Методические аспекты организации познавательской и исследовательской деятельности учащихся в курсах истории и обществознания
статья по истории (10 класс) по теме
Умение работать с информацией, извлекать необходимое, высказывать собственное мнение, иметь собственный стиль мышления - это все основные проблемы нашего образования, это то, что должен уметь и иметь человек 21 века.Исследовательское мышление дает каждому человеку шанс на самореализацию. В связи с этим методический аспект организации процесса обучения творческому мышлению является весьма значимым, особенно в курсах истории и обществознания. Представленная мною публикация это своего рода анализ и обобщение опыта моей работы в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Issledovatelskaya_deyatelnost..doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель истории и обществознания
МОУ гимназии № 7 города Тамбова
Долгова Светлана Алексеевна.
«Методические аспекты организации познавательной и исследовательской деятельности учащихся в курсах истории и обществознания»
Нужно много учиться,
чтобы немного знать.
Монтескье.
Человек создан для познания. Овладеть методом познания в современном информационном мире призвана научить школа. Поэтому главный акцент следует делать на развитии умения работать с информацией, формировании стиля мышления. Всё это необходимо учащимся для обработки любой информации и формулирования собственных выводов. Каждый человек ХХ1 века независимо от выбранной профессии должен уметь выделять факты из окружающего мира - будь то реклама по телевидению, политические новости или сведения по специальности, анализировать эти факты, сопоставлять их, делать выводы и т.п.. История, обществознание, право – это те предметы, которые как никакие другие позволяют всё это реализовать учащимся и подготовить их к взрослой самостоятельной жизни.
Исследовательское мышление дает каждому человеку шанс на самореализацию. В связи с этим методический аспект организации процесса обучения творческому мышлению является значимым особенно в курсах истории и обществознания. Исторические знания и историческое мировоззрение служат одним из источников осмысления учащимися окружающей действительности и своей роли в ней. В результате обучения
творческому мышлению у школьников развивается наблюдательность,
внимательность и аналитические навыки. Разумеется, это постепенный и весьма кропотливый процесс, т.к. овладение основными умениями и навыками познавательной деятельности связано с возрастными особенностями личности и к моменту окончания школы ученик должен обладать многими компетентностями, в том числе и историко-познавательной компетенцией. Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать определёнными качествами личности, в частности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;
- владеть богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельными и контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
На протяжении всего периода обучения истории и обществознания в 5 - 11 классах важное место занимает методика организации познавательной и исследовательской деятельности учащихся. Ее применение позволяет полноценно усваивать знания и применять различные способы деятельности, а следовательно и достигать поставленных целей.
Из собственного опыта основными направлениями работы по данной проблеме можно выделить:
- формирование основ историко-познавательной и информационной компетентности - владение умениями и навыками работы с источниками информации как-то: извлечение, систематизация, переработка информации;
- проведение поиска информации в документе, как историческом, так и юридическом (в соответствии с заданием);
- умение сравнивать свидетельства разных источников;
- анализировать, объяснять и оценивать исторические факты и явления;
- уметь аргументировать собственное мнение;
- в курсе права умение решать юридические задачи и работать с нормативными актами.
Таким образом применение методики организации познавательной и исследовательской деятельности учащихся дает возможность осваивать в дальнейшем не суммы готовых знаний, а методы освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества. В зрелом возрасте умение осваивать новое, в том числе и новые специальности является актуальной необходимостью для каждого человека.
Рассмотрим основные аспекты представленной темы.
1. Развитие исследовательской деятельности учащихся.
Одним из путей творческого восприятия современной исторической науки является систематическая научно-исследовательская работа по актуальным вопросам. Она направлена на реализацию формирования у учащихся основ историко-познавательной и информационной компетентностей.
Наука - это процесс получения новых знаний с учетом систематизации уже полученных результатов. Практикой многократно доказано, что научиться грамотно проводить исследования может каждый нормальный человек.
В ходе своей работы в этом направлении я пришла к выводу, что при построении учебно-исследовательского процесса важно обращать внимание на следующие аспекты: во-первых, выбор темы исследования должен быть интересен ученику и по мере возможностей совпадать с кругом интересов учителя; во-вторых, ученик должен хорошо осознавать суть проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно; в-третьих, раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке (и то это уже не обязательно, а только если получится).
Т.о. максимальный учет истинных, а не липовых интересов школьников является важнейшим фактором, делающим обучение более эффективным и приятным. В ходе реализации этих задач применяется широкий спектр традиционных и нетрадиционных форм работы на уроках и во внеурочной деятельности. К традиционным формам можно отнести: рассказ, лекция, беседа, наблюдение, работа с литературой, историческими и другими источниками. К нетрадиционным: викторины, ролевые игры, семинары, конференции и др.
