Повторение пройденного материала | Фронтальная беседа. - Когда Сибирь присоединили к Российскому государству? Покажите на ленте времени.
- Покажите на карте территорию Сибири.
- Какие новые города возникли на территории Сибири. Покажите на карте.
- Назовите дату основания Сургута?
- Послушайте стихотворение и скажите о ком идет речь?
Плывет, уж близко челнока. Но сила року уступила, И, закипев страшней, река Героя с шумом поглотила. Лишивши сил богатыря Бороться с ярою волною, Тяжелый панцирь - дар царя – стал гибели его виною. - Какое значение имело присоединение к Российскому государству Сибири?
| Отвечают на вопросы, показывают на карте и «Ленте времени». 1582 году, 1 сентября, Строгановы отправили из крепостей своих в Сибири… Ермака Тимофеевича с соратниками, а с ними отпустили…своих разных служилых людей…и в различные доспехи облачили их, вооружением – пушками, и пищалями, и всяким оружием, и разными припасами, и всем остальным в достатке снабдили их. С продвижением русских в Сибирь стали возникать первые города: Тобольск, Тюмень, Обдорск (Березов), Сургут.
|
Изучение новой темы | План - Образ жизни.
- Жилища:
а) чум (летний, зимний); б) дом (зимний, летний); в) хозяйственные постройки. - Занятия:
а) рыболовство б) охота в) оленеводство - Одежда
- Бытовая утварь.
- Игрушки.
Рассказ учителя. - Ханты и манси вели полукочевой образ жизни, т.е. переезжали жить в другое место, приблизительно раз в полгода, это зависело от того, чем они занимались. У реки - занимались рыболовством, уходили в лес - охотились, или занимались разведением оленей.
По ходу рассказ учитель демонстрирует макеты жилищ (изготовленные обучающимися) и фотографии. - Жилища:
а) чум (летний, зимний – особое отношение к огню); б) зимний дом, состоял из одного помещения, спали на нарах, покрытых шкурами, дом условно делился на мужскую и женскую половину. На мужской половине хранились все мужские принадлежности, на женской – женские, также там же находилась люлька ребенка. Отапливался дом - чувалом (словарная работа). в) летний дом не отапливался, печь для выпечки хлеба находилась рядом с домом. в) хозяйственные постройки: лабаз (словарная работа) - хранили запасы продуктов, зимнюю одежду. - Занятия:
Загадка: О каком традиционном занятии пойдет речь, узнаете, отгадав национальную загадку. «Под водой сто глаз». а) рыболовство – традиционное занятие ханты, манси. - Какие две крупные реки протекают по территории нашего края? (Обь, Иртыш). Жители края предпочитали селиться по берегам небольших рек, озер. Садился рыбак в свой облаз (словарная работа) и отправлялся ловить рыбу. Ставил сети, связанные из крапивного волокна или ловушки для рыбы – морды (словарная работа). Морды ставили по течению реки, рыба в них заплывала, а выплыть не могла. Если рыбы наловили много, всегда делились со родственниками. Задание: - Кукую рыбу ловили вы узнаете, если вставите пропущенные гласные буквы.
Рыбу ханты и манси очень любят, это их основная пища. Вот послушайте стихотворение местного поэта: Вы изведали хоть раз Вкус морозной строганины? Если нет – зову я вас В наши снежные равнины. С перцем, с солью, ох и сласть! Ничего вкуснее не надо, Съел – и в теле разлилась Молодящая прохлада. Рыбу вялили, коптили, солили, сушили, ели сырой, мороженной. Из внутренностей вытапливали жир, он шел в пищу в чистом виде или его смешивали с ягодами черемухи. На нем жарили лепешки, которые брали с собой в дорогу и на охоту. Рыбьи пузыри сушили и варили из них клей. Рыбу сушили, толкли в муку, из которой варили болтушку. б) охота – другое важное занятие коренных народов. - Как вы думаете, для чего охотились ханты и манси на пушного зверя? Ясак – налог сдавали пушниной. Боровую и водоплавающую дичь ели в вареном виде или вялили, употребляли в пищу яйца диких птиц. Задание: назовите представленных вам пушных животных (презентация). На животных ставили ловушки (показ фотографий). Чтобы не повредить шкурку использовали специальные стрелы с тяжелыми наконечниками. И везде с охотником был его верный друг – собака. в) оленеводство – также одно из традиционных занятий коренных народов нашего края. Задание: - Как вы понимаете смысл этой пословицы? – «Олень есть – жизнь есть». Олень – это мясо, из его шкуры делают чум, шьют одежду, это средство передвижения – нарты (словарная работа).
Рассказ представителя Краеведческого музея. - Одежда (малица, сак)
- Бытовая утварь.
- Игрушки (акань)
Вывод по теме: Коренные народы в начале XVII века сохранили традиционный уклад жизни, традиционные занятия. |
Слушают
Рассматривают, записывают в тетрадь
Отгадывают
Отвечают на вопрос
Выполняют задание
Отвечают на вопрос
Называют: песец, белка, лисица, соболь… Рассматривают
Отвечают на вопрос, объясняют
Слушают |
Первичное закрепление. | - Фронтальный опрос (по презентации).
- Индивидуальная работа по карточкам.
1. | Назовите коренных жителей ХМАО? Назовите их древнее название. | Ханты и манси (остяки и вогулы) | 2. | Назови основное занятие народов ханты и манси. | Охота, оленеводство, рыболовство. | 3. | Что является основной пищей народов ханты и манси? | Рыба и мясо оленя, боровая дичь | 4. | Назови названия хозяйственных построек народов ханты и манси. | Амбар и лабаз.
| 5. | Как называется кукла, которой играли и играют сейчас девочки народов ханты и манси. | Акань. | 6. | Как называется основное жилище народов Севера? | Чум. | 7. | Какие ценные промысловые рыбы обитают в водоёмах округа? | Осётр, стерлядь, нельма, налим,муксун | 8. | Как называется зимняя одежда народов ханты и манси? | Сак, малица. | 9. | На каких животных охотятся народы ханты и манси? | заяц, песец, белка, лисица, соболь… | 10. | Кто является верным другом и помощником охотника? | Собака. |
Отгадай хантыйские и мансийские загадки.
1. | Под водой сто глаз. | Сети | 2. | Вокруг тебя вьётся, а руками не поймаешь. | Дым | 3. | Дерево, обвитое множеством нитей. | Паутина | 4. | Двое рядом соревнуются, никто не может победить. | Лыжи | 5. | Не море, не земля – корабли не плавают и ходить нельзя. | Болото |
Объясни смысл пословиц.
| Пословицы. | 1. | Хозяином будешь – свой край полюбишь, родным домом назовёшь. | 2. | Обильный стол даром не даётся. | 3. | Добрыми мыслями живёшь – будто живую воду пьёшь. | 4. | Будь рыболовом с головой, охотником – с душой. | 5. | Дети, как солнце, согревают родителей заботой и лаской. |
| Отвечают на вопросы, выполняют задание по карточкам |