Конспект урока по теме: Наш край в XVII – начале XVIII вв.
план-конспект урока (8 класс) на тему

Конспект урока по теме: Наш край в XVII – начале XVIII вв. для обучающихся 8 класса специальной (коррекционной школы) VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_kray_v_kontse_xvii_-_nachale_xviii_vv.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Наш край  в XVII – начале XVIII вв.

        Цель: формировать элементарное представление обучающихся  о населении края,  образе жизни и занятиях народов Югры в  XVII – начале XVIII вв.

Задачи: Образовательные: формировать представление обучающихся  о   быте,  занятиях  русского и коренных народов Югры в конце XVII – начале XVIII вв., рассматривая их в органическом единстве.

Коррекционно – развивающие: развивать устную речь  через формирование  умения давать полные развернутые ответы на вопросы учителя, составлять рассказ по иллюстрациям, через умение произносить монолог, через умение вести диалог.

Воспитательные: формировать образное представление о прошлом и настоящем югорского края в неразрывной связи с историей страны, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

        Основные термины и понятия: полукочевой образ жизни,  стойбище, ясак.

        Оборудование и материалы: карта «Русское государство в XVII - XVIII вв.», презентация, макеты.

        Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Оргмомент

Актуализация знаний по теме с целью связи ранее изученного материала с новым.

Беседа по вопросам.

- Какой державой стала Россия  благодаря деятельности Петра I?  

- Какой титул получил Петр I?

       Учитель: Петру I удалось добиться того, что страны  Западной Европы признали   Россию  великой державой.  Но Россия была не только великой морской державой, но и очень большим государством.

- Покажите на карте  территорию  России. 

- Вспомните, когда территория Сибири и нашего края была присоединена  к Российскому государству?

- Покажите на «Ленте времени».

- Какую дату отмечаем наш  край 10 декабря?

        Учитель: Тема нашего урока посвящена истории нашего края.

Сообщение темы урока: «Наш край  в XVII – начале XVIII вв.»  

Слушают учителя, следят за показом на карте, «Ленте времени»,  отвечают на вопросы.

Записывают в тетрадь

(число, тему урока)

Изучение новой темы.

 

План.

  1. Русское население края в XVII – начале XVIII вв.
  2. Коренные народы  края в XVII – начале XVIII вв.
  3. а)  Образ жизни коренных народов края.

б) Занятия коренных народов края.

Учитель: Ребята на уроке будем много работать над развитием речи, поэтому в своих ответах  используйте выражения: «Я думаю…», «Я считаю…», «Возможно...»

1. Русское население края в XVII – начале XVIII в.

- Кто осваивал  территорию Сибири?  

- Что строили в Сибири?

- Наш Сургут тоже был построен как деревянный острог.

Работа с иллюстрацией. 

- Рассмотрите картинку.

- Как вы думаете кто это? (казаки)

- Почему вы так думаете?

- Чем они занимались?      (несли военную службу)

- Что изображено на втором плане? (деревянный острог)

- Почему изображен острог? (они там жили и служили).

- Составьте одно предложение о русских казаках

    Сибири, используйте слова для справок: острог, сбор налогов, военная служба.

- Запишите предложение в тетрадь. Прочитайте.

Учитель: В  Сибири и нашем крае жили не только казаки, но простое русское население. Как жили, чем занимались русские люди в Югре в XVII – начале XVIII вв. в вы узнаете,  прочитав текст.

Работа с текстом.

        Жили русские люди,  в обычных рубленных из кедра  домах. При домах были  бани и стайки для скота. Мужчины ходили на охоту, ловили рыбу, этому учились у местного населения. Женщины вели домашнее хозяйство, занимались рукоделием, воспитывали детей. Дети, в семьях северян, воспитывались в духе уважения к своим родителям. Русские люди регулярно посещали церковь, жертвовали деньги на строительство церквей и их содержание. Платили налоги в казну.

          В одежде русское население края многое заимствовало у местных народов. Обычной зимней одеждой жителей Сургута стала одежда и обувь  из шкуры оленя.

- В каких домах жили  русские  люди?

- Чем занималось русское население?

- Какие традиции были в русских семьях?

- Какой можно сделать вывод о русском населении края?

Вывод:  на территории края проживало русское население: казаки и простые люди, которые вели традиционный образ жизни и заимствовали традиции местного населения.

2.Коренные народы  края в XVII – начале XVIII вв.

- Как вы думаете, что обозначает выражение  «коренные народы»?

Словарная работа:

Коренные народы народы, которые обитали на своих землях до прихода туда переселенцев из других мест.

- Какие народы являются коренными в нашем крае?

а) Образ жизни коренных народов

(Сообщение ученика по макету стойбища, выполненному на уроках «Ремесла Югры»).

