Разработка урока для 5 класса с элементами ФГОС по теме: "Приближенные значения. Округление чисел."
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему
Разработка урока для 5 класса с элементами ФГОС по теме: "Приближенные значения. Округление чисел."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_5_klasseryzhih_e.i.docx | 87.54 КБ |
prezentaciya_k_otkrytomu_uroku_ryzhihe.i._1.pptx | 631.86 КБ |
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_pri_reshenii_tekstovyh_zadach.pptx | 191.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе.
(учебник Виленкин)
Тема урока: Приближенные значения. Округление чисел.
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)
Автор: Рыжих Е.И.
Цели урока: 1) сформировать представление о приближенном значении, способность к округлению чисел;
2)повторить и закрепить: понятие прикидки, десятичную запись числа.
Задачи: - образовательные (формирование познавательных УУД)
Научить в процессе реальной ситуации использовать определение следующих понятий «округление чисел, приближенное значение, приближение с избытком и недостатком»
- воспитательные(формирование коммуникативных и личностных УУД)
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группе сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность
-развивающие(формирование регулятивных УУД)
Умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Формы работыучащихся: фронтальная, парная, индивидуальная
Оборудование:компьютер, проектор, раздаточный материал.
Ход урока
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: 1)включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока;
Организация учебного процесса на этапе 1
-Здравствуйте, умницы и умники, я рада вас видеть.
-Что нового вы узнали на прошлых уроках? (познакомились с понятием «десятичная дробь», алгоритмом записи десятичной дроби, научились переводить обыкновенную дробь в десятичную и обратно)
-Сегодня на уроке мы продолжим работать с десятичными дробями.
-Вы хотели бы узнать что- либо новое о десятичных дробях?
-С чего мы начинаем работу на уроке? ( с повторения изученного материала) -Почему именно с этого мы начинаем работу?(вспоминаем, что нам уже известно и помощью этого узнаем новое)
2 этап. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.
Цель этапа:1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: правила округления чисел, алгоритма округления чисел;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде алгоритма.
4) зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности, демонстрирующие на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: правила округления чисел, алгоритма округления чисел;
Организация учебного процесса на этапе 2
Раздаются ксерокопии текстов
1ряд Текст №1
Полярный радиус Земли составляет 6357 км, а экваториальный – 6378 км. Однако, обычно говорят, что радиус Земли равен 6400 км.
2ряд Текст №2
Когда мы включаем выключатель, вся комната сразу же озаряется светом. Кажется, что свету совсем не надо времени, чтобы добраться до стен. Делались многочисленные попытки определить скорость света. В 17 веке считали, что скорость света равна300 000 км/с, в 19 веке – 313 000 км/с. А современные исследования показали, что скорость света равна 299 792 458 м/с. Однако, если вы спросите у образованного человека какова скорость света, он ответит, что она приближенно равна 300 000 км/ч
3ряд Текст №3
Представим себе, что длина пути между двумя железнодорожными станциями равна 7980 км. В таком случае обычно говорят, например, так: «Расстояние между станциями около восьми тысяч километров». Если же длина пути – 7032 км, то говорят, что расстояние равно примерно семи тысячам километров.
- Какие слова вам показались новыми? (примерно, приближенно)
_Что интересного в полученном ряде чисел?(все числа круглые)
-Что значит «круглое число»? (оканчивается нулем или нулями)
-Когда по -вашему происходит замена точного значения величины близким к нему круглым числом?
-Как вы считаете кокой будет тема нашего урока?(Приближенные значения. Округление чисел).
Тема фиксируется на доске и в тетрадях учащихся.
-Что теперь будем делать? (попробуем выполнить задание)
3 этап. Выявление места и причины затруднения.
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности
Организация учебного процесса на этапе 3.
-Округлите до десятых числа:
1. 57,32
2. 2,78
3. 5,35
-Вы можете выполнить данное задание. (нет)
- Сформулируйте цель своей деятельности.(понять смысл нового слова «округлить», научиться округлять числа, узнать где мы можем применить эти знания)
4 этап. Построения проекта выхода из затруднения.
