Конспект открытого урока систематизации и обобщения знаний с элементами ролевой игры.
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Конспект открытого урока систематизации и обобщения знаний с элементами ролевой игры.

 «Их имена в истории Тавриды».(Русско-турецкие войны

18 века)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_word_document_3.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

4. Конспект открытого урока систематизации и обобщения знаний с элементами ролевой игры.

 «Их имена в истории Тавриды».(Русско-турецкие войны

18 века)

Цель урока:

- систематизировать и обобщить знания об исторических деятелях, связанных с решением вопроса о присоединении Крыма к России;

- показать из роль в присоединении Крыма и России;

- заинтересовать учащихся судьбами выдающихся людей;

- побудить у учащихся желание самостоятельно изучать историю родного края;

- формировать у учащихся навыки работы с картой, «линией времени», кроссвордами;

- совершенствовать у учащихся навыки работы с учебным пособием, понятиями, картой;

Оборудование:

- карта «Русско-турецкие войны»;

- карта-схема «Условия Кючук - Кайнарджийского договора»;

- выставка книг; портреты А. В. Суворова, А. П. Румянцева, В. М. Долгорукого;

- газета «Исторические лица в борьбе за Крым»;

- кроссворд «Их имена в истории Тавриды»;

- документы «Кючук – Кайнарджийский мирный договор», «Манифест о присоединении Крыма к России» от 8 апреля 1783г.;

- индивидуальные задания («4-й лишний», «Союзники-противники»);

- пособие Алтабаева Е., Коваленко В. «Потомству в пример».

Актуализация и мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня у нас необычный урок. Мы повторим тему «Русско-турецкая война» и поговорим о тех людях, которые прославились в этот период. Почему наш урок не обычный?

Мы отправимся в своеобразную галерею исторических портретов.

Запишем тему урока: Их имена в истории Тавриды. Русско-турецкие войны XVII ст.

Обратите внимание на слово Таврида.

Портреты нашей галереи написаны не красками, а самой историей.

Мы попытаемся создать словесные портреты, используя исторические документы, художественные произведения, легенды, предания, книги, которые являются главным источником знаний. Они представлены на выставке; есть в библиотеке, в интернете. И хотелось бы, чтобы итогом нашей роботы стало стремление прочитать эти и другие книги по истории родного края, найти информацию в интернете по нашей теме.

6

Повторение изученного материала

Повторить основные факты, связанные с рождением Тавриды:

Когда произошло решающее столкновение России и Турции? Чем оно завершилось?

Каковы условия Кючук – Кайнарджийского мира?

Какое событие произошло 8 апреля 1783 г.? Как стала называться область, образованная на территории Крымского ханства?

Попытайтесь сделать обобщающей вывод: - Какая важная для развития страны задача была решена в последней четверти XVIII в.?

Вывод:

Россия во второй половине XVIII века в ходе Русско-турецких войн завоевала выход в Черное море.

Учитель:

Решали эту задачу военачальники и политики, солдаты. Портреты государственных деятелей и полководцев, прославившихся в Русско-турецких войнах мы видим сегодня в наше время в нашей галерее.

- Как вы думаете, кому мы отведём 1 место в галерее? Почему?

- Как увековечена память А. В. Суворова в Севастополе? Какие памятные места связаны с А. В. Суворовым в Крыму?

Какие задачи стояли перед А. В. Суворовым?

Учитель:

Перенесёмся в 1778 год. Помогут в этом ребята, которые познакомились с рассказом «Так начинался Севастополь» ( в книге «Сто рассказов о Крыме»).

Задание перед прослушиванием:

- О какой задаче, стоящей перед А. В. Суворовым идёт речь в эпизоде?

- Какие военные способности при ее решении он обнаружил?

Место события – Ахтиарская бухта (как сейчас называется эта бухта?)

Время 1778

Ролевая игра «Суворов В Крыму» (Приложение №1).

Учитель:

Вспомним задание, которое вы получили перед просмотром эпизода:

- О какой задаче, стоящей перед А. В. Суворовым идёт речь в эпизоде?

- Какие военные способности при ее решении он обнаружил?

Кто может ответить?

7

Вывод:

Речь идёт о вытеснении турецкого флота из Ахтиарской бухты. А. В. Суворов проявил не только талант полководца, но и дипломатические способности.

Портрет А. В. Суворова станет более ярким, если вы познакомитесь с книгой О. Жилина «Суворов».

- Как вы можете назвать 1 пункт плана, первую остановку в нашей галерее?

-Запишите в тетради свой вариант или понравившийся вариант товарищей.

Учитель:

Следующий портрет – портрет генерала В. М. Долгорукого.

Консультантом по вопросу «Роль В. М. Долгорукого в рождении Тавриды» выступит _______________________

Задание классу: - Внимательно прослушайте и подумайте.

Почему князь М. В. Долгорукий, получил почётный титул «Крымский»?

Предложите варианты названия « пункта нашего плана.

Запишем в тетради.

Учитель:

Русско-турецкая война стала важным этапом в жизни ещё одного военного гения – М. И. Кутузова.

Что нам известно о крымских страницах его биографии?

Задание:

  1. Разобраться в значении новых слов.
  2. Подумать – как назовём 3 пункт плана?

Получение обратной информации:

Решение кроссворда «Их имена в истории»

Вывод:

Мы познакомились с портретами исторических личностей, связанных с историей Тавриды.

Подготовьте словесные портреты исторических деятелей, связанных с историей Тавриды.

