Программа элективного курса для 9 класса "История Тетюш и Тетюшского края"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Мышев Юрий Владимирович

Данный курс предполагает изучение истории Тетюш и Тетюшского края в рамках программы по изучению истории Татарстана и татарского народа. Он соответствует программам курсов по истории Татарстана и является дополнением к нему.

Курс рассчитан на 34 часа и включает в себя учебно-методический комплект, состоящий из учебного пособия для учащихся 9 классов, рабочей тетради, презентаций, пособия для учителя, сборника тестов  и учебно-познавательных заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

элективного курса «История  Тетюш и Тетюшского края»

9 класс (34 часа)

             Автор: Мышев Юрий Владимирович – учитель истории высшей квалификационной категории МБОУ «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Ханжина П.С.» города Тетюши Республики Татарстан

Пояснительная записка

Данный курс предполагает изучение истории Тетюш и Тетюшского края в рамках программы по изучению Истории Татарстана и татарского народа. Он соответствует программам курсов по истории Татарстана и является дополнением к нему.

Курс рассчитан на 34 часа и включает в себя учебно-методический комплект, состоящий из учебного пособия для учащихся 9 классов, рабочей тетради, презентаций, пособия для учителя, сборника тестов  и учебно-познавательных заданий.

Особое внимание уделяется поисковой, творческой работе учащихся, учету их индивидуальных особенностей и наклонностей. Курс призван мотивировать учащихся на проведение исследовательской работы по изучению истории своей малой родины.

Особенностью Тетюшского края является его многонациональный состав, в крае издавна дружно проживают русские, татары, чуваши, мордва и другие народы. Важно воспитать учащихся в духе толерантности, уважения к нашей многонациональной культуре.

На занятиях изучаются политические, экономические и социальные условия жизни народов, проживающих в крае. Мы знакомимся с их культурой,  узнаем их обычаи, традиции.

На уроках используются творческие работы учащихся, воспоминания старожилов, легенды,  мы активно сотрудничаем с краеведческим музеем.

Тетюшский край имеет богатую историю. Археологические раскопки свидетельствуют, что на месте Тетюш ещё  3000 лет назад существовало постоянное поселение ананьинских племен. В IV- VIII веках на месте Тетюш было торгово-ремесленное поселение именьковских, а затем булгарских племен. Город существовал и в период Золотой Орды, а в XV веке вошел в состав Казанского ханства.

Важную роль в экономической жизни Казанского края Тетюши играли и в последующие периоды. Они занимали выгодное положение на берегу Волги. После проведения губернской реформы в XVIII Тетюшская волость вошла в состав Казанской губернии. В XIX веке Тетюши становятся купеческим городом, успешно развивается культура. Многие известные деятели культуры были связаны с нашим краем. В начале ХХ века край, как и другие регионы России, пережил революционную бурю и трагический период Гражданской войны. Героически сражались тетюшане на фронтах Великой Отечественной войны, восемь выходцев из района стали Героями Советского Союза, пятеро – полными кавалерами ордена Славы..

В послевоенное время Тетюши сохранили важное значение в экономической жизни республики. Было построено немало новых предприятий, успешно развивалось сельское хозяйство, изменился внешний облик города.

В перестроечное и постперестроечное время возникли проблемы  с сохранением производственного потенциала города, закрылась часть предприятий. Колхозы района были преобразованы в другие хозяйственные виды.

Тетюши имеет богатую историю, расположен город на красивом высоком берегу Волги, поэтому привлекает немало туристов. Сегодня Тетюши являются уникальным в своем роде старинным городком на Волге, который привлекает к себе повышенное внимание всех, кто интересуется историей края. Культурным и историческим достоянием является природно-архитектурный комплекс на территории бывшей дворянской усадьбы Молоствовых в селе Долгая Поляна. На территории города проходят системные археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены поселения людей в разные исторические эпохи, начиная с раннего железного века. В IV- VIII веках на территории Тетюшского городища II (гора Вшиха) существовало укрепленное поселение именьковских племён, имевшее все признаки городского хозяйства. Раскопки подтвердили предположения ученых о расселении на территории края в конце VII – VIII веков ранних булгарских племен.

В ходе занятий обращается особое внимание на работу с историческими источниками, которые помогают учащимся лучше понять изучаемые события, узнать язык, на котором разговаривали наши предки в прошлом. Ведется работа с важнейшими датами, связанными как с историей края, так и с историей республики и страны,  с историческими терминами и понятиями, которые в учебном пособии выделены особым  шрифтом.

Программа соответствует рекомендациям по изучению истории Татарстана. Планирование рассчитано на 34 часа. Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактические материалы: тесты, поисково-познавательные задания разного уровня сложности.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование компьютерных презентаций по истории Тетюш и Тетюшского края, видеофильмов.  

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся при изучении данного курса в 9 классе.

Знать: основные даты, термины и понятия наиболее важных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий истории Тетюш и Тетюшского края; изученные виды исторических источников.

Уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение наиболее важных исторических понятий, уметь дискуссировать. группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку..

Анализировать: исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту.

Сопоставлять: однотипные процессы Отечественной истории, истории Татарстана и истории Тетюшского края.

Сравнивать: оценки исторических событий историческими деятелями с оценками данными в учебнике.

Владеть компетенциями:

*коммуникативной компетенцией;

*смыслопоисковой компетенцией;

*компетенцией личностного саморазвития;

*информационно-поисковой;

*рефлексивной компетенцией;

*учебно-познавательной компетенцией

Способны решать практические задачи: высказывать собственные суждения об историческом и культурном наследии народов, проживающих в Тетюшском крае; использовать знания об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Используемые методы:

 - наглядности (помогает достоверно воссоздать атмосферу конкретного исторического периода);

- погружения в историческое пространство (эмоционально воздействует на восприятие исторических событий и фактов, позволяет ощутить неповторимость конкретных исторических условий);

- научно-исследовательский и проектный (позволяет работать индивидуально, развивать личные способности учащихся, формирует способность к творческой деятельности);

- командное состязание, игровые методы (позволяет легко усваивать предлагаемую информацию).

Используемые педагогические технологии:

- Информационно-коммуникативные

-Проектная

- Развивающие.

Мониторинг, (оценивание результатов деятельности)

Знания учащихся контролируются посредством:

- защиты научных исследований, рефератов, докладов;

- защиты проектов;

- участия в научно-практических конференциях;

-дискуссий по спорным проблемам истории;

- составления компьютерных презентаций;

- написания творческих работ;

- итоговых дискуссий.

Учебно-методический комплект:

- Древний край Тетюшский. Учебное пособие для учащихся / Мышев Ю.В. Тетюши, 2006

- История Тетюш и Тетюшского края (с древности до современности). Учебное пособие для учащихся 9 класса. / Мышев Ю.В. Тетюши, 2012

- Рабочая тетрадь по истории Тетюш и Тетюшского края. /Мышев Ю.В. Тетюши, 2012

-Сборник тестовых и поисково-познавательных заданий по истории Тетюшского края./ Ю.В.Мышев. Тетюши, 2012

- Презентации по истории Тетюш и Тетюшского края. 2007-2012.

- Видеофильмы «Тетюши»,  «Археологические раскопки на Тетюшском городище II»

Литература для учителя

- Методическое пособие для учителя по истории Тетюш и Тетюшского края./Ю.В.Мышев.-Тетюши, 2012

- Есть на Волге городок… (Сборник статей по истории  Тетюш и Тетюшского края). Казань, 2004

- Татарский энциклопедический словарь./ Главный редактор М.Х.Хасанов. – Казань, 1999.

- История Татарстана и татарского народа./ И.А.Гилязов, В.И.Пискарев, Ф.Ш.Хузин.-     Казань, Хэтер, 2008;

- Материалы и исследования по средневековой археологии Восточной Европы. Казань, 2009.

- Сайт «История  и культура города Тетюши и Тетюшского района».  2008

- Видеофильм «Археологические раскопки на территории Тетюш». 2008

- Археологическая карта Республики Татарстан и Тетюшского района.

