Урок истории "Сословия в России 17 века"
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ:
« ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСЛОВИЯ В РОССИИ XVIIв.»
Организационная информация | |||||
Тема урока | "Сословия в России 17 века" | ||||
Предмет | История России | ||||
Класс | 7 | ||||
Авторы урока (ФИО, должность) | Покудина Светлана Станиславовна, учитель | ||||
Образовательное учреждение | Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа №4» | ||||
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) | Центральный | ||||
Республика/край | Тверская область | ||||
Город/поселение | г. Кимры | ||||
Методическая информация | |||||
Тип урока (мероприятия, занятия) | Изучение нового материала | ||||
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) | Образовательная: охарактеризовать уровень развития хозяйства и торговли, дать представление о сословной структуре российского общества в данный период. развивающая: учить делать выводы , сравнивать. воспитательная: воспитание чувства любви к своей родине , уважение к своему народу.
| ||||
Задачи урока (мероприятия, занятия) | 1.Познакомить с новыми терминами: мануфактура ,всероссийский рынок, специализация районов. 2.Формировать навыки составления плана ответа. 3. Формировать навык работы с новыми терминами. | ||||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Информационно-коммуникативная технология, объяснительно-иллюстративные и частично-поисковые методы
| ||||
Время реализации урока (мероприятия, занятия) | 45 мин. | ||||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | 1) знакомство со словом «мануфактура», «специализация районов», «всероссийский рынок» 2) развитие умения анализировать текст, находить нужную информацию для ответа; 5) развитие умения систематизировать материал, сравнивать и обобщать; 6) совершенствование навыка работы с книгой; 7) воспитание чувства гордости за свою страну. | ||||
Необходимое оборудование и материалы | Интерактивная доска, компьютер.
| ||||
Дидактическое обеспечение урока
| Слайды с изображениями названий различных типов мануфактур. Наглядное пособие « Макарьевская и Ирбитская ярмарки».
| ||||
Список учебной и дополнительной литературы | Учебник 7 класса « История России 17-18 в.в» «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 19 в.»В. Н.Серов., А. Р. Лагно. | ||||
Краткое описание | Урок может быть использован при работе по теме «Экономическое Развитие России 17в» не только с обучающимися 7класса, которые работают по новым ФГОС, но и с обучающимися 10 класса, которые продолжают работать по образовательным стандартам 2004 года. | ||||
Ход и содержание урока
| |||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Учебный материал | ||
Проверка домашнего задания. | Предлагает сравнить взгляды Никона и Аввакума. 2.Дать определение «Церковному расколу » 3.Назвать его причины. | Отвечают на вопросы домашнего задания. | Домашний параграф № 33 -34 . | ||
Отработка изученных на предыдущем уроке понятий «церковный раскол», «старообрядчество», «реформы Никона » 2.Вспоминаем важнейшие даты (1653,1652 ,1662) 3.Называем выдающихся личностей эпохи: патриарх Никон, боярыня Морозова, протопоп Аввакум. | Учитель задает соответствующие вопросы.
| Обучающиеся отвечают на вопросы домашнего задания , используя свои знания,. полученные на предыдущем уроке, записи в тетрадях.
| Домашний параграф из учебника истории 17 в и прилагаемые к уроку документы. | ||
Формирование навыков умения ориентироваться в учебном материале ,давать характеристики историческим личностям. 3. Умение давать оценки ответам одноклассников. | 1.В чем выражался авторитет церкви в обществе и государстве ? Охарактеризуйте ее положение. 2.Расскажите про реформы Никона. 3.Назовите последствия реформ. 4.Как и за что преследовали раскольников? 5.Расскажите про боярыню Морозову и охарактеризуйте ее роль в расколе. | Дети оценивают рассказы своих одноклассников: Мне понравился рассказ о …. потому что…! Верно было сказано о ….. Следовало бы добавить …. |
| ||
Объяснение нового материала. | Учитель предлагает ученикам самостоятельно прочитать об экономическом развитии России в17 в в .учебнике «пар.34. стр.229-232.» и с помощью учителя заполнить таблицу : 1.ТЕРРИТОРИЯ. -расширение -количество уездов -итоги путешествий на Восток В.Пояркова ,С. Дежнева и Е.Хабарова. 2.НАСЕЛЕНИЕ. 3СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: -орудия труда. -господство натурального хозяйства. - система трехполья. - с/х культуры. -наметившаяся специализация районов. - усиление связи феодального хозяйства с рынком. 4.РЕМЕСЛО. -металлургия и металлообработка. -изделия из дерева. -текстиль. -соль. -ювелирное дело. 5.МАНУФАКТУРА. Промышленное предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. 17в – 30 мануфактур. Четыре типа мануфактур: -государственные. -помещичьи. -купеческие. -крестьянские. 6.НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО РЫНКА. 7.ТОРГОВЛЯ. -внутренняя ( ЯРМАРКИ: м Макарьевская, Ирбитская, Архангельская. - внешняя (экспорт и импорт)
Учитель корректирует ответы детей и объясняет значение новых терминов.