Словарная работа:

Полукочевой образ жизни - переезд с одного места на другое место проживания.

Стойбище место поселения для проживания   и выпаса животных.

а) Ханты и манси вели полукочевой образ жизни, т.е. переезжали  жить с одного места  на другое, приблизительно раз в полгода. Переезд с одного на другое зависел  от смены времени года.

      Ханты и манси жили на стойбище. У каждой хантыйской семьи, было несколько стойбищ: зимнее, весеннее и летнее. На каждом стойбище было все, что необходимо: дома, загоны для оленей, хозяйственные постройки,  нарты.

- Какой образ жизни вели коренные народы края?

- Что такое стойбище?

- С какими новыми словами познакомились из сообщения?

(учитель вывешивает на доске: чум, загон, навес, печь)

Работа с презентацией на закрепление.

Учитель показывает презентацию, в которой изображены: чум, загон, навес, печь. Учащиеся должны ответить на вопрос – что это?

- Как вы думаете, всегда ли ханты и манси жили в чуме?

Учитель: Под влиянием русского населения коренные народы стали строить дома (показ иллюстрации хантыйского дома).  Дом состоял из одного помещения и условно делился на мужскую и женскую половину. Летний дом не отапливался. Зимний дом отапливался печью – чувалом.

Самостоятельная работа.

Задание. Вставьте пропущенные слова (для I группы обучающихся).

Ханты и манси вели ____________ образ жизни, т.е. переезжали  жить с одного места  на другое, приблизительно раз в полгода. Переезд с одного места  на другое зависел  от _____ ______ года.

      Ханты и манси жили на ____________. У каждой хантыйской семьи, было несколько стойбищ: ________, _________, ________. На каждом стойбище было все, что необходимо: дома, загоны для оленей, ______- амбар для хранения припасов,  нарты.

Для II группы обучающихся к этому же заданию предлагаются слова  для справок: лабаз, стойбище, полукочевой, летнее зимнее весеннее, времени года.

 Задание. Для III группы обучающихся: соотнести определение и понятие и соединить стрелками.

Чум                   - поселение, место для выпаса животных.

Стойбище         - амбар на высоких ножках, для хранения

                          припасов.

Лабаз                 - сборное и разборное жилище, покрытое шкурой              оленя.

           

 - Какой образ жизни вели коренные народы края?

б) Занятия коренных народов края.

- Ребята, как вы думаете, какие  традиционные занятия были у коренных жителей нашего края?

- Ребята, я вам загадаю загадку, а вы  попробуйте угадать,  о  каком традиционном занятии идет речь в загадке:  «Под водой сто глаз».

Рыболовство – одно из традиционных занятий коренных народов.

- Какие две крупные реки протекают по территории нашего края? (Обь, Иртыш).

Рассказ учителя с опорой на презентацию.

Жители края предпочитали селиться по берегам небольших рек, озер. Садился рыбак в свой облаз и отправлялся ловить рыбу. Ставил сети, связанные из крапивного волокна или ловушки для рыбы – морды.  Морды ставили по течению реки, рыба в них заплывала, а выплыть не могла. Приходил рыбак, забирал свежую рыбу. Если рыбы наловили много, всегда делились с родственниками, кормили оленей.

Задание: Кукую рыбу ловили вы узнаете, если вставите пропущенные гласные буквы.

с

т

р

с

т

р

л

д

ь

м

к

с

н

н

л

ь

м

- Как вы думаете, что делали с рыбой?

(Рыбу вялили, коптили, солили, сушили, ели сырой, мороженной.  Из внутренностей вытапливали жир, он шел в пищу в чистом виде или его смешивали с ягодами черемухи. На нем жарили лепешки, которые брали с собой в дорогу и на охоту. Рыбьи пузыри сушили и  варили из них клей. Рыбу сушили, толкли в муку, из которой варили болтушку)

б) Охота – другое важное занятие коренных народов.

Учитель: Охотились ханты и манси на боровую и водоплавающую дичь ели в вареном, вяленом виде.

Пушнину сдавали для налога. Он назывался ясак – натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной.

 Задание: назовите представленных вам пушных животных (презентация).

Чтобы не повредить шкурку использовали специальные  стрелы с тяжелыми наконечниками, ставили ловушки.

- Какой налог платили коренные народы края в российскую казну?

в) оленеводство – также одно из традиционных занятий коренных народов нашего края.

Задание: Как вы понимаете смысл этой пословицы? – «Олень есть – жизнь есть».

Олень – это мясо, из его шкуры делают чум, это средство передвижения, шьют одежду,

Учитель кратко рассказывает  об одежде коренных жителей края, показывая ее на манекенах, на которых надета,  изготовленная на уроках швейного дела, национальная  одежда.

- Кто такие коренные народы?

- Кто является коренными народами нашего края?

