Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания
статья по истории на тему
Из опыта работы в рамках опытно-эксперементальной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_oer.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование правовой культуры учащихся на уроках истории и обществознания через исследовательскую деятельность»
Ворончагина Наталья Александровна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15
с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Гусь-Хрустальный
«Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай сделать – и я пойму. »
Японская мудрость
Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Особое внимание уделяется социальной адаптации школьников, их включению в общественную жизнь, выработке активной гражданской позиции. Это невозможно сделать только путём изучения отдельных предметов. Актуальность исследования определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе социализации личности.
Правовая культура-это совокупность правовых знаний и умений, моральных и правовых ценностных идеалов личности, которые реализуются в процессе жизнедеятельности людей, соблюдение правовых требований и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности, поэтому её изучение необходимо в школах нашей страны.
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от обучающихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт .Именно исследовательская деятельность позволяет школьнику решать научные и личностные проблемы, имеющие своей целью построение субъективно нового знания, способствуют социальному адаптированию школьников, пробуждению их субъективности, выработке у них активной гражданской позиции, развитию умения учеников делать обоснованный выбор из нескольких вариантов, принимая на себя личную ответственность за своё решение. Исследовательское обучение часто понимается узко – как написание научной работы. Однако применение этого метода на уроках позволяет развивать практическое и творческое мышление, формировать навыки работы с научной, научно-популярной литературой. Организовывая такое обучение, учитель должен придерживаться следующего принципа: «больше слушать, чем говорить; больше наблюдать, чем показывать; оказывать помощь в работе учащихся, избегая задавать ей определенное направление »
Чтобы процесс формирования правовой культуры был более эффективен организация исследовательского обучения должна быть реализована как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. Для этого я планирую работу в несколько этапов.
Урочная деятельность.
На первом этапе исследовательская деятельность понимается как форма учебной работы. Здесь формируются основы исследовательской деятельности. В работу включены все ученики. Основной задачей организации исследовательской деятельности является формирование умений и навыков, необходимых для критического осмысления исторического и обществоведческого материала.
Ведущие виды деятельности: изучение документов и исторической литературы; анализ научной информации. Прежде всего, учитель рекомендует детям список литературы, необходимой для изучения исторического и обществоведческого материала.
Для реализации поставленной задачи я предлагаю учащимся 5 классов ряд уроков, где они выступают как исследователи. Так, работая над темой «Моя родословная», учащиеся при помощи родителей(что на этом этапе поощряется) составляют генеалогическое древо. Ребята изучают семейные фотоархивы, ведут опрос родственников по вопросам, которые мы вместе составили на уроке .Результат работы-генеалогическое древо. Но одинаковых работ не бывает :это схемы, аппликации, рисунки, презентации. Обсуждение этой работы выходит и за рамки уроков. Следующий урок по теме «Гербы, флаги, гимны государств» позволяет учащимся провести самостоятельную работу по поиску интересных сведений о символике различных государств, а также ответить на важный вопрос : «Почему необходимо уважать символы государства? Как будут наказаны те, кто проявляет неуважение к данным символам?» Такие занятия позволяют учащимся не только овладеть определёнными знаниями и умениями в области права, они способствуют тому ,что ребята осознают себя полноправными членами общества .
В 6 классе на уроке по теме « Что значит быть патриотом ?» учащиеся работают с Конституцией РФ ,словарями-отвечая на вопросы о том, кто такой гражданин, патриот. Какие права и обязанности гарантирует основной закон страны? Ребята приобретают навыки анализировать документы, грамотно оформлять результаты своей работы .Учащиеся делают важный вывод о необходимости уважать законы страны ,понимая их ценность для каждого гражданина. Продолжая тему прав и обязанностей граждан РФ в 7 классе на уроке по теме «Служба Отечеству» учащиеся рассматривают обязанность гражданина служить Родине .Анализируя Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» учащиеся узнают о призывном возрасте, сроке службы и воинских обязанностях граждан РФ. На уроках обществознания в 8 и 9 классах работа с документами продолжается. Учащиеся знакомятся и анализируют Кодексы РФ, развивая навыки классификации документов, учатся применению знаний как в теории так и на практике, что способствует формированию правовой культуры учащихся. В старших классах ребята работают над разрешением различных проблем, поставленных в ходе урока учителем или возникших в ходе обсуждения, используя знания документальной базы, применяя опросы и анкетирование. Так в 10 классе на уроке по теме» Семья и быт» ребята обсуждали вопрос какой брак сейчас наиболее приемлем: официально зарегистрированный или гражданский? Так как мнения разделились было решено исследовать этот вопрос. Учащиеся проводили опрос населения : выявляли тех кто за официальный брак ,а кто за гражданский, а так же плюсы и минусы этих браков .Результаты были представлены на уроке . Такая работа на уроках способствует формированию основ правовой компетентности и гражданской ответственности учащихся.
