Исследовательская работа учащихся на уроках истории и обществознания.
статья на тему
Статья о использовании проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_uchashchikhsya_na_urokakh_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx | 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа учащихся на уроках истории и обществознания.
Исследовательский подход, как способ познания мира был опробован еще в древности. Сократовский метод представлял собою беседу-исследование: с помощью остроумных вопросов, задаваемых собеседниками друг другу, выявлялись противоречия в общепринятом понимании тех или иных явлений окружающего мира, обнаруживалось несоответствие между привычными суждениями и теми представлениями, которые давал критический анализ. Осознание этих противоречий приводило к размышлениям, возникали новые вопросы, которые шаг за шагом вели к разрешению проблемы.
В настоящее время большую значимость приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек. Перед школой стоит задача воспитания такой личности, которая была бы способна действовать в новых, зачастую непредсказуемых условиях. Вполне понятно, что для этого необходимо сделать обучение творческим. Школьные предметы естественно - научного цикла дают реальные возможности к приобщению учащихся к исследовательской работе, развитию их творческих способностей. Какими же приёмами можно воспользоваться, обучая ребят научному творчеству? Надо сказать, что универсальных методов такого обучения нет. Всё зависит только от творчества и мастерства учителя. Для того чтобы развивать у учащихся навыки исследования, учителю необходимо помнить, что исследования и наблюдения должны быть систематическими, планомерными, цель работы – чётко сформулирована и посильна для достижения. При этом необходимо обязательно учитывать общее развитие ученика, имеющийся у него запас знаний, умений и навыков. Выполняя самостоятельную исследовательскую работу, ученик должен вести дневник и на основании полученных данных уметь формулировать выводы.
В обучении методике учебных исследований можно выделить несколько этапов:
1.Выбор темы исследования, определение его цели и задач.
2. Сбор сведений об объекте исследования приёмах и методах работы.
3. Установление последовательности этапов работы.
4. Отбор необходимого оборудования, создание условий для достижения поставленных цели.
5. Выполнение работы.
6. Анализ полученных результатов и формулирование выводов.
7. Написание отчёта.
8. Литературное оформление работы.
Любая исследовательская работа может иметь продолжение – дополняться, переходить в другую работу, содержать программу практических действий.
Тематика исследований чрезвычайно разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям.
Чтобы в будущем дети умели самостоятельно и твердо идти к своей цели, чтобы они умели исследовать и доводить свое мнение до окружающих, нужно чтобы научно-исследовательская работа школьников проводилась еще с младших классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа "Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания"
Данная работа раскрывает актуальность темы, особенности организации самостоятельной работы, виды и формы организации самостоятельной работы на уроках и опыт моей педагогической деятельности....
«Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания»
Методические основы работы учителя при формировании навыков познания...
Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания
Из опыта работы в рамках опытно-эксперементальной работы....
Методическая работа на тему: "Проектно -исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания, во внеурочное время_важнейшее условие развития талантливых детей"
Методическая работаНА ТЕМУ:«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»...