Цель этапа:1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устанавливающего причину выявленного затруднения;
Организация учебного процесса на этапе 4
-Перед вами лежат линейки. Что в них особенного.(Единичный отрезок равен 1 см)
-С помощью этих линеек измерьте стороны ваших фигур.
- Почему мы не можем точно измерить размер фигур?(линейки не имеют миллиметровых делений)
- Запишите в виде двойного неравенства между какими целыми значениями лежит ваше значение? (три человека записывают свое значение у доски)
- Делаем прикидку, выполняем приближение с недостатком, с избытком
-Возьмите свои обычные линейки и еще раз произведите измерение.
-Какие значение величин вы получили (те же ученики записывают свой значения)
- К какому из чисел неравенства ваши значения находятся ближе?
(к избыточному значению, к недостаточному значению, находятся по середине.)
- Какой вывод можно сделать?(Ели величина имеет значение после целых 1,2,3,4 то мы округляем ее с недостатком, если значение 6,7,8,9 то с избытком)
- А как поступить если значение равно 5?
5 этап. Реализация построенного проекта.
Цель этапа: Организовать построение выхода из затруднения Организация учебного процесса на этапе 5
-Выполните предложенные действия (округлите до десятых)
1. 57,32͌ 57,3
2. 2,78 ͌ 2,8
3. 5,35 ͌ 5,4
-Сформулируйте алгоритм, которым вы только что воспользовались при округлении числа
После ответов учащихся на доску вывешивается алгоритм
Алгоритм
- Подчеркиваем разряд до которого необходимо округлить число.Разряды следующие за ним заменяем нулями.
- Смотрим на цифру низшего разряда.
- Если первая из отбрасываемых цифр меньше 5, то последняя сохраняемая цифра остается без изменения.
- Если первая из отбрасываемых цифр больше или равна 5, то
последняя сохраняемая цифра увеличивается на 1
-Обязательно ли оставлять нули в записи дробной части?
-Почему? (это не изменяет десятичную дробь)
6 этап Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе6
-Что сейчас вы будете делать?
(ТРЕНИРОВАТЬСЯ В ОКРУГЛЕНИИ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ)
Работа по учебнику, фронтальная
№ 1272 (устно)
№1274(с комментированием с места)
7 этап. Тестирование с взаимопроверкой по эталону.
Цель этапа: проверить свое умение применять правило округления чисел в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 7
-Что нужно сделать, чтобы проверить себя? (выполнить самостоятельную работу)
По окончании работы на экране эталон решения
Выяснить у кого какие результаты.
Кто и где допустил ошибку.
8 этап. Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа:1) тренировать навыки использования нового содержания с ранее изученным.
Организация учебного процесса на этапе 8
№1276-у доски
9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 9
-Какую цель вы ставили перед собой на уроке?
-Вы достигли поставленной цели?
Что помогало выполнять задание?
-Проанализируйте свою работу на уроке, заполнив карточку.
Карточка для этапа рефлексии
Ответьте на вопросы:
1)Данная тема мне понятна.
2)Я хорошо понял правило округления чисел
3)В самостоятельной работе у меня все получилось
4)Я понял правило округления чисел, но в тестировании на уроке допустил ошибки при вычислении___________________________________________________
5)Я доволен своей работой на уроке___________________________________
6) Я оцениваю себя на оценку « »
Домашнее задание.
