Конспект урока по теме "Традиции русского речевого общения"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Сутормина Лариса Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ "Гимназия №3" города Горняка Локтевского района Алтайского края
Класс-7
Тема: "Традиции русского речевого общения"
Цель урока:
-дать учащимся понятия о формулах речевого этикета,
-познакомить с типичными речевыми ситуациями речевого этикета,
-способствовать воспитанию культурной личности.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- формулировать правила позитивного диалога;
- строить диалог, используя вежливые слова;
-составлять и участвовать в диалоге, используя правила речевого этикета.
Познавательные УУД:
- вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета;
- определять тему беседы и обосновывать своё мнение;
-определять структуру диалога и обосновывать своё мнение;
- отбирать необходимую информацию и обосновывать своё мнение;
- определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога.
Личностные УУД:
- адекватно оценивать свою деятельность;
-выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности;
-проявлять интерес к изучению темы;
- воспитывать желание корректно вести диалог;
- творческое относиться к составлению и оформлению диалога в соответствии с этическими нормами общения.
Регулятивные УУД:
-планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями;
- выполнять учебное задание в соответствии с планом;
- выполнять учебное действие в соответствии с правилами;
- учитывать характер ошибок, вносить коррективы в свою деятельность;
- ориентироваться в разных способах выполнения задания;
- участвовать в целеполагании;
-следовать учебной задаче.
Коммуникативные УУД:
- слушать и уважать мнение собеседника в рамках учебного диалога;
- учитывать мнение партнёра при работе в паре;
- использовать речь и мимику для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;
- адекватно использовать речь для представления результата;
- чётко формулировать собственное мнение и позицию;
-сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.
Средства обучения: карточки с индивидуальными заданиями.
Межпредметные связи: литература, искусство.
Ход урока.
1.Организационный этап урока:
Деятельность учителя Приветствует, проверяет готовность
к уроку, организует обучающихся:
(Здравствуйте, ребята, повернитесь
друг к другу, улыбнитесь и
скажите:«Здравствуй или привет!»
Теперь я вижу, что настроение у
вас хорошее. Можно начинать
урок. Благодарю вас, спасибо.)
Деятельность учащихся Приветствуют учителя, друг друга.
1.1.Мотивация к деятельности.
Деятельность учителя Создает проблемную ситуацию,
мотивирующую к деятельности,
участвуя в диалоге.
Деятельность учащихся Наблюдение за деятельностью учителя
и одного из учеников.
(В класс входит опоздавший ученик и
инсценирует диалог с учителем:
(- Привет!
-Привет! Проходи в класс, займи
своё место.)
Деятельность учителя Задаёт вопрос:
(-Как вы можете оценить эту
ситуацию?)
Деятельность учащихся Анализируют ситуацию.
Высказывают своё мнение по
поводу сложившейся ситуации.
Методы:проблемный, метод фронтальной организации учащихся.
Сформированные УУД:
метапредметные результаты:
-умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать её;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
личностные результаты:
-умение оценивать поступки, давать оценку поступков.
1.2. Целеполагание.
Деятельность учителя Задаёт проблемный вопрос:
( -Ребята, подумайте, что же надо нам
сделать, чтобы не допускать
подобных ситуаций?)
Деятельность учащихся Ставят цели, формулируют
проблему и тему урока.
Методы: проблемный, индивидуальная, коллективная работа учащихся.
Метапредметные результаты:
-умение формулировать цель деятельности.
Предметные результаты:
-самостоятельное формулирование цели.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Деятельность учителя Спрашивает учеников о том, какое
домашнее задание было задано на
этот урок, контролирует
выполнение.
Деятельность учащихся Отвечают, что необходимо было найти
в Толковом словаре С.Ожегова
значение слов "этикет", "общение" и
записать их в тетрадь, поработав над
их правописанием.
Школьники демонстрируют
выполненную работу.
Методы: мотивирования, стимулирования, контроля собственной деятельности, деятельности товарищей.
Сформированные УУД:
метапредметные результаты:
-умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать её;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
личностные результаты:
-умение оценивать поступки, давать оценку поступков.
3. Изучение нового учебного материала.
3.1. Первичное усвоение новых знаний
Деятельность учителя Предлагает ребятам вспомнить
этикетные слова, составить и
поучаствовать в диалогах,
отражающих различные
жизненные ситуации.
Деятельность учащихся Вспоминают и анализируют, какие
этикетные слова им знакомы, с
какой целью эти слова
употребляются; разыгрывают в
парах диалоги или составляют
предложения с этикетными
словами.
Методы: проблемный, метод фронтальной организации учащихся, методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала (словесная похвала).
Сформированные УУД:
Предметные результаты:
-закрепление понятий «этикет», «речевой этикет».
