Конспект открытого урока систематизации и обобщения знаний с элементами ролевой игры.
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Конспект открытого урока систематизации и обобщения знаний с элементами ролевой игры.
«Их имена в истории Тавриды».(Русско-турецкие войны
18 века)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
microsoft_word_document_3.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
4. Конспект открытого урока систематизации и обобщения знаний с элементами ролевой игры.
«Их имена в истории Тавриды».(Русско-турецкие войны
18 века)
Цель урока:
- систематизировать и обобщить знания об исторических деятелях, связанных с решением вопроса о присоединении Крыма к России;
- показать из роль в присоединении Крыма и России;
- заинтересовать учащихся судьбами выдающихся людей;
- побудить у учащихся желание самостоятельно изучать историю родного края;
- формировать у учащихся навыки работы с картой, «линией времени», кроссвордами;
- совершенствовать у учащихся навыки работы с учебным пособием, понятиями, картой;
Оборудование:
- карта «Русско-турецкие войны»;
- карта-схема «Условия Кючук - Кайнарджийского договора»;
- выставка книг; портреты А. В. Суворова, А. П. Румянцева, В. М. Долгорукого;
- газета «Исторические лица в борьбе за Крым»;
- кроссворд «Их имена в истории Тавриды»;
- документы «Кючук – Кайнарджийский мирный договор», «Манифест о присоединении Крыма к России» от 8 апреля 1783г.;
- индивидуальные задания («4-й лишний», «Союзники-противники»);
- пособие Алтабаева Е., Коваленко В. «Потомству в пример».
Актуализация и мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня у нас необычный урок. Мы повторим тему «Русско-турецкая война» и поговорим о тех людях, которые прославились в этот период. Почему наш урок не обычный?
Мы отправимся в своеобразную галерею исторических портретов.
Запишем тему урока: Их имена в истории Тавриды. Русско-турецкие войны XVII ст.
Обратите внимание на слово Таврида.
Портреты нашей галереи написаны не красками, а самой историей.
Мы попытаемся создать словесные портреты, используя исторические документы, художественные произведения, легенды, предания, книги, которые являются главным источником знаний. Они представлены на выставке; есть в библиотеке, в интернете. И хотелось бы, чтобы итогом нашей роботы стало стремление прочитать эти и другие книги по истории родного края, найти информацию в интернете по нашей теме.
6
Повторение изученного материала
Повторить основные факты, связанные с рождением Тавриды:
Когда произошло решающее столкновение России и Турции? Чем оно завершилось?
Каковы условия Кючук – Кайнарджийского мира?
Какое событие произошло 8 апреля 1783 г.? Как стала называться область, образованная на территории Крымского ханства?
Попытайтесь сделать обобщающей вывод: - Какая важная для развития страны задача была решена в последней четверти XVIII в.?
Вывод:
Россия во второй половине XVIII века в ходе Русско-турецких войн завоевала выход в Черное море.
Учитель:
Решали эту задачу военачальники и политики, солдаты. Портреты государственных деятелей и полководцев, прославившихся в Русско-турецких войнах мы видим сегодня в наше время в нашей галерее.
- Как вы думаете, кому мы отведём 1 место в галерее? Почему?
- Как увековечена память А. В. Суворова в Севастополе? Какие памятные места связаны с А. В. Суворовым в Крыму?
Какие задачи стояли перед А. В. Суворовым?
Учитель:
Перенесёмся в 1778 год. Помогут в этом ребята, которые познакомились с рассказом «Так начинался Севастополь» ( в книге «Сто рассказов о Крыме»).
Задание перед прослушиванием:
- О какой задаче, стоящей перед А. В. Суворовым идёт речь в эпизоде?
- Какие военные способности при ее решении он обнаружил?
Место события – Ахтиарская бухта (как сейчас называется эта бухта?)
Время 1778
Ролевая игра «Суворов В Крыму» (Приложение №1).
Учитель:
Вспомним задание, которое вы получили перед просмотром эпизода:
- О какой задаче, стоящей перед А. В. Суворовым идёт речь в эпизоде?
- Какие военные способности при ее решении он обнаружил?
Кто может ответить?
7
Вывод:
Речь идёт о вытеснении турецкого флота из Ахтиарской бухты. А. В. Суворов проявил не только талант полководца, но и дипломатические способности.
Портрет А. В. Суворова станет более ярким, если вы познакомитесь с книгой О. Жилина «Суворов».
- Как вы можете назвать 1 пункт плана, первую остановку в нашей галерее?
-Запишите в тетради свой вариант или понравившийся вариант товарищей.
Учитель:
Следующий портрет – портрет генерала В. М. Долгорукого.
Консультантом по вопросу «Роль В. М. Долгорукого в рождении Тавриды» выступит _______________________
Задание классу: - Внимательно прослушайте и подумайте.
Почему князь М. В. Долгорукий, получил почётный титул «Крымский»?
Предложите варианты названия « пункта нашего плана.
Запишем в тетради.
Учитель:
Русско-турецкая война стала важным этапом в жизни ещё одного военного гения – М. И. Кутузова.
Что нам известно о крымских страницах его биографии?
Задание:
- Разобраться в значении новых слов.
- Подумать – как назовём 3 пункт плана?
Получение обратной информации:
Решение кроссворда «Их имена в истории»
Вывод:
Мы познакомились с портретами исторических личностей, связанных с историей Тавриды.