В ходе учебно-исследовательской деятельности на этом уровне реализуется не только формирование перечисленных умений и навыков, но и выявление проблем. В результате, выделяется группа ребят, заинтересованных в решении этих проблем. Именно эти учащиеся переходят на второй уровень исследовательской деятельности.
Внеурочная деятельность
Основные задачи организации исследовательской деятельности на втором уровне:
1.формирование умений и навыков, необходимых для ведения научно- исследовательской деятельности;
2.выявление учащихся, склонных к научной деятельности.
Ведущие виды деятельности: планирование исследования, проведение
исследования, оформление и защита результатов исследования.
Перечисленные виды деятельности способствуют формированию следующих умений и навыков:
-постановка целей и задач исследования, разработка критериев их достижений;
-разработка и формулирование гипотезы исследования;
-планирование хода исследования;
-оценка практической эффективности исследования.
Исследовательская деятельность на этом этапе реализуется, главным образом, в рамках элективного курса «Самостоятельные исследования учащихся по истории и обществознанию»
Учащиеся приобретают навыки научно-исследовательской деятельности. Многие ребята определяются с темой работы, которую затем они представляют на школьной научно-практической конференции. Выбор темы обусловлен интересом и предпочтением учащегося . Школьники учатся классифицировать документы, анализировать законы разных эпох, работают с различными источниками, учащиеся знакомятся с понятиями :«авторское право», плагиат ,что способствует культуре оформления и презентации работы, а так же воспитывает уважение к закону, правопорядку.
Научно-исследовательская деятельность
На высшем уровне реализуются следующие задачи:
1.Совершенствование умений и навыков научно-исследовательской работы;
2.Подготовка выявленных учащихся для систематичной научно- исследовательской работы.
Ведущие виды деятельности: проведение исследования, защита результатов исследования.
Формируемые умения и навыки:
- обоснование выводов;
- защита перед аудиторией своих выводов;
- убедительное отстаивание своих идей;
- анализ выполненной работы.
Результат работы: участие в школьной научно-практической конференции, конференциях разных уровней, конкурсах.
Работы , представленные на школьную научно-практическую конференцию ,вызывают большой интерес как у учителей ,так и у ребят. Темы работ актуальные и разнообразные .Например: «Дети- маугли в наши дни», «Роль женщин в истории России» и т .д .Мне хотелось бы остановиться на работе Рыбаковой Марины «Причины разводов в России» .Данная работа была признана лучшей на школьной конференции, стала победителем городского конкурса и была представлена на областной конкурс .Ученицей была проделана огромная работа по выявлению причин разводов в стране: использованы Интернет-ресурсы ,проведен опрос жителей города, использованы материалы отдела ЗАГС , Отдела по проблемам семьи, женщин и детей управления по социальной политике города. Главная задача работы- привлечь внимание молодёжи к данной проблеме, чтобы при создании своих семей в будущем они могли бы избежать негативный опыт и сохранить свои семьи. Такие работы способствуют социальному адаптированию школьников, выработке активной гражданской позиции.
Использование исследовательской деятельности для формирования правовой культуры способствует : расширению запаса правовых знаний, воспитанию уважения к закону, правопорядку, формированию базы правового и политического сознания личности, приёмам безопасного и ответственного поведения в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические аспекты организации познавательской и исследовательской деятельности учащихся в курсах истории и обществознания
Умение работать с информацией, извлекать необходимое, высказывать собственное мнение, иметь собственный стиль мышления - это все основные проблемы нашего образования, это то, что должен уметь и иметь ...
Исследовательская работа учащихся на уроках истории и обществознания.
Статья о использовании проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания....
Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.
Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....
Методическая работа на тему: "Проектно -исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания, во внеурочное время_важнейшее условие развития талантливых детей"
Методическая работаНА ТЕМУ:«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»...