Выступление на городском методическом семинаре "Предмет черчения и дополнительные возможности для преподавания его в школе".
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
Необходимость подготовки грамотных инженерных кадров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_gorodskoy_seminar.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на городском методическом семинаре
Исакжановой Зинаиды Викторовны
Учитель высшей категории
ГБОУ СОШ № 534.
Выборгского района.
Тема: Предмет черчения и дополнительные возможности для преподавания его в школе.
Сегодня даже на самом высоком уровне заговорили о необходимости подготовки грамотных инженерных кадров, а ведь эта подготовка во многом начинается в школе.
В августе на районных и городских педагогических советах неоднократно звучали слова о необходимости активизации преподавания технических предметов в школе, эффективности и повышения требований к таким предметам как математика, информатика, физика, геометрия. Но о таком предмете как черчение, который, по сути, является единственным по настоящему техническим предметом в школе, формирует инженерно-техническое мышление учащихся, развивает пространственное, логическое и аналитическое мышление, не было сказано ни слова.
А самое плохое, что учебные часы на предмет черчения неуклонно сокращаются. Например: в прошлом учебном году по программе в 9-х классах вместо уроков черчения введена мировая художественная культура. Предмет замечательный, но опять гуманитарный, и не имеющий никакого отношения к техническим предметам. То есть это противоречит государственному заказу на усиление и развитие технических предметов в школе и формированию инженерных кадров. По сути, по школьной программе предмет черчение остался только в 8-ых классах – 1 час в неделю (35 часов в год) и все. За это количество часов невозможно научить даже азам предмета, не то что привить практические навыки. И тогда обучение предмету становится формальным. Я сталкивалась с таким обучением, когда дети в конце 8-ого класса вычерчивают у себя в тетради сборочный чертеж абсолютно не понимая что там изображено. Кроме вреда от такого преподавания нет ничего. У детей остается полное непонимание предмета и как следствие нелюбовь к этому предмету и ко всем техническим дисциплинам. И ребенок для себя решает – инженерные специальности не для него.
Проблемы развития конструкторского мышления в школе начинаются с начальных классов. Здесь есть уроки рисования, уроки труда, на которых, собственно, и происходит основное обучение конструированию. Дети собирают какие-то детали по готовой инструкции, делают поделки из различных материалов. А что на деле? Уже ни для кого не секрет, что очень часто эти уроки, заменяются основными предметами: чтением, письмом, математикой, так как учащиеся плохо усваивают материал, не успевают получить необходимые навыки. В результате - страдает первоначальная подготовка.
Основная школа. Здесь сразу несколько предметов, которые способствуют (вернее, должны способствовать) развитию навыков конструирования. Во-первых, технология, во-вторых, черчение (пожалуй, один из самых больших ресурсов по развитию конструкторских навыков), в-третьих, геометрия.
Не секрет, что последние семь лет, началась тенденция к сокращению часов геометрии в школах, заменой ее учителями на уроки алгебры.
Самое печальное произошло с черчением, которого просто не стало. Статистика по регионам разная, но от 30% до 50% школ, где черчения нет вообще. Итак, хуже всего с конструированием происходит в основной школе: отсутствуют предметы, которые могут развивать конструкторские навыки, техническое мышление. Ученики вообще не понимают, что делает инженер. Все это сказывается на развитии пространственного мышления. И в старшей школе дети не могут изучать стереометрию и не понимают ее просто потому, что они не представляют тела в пространстве. Пока в школе не будут преподаваться в полном объеме черчение, технология и геометрия ни о каких инженерных кадрах не может быть и речи.
Понимая эту необходимость, я, по мере своих сил и возможностей, стараюсь сохранять часы на прохождение предмета черчения в полном объеме. Для этого, в прошлом году, я разработала авторскую учебную программу для 8-9-ых классов «Графика и архитектурное проектирование» (68 часов). Программа в этом году была утверждена экспертным научно-методическим советом академии посдипломного педагогческого образования.