Подготовьте словесные портреты исторических деятелей, связанных с историей Тавриды.
Запишем домашнее задание.
8
5.Приложение №1. А. В. Суворов в Крыму (ролевая игра)
оборудование:
- «треуголка»;
- «подзорная труба»;
- бумага для написания рапортов и приказов;
- карта – план укрепления.
А. В. СУВОРОВ В КРЫМУ
Автор:
В жизни А. В. Суворова так много блистательных страниц, что биографы его обычно опускают – страницы крымские.
Мы остановимся на одном из эпизодов в биографии генералиссимуса, связанных с Крымом.
Обстановка в Крыму была тревожная. Турция всё ещё не могла поверить, что Крым она уже потеряла, что Россия уже вышла к морю. К тому самому Чёрному морю, к которому рвалась со времён Петра I.
Требовалось соблюсти интересы России без боевых действий, чтобы не быть втянутым в новую войну с Турцией. К ней Россия ещё не была готова.
П. А. Румянцев: (посыльному) → «Отпишите генералу Суворову»:
Не допускать высадки турецкого десанта. Действовать при этом исключительно мирными средствами, оставив оружие для последней крайности.
Посыльный (несёт письмо Суворову)
… Справится ли Суворов с такой задачей, где отважная дерзость должна уступить место осторожной гибкости?
Посыльный (возвращается)
П. А. Румянцев: (к посыльному):
Отпиши, любезный князю П. А. Потёмкину как господин Суворов не говорлив и не податлив, то не поссорился бы он с турками, а после и не подрались.
А. В. Суворов: (посыльному):
Пиши ответ фельдмаршалу «Что будут, если стамбульцы выгрузятся, укрепятся, моих внушениях угроз не внимут, внедрятся внутрь земли? Вооруженная рука то зло одна превозможет!»
Автор:
Задача у А. В. Суворова была сложная. Что же предпринял генерал? Он объехал и тщательно обследовал построенные ранее укрепления, затем А. В. Суворов отдаёт приказ.
9
А. В. Суворов: (посыльному):
Пишите приказ и инструкцию войскам:
Приказываю усилить укрепления между сухопутными войсками и кораблями, крейсирующими вдоль побережья, ввести систему сигнализации.
Обучить солдат умению отличать свои корабли от турецких. Уделить внимание улучшению отношений с местными жителями.
Автор:
Летом 1778 года османский флот из 170 судов вошёл в Ахтиарскую бухту. Перед А. В. Суворовым встала задача – заставить турок уйти, не применяя оружие. Нужно было действовать выдумкой дипломатической хитростью. Таланта такого рода современники в А. В. Суворове не подозревали. Однако он у него был.
7 июня 1778 года произошёл конфликт, который описывает А. В. Суворов в своём рапорте.
А. В. Суворов: (посыльному – Пиши рапорт)
«Два донских казака после смены постов возвращались к своим кашам, когда их окликнули три турка и вероломно напали на них, убили и ограбили одного. Я потребовал от Гаджи-Мегмента найти и наказать убийц. Но адмирал умедлил с ответом. Затем я пригласил Шагин - Гирея верхом объехать берег. Я ещё раз осмотрел бухту, узкий вход из неё подсказал решение.
Автор:
Гаджи-Мегмет не торопился наказать виновных.
Следует приказ А. В. Суворова.
А. В. Суворов: (рассматривая план бухты)
Ночью 15 июня начать скрытно земляные работы по обе стороны бухты. К рассвету работы прекратить.
10
6. Используемая литература:
А.В. Дерко « Методика изучения материала культурологического содержания на уроке- экскурсии в 7 классе». Журнал «История в школах Украины» №4-2007 г.
С.В. Ладыченко Новые методы изучения истории «История в школах Украины» №11,12 2007г.
В.И.Поляков журнал «История в школах Украины» №7 2007 г.
Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» г. Москва 1998 г.
Л.В.Петрова « Нетрадиционные формы преподавания истории» г. Москва 1998 г.
Л.П.Борзова «Игры на уроке истории» г. Москва 2001г.
М.В.Короткова «Проведение игр и дискуссий еа уроке истории» г.Москва 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».
Методическая цель урока: показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...
Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: «Систематизация и обобщение знаний по теме «Частицы»
Цели урока: Систематизировать знания учащихся о частицах; обобщить материал, изученный на уроках по теме «Разряды час...
Урок русского языка "УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»
Материал данного урока можно использовать для подготовки открытого урока по теме "Синтаксис и Пунктуация" по учебному комплексу В.В. Бабайцевой....
Открытый урок систематизации и обобщения знаний (на основе проектной методики): “Inventions and Inventors”(Изобретения и изобретатели).
В основе урока лежит тема, которая разрабатывается студентами и обобщается на последнем уроке данного цикла. Проектный метод предоставляет большие возможности для осуществления основного принципа обуч...
Конспект урока систематизации и обобщения знаний по теме "Наречие" "Космическое путешествие"
Конспект урока систематизации и обобщения знаний по теме "Наречие" в 7 классе в игровой форме...
Открытое мероприятие на тему:"Pets and Other Animals"Тема: “Animals”. Тип урока: систематизации и обобщение знаний Цели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных; •систематизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знан
Тема: “Animals”.Класс: 2Тип урока: систематизации и обобщение знанийЦели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных;•систематизировать и о...
Открытый урок "Систематизация и обобщение знаний по теме «Логарифмы»"
Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Логарифмы»...