Рабочая программа Элективного курса по географии "Изучение природы родного края" по УМК Бариновой 8 класс ( 17 часов)
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Данная программа может быть использована на уроках географии и краеведения в 8 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_8_klass.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ГИМНАЗИЯ №1
РАССМОТРЕНО на заседании МО естественно –научного цикла Протокол № от ___________ Руководитель МО Ф.И.О | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________А.А. Белова «___»__________ 2017 г | УТВЕРЖДАЮ Директор гимназии Приказ от _______ № _____ _______Т.Г. Павлюченко |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
элективного курса «_ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ_»_______________»
Класс: 8 В
Количество часов по учебному плану:
всего – _17___ ч/год; _1 __/неделю
Планирование составлено на основе:
Учебник. « География России 8 класс –автор Баринова .
Учебное пособие по краеведению: Клинский край
Рабочую программу составила Морозова Наталья Александровна
учитель географии первой квалификационной категории
г.Клин
2017
Пояснительная записка
Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.
Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, проблемы экологии и экономики.
Программа географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
Природа родного края – среда жизни, источник энергии, пищи, материальных и духовных ценностей для каждого человека. Очень важно с ранних лет постичь искусство общения с природой, окружающей нас средой, учиться правильно хозяйствовать на Земле. Именно при изучении природы родного края дети могут понять взаимосвязь всех её компонентов и их влияние на жизнедеятельность людей. Каждый из нас должен помнить, изучать и знать свой край, любить и беречь его природу.
Содержание спецкурса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курсов физической географии в 6 классе, географии материков в 7 классе, географии России (8 класс).
В соответствии с концепцией гуманизации школьного образования в содержании курса сделан акцент на раскрытие взаимовлияния природы и человека, возможности рационального природопользования и охраны природы, сохранения окружающей среды, качественных условий жизни и здоровья человека на территории Московской области.
Содержание курса объясняет возможности адаптации человека к природным условиям области, а также антропогенные изменения природных комплексов и допустимые пределы этих изменений.
Программа обеспечивает экологическую направленность курса, постепенно подводя учащихся к пониманию необходимости сохранения природы как условия физического выживания и нравственного сохранения.
Практическая значимость программы обеспечивается конкретизацией требований к формированию умений работать с разнообразными источниками географической информации и непосредственно на местности. Умение работать на местности составляет определенную систему, обеспечивающую действенно-практическую направленность обучения.
Предложено примерное тематическое планирование с указанием количества часов по разделам и темам (1 Раздел –1 часов, 2 Раздел –11 часов), 3 Раздел -4, 4 Раздел -2а а также часов, отведенных на теоретическую и практическую часть курса. Общее количество часов 17.
Цели курса:
- расширение и обобщение знаний по географии своего региона;
- гуманизация географических знаний через восприятие территории как места жизни и деятельности человека, среды обитания и факторов ее изменения;
- зкологизация географических знаний через наблюдение и описание своей территории, воздействие человека как антропогенного фактора;
- благоприятное и неблагоприятное воздействие на окружающую среду;
- умение объединить природное и социальное в человеке как единое целое.
Задачи и основные идеи курса:
- создать у школьников представление о системе географических характеристик территории на основе наблюдений, описаний, картирования своей местности;
- научить устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы своей местности;
- развитие пространственного мышления, эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, интеллектуальных, творческих способностей;
- воспитание бережного отношения к природным богатствам и культурному наследию своей малой Родины.
Планируемые результаты осво
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Обучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих личностных результатов:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения программы по географии 8 класса заключаются в формировании и развитии посредством географических знаний:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностей ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
- формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картине мире;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни и культуры людей;
- овладение элементарными практическими умениями использование приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
Введение. (1 час)
Тема 1.Особенности географического положения Клинского района.
Физико-географическое положение района. Координаты крайних точек. С какими районами и областями граничит район?
Практическая работа. Оценка географического положения Клинского района, используя физическую, административную карты Московской области и типовой план.
Природа Клинского района. ( 11 часов)
Тема 2 -3Тектоническое и геологическое строение.
Основные этапы формирования природы края и их особенности: докембрий, палеозой, мезозой, кайнозой. Четвертичные оледенения, их влияние на формирование природы края. Границы четвертичных оледенений, состав морены. Строение осадочного чехла платформы.
Тема 4 -5. Рельеф и полезные ископаемые.
Эрозионно-аккумулятивные формы рельефа. Эрозионные формы рельефа.
Ледниковые формы рельефа. Долинные зандры. Виды полезных ископаемых.
Практическая работа. Нанести основные формы рельефа своего района на контурную карту, объясните их происхождение.
Тема 6. Почвы.
Основные типы почв района: дерново-подзолистые, подзолистые, дерновые оглееные почвы, дерново-подзолистые глеевые почвы, низинные болотные почвы, пойменные почвы.
Практическая работа. Изучение размещения типов почв на территории района, составление картосхемы.
Творческая работа. Оценка почвенно-земельных ресурсов района.
