Развитие исследовательских компетенций учащихся на уроках истории и обществознания.
статья по обществознанию на тему

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon molchanova_pedsovet.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Молчанова И.В.

                                                Учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ № 213 СПб

     Развитие исследовательских компетенций учащихся на уроках истории и обществознания.

             

   Третье тысячелетие в нашей стране в сфере образования началось с огромного количества реформ: изменение содержания обучения, стандартов и требований к уровню подготовки учащихся; единый государственный экзамен; профилизация школ и др.

   Сама жизнь требует изменить школьное образование, систему получения знаний учащимися: от принципа «дать знания» нужно перейти к принципу «научить получать необходимые знания и умения». Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетенций, которые являются ответом системы образования на требования работодателей. Ключевые компетенции как результат общего образования означают готовность выпускника школы организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

   На уроках истории и обществознания я использую деятельностный подход к обучению, стремясь развивать исследовательские компетенции учащихся. С этой целью на уроках применяются следующие задания и моделируются следующие ситуации:

  1. Аргументация одной из спорных версий фактами исторических источников.
  2. Организация имитационных игр по дискуссионным вопросам, при подготовке к которым школьники учатся выявлять общее и отличия в научных исторических текстах, подбирать аргументы для обоснования своей позиции, позиции своей группы, формулировать вопросы, обращенные к аргументам оппонента.

Например, урок обществознания в 11 классе «Цивилизация России». Основные виды деятельности учащихся: работа с историческими документами, беседа, диспут.

Начало урока:

                         Не надо несбыточных грез,

                         Не надо красивых утопий.

                         Мы снова решаем вопрос:

                         Кто мы в этой старой Европе?

Постановка проблемы: Как вы считаете, Россия ближе по своему развитию к Востоку или Западу? Почему?

В процессе беседы мнения учащихся разделились. Предлагаю учащимся пересесть в группы в зависимости от своей точки зрения: «Восток», «Запад», «Не запад и не Восток».

   Учащимся предлагается обратиться к историческим источникам, которые помогут уточнить и свести воедино их позиции при ответе на проблемный вопрос (документы подготовлены заранее и размножены для каждой группы) – см. приложение ИКТ. Анализ фрагментов документов позволяет учащимся сделать вывод самостоятельно. Учитель выслушивает ответы учащихся и подводит итоги.

   Другой пример. Урок истории в 11 классе «Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 года». Применяю метод имитационной игры – политическая борьба партий накануне выборов в 1 Государственную думу. Учащиеся делятся на несколько групп, т.е. «политических партий». Получают задание: создать листовку и подготовить выступление «на митинге» перед народом накануне выборов в 1 Государственную думу. Группы получают заранее подготовленные исторические материалы по политическим партиям России, могут использовать учебник и т.д. В конце урока – выступления учащихся и презентация листовок. Как впоследствии показал итоговый тест по данному периоду истории, ошибок учащихся по данной теме было наименьшее количество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.

Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение.В своей статье я показываю, каким образом формирую и развиваю учебно-познавательн...

Дидактическая сказка и детский рисунок как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории и обществознания

В современном Российском обществе наблюдается тенденция гуманизации и гуманитаризации образования. Познание истории и обществознания облекается в новые формы, основанные на самостоятельном поиске инфо...

статья "Развитие исследовательской компетенции обучающихся в изучении истории и обществознания"

Научно - методическая статья о применениии  исследовательской технологии в преподавании предметов общественно - исторических дисциплин, о роли исследовательской деятельности в реализации деятельн...

Мастер-класс "Формирование когнетивных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания"

В 2014-2015 учебном году мною в районе был дан мастер-класс для моих коллег - учителей истории по теме, которой я занимаюсь уже три года. Она возникла в ходе обобщения опыта по теме "Формирование разн...

Проектная работа на тему «Развитие исследовательских навыков и формирование политических и социальных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания»

Ведущая идея проекта это освоение и применение комплекса современных образовательных технологий, реализующих системно – деятельностный подход в обучении...

Методическая работа на тему: "Проектно -исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания, во внеурочное время_важнейшее условие развития талантливых детей"

Методическая работаНА ТЕМУ:«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»...