- Презентации по древней истории Тетюшского края.2007-2012

- Материалы и исследования по средневековой археологии Восточной Европы./ Казань, 2009

Литература для учащихся

- Книга для чтения. /Мышев Ю.В. - Тетюши, 2012

-История Татарстана и татарского народа. И.А.Гилязов, В.И.Пискарев, Ф.Ш.Хузин. /Казань, 2008

- Есть на Волге городок… (Сборник статей по истории  Тетюш и Тетюшского края). Казань, 2004

- История Татарстана и татарского народа./  К.Р.Синицына. – Казань, 2000;

Календарно - тематическое планирование

Пояснительная записка

«История в действительности является   матерью знаний просвещения, всеобщей школой рода   человеческого»                                     (Ш. Марджани)

Цели и задачи программы:

- способствовать воспитанию чувства гордости и уважения к самобытной истории родного края;

- повысить уровень знаний и расширить круг представлений учащихся в области краеведения; углубить знания по истории Роcсии и Татарстана;

- развивать интерес к родному краю;

- развивать творческие способности учащихся, приобщать их к исследовательской и пропагандистской работе по краеведению;

   Данная программа рассчитана на учащихся 9 классов. Программа тесно связана со школьными программами по истории России и истории Татарстана и предусматривает использование материалов на уроках истории и во внеклассной работе. Программа позволяет реализовать возможности для самостоятельной творческой работы, индивидуальных исследований учащихся, учитывающих возрастные особенности, их интересы и склонности. Большое внимание уделяется практическим занятиям, изучению исторических источников. История края изучается в контексте изучения истории Татарстана, истории России и всеобщей истории.

Важное место отводится формированию умения вести научные дискуссии. Учащиеся учатся использовать для доказательства своей версии все возможные источники, учатся критически оценивать их, приводить обоснованные аргументы.          

Особое внимание уделяется формированию у учащихся толерантности, уважительного отношения к народам, проживавшим на территории края в разные историчекие периоды. На основе научных данных учащиеся делают вывод о том, что ещё в далеком прошлом население нашего края формировалось на полиэтнической основе. И сегодня в Тетюшском районе проживают в дружбе татары, русские, чуваши, мордва и другие народы.

 Реализация образовательной программы рассчитана на 34 часа. Она включает в себя следующие разделы:

- Древняя история Тетюш и  Тетюшского края. Средневековая истории края (VIII- XIVвв.) до его вхождения в состав Русского государства. (7 часов)

- Тетюши и Тетюшский край в составе Казанского ханства.  Тетюши и Тетюшский край во второй половине XVI  - XVIII вв. (20 часов)

- Тетюши и Тетюшский край в XIX веке.  Тетюши и Тетюшский край в новейшее время. (7 часов)

  Пособие  разработано в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы, утверждённой Постановлением правительства Российской Федерации № 795 от 5 октября 2010 года, Республиканской программы «Патриотическое воспитание молодёжи Республики Татарстан на 2011-2013 годы», утверждённой Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, № 204 от 17 марта 2011 года, «Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Килэчэк»-«Будущее», утверждённой Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 1174 от 30.12.2010 года

 В программе использованы передовые педагогические разработки других педагогов, а также наработанный собственный опыт преподавателя истории и руководителя объединения юных краеведов.  

Программа предполагает работу с учащимися на уроках по истории Татарстана, занятиях спецкурса, элективного курса.

 Изучение учащимися истории края является важной составной частью учебно-воспитательного процесса, способствуют воспитанию уважения к истории, любви к своей малой родине, воспитанию патриотизма и гражданственности. Учащиеся под руководством краеведов могут внести важный вклад в изучение истории родного края, истории Татарстана.

Раздел 1. Древняя и средневековая история Тетюш и Тетюшского края. (4 часа)

_____________________________________________________________________

Тема 1. Древние поселения на территории Тетюшского края (1час).

«Красная Глинка». Древнейшая стоянка периода палеолита на территории Тетюшского края. Исследования в 1951 году М.З.Паничкиной и в 1954 году З.А.Абрамовой.  Время существования этой стоянки – около 100 - 35 тысяч лет назад. Неандертальцы. Присваивающий характер хозяйства. Переход к оседлому образу жизни.

Древнейшие поселения в районе Тетюш.

                   Край в древности. Палеолитические стоянки на территории Тетюшского края. Древние охотники. Места проживания древних племен. Неолит (8-3 тыс. до н.э.) Произвдящее хозяйство. Энеолит. Бронзовый век.

Находки эпохи камня, эпохи бронзы, начала раннего железа, эпохи раннего Средневековья.

Древние племена. Исследования I Тетюшского могильника.

 Балановцы – древнее индоевропейское  население первой половины II тысячелетия до нашей эры. Финно-угорское население ( около 4 тысяч лет назад).

Тетюшское поселение конца II – начала I тыс. до н.э. Приказанские племена.

Находки раннеананьинского периода.

 Тетюшское местонахождение (эпоха палеолита, мезолита). III Тетюшская стоянка (мезолит). II Тетюшская стоянка (эпоха неолита).

Медный век Волосовские племена. Бронзовый век на территории края.

Ранний железный век. Эпоха железа (конец VIII – VI веках до нашей эры).

Земледелие. Ремесло. Металлургия. Промыслы. Охота. Рыбная ловля.

Общественные отношения. Изменения в хозйственной жизни. Расслоение общественных отношений. Выделение вождей, знати. Военная демократия.

Отношения с другими регионами. Торговые связси с  Кавказом, Причерноморьем, скандинавскими странами 

Тема 2. Тайны древней горы (1 час). Задачи курса «История Тетюш и Тетюшского края».

Археологические раскопки на Тетюшском городище II в 2003, 2007-2011 гг. под рководством А.А.Бурханова, К.А.Руденко.

Именьковское поселение IV – VIII веков. Данные раскопок и исследований.

Происхождение названия горы «Вшиха» («Вшивая горка»).

История исследования Тетюшского городища II. Г.Ахмаров, Н.Ф.Калинин, А.П.Смирнов, А.Х.Халиков, Е.А.Халикова,  В.Ф.Генинг, Е.П.Казаков, В.С.Патрушев, П.Н.Старостин.

Находки в районе горы. Первые сообщения о древних находках на территории города Тетюши. Краевед С.М.Шпилевский. Старые Тетюши. Богородицын рынок.  И.А.Износков. П.А.Пономарев. Ошель. Н.Ф.Катанов.

Деятельность этнографа и археолога Гайнетдина Ахмарова (1864-1911). 

Археолог Николай Филиппович Калинин (1888-1959). Раскопки 1949, 1961 гг

Исследования комплекса могильников эпохи бронзы, раннего железа и раннеболгарского времени у города Тетюши в 1969-1971, 1978 и 1980 годах

Первые масштабные археологические ракопки 2007-2011 гг. под руководством доктора исторических наук Константина Александровича Руденко.

. Тема 3.  Тиссагеты в нашем крае. (1час)

                    Ананьинские племена. Геродот. Тиссагеты. Открытие ананьинской археологической культуры в середине XIX века. Село Ананьино (Елабужский район). Поселения племен ананьинской культуры.

Хозяйство. Исследования I Тетюшского могильника, относящегося к началу эпохи железа (VII– VI веках до нашей эры). Занятия: земледелие, скотоводство, ремесло.

Металлургия. Охота и собирательство. Рыбная ловля.

Общественные отношения. Изменения в общественных отношениях. Конфликты между соседними родами и племенами. Сооружение укреплений. Выделение военных вождей, знати.

Торговые связи с народами Урала, Сибири, Средней Азии, Кавказа, с древними Ираном и Грецией, Кавказом, Причерноморьем, скандинавскими народами.

.Обряды. Исследования ученого П.Н.Старостина,. Две общности ананьинских племен.

Елховское городище. Поселение около села Кашка.

Находки. Исследования А.Х.Халикова. (Работа «Волго-Камье в начале эпохи раннего железа (VIII – VI вв. до н.э.)»

Данные раскопок 1969-1970 гг. Исследования Е.П.Казакова, А.Х Халикова,  Е.А.Халиковой.

После ананьинцев. Заселение Предволжья в конце I тыс.до н.э. Позднегородецкая культура (вторая половина I тыс. до н.э.)

Пьяноборская культура.

Азелинская культура. В III– IV вв.н.э. Позднепьяноборские или  азелинские . Материалы Тетюшского могильника, относящиеся к азелинской культуре. Цармисы (черемисы). Кушнаренковская культура ( VI – X вв.) 

Тема 4. Именьковские племена (1 час)

Появление именьковцев в крае. Племена именьковской культуры (IV– VIII веками н.э.)

Село Именьково Лаишевского района.

Проблема происхождения именьковских племен.

Разложение родовых отношений и формированию классового общества.

Поселения именьковских племен на территории Тетюшского края.  Большие Тарханы. Киртелинское городище. Хулашское городище (село Кошки-Новотимбаево), Елховское городище (село Урюм).

      Кто такие именьковцы? Вопрос о происхождении именьковцев. В.Ф.Генинг (1922-1993 гг.). Н.Ф.Калинин. А.П.Смирно.в А.Х.Халиков. Иследования по истории именьковской культуры.

Куда исчезли именьковцы? Проблема отношений именьковских и булгарских племен. Данные раскопок на Тетюшском городище II.

Исследования Р.Г Фахрутдинова .

