Методический семинар. Выступление.
статья по истории на тему
Предварительный просмотр:
Методический семинар.
Деятельностный подход в преподавании истории и обществознания
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно-деятельностный подход (СДП), который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества.
Всякое учение – деятельность. Понимание приоритетности деятельностных целей образования сформировалось в науке уже сотни лет назад.
В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
Основные задачи современного образования: не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самоизменению и самореализации.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.
Каждый раз, составляя план очередного урока, задаю себе одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал подобрать, и какой дидактической обработке его подвергнуть;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
д)как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.
В отличие от стандартов 2004 года (ГОС) теперь при подготовке урока учитель должен четко представлять себе, какие универсальные учебные действия он должен развивать и каких результатов достичь. Приоритет деятельностных целей требует новых подходов к организации учебного процесса, новой системы взаимодействия учителя и ученика, метода работы, который реализует поставленные цели.
Существует много приемов, видов и форм учебных заданий деятельностного метода обучения. Остановлюсь на некоторых из них.
Побуждающей силой деятельности является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию учащихся на уроке можно использовать: положительный настрой, девиз, эпиграф, знакомство с планом урока, притчу, проблемный вопрос.
Например, урок обществознания в 9 классе по теме: «Государство».
В начале урока предлагаю учащимся прослушать 3 высказывания, относящиеся к теме урока, но не называю ее. В этих высказываниях речь идет о понятии, которое и станет темой занятия. Зачитывая высказывание не произношу слово «государство», а заменяет его на пробел «…..».
Учащиеся определяют, что понятием, о котором пойдет речь на уроке является «государство», после чего учитель предлагает записать тему урока в рабочей тетради.
Стадия «вызова» направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. На данном этапе мною используются приемы: верные и неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам, кластер. Например, при изучении темы: «Культура России XVII века» учащимся необходимо было вспомнить культуру России XVI века и оформить в кластер. Учащиеся работали в группах, каждая группа представила свой кластер, потом был составлен общий. Далее учащимся был предложен текст, и они должны были найти в нем новую информацию по культуре XVII века. Данный прием использовался при изучении темы «Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного». В ходе работы было выяснено, что учащиеся хорошо помнят внешнюю политику царя и совсем не помнят внутреннюю. Поэтому главное внимание было сосредоточено на изучение внутренней политики, а высвобожденное время использовалось на анализ документов и разных точек зрения на деятельность Ивана Грозного.
Этап целеполагания, актуализации осуществляется через постановку целей и задач урока, которые выражаются через приемы - «Я уже знаю», «Ключевые слова», «Кластер». «Сброс идей в корзину», «Лови ошибку».
Пример: урок обществознания в 9 классе по теме: «Юридическая ответственность».
Текст с ошибками (дается в начале урока и после изучения темы).
На формирование умения конструировать вопросы обращаю особое внимание. В младших классах провожу игру «Самый внимательный читатель». Учащиеся должны составить как можно больше вопросов к тексту. В 6 классе к тексту параграфа «Африка в средние века» ученик составил 23 вопроса. В старших классах провожу пресс-конференции, когда по изученной теме ученику задает вопросы весь класс. Вопросы оцениваю: самые сложные, самые интересные, оригинальные. Учащимся очень нравится отвечать на вопросы.
Использую технологию продуктивного чтения, которая ориентирована на формирование правильной читательской деятельности:
1. Работа с текстом до чтения (предугадывание предстоящего текста по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации к тексту);
2. Работа с текстом во время чтения (первичное чтение, беседа по восприятию, повторное чтение и анализ текста, деление на части, постановка к тексту обобщающих вопросов, выразительное чтение);
3. Работа с текстом после чтения (смысловая беседа по тексту, формулирование основной идеи текста, работа с иллюстрациями, обсуждение смысла заглавия, творческие задания).
«Ассоциативный ряд» начинается с ключевого слова темы, записанного на доске. Учащимся предлагается записать (назвать) или поделиться с соседом ассоциациями и выбрать наиболее «удачные». В результате на доске появляется либо структурно-логическая схема, либо таблица, позволяющая классифицировать ассоциации учащихся.
Использую так же прием «Пометки на полях». На основе данной маркировки можно составить таблицу. Прием «чтение с остановками» часто использую на уроках обществознания.
Когда необходимо дать оценку деятельности исторической личности использую прием «плюс-минус-вопрос». По итогам можно составить таблицу. Часто в результате заполнения таблицы появляются две противоположные точки зрения на личность или событие. Например, на личность Бориса Годунова, найти отрицательное и положительное в реформах Н.С.Хрущева и т.д. В 5 классе проводится игра: на доске или на листочках записаны имена исторических деятелей, мифических героев, богов и ученики должны поставить «+» около имени, если жил, «-» если мифический герой или бог.
Применяется метод проектов, которые выполняются в следующей последовательности:
1. Подготовительный этап - исследовательский (ставится проблема перед учащимися, мозговая атака с целью коллективного поиска проблем, определяется цель деятельности).