Методы и приемы исследовательской работы усложняются по мере усвоения обучающимися учебного материала: от написания сообщений по спорным, актуальным вопросам до написания рефератов в старших классах или учебно-исследовательской работы в рамках секции истории и обществознания Научного общества школьников (НОШ) гимназии.
Можно привести своеобразную схему развития познавательной деятельности и интеллектуальных способностей обучающихся посредством участия в исследовательской работе:
Проблемный вопрос
Микроисследование
Теоретическое исследование
Эмпирическое исследование
Усложненное эмпирическое исследование с элементами научного исследования ( к 11 классу.)
Для реализации предложенного направления необходимо придерживаться ряда принципов: 1. принцип естественности, т.к. проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственный, а настоящий; 2. принцип осознанности проблемы, цели и задач, так и хода исследования и его результатов; 3. принцип самодеятельности (ребенок может овладеть ходом исследования только через свой собственный опыт); 4. принцип наглядности (имеет давние корни); 5. принцип культуросообразности, т.е. важно учитывать ту традицию миропонимания, которая существует в данной социальной общности.
В связи с этим в некоторых случаях чтобы не потерять интерес к исследовательской деятельности приходится рассматривать, а то и отвергать наработанное ранее. Нахождение тонкого баланса между соблюдением научной традиции (научение ученика культурной традиции исследования) и новизной, неординарностью, а в обществознании - жизненностью постановки и решения вопроса является непростой задачей, с которой приходится считаться.
2. О способах обучения решению познавательных задач.
Познавательные задачи в курсе истории и обществознания позволяют применять знания учащихся при закреплении учебного материала, для проверки домашнего задания, а также при изучении нового материала. Применение познавательных задач на разных этапах урока с успехом позволяет решать задачу формирования историко-познавательной и информационной компетентностей.
Естественно в современных условиях следует учитывать массу особенностей: уровень отдельного ученика и всего класса в целом, наличие средств обучения и др. От этих особенностей зависят и способы обучения учащихся решению задач.
Каковы же основные аспекты этого вопроса? Во-первых, определение сложности задачи по следующим критериям: 1) задача тем сложнее, чем больше в условии данных, которые ученику надо соотносить друг с другом; 2) задача еще более усложняется, если необходимо предпринять больше шагов (действий) нежели раньше для решения; 3) задача тем сложнее, чем больше параллельных, т. е. не связанных друг с другом выводов, которые необходимо сделать из условия.
При этом необходимо учитывать взаимосвязь времени для решения, физиологические особенности ученика, напряжение, уровень знаний, способностей и настроения обучающегося.
Во-вторых учащимся можно давать познавательные задачи: 1) с заранее сообщенным способом решения – алгоритмом действия, а затем закрепление путем решения подобной задачи; 2) алгоритм решения составляется стихийно, либо самим учащимся, либо совместно с учителем; 3) самостоятельный поиск учащимся способа и пути решения задач;
Естественно, что здесь не избежать ошибок, стихийности ответа (элементарная догадка). Поэтому усвоение успешнее всего в ходе решения задач учеником, т. е. методом проб и ошибок. Это трудоемкий процесс следует начинать с 5 класса, используя задачи на счет лет в истории, на узнавание исторического персонажа, на выяснение причин того или иного явления и т.д. Такого рода задания можно использовать на традиционных уроках, на уроках повторения и обобщения пройденного материала (например, в форме игры).
Например, в курсе истории Древнего мира (5 класс), я использую следующие рекомендации:
- Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.
- Начните обдумывать данные условия (слово за словом, сроку за строкой) и определите, что они дают для ответа.
- Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи.
- Обязательно докажите свое решение. Дайте полный, исчерпывающий ответ. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.
5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?
В старших классах учащиеся решают более сложные задачи (и по истории, и по обществознанию, и по праву), овладевая наиболее высоким уровнем решения. В итоге учащийся способен самостоятельно и доказательно сделать один или несколько выводов из данного в условии задачи, раскрыть взаимосвязь причин и следствия событий, явления. В старших классах ученик овладевает умениями и навыками работы с различными источниками, литературой, современной информации (особенно в курсе обществознания), что позволяет делать выводы на основе нескольких данных условия, которые иногда не соотнесены друг с другом (более высокий уровень сложности).
При решении познавательных задач учащийся систематически ставится в положение исследователей. Поэтому методический аспект работы в этом вопросе весьма важен. Роль учителя-наставника и направляющего деятельность ученика важна, поэтому составление и решение познавательных задач следует продумывать и применять осторожно, систематически, идя от простого к сложному, помогая ученикам, направляя их деятельность. Так для решения задач в курсе права 8-11 кл. предлагаю следующие рекомендации:
1. внимательно прочитайте текст задачи (или выслушайте)
- прочитав вопрос (или выслушав его) постарайтесь запомнить его.
- выясните, какие нормативные документы необходимы для решения задачи, ситуации.
- определите какие нормативные положения из этих документов могут использоваться для разрешения проблемы.
В курсе истории предлагаю следующие рекомендации для характеристики исторической личности, в частности Петра 1(10 кл.):
- Некоторые сведения из биографии исторического персонажа.
- Какое место занимал в рассматриваемых событиях?
- Как оценивал деятельность Петра 1.
- Попытайтесь оценить деятельность Петра 1. Можно использовать следующие вопросы: Какой ценой были проведены преобразования в России? Почему Петра 1 называют Великим? Не исказил ли Петр своими преобразованиями исторический путь России? Материал по этой памятке готовится на протяжении нескольких дней и используется на уроке-семинаре по теме: «Великий преоразователь России»
Любой успех, даже незначительный, в этом деле рождает в учащихся уверенность в познаваемости исторических и иных явлений, а следовательно и развивает интерес к истории, к мыслительной деятельности в целом.
3. Метод проектов. В силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека. Совместная или индивидуальная работа над той или иной проблемой ставит цель не только постараться решить проблему и доказать правильность её решения, и представить результат своей деятельности в определённом продукте. А это уже умения мысленного эксперементирования, пространственного воображения, комбинаторские и прогностические способности, эвристичность мышления. Всем этим умениям необходимо обучать.
Метод проектов – это один из видов педагогических технологий. Как и любой другой метод, он может быть реализован с помощью различных методов обучения. Например, информационных технологий, которые занимают своё прочное место в современной российской школе. При этом нельзя забывать и полностью отказываться от традиционных средств: книг, справочников, средств массовой информации. Проекты можно использовать не только во внеурочной деятельности, но и на уроках. Хотя это весьма долгая и кропотливая работа.
- Продумывание учителем темы проекта. Для определения темы проекта учитель выбирает учебный раздел, часть учебного курса.
- Выбор возрастной категории учащихся. Из опыта работы со всей очевидностью следует отметить, что для проектной деятельности можно выбирать школьников 9-11 классов.
- Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы. Вопросы такого плана, на которые нельзя ответить одним предложением.
- Формулирование целей и задач проекта. Например, освоить представление о «становлении музыкального образования в Тамбовском крае».
- Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся). На данном этапе можно использовать метод «мозгового штурма», метод наводящих вопросов.
- Выдвижение гипотез решения проблем. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке.
- Определение творческого названия проекта. На этом этапе ученики обсуждают тему вместе с учителем.
- Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации. Учитель рассказывает как найти источники информации по теме исследования. При этом необходимо уделить особое внимание достоверности источников информации.
- Самостоятельная работа учащихся. На этом этапе учитель проводит консультации, дает рекомендации.
- Подготовка учащимися презентации работы. Форма может быть любая. В нашей гимназии – это оформление реферата, стендовая защита, выпуск буклетов, компьютерная презентация проекта.
- Защита полученных результатов и выводов. Рекомендуется заранее познакомить учащихся с критериями оценивания.
Представленным этапам присуще исследование проблемы, творческая, поисковая деятельность, находящая воплощение в каком-то конкретном продукте. Важно помнить, что проект – это решение, исследование опредедленной проблемы, её практическая или теоретическая реализация. Этим метод проекта отличается от работы над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал по теме, от ролевой игры, дискуссии и т.п.
Список литературы
- Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М: Знание, 1985.
- Коваль Т.В. Содержание и современные технологии преподавания истории. – М., 2001
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. – М., 1999
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов и системы повыш. Квалиф. Пед. Кадров /Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Певцова Е.А. Обществознание: Книга для учителя. – М.: ТИД «Русское слово-РС», 2000
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998
- Энциклопедия педагогических технологий: Материалы для специалиста образовательного учреждения. – М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории
Статья на тему "Организация исследовательской деятельности на уроках истории"(из опыта работы)....
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время – основа научного подхода в изучении предмета.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ставится задача создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной н...
Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания
Из опыта работы в рамках опытно-эксперементальной работы....
Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания"
Сущность методической разработки заключается в повышении уровня обученности и качества знаний обучающихся на основе активизации познавательной деятельности учащихся на уроке....
программа элективного курса история 10 класс организация проектной и исследовательской деятельности учащихся
Средняя общеобразовательная школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее предс...
Методическая работа на тему: "Проектно -исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания, во внеурочное время_важнейшее условие развития талантливых детей"
Методическая работаНА ТЕМУ:«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»...