 Расселение. Расселение именьковских племен. Древние угро-венгры (рубеж VI– VII вв.). Появление в  второй половине VII - начале VIII вв.   древних булгарских племен (барсил). Позднеломоватовские племена.

Укрепления именьковцев. Больше-Тарханское городище. Система укреплений именьковских поселений. Особенности системы укреплений на Тетюшском городище II.

Жилища. Особенности жилых сооружений именьковцев. Данные археологических раскопок.

 Хозяйство. Земледелие. Скотоводство. Охота. Соседская община.

Признаки городского хозяйства. Торговые связи. Ремесло. Оружие.

Обряды. Культовые предметы.

                               

                   Раздел II. Булгары на территории Тетюшского края. (3 часа)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                   Тема 5. Ранние булгары в крае (1 час).

Расселение булгар на территории края.  Проникновение на территорию края болгарских племен во второй половине VII – начале VIII века. Больше-Тарханский могильник.  Тетюшский могильник. Н.Ф.Калинин.

Памятники раннебулгарской эпохи (VIII – IХ вв.) в Предволжье. Большетарханские I и II могильники (вторая половина VIII–IX вв.). Тетюшский могильник. Кашкинское местонахождение ( IX – X вв.)

Иштван Фодор. Связи волжских булгар с древними венграми.

 Военное дело. Оружие. Система укрплений.

Находки из Тетюшского могильника. Орудия труда. Оружие. Украшения.

Особенности жизни местных булгар. Сравнение находок из Больше-Тарханского могильника и Тетюшского.

Большетарханский могильник.  Открытие памятника (1950 г.)  А.Х.Халиков. Исследования 1957, 1960 гг. экспедицией под руководством А.Х.Халикова и В.Ф.Генинга.

Салтово-маяцкая культура была сформирована (VIII век).

Ремесло. Жильё ранних булгар. Оборона.

Торговля. Торговые связи с Прибалтикой, Русью, Ираном, Индией, Китаем. Булгарские товары.

Золотоордынский период. Заселение края в золотоордынский период. «Таварихы Булгария» Хисамутдин ибн-Муслим Булгари.

Булгарские поселения у «Богородицкого рынка», у современного села Колунец. Последствия вторжений монгольских племен.

 

Тема 6. Булгарские города и селения (1 час).

«Под град Ошель на Волге…». Богдашкинское городище. История города Ошель. Местонахождение. Время существования.

Поход князя Святослава на Ошель в 1220 г. Причины похода князя Святослава. Маршрут движения войска.

Проблема местнахождения летописного города Ошеля. Янтиковское (Кирельское) городище. Богдашкинское городище.

Открытие Богдашкинского городища (1909 г.). Г.Ахмаров. Н.Ф.Калинин. Проблема изучения происхождения  названия города. Исследования Богдашкинского городища.

Хулаш. Кошки-Новотимбаевское городище. Булгарский город  Хулаш. Исследования городища. Исследование А.Х.Халикова, А.П.Смирнова, В.Ф.Каховского.

     Тысячедомный Шунгат». II Больше-Атрясское селище. «Тетюшский клад». Сведения Ш.Марджани.

Булгарские поселения. Урюмское, Больше-Шемякинское, Больше-Тарханское, Льяшевское городища. Кильдюшевское и Киртелинское городища на реке Кильна. Камень у села  Большое Шемякино. Городище у села Зеленовка. Булгарские находки у села Льяшево.

Тема 7. Старые Тетюши (1 час)

Старые (Нижние Тетюши). Версии происхождения названия города Тетюши. «Хан» Тэтеш. Связь Тетюш с Казанью. Булгарское племя «темтюзи». Р.Г.Фархутдинов о булгарских племенах.

    Проблема местонахождения Старых Тетюш Где находились первоначально Тетюши?   Поселение у села Кашка. Исследования поселения. Находки.

«Богородицын рынок». Местонахождение «Богородицына рынка». Никольский монастырь. Икона Казанской Божьей матери (Тетюшской).                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Сведения казанского краеведа XIX века Степана Мельникова. «Краткое описание явления находящейся в Тетюшском Троицком соборе иконы Казанской Божьей Матери». (Священник Владимир Казанский. Казань, 1892 г.).

Данные археологии о Старых Тетюшах.

Кашкинское местонахождение. 

Раздел III. Вхождение края в состав Русского государства. Тетюши и Тетюшский край во второй половине  XVI веке. (3 часа)

_____________________________________________________________________

Тема 8.Управление. Народы края в XVI веке. (1 час)

В составе Казанского ханства. Существование Тетюш в период Казанского ханств. С.М.Шпилевский, М.Г.Худяков. Деревни Урюм, Кулганы, Куштова, Большие Яльчики, село Байтеряково.

Основание военной крепости. Вхождение края в состав Русского государства в 1552 году. Построение крепости в 1558 году.  Первые воеводы князь Иван Петрович Звенигородский и князь Борис Иванович Мезецкий.

Разрядные книги 1578 года.

Управление краем. Административный статус Тетюш во второй половине XVI – XVII веках.

Заселение края.  Составление «Тетюшских книг» (1573-1574 гг.) Заселение окрестностей Тетюш. Деревня Любимовка. Село Федоровское. Чинчурино. Починок Нечасов (Удельное Нечасово). Село Алекина Поляна.

           Тема 9. Заселения края после вхождения в состав Русского государства (1 час)

Заселение края. Переселение в край кретсьян из других регионов. Троицкий Сергиев монастырь. Богородицкий монастырь.

Возведение засеки возле Тетюш в девяностых годах XVI столетия.

Население края. Служилые люди. Монастыри. Крестьянские общины. Населенные пункты.

Народы края. Черемисы (марийцы). Мордва. Перелоги.

Создание засечных черт (70-х годов XVI века).

Тема 10. Владения монастырей в крае (1 час)

Владения Спасо-Преображенского монастыря. Владения Спасо-Преображенского монастыря. Села Ильинское, Красная Поляна,  деревни Середние, Задняя, Выползово, Мордовский починок.

Хозяйственная жизнь монастырей. Особенности хозяйственной жизни монастырей.

    Основание Никольского монастыря. Монастырь «Во имя Святителя и Чудотворца Николы и Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев». Основатели монастыря «черный священник Иона и старец Нил с братией». Пожалование монастырю земель (1588 г.) Богородицын рынок.

Владения Никольского монастыря. Нижние Тетюши.  Владения Никольского монастыря.

Гибель Никольского монастыря. Разорении Никольского монастыря в начале XVII века.

Раздел IV. Тетюши и Тетюшский край в XVII   веке. (2 часа)

_________________________________________________________________________

Тема 11.Заселение края в XVII веке. Занятия жителей Тетюш. (5 часов)

Население края. Занятия жителей. Край в Смутное время. Возобновление заселения края после окончания Смутного времени. Населенные пункты.

Переписная книга по Казанскому уезду.

Население города. Тяглое население. Ремесла и торговля. Посадские люди. Дворцовые поселения.

Населенные пункты.  Ильинское. Деревня Средняя. Любимовка. Жуково. Алекина Поляна. Федоровка. Бизяевка. Пролей – Каши. Большое Шемякино.

 Засечные черты. Строительство засечных черт.

Деревни Кадышево, Кильдюшево, Урюм, села Большие Тарханы, Сюндюково. Деревня Починок-Льяшево. Большие Атряси.

Утрата Тетюшами оборонительного значения.

Закамская засечная черта.Работы по построению укрепленной Закамской черты (1652 г.) Город Белый Яр. Подымовные люди.

Тетюшская засека.  Земля, по которой прежде проходила Тетюшская засека. Поселения казаков.

       Тема 12. Монастыри в Тетюшском крае в XVII веке. (1 час)

Монастыри. Монастыри на территории Тетюшского края.

История Никольского монастыря. Старые Тетюши. Местоположение Николського монастыря. Легенды и быль.

Покровский мужской монастырь.Любимовка. Федоровка. Село Монастырское.

Владения Преображенского монастыря. 

Реформы патриарха Никона и наш край. История села Колунец (Чудовка).

Дозорная книга первой четверти XVII века.

 

              Тема 13. Крестьянские движения XVII века. Восстание Степана Разина и наш край. (1 час)

Восстание под предводительством Болотникова. Восстание крестьян под предводительством Болотникова (1606г.) «Царевич Петр» (Илейка Муромец,  И.Горчаков). Казацкие набеги. «Воровские казаки». Иштярек абыз. «Прелестные письма».

Воевода князь Барятинский.

Действия восставших в крае. Бой Барятинского с разинцами у села Ундоры. События под Симбирском. Волнения в Тетюшахи в крае.

