людей в течение одного столетия | ||||||
Основные понятия изучаемые на уроке: «белые» слободы; черносошные крестьяне, барщина, оброк, крепостные, приказные люди, ясак, «приборные» служилые люди. (слад 2,3) | ||||||||
Важнейшие даты: 1649 г. – Соборное уложение, определение (слад 4) | ||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедиа (компьютер, проектор), электронное приложение к учебнику «История. Россия конец XVI-XVIII век. 7класс» Данилов А.А. (УМК «Сферы»), схема «Сословия России» | ||||||||
Организационная структура урока | ||||||||
Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности. Цель: заинтересовать учащихся. Форма работы: индивидуальная (в т.ч. у доски) | ||||||||
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок истории мы начнем с просмотра «Иллюстративного ряда». (слад 5,6,7,8,9,10) Кто хочет поработать у доски? Задание: Ребята вы должны систематизировать исторический материал в таблице в рабочей тетради «Сословия России XVII века», для выполнения этого задания вам необходимо внимательно работать с текстом учебника, отвечая на следующие вопросы: а) название сословия; б) состав сословия; в) права и обязанности. Дети: Мы будем изучать положение (привилегии, права и обязанности и т.д.) основных сословий России XVII века. Совершенно верно. Тема нашего сегодняшнего урока «Сословия российского общества XVII века». Мы будем говорить о жизни и быте социальной структуре российского общества, экономическом и политическом положении разных сословий. Если данный вопрос вызывает затруднение, учитель уточняет – О чем говорится в задании? (о жизни и быте людей). Исторические события и культура (традиции, не разделимы). Именно их мы и будем сегодня изучать. | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
Дает задание для выполнения. При помощи вопросов подводит к формулировке темы. | Выполняют задания самостоятельно, 1 учащийся делает это у доски. Отвечают на вопросы учителя. | - развитие навыка выполнения простейших заданий.. - формирование способности к сопоставлению и выделению главного. - развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний. | ||||||
Этап 2. Актуализация знаний. Цель: актуализация имеющихся знаний по теме, выявление мест и причин затруднения. Формулировка цели урока. (слад 11) Форма работы: фронтальный опрос - Что вы знаете о России первой половины XVII века? - Дайте характеристику слову «сословия» - Какие сословия вы знаете? - Что хотели бы вы сегодня на уроке узнать о сословиях России XVII века? Что бы разобраться с этими вопросами наверняка, нам необходимо проделать большую работу. Ребята, какую цель нам необходимо поставить перед собой, для того чтобы разобраться в этих вопросах? (узнать о жизни и быте сословий России XVII века, об их в развитии России) | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
Задает вопрос. Фиксирует все высказывания детей о сословиях России (любое из них, даже не верное будет важным для дальнейшей работы). При помощи вопросов подводит к определению затруднения и формулировке цели. | Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока. | - формирование рефлексивных умений определения границы между знанием и незнанием. - формирование способности постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем. | ||||||
Этап 3. Открытие новых знаний Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы. Форма работы: в группах | ||||||||
Для того, чтобы сделать это наиболее быстро и эффективно, предлагаю каждой из групп работать по составленному плану. Класс делится на группы по количеству сословий. Каждая пара представляет свое сословие (рассказывает о составе сословия, службе и повинностях, образе жизни, костюмах и т.д.). Давайте попытаемся словесно нарисовать художественные образы людей живших в XVII веке. (слад 12)
Перед тем как приступить изучите критерии оценки, согласно которой будет оцениваться ваш результат. Каждая пара представляет свою работу, а остальные оценивают их результат, заполняя оценочную таблицу. В случае затруднения группа имеет право обратиться к учителю. Далее учитель сопоставляет заполненные ребятами оценочные таблицы и оценивает самостоятельную деятельность учащихся. Пожалуй, теперь информации о сословиях России XVII века достаточно и можно вернуться к вопросу, который вызвал затруднения в начале нашего урока. (Установило полное крепостное право) | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
Дает задание, контролирует работу, сопоставляет оценочные таблицы и оценивает деятельность. Представляет данные таблицы и обращает внимание на неизученные вопросы в делении сословий России XVII века. Возвращает к первоначальному вопросу. | Изучают информацию о своем сословии, оформляют в виде красочных плакатов и представляют остальным учащимся. Оценивают выступления и представленные работы по определенным критериям. Слушают учителя. | - формирование навыка расширенного поиска информации. - формирование навыка изучающего и поискового чтения. - формирование умения выделять главное и второстепенное - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. - отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. - формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им. - привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса. - формирование позитивной моральной самооценки. | ||||||
Этап 4. Первичное закрепление изученного. Цель: закрепление полученных знаний. Форма работы: групповая | ||||||||