2. Открытие новых знаний (рекомендуются источники получения информации).
3. Технологический этап (используется метод упражнений т.к. идет формирование у учащихся умений и навыков деятельности).
4. Заключительный этап (коррекция проекта и его защиты, сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, конкурс творческих работ, оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер - «Познавательный проект», «Веселый проект», «Красочный проект» и т. д.).
Используя метод проектного обучения, я ставлю цель: воспитать учебную самостоятельность и превратить ученика в субъект процесса учения, заинтересованного в самоизменении и готового к нему. Метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности и овладение учащимися универсальных действий. Кроме того, в ходе проектной деятельности формируется детский коллектив, который живёт и работает в определённом составе в течение некоторого времени.
Работа в группах с использованием приема «Шляпы мышления».
Пример: урок обществознания в 6 классе: «Человек, общество, природа».
Цель: развитие умения формулировать и грамотно аргументировать свою позицию.
Класс делится на группы. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя выбирают «шляпу мышления», то есть позицию, которую они будут представлять. Далее учащиеся анализируют предложенный текст, обсуждают его в группах, вырабатывают аргументы в защиту избранной позиции. Спикер группы докладывает о результатах проведенной работы. Участники обсуждают выдвинутые в защиту позиции аргументы.
В последнее время постепенно начинают входить в школьную практику кейс – технологии, которые представляют собой обучение посредством создания проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
На стадии рефлексии необходимо вернуться к заданным вопросам, предположениям. Если не на все вопросы ответили на уроке, предлагаются самим учащимся посмотреть дополнительную литературу. По обществознанию рефлексивный этап часто заканчивается написанием эссе.
При проведении классных часов и родительских собраний мною использовалась технология проектной деятельности. Данная технология способствует воспитанию у учащихся нравственно-патриотических чувств на уровне знаний, переживаний и позволяет формировать убеждения. Мастерская знакомит родителей с огромным количеством разных точек зрения на какую-либо проблему воспитания и позволяет выработать свою. В результате совместной деятельности классного руководителя, учащихся и родителей были реализованы социально-значимые проекты: «Подарок школе», «Впиши себя в историю школы», «Оформление класса к Новому году», «Шефская помощь Ветеранам».
Сочетание методов деятельностных технологий воплотились в уроке деловая игра по теме «Внешняя политика СССР в 30-е гг.» в 9 классе. Тип урока: усвоение и применение знаний, умений и навыков. Учебная цель: выяснить причины нового сближения СССР и Германии в конце 30-х гг., развивающая: сравнить политические мотивы руководства двух стран при заключении Пакта о ненападении 1939г., воспитательная: оценить последствия Пакта о ненападении и дополнительного секретного протокола для СССР с моральной и правовой позиции.
Учитывая сформированный познавательный интерес и эмоционально - волевую сферу старшеклассников, я организовала работу учащихся в группах: «Дипломаты», «Политологи», «Историки – аналитики», которые должны были высказать своё видение поставленных проблем. Анализ документов, составление сравнительных таблиц, вопросы «мозговой штурм» помогли учащимся найти ответы на вопросы: Причины сближения СССР и Германии в конце 30-х гг.?, Причины затягивания Англией и Францией подписания равного 3-х стороннего соглашения с СССР? Стратегические и тактические замыслы руководства СССР и Германии при заключении Пакта 1939г. и его последствия для Советского Союза?
В своей работе я широко применяю ИКТ на уроках истории и обществознания, что позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В ходе уроков с использованием ИКТ применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно, происходит активизация мыслительных процессов, повышается уровень учебной мотивации школьников.
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела, экскурсии – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
Системно-деятельностный подход в обучении истории отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций. Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на ученика.
Список используемой литературы:
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М., 2005.
2.Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Галина Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городском методическом семинаре "Предмет черчения и дополнительные возможности для преподавания его в школе".
Необходимость подготовки грамотных инженерных кадров....
Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературы. Пособие к уроку по теме "Алфавит" (обучающий плакат). Выступление Михайловой И. А.
Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературыМихайлова Ирина Анатольевна (учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 311 г. Санкт-Петербург)...
Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературы. Повторение по теме "Фонетика". Выступление Петровой О. Ю.
Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературыПетрова Ольга Юрьевна (учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 296 г. Санкт-Петербург)...
Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературы. Занимательный русский язык: звуки и буквы. Выступление Красильниковой С. В.
Занимательный материал к уроку русского языка....
Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературы. Работа "Тестовые задания по фонетике в формате ЕГЭ". Выступление Балезиной О. Л.
Подготовка к ЕГЭ на уроках русского языка....
Методическое выступление на педсовете или на методическом семинаре "Система оценивания учащихся в соответствии с ФГОС "
Данная методическая работа предназначена дляпедагогов,работающих по ФГОС...
Методический семинар (выступления)
Выступление на методическом семинаре в рамках конкурса профессионального мастерства «Лучший учитель»Учитель географии, МБОУ СОШ № 2 г. Радужный, 2021 год...