Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания
методическая разработка по истории на тему
Доклад.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Районный семинар учителей истории и обществознания
Доклад на тему:
«Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ОО»
Подготовила: учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ с. Большой Кукмор»
Ханафиева Рузия Марселевна
В федеральном государственном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. В результате востребованной становится организация исследовательской деятельности учащихся.
Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Исследовательская деятельность, несмотря на то что находится в тесной взаимосвязи и в одной группе таких образовательных технологий как эвристическое и проблемное обучение, она отличается от них и предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями.
В основе исследовательской деятельности лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук;
- умение критически мыслить.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие задачи исследовательской деятельности.
Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы; систематизации знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.
Развивающие: развитее умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.
Формирование исследовательской деятельности проходит в несколько этапов.
- Актуализация проблемы, где ставится цель выявить проблему и определить направление будущего исследования.
- Определение сферы исследования, цель, которого сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
- Выбор темы исследования, здесь целью будет обозначение границы исследования.
- Выработка гипотезы, целью является разработка гипотезы одной или нескольких, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи.
- Выявление и систематизация подходов к решению, где цель: выработать методы исследования.
- Определение последовательности исследования.
- Сбор и обработка информации, с целью зафиксировать полученные знания.
- Анализ и обобщение полученных материалов, цель которого структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.
- Подготовка отчета, цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
- Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
- Обсуждение итогов завершенной работы.
В исследовательском обучении исследование выступает не просто набором методов и приемов учения, а является его содержанием и смыслом. У учащегося, таким образом, формируется представление об исследовании не просто как о наборе частных когнитивных инструментов, позволяющих продуктивно решать познавательные задачи, а как о ведущем способе контакта с окружающим миром и даже шире – как стиле жизни.
Учитель должен быть фасилитатором учения, а не просто транслятором информации. Основным фактором развития креативности учащегося является не столько его включение в творческую деятельность, сколько наличие в его окружении «образца творческой деятельности». В любом творчестве, и исследовательская деятельность не является исключением, преобладают принципиально не формализуемые элементы, которые могут транслироваться и усваиваться только в прямом контакте с тем, кто сам способен творить.
Парадоксом исследовательского обучения является то, что педагог, работающий в русле идей такого обучения, может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. Он должен, безусловно, быть творцом – исследователем, но не носителем всех знаний на свете. В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, таким образом находить любые ответы и уметь научить этому детей.
Важно обеспечение целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений школьников. Существенную роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия с применением игровых, исследовательских, проблемных и эвристических методов обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические аспекты организации познавательской и исследовательской деятельности учащихся в курсах истории и обществознания
Умение работать с информацией, извлекать необходимое, высказывать собственное мнение, иметь собственный стиль мышления - это все основные проблемы нашего образования, это то, что должен уметь и иметь ...
Исследовательская работа учащихся на уроках истории и обществознания.
Статья о использовании проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания....
Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания
Из опыта работы в рамках опытно-эксперементальной работы....
Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.
Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....
Методическая работа на тему: "Проектно -исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания, во внеурочное время_важнейшее условие развития талантливых детей"
Методическая работаНА ТЕМУ:«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»...