| Учащиеся читают параграф и заполняют таблицу, стараются объяснить как они понимают что обозначает тот или иной термин.
| Образец таблицы изображен на доске.
| ||
Работа с историческим источником из книги В. О.Ключевского «Исторические портреты» о Новоторговом уставе А. Нащокина.
| Учитель задает вопросы по прочитанному тексту: -в каком году О. Нащокин стал начальником Посольского указа ? -какова основная мысль Нащокина в планах устроения русской промышленности и торговли ? -прообразом какого учреждения был «Приказ купецких дел .»?
| Дети читают текст и отвечают на поставленные вопросы.
| Книга для чтения на уроках истории с отрывком из Ключевского В. О. «Исторические портреты».-М. 1991.-С.133.
Текст выведен на слайде на интерактивную доску.
| ||
Объяснение нового материала.
| Учитель рассказывает о привилегированных и непривилегированных сословиях . 1Высший класс-боярство. 2.Духовенство: черное и белое. 3.Посадское население : купцы,гости,чернослободские ремесленники,белослободские ремесленники. 4.Крестьяне и холопы: -владельческие. -монастырские. -черносошные. -дворцовые. 5.Вольные и гулящие люди. -казаки. -дети священников. -бродячие музыканты скоморохи. -нищие. -бродяги.
| Дети в тетрадях записывают :КРЕПОСТНОЕ ПРАВО-высшая форма собственности феодала на крестьянина ,.основанная на прикреплении крестьянина к земле феодала(боярина ,помещика, монастыря.) ТЯГЛО-денежные и натуральные повинности крестьян и посадских людей. ЯСАК- натуральный налог народов Севера и Сибири ,состоящий главным образом из пушнины. | Текст домашнего параграфа №34.
| ||
Учитель сообщает: Соборное уложение-главный источник информации о правах и привилегиях сословий. Именно в Соборном уложении 1649 года было зафиксировано окончательное закрепощение крестьян.
| Соборное уложение 1649 год.
|
|
| ||
Закрепление нового материала. | Учитель выводит на доску вопросы теста. | Дети отвечают на поставленные вопросы. |
| ||
Домашнее задание | учитель объясняет домашние задание: параграф 34, пересказ ,дополнить словарик терминов. | Учащиеся записывают домашнее задание. |
| ||
Подведение итогов урока | 1.О чем мы сегодня разговаривали ? 2.С какой новой темой мы познакомились? 3.Что нового узнали об экономике России в17 веке. Учитель выставляет оценки за работу на уроке. | Дети отвечают на вопросы, обобщая изученный на уроке учебный материал |
| ||
Рефлексия деятельности на уроке
| учитель предлагает после окончания урока выразить смайликом свое отношение к тому, о чем узнали на уроке (показ смайлика J, L .» | Дети при выходе из кабинета истории выкладывают на магнитной доске смайлики |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 1 байт |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории России "Общественное движение в России в 30 – 50 годы XIX века.
30-50-е годы XIX века в России - это зарождение и развитие общественного движения. В частности, первых кружков, которые преследовались. Ну, а после Крымской войны, зарождение движения славянофилов и з...
Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"
Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...
Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"
В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...
Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века
Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...
Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).
Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.). На уроке предполагается изучение нового м...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко
Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах....