Развитие исследовательских компетенций учащихся на уроках истории и обществознания.
статья по обществознанию на тему
Предварительный просмотр:
Молчанова И.В.
Учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 213 СПб
Развитие исследовательских компетенций учащихся на уроках истории и обществознания.
Третье тысячелетие в нашей стране в сфере образования началось с огромного количества реформ: изменение содержания обучения, стандартов и требований к уровню подготовки учащихся; единый государственный экзамен; профилизация школ и др.
Сама жизнь требует изменить школьное образование, систему получения знаний учащимися: от принципа «дать знания» нужно перейти к принципу «научить получать необходимые знания и умения». Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетенций, которые являются ответом системы образования на требования работодателей. Ключевые компетенции как результат общего образования означают готовность выпускника школы организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.
На уроках истории и обществознания я использую деятельностный подход к обучению, стремясь развивать исследовательские компетенции учащихся. С этой целью на уроках применяются следующие задания и моделируются следующие ситуации:
- Аргументация одной из спорных версий фактами исторических источников.
- Организация имитационных игр по дискуссионным вопросам, при подготовке к которым школьники учатся выявлять общее и отличия в научных исторических текстах, подбирать аргументы для обоснования своей позиции, позиции своей группы, формулировать вопросы, обращенные к аргументам оппонента.
Например, урок обществознания в 11 классе «Цивилизация России». Основные виды деятельности учащихся: работа с историческими документами, беседа, диспут.
Начало урока:
Не надо несбыточных грез,
Не надо красивых утопий.
Мы снова решаем вопрос:
Кто мы в этой старой Европе?
Постановка проблемы: Как вы считаете, Россия ближе по своему развитию к Востоку или Западу? Почему?
В процессе беседы мнения учащихся разделились. Предлагаю учащимся пересесть в группы в зависимости от своей точки зрения: «Восток», «Запад», «Не запад и не Восток».
Учащимся предлагается обратиться к историческим источникам, которые помогут уточнить и свести воедино их позиции при ответе на проблемный вопрос (документы подготовлены заранее и размножены для каждой группы) – см. приложение ИКТ. Анализ фрагментов документов позволяет учащимся сделать вывод самостоятельно. Учитель выслушивает ответы учащихся и подводит итоги.
Другой пример. Урок истории в 11 классе «Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 года». Применяю метод имитационной игры – политическая борьба партий накануне выборов в 1 Государственную думу. Учащиеся делятся на несколько групп, т.е. «политических партий». Получают задание: создать листовку и подготовить выступление «на митинге» перед народом накануне выборов в 1 Государственную думу. Группы получают заранее подготовленные исторические материалы по политическим партиям России, могут использовать учебник и т.д. В конце урока – выступления учащихся и презентация листовок. Как впоследствии показал итоговый тест по данному периоду истории, ошибок учащихся по данной теме было наименьшее количество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.
Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение.В своей статье я показываю, каким образом формирую и развиваю учебно-познавательн...
Дидактическая сказка и детский рисунок как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории и обществознания
В современном Российском обществе наблюдается тенденция гуманизации и гуманитаризации образования. Познание истории и обществознания облекается в новые формы, основанные на самостоятельном поиске инфо...
статья "Развитие исследовательской компетенции обучающихся в изучении истории и обществознания"
Научно - методическая статья о применениии исследовательской технологии в преподавании предметов общественно - исторических дисциплин, о роли исследовательской деятельности в реализации деятельн...
Мастер-класс "Формирование когнетивных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания"
В 2014-2015 учебном году мною в районе был дан мастер-класс для моих коллег - учителей истории по теме, которой я занимаюсь уже три года. Она возникла в ходе обобщения опыта по теме "Формирование разн...
Проектная работа на тему «Развитие исследовательских навыков и формирование политических и социальных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания»
Ведущая идея проекта это освоение и применение комплекса современных образовательных технологий, реализующих системно – деятельностный подход в обучении...
Методическая работа на тему: "Проектно -исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания, во внеурочное время_важнейшее условие развития талантливых детей"
Методическая работаНА ТЕМУ:«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»...