Тема 7. Водные ресурсы.
Речная сеть, история ее формирования, гидрологическая характеристика. Источники питания и режим рек, распределение речного стока. Озера, их классификация. Подземные воды, их характеристика. Особенности залегания подземных вод района. Пруды и их роль в хозяйстве и экологии края. Проблемы использования водных ресурсов, их охрана.
Практическая работа. Характеристика рек . Экскурсия на водоем «Очистим берег от мусора»
Тема 8. Климат.
Общая характеристика климата местности. Изменение климатических условий по сезонам года. Агроклиматические показатели.
Практическая работа. Наблюдения за изменениями температуры воздуха, влажности, атмосферного давления, облачности, осадков, направление ветра.
Тема 9. Лесные ресурсы.
Лесные ресурсы.. Возрастной состав леса. Основные лесообразующие породы. Хозяйственное и промысловое значение леса.
Практическая работа. Описание лесного сообщества Экскурсия «Муравей»
Тема 10. Растительный мир.
Флора Клинского района и ее характеристика. Растительность лугов. Растительность водоемов. Дикорастущие полезные растения.
Тема 11. Животный мир.
Фауна Клинского района и ее характеристика. Животный мир лесов. Животный мир лугов. Животный мир водоемов.
Экскурсия «В гости к Фауне и Флоре».
Люди Земли Клинской (4 часов)
Тема 12. Демографическая ситуация в районе.
Динамика изменения численности населения. Основные миграции населения. Итоги последней переписи населения.
Тема 13. Хозяйственная деятельность.
Основные отрасли хозяйственной деятельности населения. Экономические связи. Занятость населения.
Тема 14. Народные промыслы.
Развитие торговли и кустарных промыслов. Клинские умельцы. Изделия народных умельцев.
Тема 15. Традиции и обычаи.
Быт, традиции, культура, верования на фоне исторического развития населения.
Экология родного края. (2 часа)
Тема 16. Памятники природы родного края. Характерные особенности, значимость.
Тема 17. Экологические проблемы района.
Состояние почв водной и воздушной среды Клинского района. Источники загрязнения.
УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ ПП | Название тем курса | Количество часов | Практические работы |
1 | Введение | 1 | 1 |
2 | Природа Клинского района | 11 | 7 |
3 | Люди Земли Клинской | 4 | |
4 | Экология родного края | 2 | Творческие работы |
Итого | 17 часов. |
Календарно –тематическое планирование
№ п/п | Тем урока | Практическая работа | Дата по плану | Дата по факту. |
Введение (1 час). | ||||
1 | Особенности географического положения района. | Пр.р. № 1 работа с картами. Определение координат и областей с которым граничит наш район. | ||
Природа Клинского района (11 часов) | ||||
2 | Основные этапы формирования природы Клинского района. Изучение тектонического строения. | Работа с картами, изучение тектонического строения. | ||
3 | Геологическое строение района. Этапы формирования. | Работа с картами | ||
4 | Основные формы рельефа | |||
5 | Виды полезных ископаемых на территории района. | Пр р № 2 Определение основных форм рельефа, выявить особенности полезных ископаемых на территории области. | ||
6 | Закономерности размещения основных типов почв на территории района. | Работа с картами | ||
7 | Реки Клинского района. Источники питания. Проблемы использования водных ресурсов. | Пр.р. № 3. Характеристика рек района. | ||
8 | Климат. Основные факторы формирования климата. | Пр.р. Изучение основных показателей климата на территории района. | ||
9 | Лесные ресурсы. Основные породы. Значение лесных ресурсов на территории области. | Пр.р. Описание лесного сообщества на территории района. | ||
10 | Флора Клинского района. | |||
11 | Фауна и ее характеристика. Охрана окружающей среды Клинского района. | |||
Люди Земли Клинской (4 часа) | ||||
12 | Демографическая ситуация района. | Работа с картами | ||
13 | Основные отрасли хозяйственной деятельности населения. Занятость населения. | |||
14 | Народные промыслы. Клинские умельцы. | |||
15 | Традиции и обычаи. | |||
Экология родного края (2 часа). | ||||
16 | Памятники природы на территории района. | |||
17 | Экологические проблемы района | |||
Итого | 17 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ГИА" 9 класс
Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в формате ГИА. Экзаменационная работа состоит из 3-х частей: часть «А» - написание с...
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе программы "Русское правописание: орфография и пунктуация" С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель - 1 час в неделю....
Рабочая программа элективного курса "Компьютерная графика" для профильного уровня 10-11 класса
Рабочая программа элективного курса «Компьютерная графика» для 10-11 класса профильного уровня составлена на основе авторской программы «Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. Основно...
Учебная рабочая программа элективного курса "Богатство и многообразие родного языка"
Учебная рабочая программа элективного курса "Богатство и многообразие родного языка"...
Рабочая программа элективного курса «Увлекательный мир природы» 5 класс
Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от неживой природы к живой природе; от макромира к микромиру. Курс включает разделы: «Науки о природе», «Методы изуче...