Запишем домашнее задание.

8

5.Приложение №1. А. В. Суворов в Крыму (ролевая игра)

оборудование:

- «треуголка»;

- «подзорная труба»;

- бумага для написания рапортов и приказов;

- карта – план укрепления.

А. В. СУВОРОВ В КРЫМУ

Автор:

В жизни А. В. Суворова так много блистательных страниц, что биографы его обычно опускают – страницы крымские.

Мы остановимся на одном из эпизодов в биографии генералиссимуса, связанных с Крымом.

Обстановка в Крыму была тревожная. Турция всё ещё не могла поверить, что Крым она уже потеряла, что Россия уже вышла к морю. К тому самому Чёрному морю, к которому рвалась со времён Петра I.

Требовалось соблюсти интересы России без боевых действий, чтобы не быть втянутым в новую войну с Турцией. К ней Россия ещё не была готова.

П. А. Румянцев: (посыльному) → «Отпишите генералу Суворову»:

Не допускать высадки турецкого десанта. Действовать при этом исключительно мирными средствами, оставив оружие для последней крайности.

Посыльный (несёт письмо Суворову)

… Справится ли Суворов с такой задачей, где отважная дерзость должна уступить место осторожной гибкости?

Посыльный (возвращается)

П. А. Румянцев: (к посыльному):

Отпиши, любезный князю П. А. Потёмкину как господин Суворов не говорлив и не податлив, то не поссорился бы он с турками, а после и не подрались.

А. В. Суворов: (посыльному):

Пиши ответ фельдмаршалу «Что будут, если стамбульцы выгрузятся, укрепятся, моих внушениях угроз не внимут, внедрятся внутрь земли? Вооруженная рука то зло одна превозможет!»

Автор:

Задача у А. В. Суворова была сложная. Что же предпринял генерал? Он объехал и тщательно обследовал построенные ранее укрепления, затем А. В. Суворов отдаёт приказ.

9

А. В. Суворов: (посыльному):

Пишите приказ и инструкцию войскам:

Приказываю усилить укрепления между сухопутными войсками и кораблями, крейсирующими вдоль побережья, ввести систему сигнализации.

Обучить солдат умению отличать свои корабли от турецких. Уделить внимание улучшению отношений с местными жителями.

Автор:

Летом 1778 года османский флот из 170 судов вошёл в Ахтиарскую бухту. Перед А. В. Суворовым встала задача – заставить турок уйти, не применяя оружие. Нужно было действовать выдумкой дипломатической хитростью. Таланта такого рода современники в А. В. Суворове не подозревали. Однако он у него был.

7 июня 1778 года произошёл конфликт, который описывает А. В. Суворов в своём рапорте.

А. В. Суворов: (посыльному – Пиши рапорт)  

«Два донских казака после смены постов возвращались к своим кашам, когда их окликнули три турка и вероломно напали на них, убили и ограбили одного. Я потребовал от Гаджи-Мегмента найти и наказать убийц. Но адмирал умедлил с ответом. Затем я пригласил Шагин - Гирея верхом объехать берег. Я ещё раз осмотрел бухту, узкий вход из неё подсказал решение.

Автор:

Гаджи-Мегмет не торопился наказать виновных.

Следует приказ А. В. Суворова.  

А. В. Суворов: (рассматривая план бухты)

Ночью 15 июня начать скрытно земляные работы по обе стороны бухты. К рассвету работы прекратить.

10

6. Используемая литература:

А.В. Дерко  « Методика изучения материала культурологического содержания на уроке- экскурсии в 7 классе». Журнал «История в школах Украины» №4-2007 г.

С.В. Ладыченко  Новые методы изучения истории  «История в школах Украины» №11,12  2007г.

В.И.Поляков журнал «История в школах Украины» №7 2007 г.

Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» г. Москва 1998 г.

Л.В.Петрова  « Нетрадиционные формы преподавания истории»   г. Москва 1998 г.

Л.П.Борзова «Игры на уроке истории» г. Москва 2001г.

М.В.Короткова «Проведение игр и дискуссий еа уроке истории» г.Москва 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».

Методическая цель урока:  показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...

Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: «Систематизация и обобщение знаний по теме «Частицы»

Цели  урока: Систематизировать  знания  учащихся  о  частицах;  обобщить  материал,  изученный  на  уроках  по  теме «Разряды  час...

Урок русского языка "УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»

Материал данного урока можно использовать для подготовки открытого урока по теме "Синтаксис и Пунктуация" по учебному комплексу В.В. Бабайцевой....

Открытый урок систематизации и обобщения знаний (на основе проектной методики): “Inventions and Inventors”(Изобретения и изобретатели).

В основе урока лежит тема, которая разрабатывается студентами и обобщается на последнем уроке данного цикла. Проектный метод предоставляет большие возможности для осуществления основного принципа обуч...

Конспект урока систематизации и обобщения знаний по теме "Наречие" "Космическое путешествие"

Конспект урока систематизации и обобщения знаний по теме "Наречие" в 7 классе в игровой форме...

Открытое мероприятие на тему:"Pets and Other Animals"Тема: “Animals”. Тип урока: систематизации и обобщение знаний Цели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных; •систематизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знан

Тема: “Animals”.Класс:  2Тип урока: систематизации и обобщение знанийЦели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных;•систематизировать и о...

Открытый урок "Систематизация и обобщение знаний по теме «Логарифмы»"

Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Логарифмы»...