Выучить правила п. 33
Выполнить № 1297
На «3» № 1297
На «4» № 1301
На «5» Составить задачу на правила округления и решить ее.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прочитайте текст 1ряд Текст №1 Полярный радиус Земли составляет 6357 км, а экваториальный – 6378 км. Однако, обычно говорят, что радиус Земли равен 6400 км. 2ряд Текст №2 Когда мы включаем выключатель, вся комната сразу же озаряется светом. Кажется, что свету совсем не надо времени, чтобы добраться до стен. Делались многочисленные попытки определить скорость света. В 17 веке считали, что скорость света равна 300 000 км/с, в 19 веке – 313 000 км/с. А современные исследования показали, что скорость света равна 299 792 458 м/с. Однако, если вы спросите у образованного человека какова скорость света, он ответит, что она приближенно равна 300 000 км/с 3ряд Текст №3 Представим себе, что длина пути между двумя железнодорожными станциями равна 7980 км. В таком случае обычно говорят, например, так: «Расстояние между станциями около восьми тысяч километров». Если же длина пути – 7032 км, то говорят, что расстояние равно примерно семи тысячам километров.
Что интересного в числах? 6 400 300000 8000 7000
Тема: Приближенные значения чисел. Округление чисел.
х<а<у
Алгоритм Подчеркиваем разряд до которого необходимо округлить число . Следующие за ним числа заменяем нулями Если следующая за подчеркнутой цифрой меньше 5, то последняя сохраняемая цифра остается без изменения. Если следующая за подчеркнутой цифрой больше или равна 5, то последняя сохраняемая цифра увеличивается на 1
Динамическая пауза Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны по шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
Тестирование Вариант 1 А1-1 А2-3 А3 -1 А4-4 В1-20 Вариант 2 А1-4 А2-2 А3-4 А4-2 В1-7
Заполните карточки 1)Данная тема мне понятна (или нет) 2)Я хорошо понял правило округления чисел 3)В самостоятельной работе у меня все получилось 4)Я понял правило округления чисел, но в тестировании на уроке допустил ошибки при вычислении___________________________________________________ 5)Я доволен своей работой на уроке 6 ) Я оцениваю себя на оценку « »
Домашнее задание Выучить правила п. 33 Выполнить № 1297 На «3» № 1297 На «4» № 1301 На «5» Составить задачу на правило округления и решить ее
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования . Эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья
Факторы влияющие на здоровье генетическое наследие – 30 %, экологические воздействия – 20 %, образ жизни (питание, физическая активность, условия труда, стресс, вредные привычки и т. д.) – 50%. Задача
Задача Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.
Задача Вещество Доля в общей токсичности, % Никотин Сажа Мышьяк Окись углерода Уксусная кислота 28,7 7,87 0,85 9,2 1,2 « Дана таблица токсичности некоторых составляющих табличного дыма. Расставьте числа из таблицы в порядке возрастания».
Задача В лечебной физкультуре существуют характеристики ходьбы в зависимости от темпа и скорости: очень медленная (3 км/ч), медленная (4 км/ч), средняя (5,5 км/ч), быстрая (6,5 км/ч).
Учитель может подбирать и другие задания, заменять фактические данные на более новые и интересные. Предложенные материалы могут стать составной частью воспитательной работы, проводимой в общеобразовательной школе для осуществления профилактической работы на уроках математики по пропаганде здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии для 5 класса с элементами ФГОС по теме "Грибы"
Конспект урока по биологии для 5 класса с элементами ФГОС по учебнику А.А. Плешекова, Н.И.Сонина....
Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания (в основе системно-деятельностный подход)Цель урока: формирование у обучающихся навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Вспомнить п...
Методическая разработка урока 5 класс .Элементы баскетбола
Коспект урока.Элементы Баскетбола. Для 5 класса....
ТЕСТ. Приближенные значения. Округление чисел
ТЕСТ. Приближенные значения. Округление чисел....
Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)
Цель урока: формирование навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Формирование элементов мыслительных операций анализ и синтез.2. Вспомнить правило не с именами существительными.3....
Самоанализ урока математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел."
Мой урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел» построен в форме урока – путешествия по сказочным тропинкам. Тип урока – закрепление материала. Я ст...
урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел."
Цель урока: 1)Повторить с учащимися сложение, вычитание, округление десятичных дробей,2) проконтролировать умение учащихся применять их при решении заданий,3) показать связь математики с другими предм...