Тетюши – опорный пункт царский войск. Действия восставших и царских войск. Подавление восстания. Легенды и быль о Степане Разине.

Тема 14. Тетюшский край глазами путешественника  XVII века Адама Олеария. (1 час)

Адам Олеарий (1599-1671) – немецкий путешественник и ученый, библиотекарь и математик при дворе шлезвиг-голштинского герцога Фридриха III. «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно»(1647 г.)

Население края. Занятия. «Нагорные» и «луговые» жители. Занятия. Народы.

Обычаи. Верования. Язычество. Поклонение явлениям природы. Жертвоприношения.

Быт. Одежда. Рыбная ловля.

Тетюшский край. Описание местности. Опасости на Волге. Казацкие набеги. Волжские острова.

   

Тема 15. Хозяйство края в XVII веке. (1 час)

Новые поселения. Положение в крае после окончания .

Деревня Пролей-Каши.  

Переселения. Поселения служилых людей под Тетюшами. Переселение в Тетюшский уезд жителей из других Поволжских уездов.  Дозорные Тетюшские книги (1619 г.)

Общинное хозяйство. Дворцовое село Федоровское.

         Хозяйственная жизнь. Бортные ухожения, бобровые гоны,  рыбная ловля.

Повинности. Десятина ржи и яри. Повинности по обработке земли. Оброк. Хозяйственные работы. Выти. Привлечение земледельцев из соседних уездов в край.

 

Раздел V. Тетюши и Тетюшский край в XVIII веке (2 часа)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тема 16. Социально-экономическое развитие края. (1 час)

Тетюшский край в первой четверти XVIII века. Утрата военного значения Тетюш. «Симбирская черта».  Учреждение Петром I в 1708 году губерний. Провинции.

Ограничение привилегий татарских помещиков, не принявших христианство. Введение подушной подати в 1724 году.   Рекрутская повинность для татар, марийцев и мордвы.

Жизнь сословий. Крестьяне. Жизнь крестьян. Натуральный характер хозяйства. Горожане.  Занятия горожан. Купечество. Гильдии. Купеческое общество.

Посещение Петром I Болгарского городища (1722 год).

Тетюши. Северная война России со Швецией. «Перечневые выписки в графах». Сооружение острога в Тетюшах.

Тетюшский край во второй половине XVIII ве. Указ Екатерины Второй (1775г.) о губерниях и их делении на уезды во главе с капитан-исправниками. Учреждение в  1781 году Тетюшского уезда..

Возведение Тетюш в ранг уездных городов 28 сентября 1781. Утверждение 16 октября 1781 года герба Тетюш.

Тема 17. Культура края в XVI – XVIII веках. (1 час)

Народные обычаи и традиции. Обычаи и традиции народов, проживающих на территории края. Легенды. Религиозные обычаи и традиции.

Жилища. Жилой дом крестьянина. Изба.                                                                                  

.Жизнь дворян. Дворянский род Молоствовых в XVII – XVIII веках.Село Додлгая Поляна. Дворянский быт.  Воспоминания В. И. Панаева.

Христианизация. Мусульманские приходы. Христианизация. Рзрушение мечетей. Мусульманские приходы в Тетюшах, в селах Алабердино, Байрашево, Бакрчи, Большая Турма, Большие Атряси, Кляшево, Малая Турма, Малые Атряси.

Храмы XVIII века в крае. Храмы в селах: Кильдюшево, Колунец, Красная Поляна, Ямбухтино, Биденьга (Богородское), Жуково,  Большое Фролово.

Троицкий собор. Главный храм в крае. Возведение храма в 1777 году.

Церковь Равноапостольной Марии Магдолины. Крестовоздвиженская церковь. Церковь во имя святого Благоверного Александра Невского.

   

Раздел VI.  Тетюшский край в XIX веке (6 часов)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тема 18. Социально-экономическое развитие Тетюшского края  в XIX веке (1 час)

Население и хозяйство Тетюшского уезда. Край в составе Казанского уезда. Казанское наместничество. Земли, входившие в сотав края.

Экономическое возрождение Тетюш после 1789 года.  Край в составе Казанской губернии  (1802-1920 гг.). Волост.  Уездный города (1796 г.) Казанской губернии.

Торговля хлебом. Население города. Занятия жителей города. Сословия. Крестьянство. Ремесленники. Дворянство. Духовенство. Купечество. Ярмарки. Ремесло в населенных пунктах. Рыбное дело.

Тема 19. Общественное движение. (1 час)

Участие населения в народном ополчении 1812 года. Формирование народного ополчения из крепостных крестьян. П.А. Толстой. Казанское ополчение. Т.Х.Молоствов.

Декабрист М. А.Назимов. В.П. Ивашев (1794-1839).

 Вера Николаевна Фигнер (1852-1942). Книга «Запечатленный труд». «Народная воля». Причины общественного движения.

После отмены крепостного права (1861 г.)

Тема 20. Образование в крае в XIX – начале XX века. (1 час)

Просвещение.  Грамотность населения. Приходские училища. Открытие школ в селе Колунец, селе Чинчурино.

Начальное образование. Окрытие земского начального инородческого училища для чувашских детей в селе Большое Шемякино Церковно-приходская школа в селе Тоншерма, Малое Шемякино, Алекина Полягна. Н. И. Ильминский. Школа в селе Богдашкино. Симбирская чувашская учительская гимназия. И.Я.Яковлев.Открытие татарсикх школ после 1905 г.

Учебные заведения в Тетюшах. Уздное училище. Приходское училище. Городские училища.

Женская гимназия. Открытие женской прогимназии в 1906 г. Крупины. С. В. Бечко-Друзин.  Её преобразование в 1910 году в гимназию.

Мужская гимназия. Колсановы. Открытие гимназии в 1912 году. Преподаветли гинмазии. Н.Ф.Калинин. М.Марута-Краснопольский.

Русско-татарское училище. Открытьие русско-татарского училища для мальчиков в 1900 году. Исхак Казаков, Юсуф Саинов, Фатых Шамсутдинов.

Тема 21. Известные деятели культуры XIX века и наш край. (1 час)

            «Среди безмолвных деревень…» Дворянский род Молоствовых. Усадьба в Долгой Поляне. Хозяйственная жизнь дворян на примере усадьбы Молоствовых. Общение с Толстыми.

         Поездка А.С.Пушкина в Поволжье (1833г.). Версия о проезде А.С.Пушкина из Казани в Симбирск через Тетюши.

Панаева Авдотья Яковлевна (1819-1893). «Воспоминания». Роман «Семейство Тальниковых» (1847г).

Шишкин Иван Иванович (1832-1898). Куприянов Михаил Васильевич (1903-1991). Татарский ученый просветитель Хусаин Фаизханов (1828-1866).

22.  Великий сын чувашского народа. Иван Яковлевич Яковлев. (1848-1930) (1 час)

Знаменитое село. Село Кошки-Новотимбаево. Воспоминания И.Я.Яковлева о детских годах.  

Просветительская деятельность. Учёба в Симбирске, в удельном землемерном училище.  Организация в Симбирске школы для чувашей. Учёба в Казанском университете. Руководтво Симбирской чувашской учительской школой. Сосатвление сувашского алфавита. Алексей Васильевич Рекеев (1848-1932). Н.И. Ильминский. И.Н.Ульянов.

После революции. «Завещание чувашскому народу».

 

Тема 23. Храмы и мечети на территории Тетюшского края. (1 час)

Храмы в Тетюшах. Троицкий собор. П.Г.Пятницкий. П.В. Серебряков, А.М.Колсанов.

Храмы в селах края. Красная Поляна. Карланга. Удельное Нечасово.  Чинчурино. Монастырское.  Большое Фролово. Ямбухтино.                                                                                                                                                                                       

              Мусульманские приходы. История мечетей. Мечети в Тетюшах.Мусульманские приходы в селах Алабердино,  Байрашево, Большая Турма, Большие Атряси, Кляшево, Малая Турма, Кляшево, Сюндюково.  Медресе.

Раздел VII.  Тетюши и Тетюшский край в первой половине ХХ веке ( 7 часов)

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тема 24. Социально-экономические развитие края в начале ХХ века. (1 час)

Хозяйство. Население Тетюшского уезда в начале ХХ века. Хозяйственная жизнь горожан. Быт города. Купечество. Ярмарки. Тогровля хлебом. Предприятия.

Роль в экономике города сельского хозяйства. Рыбное дело.

Управление. Уездное правление. Волости. Волостной старшина. Уездный предводитель дворянства. В. Г. Молоствов.

Тема 25. В годы первой революции (1905 год). (1 час)

 Крестьянские волнения. Причины крестьянских волнений в крае. Волнения крестьян деревни Людоговка, села Яшевка, села Лаптевка. Революционная агитация.