Ребята давайте, немного подумаем и предположим основываясь на выполненных нами заданиях, какое влияние оказало Соборное уложение 1649 года на саму историю, жизнь людей и развитие человека. (слад 13) - Возможно, ли говорить о том, что к XVII веку в России сложилось сословие крестьян? (Нет, так, как в данный период времени существовало очень много категорий крестьян, их нельзя назвать единым сословием) - Назовите новое сословие России XVII века, особенности быта? (Казаки, землепашцы, скотоводы, войны, вольные люди) - Назовите самую стесненную категорию крестьян? (Самой стесненной категорией являлись холопы, так как вообще были лишены каких-либо прав) - Какое сословие в обществе оставалось господствующим, на какие группы делилось (Феодалы, бояре, дворяне) А теперь попробуйте заполнить схему самостоятельно (заполняется схема электронного приложения, возможны различные варианты) | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
Дает задания, координирует работу. | Моделирует ситуацию на основе имеющихся знаний. Заполняет электронную схему. | - формирование способности владения основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. - формирование способности к моделированию ситуации на основе имеющихся данных. - формирование способности к самостоятельному построению умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации. - развитие креативного мышления и способности к сопоставлению данных. - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. - отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. - формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. - развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом. | ||||||
Этап 5. Включение в систему знаний, повторение. Цель: показать единство частностей в изучении предмета и объединение их в единую систему знаний. Форма работы: групповая (слад 14) | ||||||||
- Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да) - Как именно? (Знание о делении сословий, правах и обязанностях людей помогут нам получить больше знаний о быте и жизни России XVII века, о культурных, архитектурных, художественных, политических и исторических событиях) - Как вы думаете, какую роль в жизни сословий России сыграло Соборное уложение 1649 года? (Универсальный кодекс феодального права, устанавливал нормы во всех сферах жизни общества – социальной, экономической, административной, семейной, духовной, военной и т.д., окончательно закрепостило крестьян, одновременно укрепив права феодалов) | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
Задает вопросы | Включает полученные знания в единую систему знаний | - развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом. - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. - отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. - формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | ||||||
Этап 6. Рефлексия учебной деятельности Цель: самооценка собственной деятельности на уроке. Форма работы: индивидуальная | ||||||||
«Нотный стан успеха» Ребята на доске изображен нотный стан, у вас на столах лежат нотки с изображением смайликов. Сейчас каждый из вас должен взять одну нотку со смайликом изображающим нужную эмоцию, которая осталась у вас при окончании урока. После этого подумайте, насколько данный урок был интересен для вас, было ли все понятно, или какая-то информация осталась не понятой. Сопоставив все факты, найдите на нотном стане место для своей нотки (верхняя линия стана – все удалось, удовлетворен уроком, средняя – что-то было непонятно, частично удовлетворен уроком, нижняя – ничего не понятно, не удовлетворен уроком) и поместите свою нотку на нотный стан. | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
Объясняет задание рефлексии. Анализирует полученный результат | Размещаю нотки на лесенке, в зависимости от полученных эмоций на уроке. | - развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели. - формирование позитивной моральной самооценки | ||||||
Этап 7. Домашнее задание Цель: закрепление и углубление знаний по теме. Форма работы: индивидуальная (слад 15) | ||||||||
Базовое: Повторить изученный на уроке материал, прочитать документ, ответить на вопросы после параграфа §5. Углубленное: Подробно изучить и подготовить проект: «Чрезвычайная значимость роли «Соборного уложения» 1649года в формировании сословий России». Творческое: Составить кроссворд по теме: «Жизнь и быт сословий России XVII века» Подготовить презентацию на тему: «Сословный строй России XVII века».
| - развитие способности к самоорганизации и самоконтролю. - развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся. - формирование способности к построению логических размышлений, включающих причинно-следственные связи. - формирование творческого подхода в решении поставленных задач. | |||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
Объясняет домашнее задание | Слушают учителя, задают уточняющие вопросы | - развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов. -формирование способности формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по ФГОС "Еда" 5 класс
Урок разработан по теме "Еда" для 5 класса с учетом требований ФГОС. Урок не требует определенного учебника, задумывался как вводный по теме. Целью урока является выявление знакомой детям лексик...
Древнейшие люди. Разработка урока в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС ООО нового поколения. Материал содержит подробный план-конспект урока, оформленный в виде технологической карты, а также приложения....
Разработка урока для 5 класса с элементами ФГОС по теме: "Приближенные значения. Округление чисел."
Разработка урока для 5 класса с элементами ФГОС по теме: "Приближенные значения. Округление чисел."...
Разработка урока для 5 класса ФГОС
Даанный урок разработан в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами для 5 класса по программе Критской.Тема урока "Волшебная палочка дирижера"...
разработка урока по ФГОС немецкий язык 2 класс
Урок разработан в соответствии с основными требованиями ФГОС.Урок закрепления знаний....
Разработка урока по ФГОС 5 класс,тема урока: "Изображение глубин и высот на физической карте"
Урок изучение нового материала....
Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС
Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...