- Какой образ жизни они вели?

- Назовите их основные занятия.

- Как назывался налог выплачиваемый коренными народами края в государственную казну?

Вывод по теме: Коренные народы края  в начале XVIII века сохранили традиционный уклад жизни, традиционные занятия, также платили ясак (пушной налог) в казну Российской империи.

Читают план на доске.

Русские казаки

Города - остроги

Рассматривают иллюстрацию.

Рассматривают

иллюстрацию.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание

Казаки жили в  остроге, занимались сбором налога, несли военную службу.

Один ученик читает, остальные слушают.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Записывают в тетрадь

Отвечают на вопрос.

Слушают, рассматривают макет.

Отвечают на вопросы

.

Называют  что изображено в презентации.

Выполняют

Отвечают.

Называют.

Пытаются отгадать:

рыболовство.

Слушают учителя, рассматривают иллюстрации в презентации.

Выполняют.

Рассказывают.

Называют: песец, белка, лисица, соболь, норка

Отвечают

Пытаются  объяснить.

Слушают, рассматривают.

Отвечают на вопросы.

Первичное закрепление.

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

1.

Назовите коренных жителей ХМАО?

Назовите их древнее название.

Ханты и манси

(остяки и вогулы)

2.

Назови основное занятие народов ханты и манси.

Охота, оленеводство, рыболовство.

3.

Что является основной пищей народов ханты и манси?

Рыба и мясо оленя, боровая дичь

4.

Назови названия хозяйственных построек народов ханты и манси.

Амбар и лабаз.

5.

Как называется основное жилище народов Севера?

Чум.

6.

Какие виды промысловой рыбы обитают в водоёмах округа?

Осётр, стерлядь, муксун, нельма

7.

Как называется зимняя одежда народов ханты и манси?

Сак, малица.

8.

На каких животных охотятся народы ханты и манси?

заяц, песец, белка, лисица, соболь…

9.

Кто является верным другом и помощником охотника?

Собака.

Отгадай хантыйские и мансийские загадки.

1.

Под водой сто глаз.

Сети

2.

Вокруг тебя вьётся, а руками не поймаешь.

Дым

3.

Дерево, обвитое множеством нитей.

Паутина

4.

Двое рядом соревнуются, никто не может победить.

Лыжи

5.

Не море, не земля – корабли не плавают и ходить нельзя.

Болото

………………………..

Объясни смысл пословиц.

Пословицы.

1.

Хозяином будешь – свой край полюбишь, родным домом назовёшь.

2.

Обильный стол даром не даётся.

3.

Добрыми мыслями живёшь – будто живую воду пьёшь.

4.

Будь рыболовом с головой, охотником – с душой.

5.

Дети, как солнце, согревают родителей заботой и лаской.

Отвечают на вопросы, выполняют задание по карточкам.

Домашнее задание

Составь предложения и  расскажи о быте коренного населения,  используя слова для справок: в летнем доме; деревянной посудой и  посудой сплетенной из корней деревьев; глиняной печи;  под навесом;  ловушки на животных.

Слушают разъяснения учителя.

Подведение итогов, выставление оценок.

- Какую тему изучали на уроке?

- Что нового узнали?

- Что понравилось?

- Что было трудно?

Оценивают друг друга, заслушивают оценки учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Экономическое развитие России в начале 20 века". 9 класс

Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XXвека, связанных со спецификой российского типа модернизации....

Урок ИКН в 7 классе Тема: Марийский край и губернские реформы XVIII века. Гербы городов

Данный материал может быть использован учителями ИКН и педагогами ,занимающимися краеведением,историей Марийского края...

Урок ИКН в 7 классе Тема: Марийский край и губернские реформы XVIII века. Гербы городов

Данный материал может быть использован учителями ИКН и педагогами ,занимающимися краеведением,историей Марийского края...

Конспект урока по теме: Традиции и занятия коренного населения нашего края в конце XVI – начале XVII вв.

Первый из двух уроков о традициях и занятиях коренного населения Югры в конце XVI - XVII вв, для обучающихся с ОВЗ специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы VIII вида....

Конспект урока по теме "Мой край-Югра"

Как любой интеллектуальный конкурс, урок-игра повышает интерес к предмету, создает дух соревнования....

Конспект урока по теме: "Наш край в конце XVII - начале XVIII века".

Конспект урока по теме: "Наш край в конце XVII - начале XVIII века" для обучающихся  8 класса с ОВЗ....

План-конспект открытого урока по теме: «История России конца XVII в. первой четверти XVIII века» Петр I: реформы, войны

Российская история XVIII века, реформы, начатые Петром I-одна из интереснейших тем для изучения. Имя Петра связано с Рыльском: он был в городе, возвращаясь с Полтавской битвы, в городе есть улица, наз...