В программе представлен:
Учебно-методический план для VIII – го класса, включающий в себя следующие разделы:
Раздел I. Оформление графических работ.
Раздел II. Геометрические построения
Раздел III. Аксонометрические проекции.
Раздел IV. Ортогональное проецирование.
В программе также представлен учебно-тематический план для IX-го класса, включающий следующие разделы:
Раздел I. Преобразование формы предмета и чтение чертежа.
Раздел II. Разрезы и сечения.
Раздел III. Архитектурный проект.
Раздел IV. Соединения.
Также в программе расписано полное содержание курса для 8-х и 9-х классов.
Особенностью этой программой является то, что учащиеся сначала изучают аксонометрические проекции, а только затем ортогональное проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости. А при изучении строительного черчения ребята выполняют архитектурный проект «Дом моей мечты».
Сегодня в центре внимания педагогов-практиков находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных интересов, творческих навыков учащихся; стремления и умения учащихся самостоятельно добывать и использовать новые знания; развитие критического мышления.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, за создание творческого продукта. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).
Большую возможность в этом плане открывает проектная деятельность учащихся, направленная на становление личности ребенка через активные способы действия.
К положительным факторам проектной деятельности можно отнести:
- развитие способностей к активной практической деятельности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса;
- проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей;
- создание ситуаций, при которых ученик, не обнаруживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесного общения с более способными учениками;
- поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью.
Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися, потому что им интересно найти пути ее решения «полного или частичного». Тематика проекта определяется значимостью, а также доступностью их выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательная по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности.
Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до предоставления результата.
Кардинальное отличие проектного обучения от классических методов заключается в том, что, на различных этапах обучающиеся действуют самостоятельно (учитель выступает в роли консультанта).
Выполняя архитектурный проект «Дом моей мечты» ребята работают проектными группами по 7 – 8 человек. Выбирают руководителя проекта и его заместителя. Защита проекта происходит при всем классе, оценку руководителя проекта ставят класс и учитель совместно, а всем остальным участникам группы оценки выставляет руководитель проекта. Лучший проект среди всех девятых классов выходит на школьную научно-практическую конференцию.
Дополнительно, при обучении, я использую элективные курсы по компьютерной графике в программе «Компас-3DLT V9». Первое знакомство с программой «Компас» ребята получают на уроках технического рисунка в 7-ом классе, когда рисуют натюрморт из геометрических тел с применением законов перспективы, простраивая его сначала на компьютере, а затем выполняя от руки.
В 10-м классе элективные курсы по программе «Компас» рассчитаны на знания учащимися основного курса машиностроительного черчения.
Так же для 10-х, 11-х классов я читаю элективный курс «Основы начертательной геометрии».
Таким образом, я решаю проблему недостатка учебных часов на предмет черчения. Считаю, что моя авторская программа «Графика и архитектурное проектирование» и данные элективные курсы помогают восполнить недостаток учебных часов по техническим предметам в школе тем учащимся, которые собираются связать свою жизнь с инженерными профессиями. И это, несомненно, поможет им при обучении в технических ВУЗах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городском методическом объединении.
Подготовка к ЕГЭ....
Выступление на городском методическом объединении
Презентация...
Выступление на Городском методическом объединении учителей истории и обществознания
Выступление на Городском методическом объединении учителей истории и обществознания 28 августа 2014г.Тема выступления "подготовка к ЕГЭ на уроках истории и обществознания"...
Выступление на Городском методическом объединении историков Г. Коврова 2014г.
«ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории и обществознания» - выступление на МО историков г.Коврова...
Презентация выступления на городском методическом объединении учителей географии по теме: "Трудные вопросы ЕГЭ"
Презентация выступления на городском методическом объединении учителей географии по теме: "Трудные вопросы ЕГЭ"...
Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...
Выступление на городском методическом объединении по теме "Мотивация обучающихся к творческой деятельности в условиях дополнительного образования"
Мотивация обучающихся к творческой деятельности как показатель результативности в условиях дополнительного образования...