Метапредметные результаты:
-умение извлекать информацию;
-применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
3.2. Работа над новым материалом.
Деятельность учителя. Организует деятельность учащихся по
изучению нового материала, следит
за вовлечённостью всех детей в
работу, за проявлением интереса детей
к изучению нового материала, за
ощущением чувства комфортности на
уроке, за степенью усвоения
изучаемого материала, стимулирует
деятельность учащихся:
(Наше путешествие сегодня будет посвящено очень важной и полезной теме. Итак, тема сегодняшнего урока путешествия: «Традиции русского речевого общения». А теперь давайте разделимся на две команды (ребята делятся на 2 команды, выбираются капитаны и жюри). Станция № 1: «Размышляй-ка»
У каждой команды на столе лежат задания, разгадав их, вы узнаете тему нашей сегодняшней встречи.
Задание 1. Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице.
ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО
ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО
ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА
ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП
Задание 2. Собери пословицы.
На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.
Умный не говорит, невежда не дает говорить.
Слово - стрела, выпустишь - не вернешь.
Время на эти задания 2 минуты.
(команда, которая быстрей всех справится с заданиями, получает 2 балла за скорость выполнения и по 1 баллу за правильный ответ).
Станция № 2: «Культура поведения»
(Командам по очереди задаются вопросы. Если команда дала неверный ответ, право ответа передаётся команде соперников. За каждый правильный ответ команда получает - 1 балл).
Вопрос №1: Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть своё расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора (на доску вывешиваются таблички со словами):
1.Доброе утро
2.Здорово
3.Привет
4.Здравствуйте
5.Хелло
-Какие слова, по-вашему, наиболее употребительные? (Варианты ответа: 1,4).
Вопрос №2: Вы звоните по телефону и собираетесь позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы:
1.Позовите Машу.
2.Здравствуйте, позовите Машу.
3.Здравствуйте, извините, Маша дома?
(Вариант ответа – 3)
Вопрос №3: В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Который из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет?
1.Тот, кому 8 лет.
2.Тот, кому 11 лет.
3.Тот, кто вежливее.
4.Уступать дорогу не обязательно.
(Вариант ответа – 3).
Вопрос №4: Вы едете в автобусе и хотите
пробраться к выходу. Какие слова вы бы произнесли при этом?
1.Простите меня, я выхожу.
2.Разрешите пройти.
3.Извините, можно пройти?
(Вариант ответа – 3).
Вопрос № 5: Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться с ним ещё раз при встрече?
1.Да.
2.Нет.
3.Можно, но не обязательно.
4.Можно, заменив слова улыбкой, поклоном.
(Вариант ответа – 4).
Вопрос №6: Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите у прохожего время?
1.Скажите, сколько сейчас часов?
2.Вы не подскажите, который час?
3.Скажите, пожалуйста, который час?
4.Сколько времени?
(Вариант ответа – 3).
Деятельность учащихся Разыгрывают сценки,построенные по всем
правилам современного русского
речевого этикета,составляют диалоги по
картинкам, подбирая слова, при помощи
которых пострадавший и виновник
происшествия могли бы смягчить неприятную
ситуацию;выбирают докладчика от
группы, представляют результаты
самостоятельной работы в группах; проверяют
правильность выполнения заданий,
исправляют и дополняют ответы
одноклассников, аргументируя свою точку
зрения.
Методы: метод фронтальной работы учащихся, стимулирования учебной деятельности.
Сформированные УУД:
предметные результаты:
-овладение нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
метапредметные результаты:
-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета,
-умение организовывать учебное взаимодействие в группе,
-умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,
-умение выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
личностные результаты:
-умение вырабатывать в противоречивых ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;
коммуникативные УУД:
- слушать и уважать мнение собеседника в рамках учебного диалога;
- учитывать мнение партнёра при работе в паре;
- использовать речь и мимику для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;
- адекватно использовать речь для представления результата;
- чётко формулировать собственное мнение и позицию;
-сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач
4. Закрепление учебного материала.
4.1.Первичная проверка понимания.
Деятельность учителя Организует деятельность по
применению новых знаний. Станция
№3: «Цветок вежливости».
(Выносится ромашка, на лепестках
которой написано:
1.приветствие
2.прощание
3.просьба
4.благодарность)
Деятельность учащихся Каждая команда берёт по 4 ромашки
и выполняет задание: «Вспомнить
слова, обороты речи, которые будут
уместны в данных ситуациях»
(каждый пункт расписывается на
отдельной ромашке) . Побеждает та
команда, которая больше таких
оборотов вспомнит (Этот конкурс
оценивается максимально – 5
баллов. В случае, если кто-то
отвечает неверно, команда имеет
возможность исправить ответ
товарища 1 раз, либо предоставляет
возможность тому, кто дал неверный
ответ, исправиться 1раз. Это даёт
возможность ребятам не бояться
высказывать собственную точку
зрения, стимулирует ситуацию
успеха, понять, где наблюдаются
пробелы в усвоении нового материала).