События в Тетюшах. Участие во всероссийской Октябрьской забаствке.  И.М. Казаков (1876-1939). И.Казаков и М.Вахитов.

Участники восстания на броненосце «Потемкин». Н.И. Галайкин. Казанцев Ф.А, Искачев С.

Первая Государственная дума. Депутат первой Государственной думы И.Е. Лаврентьев (1879-1937).

 

Тема 26. Установление в Тетюшах Советской власти. (1 час)

Первая мировая война. «Тетюшское общество любителей изящных искусств». Благотворительность. Е.В.Молоствова «Письма солдат с фронта». Участники войны из тетюшского края.

Свержение самодержавия. Февральская революция 1917 года.  «Комитет общественной безопасности». В.Г.Молоствов.

Революционные события в крае. Образование в Тетюшах  уездного совета крестьянских и солдатских депутатов. Образование крестьянских комитетов в деревнях и селах. Федоровка,  Пролей-Каши, Богдашкино, Иоково. Волнения в деревне Людоговка.

Двоевластие. Большевики: Д.Д.Карасев, Д.Ф.Фуражков, В.И.Рыжков, В.Блинников.

Установление Совстской власти. Восстание в Казани. Уездный съезд крестьянских депутатов в Тетюшах.  Зотов, А.К. Маликов. III уездный съезд (18 ноября 1918 года). Мокеев. Маликов, Творогов, Ахметов, Валеев. Комбеды. Рыжков В. И..

.

Тема 27. «В огне пожарищ …» (Гражданская война в крае). (1 час)

Начало Гражданской войны. Захват Тетюш белочехами 4 августа 1918 г. Репрессии.

Крестьянское выступление в селе Пролей-Каши 1918 г. Крестьянский сход. И.Гришин. Расправа над крестьянами.

 Освобождение Тетюш. Особождение Тетюш красными 17 сентября 1918 г. Восстановление Совесткой власти. В.Ф.Блинников. Т.В. Поваров (1891-1926). А. Гладилов. П.Бекшанский. М Сеспель. Акулов. Мероприятия в крае.

Тема 28. Тетюши и Тетюшский край в 1920-1930-е годы. (1 час)

Тетюшский кантон. Тетюшский уезд в составе Татарской АССР. Тетюшский кантон. Волости.  С 1927 года в составе Буинского района. Хозяйственная деятельность.

Управление. Новая система управления краем. Педседатель Тетюшского исполкома. Миронов, Соловьев. Трузгин.

  НЭП в Тетюшах. Кооперативы в Тетюшах. Торговля. Ярмарки. Быт горожан. Частные предприятия на территории края. Монастырское. Чинчурино.

           Кустарное производство. Ремесло. Крестьянские промыслы. Рыбное дело.

Голод в крае ( 1921 г.) Причины голода. Его последствия. Борьба с голодом.

Сельское хозяйство в 1920-е годы. Коллективизация. Положение в сельском хозяйстве. Коллективизация и её последствия. Первые колхозы. Коммуны. ТОЗы. Раскулачивание.

Тетюши и Тетюшский край        в 1930-е годы.  Упразднение в 1930 кантонов. Образование  Тетюшского района (10 августа 1930 г.)

Тема 29. Трагические события 1930-х годов. ( 1час)

Репрессии. «Трйки». Особых совещания. Военные трибуналы. Реабидлитация.

Раскулачивание. Причины и последствия раскулачивания.

Судьба ученого химика Г.Х.Камая.  Судьба художника.  Б. И. Урманче.           Судьба дипломата А.К.Маликова.

Тема 30. Великая Отечественная война. (1 час)

Первые дни войны. Воспоминания очевидцев.

Тетюши в годы войны. Вклад жителей Тетюшского района в Победу.

«Казанский обвод». Участие жителей района в возведении «Казанского обвода». Условия работы. Необходимость возведения обвода.

Эвакуированные. Эвакуация в Тетюши детей. Детские дома в селах Монастрыское, Долгая Поляна, Красная Поляна.

Герои войны. Подвиг Салахутдина Валиуллина. Герои Советского Союза Ханжин Павел Семенович,  Николай Петрович Иванов,  Дряничкин Михаил Ефимови, Яков Петрович Староверов, Рыжов Михаил Георгиевич, Елисеев Михаил Григорьевич, Петр Артемьевич Иванов, Родионов Петр Зиновьевич.

Разведчик Макаров Михаил Варфоломеевич.

Полные кавалеры ордена Славы. Малкин Петр Иванович,  Григорий Данилович Садовников, Дегтев Сергей Сергеевич, Зотов Николай Иванович, Сафонов Гавриил Васильевич.

Победа. Воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны.

Раздел VIII. Тетюши и Тетюшский край во второй половине ХХ – начале XXI века. (4 часа)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тема 31. Тетюши и Тетюшский край во второй половине ХХ века. (1 час)

Сельское хозяйство. Развитие сельского хозяйства. Изменения в быту крестьян.

Промышленность. Предприятия в крае. Маслозавод, маслосыркомбинат,  рыбзавод, «Тетюшинефтепродукт», «Сельхозтехника», механический завод. «Сельхозхимия». Ф.А.Хохлов. «Стройинвест». Решение социальных проблем.

В.А. Хапаев.

Участие тетюшан в Афганской войне.

             Строительство Волжской ГЭС. Образование Куйбышевского водохранилища и последствия. Исчезнувшие деревни.

Тема 32. Культура края в первой половине ХХ века. (1 час)

Образование. Русско-татарская школа. Образование в Тетюшском крае.

Центр просвещения в крае. Роль Тетюш в развитии образования в крае. Тетюшская интеллигенция.

Монастырское ССПТУ. Лазов П. Я. Бекшанский А.И. 

Б.Ш. Тарханов (1892-1933).              

            Наука. Г. Ахмаров (1864-1911). Н.Ф. Калинин (1888-1959). Г.Х. Камай (1901-1970).

Медицина. А.М. Боголюбов (1875-1952). Н.Я.Соколов и Н.С.Соколова. Кондаков В.Н.

Краеведческий музей. Н.К.Енгурин. «Записки тетюшского музея». Музеи в населенных пунктах района.

«Мекка чувашской культуры». Музей И.Я.Яковлева в селе Кошки-Новотимбаево. И.С.Максимов-Кошкинский, чувашский народный писатель А.Е.Алга, поэты А.Тимбай, М.Серте., Т.Пэдерки. Н.А.Резюков. А.В.Рекеев. М.Сеспель.

Деятели культуры из Тетюш. М.Г.Музаффария Аблеев Мухамет.   Максуд Сюндюкле. Гали Халит. Александр Тимбай.  Василий Юдин. Бурган Шагиди.

Устное народное творчество. Народные песни, пословицы, поговорки.

Тема 33. Тетюшский край на рубеже ХХ – XXI веков. (1 час)

           Социально-экономическое развитие. Территория. Природные условия. Население.

Сельское хозяйство. Сельскохозяйственные предприятия. Фермерские хозяйства.

Предприятия. «Тетюши-Водоканал», «Тетюшское предприятие тепловых сетей», «Тетюшская швейная фабрика», «ПМК СтройИнвест», «Газтехмонтаж», «Тетюшское лесничество». Минерально-сырьевые запасы. Газификация. Социальные программы.

Образование. Образовательные учреждения в крае. Средняя школа № 1 имени  Героя Советского Союза П.С.Ханжина. Знаменитые выпускники. Средняя школа № 2. Кадетская школа имени В.А.Хапаева. Тетюшский педагогический колледж (Педагогическое училище). Татарская школа. Сельскохозяйственный техникум.

Тема 34. Культура Тетюшского края на рубеже XX – XXI века. ( 1 час)

Духовная жизнь. Восстановление храмов, мечетей, медресе.

 Знаменитые деятели культуры. Н.А.Барсуков. А.М..Залялов. М.В.Николаев. В.Г.Козин. Руслан Даминов. Лаврентьев М. А. Шамиль Шайдуллин.  Ильяс Файзуллин. С.К. Шакуров. С.С.Говорухин. Е.М.Журин. А.Н.Воробьёв. М.В.Куприянов. П.М.Тюленёв.

Центры татарской,  чувашской, мордовской культур.

Тетюши – город историчекого и кульутрного наследия. Государственный историко-архитектурный и природный комплексный заказник «Долгая Поляна».

Литература. Тетюшские поэты. Спорт. Школа стендовой стрельбы. С.С.Яруллин. С.Якимова-Демина. А.Н.Воробьёв.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема 1. Древняя и средневековая истории Тетюш и Тетюшского края (7 часов)

№№

п.п.

Тема урока

Кол.

час

Тип

урока

Содержание темы

Вид

контроля

Планируемый результат освоения материала

Домашнее

задание

1

Древние поселения

1

Изучения нового материала

История заселения Тетюшского края. Палеолит. Неолит. Бронзовый век. Ранний железный век. «Красная Глинка». Балановские, приказанские, пьяноборские племена.

Таблица,

Развернутые ответы

Репродуктивный::

-давать характеристику хозяйственной жизни племен

Продуктвиный:

 Сравнивать исторические явления

Творческий:

- образное описание жизни племен

§.1

Раб.тетр.

Зад.№ 1

2

Тайны древней горы

1

Комбинир.

История исследования Тетюшского городища II (гора Вшиха). Г.Ахмаров, Н.Ф.Калинин, А.П.Смирнов, А.Х.Халиков, Е.П.Казаков, П.Н.Старостин. Ведение археологических исследований. Археологическая культура

Сравнительная таблица

Репродуктивный::

-знать историю исследования Тетюшского городища,

Продуктивный:

 выделять главное

Творческий:

- писать историческое сочинение

§.2

Р.т.

зад.№2

3

Тиссагеты в нашем крае

1

Комбинир.

с элементами дискуссии

Ананьинские племена. Хозяйственная жизнь. Общественные отношения. Военное дело. Отношения с другими регионами.

Финно-угорские племена. Азелинская, кушнаренковская, городецкая культуры

Словарный диктант

Репродуктивный::

- рассказ о жизни ананьинцев;

Продуктивный:

 выделять особенности жизни племен

Творческий:

- историческое сочинение

§.3

Р.т.зад.№3

4

Именьковские племена

1

Урок-практикум

Именьковская культура (IV  -VIII вв.) на территории края. Хозяйственная жизнь. Общественные отношения. Расселение. Признаки городского хозяйства

Анализ археологических материалов, таблица

Репродуктивный::

- рассказ о жизни именьковцев;

Продуктивный:

 выделять особенности явления, сравнивать;

Творческий:

- образный рассказ

§.4

Р.т.зад. №.4

5

Ранние булгары в крае

1

Комбинир.

Приход ранних булгар на территорию края.

Занятия: земледелие, ремесло, торговля. Большетарханский и Тетюшский могильники. Расселение булгарских племен на территории края

Обобщающая таблица

Репродуктивный:

- характеристика жизни ранних булгар;

Продуктивный:

 -анализ  документа, ведение дискуссии;

Творческий: составление вопросов

§.5

Р.т.зад.

№5

6

Булгарские города и селения

1

Урок-дискуссия

Булгарские города и селения: Ошель, Хулаш, «Тысячедомный Шунгат», селения на территории края. Особенности хозяйственной и общественной жизни

Участие в дискуссии

Репродуктивный::

- характеристика городов и селений булгар

Продуктивный:

 Сравнивать явления и обобщать материал;

Творческий:

- рассказ о городе Ошель

§.6

Р.т.зад.№6

7

Старые Тетюши

1

Урок-экскурсия

Старые Тетюши. Богородицын рыной. Кашкинское местонахождение. Проблема первоначального нахождения Тетюш.

Тестирование

Репродуктивный::

- объяснение понятий и терминов;

Продуктивный:

 -выявление причинно-следственных связей

-Творческий:

- историческое исследование

§.7

Р.т.зад.№7

Тема 2. История Тетюш и Тетюшского края в XVI  - XVIII веках (10 часов)

№№

п.п.

Тема урока

Кол.

часов

Тип урока

Содержание темы

Вид контроля

Планируемый результат освоения материала

Домашнее задание

8

Вхождение края в состав Русского государство. Тетюшский край во второй половине XVI в.

1

Комбини-рованный

Особенности процесса процеколонизации в крае, Тетюши- военн военная крепость, управление, воево  воеводы, Казанский край, «Тетюшские книги»

Ответ на уроке

Репродуктивный:

- объяснять значение понятий: колонизация, крепость, воеводы, Казанский края;

Продуктивный:

- выделять особенности социально-экономического развития края

§8, задание №8 в рабочих тетрадях

9

Начало заселения края

 1

 

Урок-лекция

Свияжский уезд, владения монастырей, феодально-

зависимое население, народы края

План-конспект

Репродуктивный:

-объяснять значение понятий: уезд, феодально-зависимое население;

Продуктивный:

-делать выводы на основе фактических данных

§9,

Зад №9 в рабочих тетрадях

10

Владения монастырей в крае

1

Урок-презентация

Спасо-Преображенский

 монастырь, монастырские владения, хозяйственная

жизнь монастырей

Ответ на уроке

Репродуктивный::

-давать характеристику хозяйственной жизни монастырей,

Продуктвиный:

 выделять главное

Творческий:

- писать историческое сочинение

§10,

Зад №10 в рабочих тетрадях

11

Заселение края в XVII веке. Занятия жителей Тетюш

1

Лабораторный урок

Смутное время,» переписная книга», служилые люди, тягловое население, посадские люди, засечные черты

Анализ исторических источников. Работа в группах

Репродуктивный:

- давать описание процесса заселения края;

 объяснять понятия: Смута, служилые люди, потягловое население, засеки

Продуктивный:

- сравнивать исторические явления

§11,

Зад № 11 в рабочих тетрадях

12

Заселение края в XVII веке. Занятия жителей Тетюш

1

Практический урок

Монастыри, Никольский монастырь, Спасо-Преображенский монастырь, Покровский монастырь, реформы Никона

Заполнение таблицы

«Занятия жителей края»

Репродуктвиный:

- объяснять понятия: монастырь, реформы Никона

Продуктивный:

- выделять основные категории населения в крае, давать описание занятий;

- делать обобщающий вывод на основе фактических данных

§12, зад.№ 12 в рабочих тетрадях

13

Крестьянские движения XVII века. Восстание Степана Разина и наш край

1

Лекция, презентация

Крестьянская война, «прелестные грамоты», крепостные крестьяне, казаки, восстание Степана Разина

Тестирование, работа с картой, знание дат

Репродуктвиный:

-излагать ход восстания;

Продуктивный:

- составлять план темы, выявлять причинно-следственные связи;

-  работать с картой

Творческий6

-составлять рассказ от имени участника событий

§13, зад № 13 в рабочих тетрадях

14

Наш край глазами путешественника  XVII века Адама Олеария

1

Урок-практикум

Занятия жителей, обычаи, верования, хозяйство. Адам Олеарий

Работа в группах

Уметь:

- анализировать исторический источник, давать ему характеристику, делать выводы;

- определять значение источников

§14, зад № 14 в рабочих тетрадях

 15

Хозяйство края в XVII веке

1

Практический урок

Смутное время, экономика, общинное хозяйство, засечные черты, хозяйственная жизнь монастырей, натуральное хозяйство

Анализ исторических источников

Уметь:

- давать определение понятий общинное хозяйство, натуральное хозяйство;

- анализировать исторический источник

§15

Зад № 15 в рабочих тетрадях

16

Социально-экономическое развитие края в XVIII веке

1

Комбинированный

Губерния, провинция, абсолютизм, рекрутская повинность, натуральное хозяйство, купечество. Петр Первый. Екатерина Вторая

Тестирование

Репродуктивный:

- излагать материал по  плану;

Продуктвиный:

- сравнивать разные исторические источники;

- составлять план , соотносить исторические события

§16

Задание № 16 в рабочих тетрадях

17

Культура края

в XVI – XVIII веках

Итоговое занятие

1

Урок-конференция

Культура. Обычаи, традиции, легенды, крестьянский быт, дворянский быт, купеческий быт

Рефераты

Репродуктивный:

-рассказ о культурных особенностях народов края;

Продуктивный:

- давать оценку культурным достижениям;

- высказывать суждения об их значении, называть характерные черты;

Творческий:

- сочинять рассказы, стихи, рисовать рисунки на исторические темы

§17, р.т.зад.№17

Выполнить творческое задание: сделать рисунок, написать сочинение о родном городе

Тема 3. Тетюши и Тетюшский край в XIX веке (6 часов)

№№ п.п.

Тема урока

Кол.

часов

Тип

урока

Содержание темы

Вид

контроля

Планируемый результат освоения материала

Дом.

задание

18

Социально-экономическое развитие Тетюшского края

 в XIX веке

1

Урок изучения нового материа-

ла

Население и хозяйство. уезда.. Сельское хозяйство.

 Жизнь крестьян.

Купеческое сословие.

 Гильдии.

.Значение Тетюш

в экономическом развитии

 Казанской губернии

.

Составле-

ние таблицы

Уметь давать

 характеристику

социально-

экономического развития края в XIX веке.

. Выяснить основные группы населения и охарактеризовать их занятия

Читать §18,

Раб.тет.

№18

19

Общественное

движение

1

Комбиниро-

ванный

Участие населения края в народном ополчении 1812 года.

 Движение декабристов и Тетюшский край.

В.Н.Фигнер и народническое движение.

Составле-

ние плана

Выяснить причины общественного движения в первой четверти XIX века. Охарактеризовать его программу.

На примере жизни и деятельности В.Н.Фигнер охарактеризовать сущность народнического движения.

 Дать оценку общественному движению в крае, знать особенности

 

§19,

Зад №19

Р.т.

20

Образование в крае

1

Комбиниро-

ванный

Просвещение. . Начальное образование.

Учебные заведения.

 Женская гимназия.

 Мужская гимназия.

 Русско-татарское училище.

Составле-

ние плана

Выяснить уровень просвещения в крае, виды образовательных учреждений.

Систематизировать материал по теме «Образовательные учреждения в Тетюшах и их роль в просвещении населения»

 Уметь делать обобщающие выводы.

§20,

Зад

№20

Р.т.

21

Известные деятели культуры XIX века и наш край

1

Дворянский род Молоствовых.

 Поездка А.С. Пушкина в Поволжье (1833 г.)

 Выдающиеся деятели культуры и наш край.

Характеристика жизни и творческой деятельности известных людей, связанных с Тетюшским краем

Сообщения

Развернутые

ответы

Уметь давать характеристику

деятельность выдающихся деятелей культуры России, связанных с Тетюшским краем..

Систематизировать знания по истории культуры XIX века.

 Уметь делать обобщающие выводы.

§21,

Зад

№21

Р.т.

22

Великий сын чувашского народа

1

Лекция, проблем-

ная беседа

История села Кошки-Новотимбаево.

Биография И.Я.Яковлева.

Просветительская деятельность И.Я.Яковлева.

 Духовное завещание

И.Я.Яковлева

Развернутые ответы

Охарактеризо-

вать жизнь и деятельность выдающегося чувашского просветителя И.Я.Яковлева. .

Знать,  какой вклад внёс И.Я.Яковлев в образование

§22,

Зад №22

Р.т.

23

Духовная

жизнь в крае

1

Объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Храмы в Тетюшах.

Троицкий собор в Тетюшах.

 Храмы в селах.

Мусульманские приходы. Деятельность храмов и мечетей. Роль религии в духовной жизни. Проблема сохранения культурно-исторического наследия.

        

Составле

ние таб-

лицы

Исследовательская работа

Выяснить историю храмов и мечетей на территории Тетюшского края.

Определить значение храмов и мечетей в духовной жизни.

 Уметь делать обобщающие выводы.

§23,

Зад.№23

Р.т.

Тема 4. Тетюши  и Тетюшский край в ХХ веке (11 часов)

№№

П.п.

Тема урока

Кол.

часов

Тип

урока

Содержание темы

Вид

контроля

Планируемый

Результат

освоения материала

Дом.

задание

24

Социально-экономическое развитие края в начале ХХ в.

1

Лекция с

элементами

эвристической

беседы

Социально-экономическое развитие края.

Занятия жителей. Ремесленное производсво, промыслы.

 Управление краем. Тетюшский кантон.

Составление таблицы

Выяснить особенности хозяйственной жизни Тетюшского края.

Определить значение сельского хозяйства и торговли в экономике края. .

. На основе анализа фактического материала сделать  обобщающие выводы

§24,

Зад.№24

Р.т.

25

В годы первой революции

(1905-1907)

1

Комбиниро-

ванный

. Причины участия народов края в революционных событиях. Особенности крестьянского движения. Деятельность И.Казакова, М.Вахитова.

Написание

Плана,

Развернутые ответы

Выяснить причины участия крестьян в революционных событиях первой русской революции?

2. Определить последствия крестьянских волнений

§25,

Зад.№25

Р.т.

26

Установление в Тетюшах советской власти

1

Комбиниро-

Ванный с элементами

дискуссии

Причины революционных событий 1917 года, особенности установления советсткой власти в Тетюшском крае. Политика большевиков в первые годы советской власти

Участие в дискуссии, составление

таблицы

 Выяснить причины революции 1917 года и участия крестьян в ней.

Охарактеризовать меры советской власти в крае и дать им историческую оценку.

Уметь проводить поиск исторической информации в разных типах источника, формулировать собственную позицию.

§26,

Зад№.26

Р.т.

27

«В огне пожарищ…». Гражданская война в крае

1

Комбиниро-

ванный с

элементами

дискуссии

Причины участия народов края в Гражданской войны.

Основные события войны. Крестьянские волнения в селе Пролей –Каши. Причины победы в Гражданской войне красных

Тестиро-

вание

Знать особенности Гражданской войны в крае, выяснить её причины.

 Уметь работать с исторической картой, устанавливать причинно-следственные связи, делать логические выводы

§27,

Зад.№27

Р.т.

28

Тетюши и Тетюшский край в 1920-1930-н годы

1

Комбиниро-

ванный

Социально-экономическое развитие края в 1920-1930-е годы. Проведение коллективизации, её особенности. Развитие кустарного производства.

Составле-

ние таблицы

Знать  особенности развития Тетюшского края в 1920-1930-е годы.

Уметь  анализировать источник исторической информации, работать с историческим документом.

§28,

Зад.№28

Р.т.

29

Политические

репрессии 1930-х гг.

(«В правде страха нет»)

1

Устный

журнал

Причины политических репрессий в 1930-е годы. Судьбы репрессированных земляков: Г.Камая, Б.Урманче, А.Маликова, И.Казакова, отца Варсонофия, крестьян.

Последствия репрессий.

Подготовка сообщений, участие в обсуждении

На примере судеб репрессированных людей раскрыть трагические последствия политических репрессий в их личной судьбе и судьбе страны в целом;

Уметь критически  осмысливать отечественную историю, уметь работать с историческими источниками.

§29,

Зад.№29

Р.т.

30

Великая Отечественная война

1

Комбиниро-

ванный

Основные события Великой Отечественной войны. Участие земляков в войне. Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы. Тыл.

Развернутые ответы.

Сообщения.

Сочинения

Знать основные события  Великой Отечественной войны. Героев края и их подвиги.

Уметь приводить аргументацию, личностных оценочных суждений, давать объективную оценку историческим фактам.

§30,

Зад.№30

Р.т.

31

Тетюшский край во второй половине ХХ века

1

Урок-практикум

Экономическое развитие края. Предприятия в городе и их деятельность.

Развитие сельского хозяйства.

Составление таблицы

Уметь характеризовать социально-экономическое развитие Тетюшского края, выделять его особенности.

Уметь приводить аргументацию, личностные оценочные с

§31,

Зад.№31

Р.т.

32

Культура Тетюшского края в первой половине ХХ века

1

Урок – устный журнал

Развитие образования. Монастырское училище. Учебные заведения в Тетюшах и крае. Женская гимназия. Мужская гимназия. Религия. Деятели культуры. М.Куприянов, М.Сеспель, И.Яковлев, Г.Камай, Г.Ахмаров. Медицина.Устное народное творчество.

Участие в обсуждение,

Развернутые ответы, сообщения

Характеризовать развитие образования и культуры в Тетюшском крае.

Уметь давать личностные оценочные суждения,  высказывать собственные суждения о явлениях культуры.

§32,

Р.т. зад.№32

33

Тетюши и Тетюшский край на рубеже ХХ – XXI  века.

1

Урок-конфере-

нция.

(Музей)

Социально-экономическое развитие края. Сельское хозяйство. Промышленность. Образование.

Составление обобщающей таблицы.

Уметь анализировать статистический материла, делать обобщающие выводы, делать сравнительный анализ.

Знать и объяснять термины.

 §33

Р.т.

Зад.№ 33

34

Культура Тетюшского края на рубеже  XX-  XXI века.

Обобщение.

1

Урок - пресс-конференция

Экономическое е развитие края на современном этапе.

Развитие образования. Культура. Известные деятели культуры края. Спорт. Культурно-историческое наследие края.

Подготовка сообщений, презентации, выступление .

Тестирование

Уметь охарактеризовать культурное развитие края   Уметь работать с документами, мемуарами, анализировать современные события, явления

§34,

Р.т.

Зад.№34

        

Литература

 

                   1.Аксаков С.Т. Воспоминания. Гимназия. //Собр.соч. в 5 томах.-Т.2.-М.-1966.-с.5-53,74-122

 2. Акты исторические и юридические и древние царские грамоты Казанской и других соседственных губерний собранные Степаном Мельниковым. Казань, 1859

 3. Археологическая карта ТАССР, Предволжье. Халиков А.Х.,Габяшев Р.С.,    Кузьминых Г.В. – Казань, 1985.

 4. Археологические памятники Татарии в зоне Куйбышевского водохранилища. Р.С.Габяшев, Е.П.Казаков, П.Н.Старостин, А.Х.Халиков, Т.А.Хлебникова. Из археологии Волгокамья.- Казань, 1976.

5. Археологические памятники Татарской АССР. Казаков Е.П., Старостин П.Н., Халиков А.Х. – Казань, 1987

                6.  Ахмеров Гайнетдин. Избранные труды. – Казань, 1998

                     7. Ахмаров Г. Отчет о поездке с археологической целью летом 1909г. в Свияжский и Тетюшский уезды Казанской губернии. Казань 1910г.

8.Гарзавина Л. Отчизне посвятим души прекрасные порывы!»/Декабристы и Казань/. – Казань, Тат.кн.изд., 1990

9. Генинг В.Ф., Халиков А.Х. Ранние болгары на Волге. (Больше-Тарханский могильник). – М., «Наука», 1964

              10. Город Булгар: ремесло металлургов, кузнецов, литейщиков. Казань, 1996..

11. Давлетшин Г.М., Хузин Ф.Ш., Измайлов И.Л. Рассказы по истории Татарстана. Под ред. С.Х.Алишева. – Казань, 1994.

12.  Декабристы. Биографический справочник. М., «Наука», 1988

13. Есть на Волге городок… (Тетюши). Издательство «По городам и весям», (Научный ред. А.М.Залялов).-Казань, 2004

              14.  Знаменитые люди о Казанском крае. – Казань.-1987

              15. Идиятуллин Ф. Последний листопад./Стихи. – Казань, 1996

              16.Йосифова Бригита. Декабристы. – М., «Прогресс», 1983

                   17. История Татарстана и татарского народа. Гилязов И.А., Пискарев В.И., Хузин Ф.Ш. Казань, Хэтер, 2008

              18. История Татарстана. (Под ред.Б.Ф.Султанбекова).- Казань, 2001

                   19. История изучения археологических памятников в г.Тетюши. Материалы и исследования по средневековой археологии Восточной Европы. –Казань, Школа, 2009

                   20. Казаков Е.П., Халикова Е.А. Раннеболгарские погребения Тетюшского могильника.-Казань, 1971

                   21. «Казань. Времен связующая нить». Авторский коллектив Девятых Л.И., Белоглазов А.В., Илялова И.И. и другие. Казань, Титул, 2000.

22. Калинин Н.Ф., Халиков А.Х. Итоги археологических работ КФАН СССР 1945-1952 гг.-Казань, 19549..    

23 Камай Гильм . Мечте навстречу. –М., 1970

24. Камай Гильм. Крутой маршрут. Журнал «Волга», №11, 1968.

25. Карамзин Н.М. История государства Российского.-М.-«Эксмо».-2010  3.  

26..Край сиреневый, край вишневый… /История села Монастырское.-Тетюши, 20053.

27. Краткое описание явления иконы Казанской Божьей Матери. Казань, 1891, с.3-4

28. Крепостные сооружения в городах Казанского края в конце XVII века. («Описание оборонительных сооружений Казани с пригородами и дворцовыми селами из росписи городам Среднего и Нижнего Поволжья (Понизовья)». Публикация кандидата исторических наук Дины Мустафиной. Эхо веков, № 2 (45), 2006, с. 35-43

29. Крестьянская война под предводительством Степан Разина.-Сб.документов.-М.-1954-1976.-Т.2.-Ч.1-№43.-с.57

30. Литвин А.Л. Запрет на жизнь. – Казань, 1993

31. Лозовой А.С. Адрес открытия – Казань. – Казань.1984

32. Марянин Николай.  Поездка Петра Первого в Казань. Газета «Новая жизнь» от 3 ноября 2010

 33.Мустафина Г.М., Муньков Н.П., Свердлова Л.М. История Татарстана. XIX век.-Казань, Магариф, 2003

34. Мышев Ю.В. Древняя история Тетюшского края.-Тетюши, 2005.

35. Мышев Ю.В. Тайны древнего Ошеля. «Республика Татарстан», 18.07.2002.

36. Новицкий А. Баки Урманче. – Казань, 1994

37.Описание городских поселений г.Тетюш и Тетюшского уезда. – Тетюшский музей, 1886

38.Перетяткович Г.И. Поволжье в XVII и начале  XVIII века: Очерки колонизации края. Одесса, 1882

39. Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 годов. Издательство Казанского университета, 1978. (Составитель Р.Н.Степанов)

40. Пономарев П.А. Данные о городах Камско-Волжской Булгарии. (Булгарский город Ошель). Археологический этюд. Казань, Типография Императорского Университета, 1893, стр.9

41. Ради жизни на земле. /Тетюшский район в годы Великой Отечественной войны. Тетюши, 1995  

42. Разделяется же Казанская губерния на шесть провинций… (К истории посещения Екатериной II Казани)  // Эхо веков, №2 (41), 2005    

43. Рассказы о казанских ученых  Составитель и редактор В.В. Кузьмин– Казань, 1983

44. Рахимова С.В. Научно-педагогическое наследие химической школы Г.Х.Камая и его роль в профессиональной подготовке инженеров-химиков. Автореферат. – Казань, 1999.

45. Ректоры Казанского университета, 1804 – 2004 гг.: Очерки жизни и деятельности. – Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 2004.

46. Руденко К.А. Тетюшское II городище в Татарстане / К.А. Руденко. – Казань: Изд-во «Заман», 2010. – 152 с.:

 47. Синицына К.Р. История Татарстана и татарского народа. Казань, «Магариф», 200018.

48. «Сказания о Казани. Легенды и предания». Библиотека журнала «Казань». Казань, Панорама, 1992.

49. Славянский Ю.Л.Поездка А.С.Пушкина в Поволжье  и на Урал.- Казань, 1980

50. Старостин П.Н. Об итогах и проблемах развития археологической науки Татарстана. Сборник «Древности» под ред.Б.Я.Ставиского.М.-Казань, 2003

51. Старостин П.Н. Памятники именьковской культуры. Археология СССР.Свод археологических источников.Вып.Д 1-32.- М., «Наука», 1967

52.  Сборник стихов тетюшских поэтов. – Тетюши, 2005

53. Султанбеков Б.Ф. История в лицах. – Казань, 1997

54. Султанбеков Б.Ф. Хакимзянов Р.Г. Политические репрессии в Татарстане. Законы. Исполители. Реабилитация жертв. – Казань, 2002

55. Татарский Энциклопедический Словарь. (Под ред.М.Х.Хасанова).-   Казань,1999.

56. Фахрутдинов Р.Г. Мелодия камней.-Казань, 1986.

57. Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и ее территория.-Казань, 1975

58. Фахрутдинов Р.Х.. Очерки истории Волжской Булгарии. Издательство «Наука», Москва, 1984.

59.  Фигнер Вера. В борьбе. – Ленинград, 1966          

60. Халиков А.Х. Волго-Камье в начале эпохи раннего железа (VIII– VI вв. до н.э.) – М., «Наука», 1971.

 61. Халикова Е.А., Казаков Е.П. Тетюшский могильник. АО-69, М., 1970

62. Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. // Репринтное воспроизведение. – Казань, 1990

                63. Чапыгин А. И. Разин Степан. ИПП «Тюмень, 1993  

                  64. Шукшин В.М. Я пришел дать вам волю. М., Художественная литература, 1988

         

     Сайт www.nakarte.ru

               www.mojgorod.ru

  Сайт Тетюшского муниципального района http://www.noev-kovcheg.ru/mag/2012-10/3269.html#ixzz1zDLUzZf8 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Топонимика родного края"

Предлагаемый курс посвящен одному из разделов лексикологии - топонимике. Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков. Интересна народная этимология, в ней проявляются творче...

Программа элективного курса "Родной край"

Программа "Родной край" имеет краеведческую направленность, предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы,предусматривает изучение материала о родном крае. Цель данного курса - расш...

Программа элективного курса "Культура родного края"

Программа  курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на   развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с  нормами человеческого обще...

Программа элективного курса по географии Смоленской области "Край наш Смоленский"

Данный курс обладает определенной содержательной автоматичностью и не предполагает тесной связи с программой какого- либо класса....

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»...

Программа элективного курса по музыке "Песни о родном крае Ю.Гаврилова"

Предлагаемая программа элективного курса «Песни о родном крае Ю.Гаврилова» восполняет раздел о творчестве зауральских композиторов-песенников, в частности Ю.В.Гаврилова....

Рабочая программа Элективного курса по географии "Изучение природы родного края" по УМК Бариновой 8 класс ( 17 часов)

Данная программа может быть использована на уроках географии и краеведения в 8 классах...