Методы: метод фронтальной работы учащихся, работы в группах, стимулирования учебной деятельности.
Сформированные УУД:
предметные результаты:
-овладение нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
метапредметные результаты:
-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета,
-умение организовывать учебное взаимодействие в группе,
-умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,
-умение выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
личностные результаты:
-умение вырабатывать в противоречивых ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;
коммуникативные УУД:
- слушать и уважать мнение собеседника в рамках учебного диалога;
- учитывать мнение партнёра при работе в паре;
- использовать речь и мимику для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;
- адекватно использовать речь для представления результата;
- чётко формулировать собственное мнение и позицию;
-сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач;
регулятивные УУД:
-планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями;
- выполнять учебное задание в соответствии с планом;
- выполнять учебное действие в соответствии с правилами;
- учитывать характер ошибок, вносить коррективы в свою деятельность;
- ориентироваться в разных способах выполнения задания;
-следовать учебной задаче
4.2. Проверка степени усвония изучаемого материала.
Деятельность учителя Направляет деятельность учащихся, отслеживает
степень усвоения изученного, создаёт ситуацию
успеха для учащихся, стимулирует активизацию
деятельности школьников:
(Станция № 4: «А вы могли бы?»
Для того чтобы ваше общение было приятным и полезным, важно уметь сопровождать свою речь различными жестами и мимикой. Попытайтесь с помощью принятых в русском языке жестов и мимики изобразить различные состояния человека:
1.грусть, плохое настроение.
2.сомнение.
3.растерянность, нерешительность.
4.восторг, восхищение.
Команда, справившаяся с заданием лучше всех, получает 3 балла.
Станция № 5: «Пантомима»
Кто быстрее и лучше, используя мимику и жесты, покажет ситуацию?
* Выходят представители команд, вытягивают по две ситуации.
Ситуация 1.
«На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (ПК для жюри: нельзя показывать пальцем, только всей рукой)
Ситуация 2.
«На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие учеником?
Ситуация 3. За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?
Ситуация 4.
«В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке, испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует?
Команда, справившаяся с заданием лучше всех, получает 3 балла.
Станция №5: «Капитаны, капитаны…»
Капитанам каждой команды задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы:
1. На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий)
2.При входе и выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? ( Первой заходит дама, затем мужчина, выходят – наоборот)
3.При разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший)
4.Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?
5.Вы едите в переполненном автобусе, вам нужно выходить, обратитесь к стоящим рядом?
6.Продолжи фразу: «Не перебивай говорящего товарища или взрослого. Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, а, во-вторых…».
Станция №6: «Инсценировка»
Сейчас каждой команде предстоит инсценировать неприятную ситуацию, в которой оказались два человека. Ваша задача – разыграть эту сценку так, чтобы и пострадавший, и виновник постарались смягчить неприятную ситуацию. Максимальный балл за конкурс – 5.
1.официант опрокинул поднос с едой на посетителя.
2.мальчик попал мячом в старушку, сидящую на скамейке.
Пока каждая команда продумывает своё выступление, я предлагаю ответить на несколько вопросов болельщикам. Тот, кто отвечает правильно, приносит 1 балл для команды, за которую болеет.
Вопросы:
1.В некоторых фразеологизмах русского языка, обозначающих разные эмоции, используются слова, которые называют цвет лица. Восстановите эти фразеологизмы.
1.покраснеть от …(стыда).
2.позеленеть от …(злости).
3.побелеть от …(страха).
4.порозоветь от …(удовольствия).
5.потемнеть от …(горя)
Станция №7: «Комплименты любят все»
Каждый член жюри получает табличку с названием сказочного персонажа. Это могут быть как добрые, так и злые персонажи (например, Золушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга и др.). Задача команд по очереди сделать как можно больше комплиментов каждому герою, но так, чтобы им было это приятно. Повторяться нельзя. За каждый комплимент команда получает 1 балл.
Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь. БАБА -ЯГА
Ты так долго живёшь на свете, и ты наверняка очень мудрый. КОЩЕЙ
Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая. Золушка.
Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться. Сивка-БУРКА
Станция № 8: «Поздравительная»
Задача команд написать команде соперников поздравительное письмо (тема поздравления – на выбор), используя в своём письме как можно больше этикетных формул. За каждую используемую формулу, команда получает 1 балл.
Деятельность учащихся Выполняют задание в группах. Представляют
свои ответы другим группам. Анализируют
ответы друг друга. Делают вывод об
употреблении этикетных слов на данные темы.
Методы: метод фронтальной работы учащихся, работы в группах, стимулирования учебной деятельности.
Сформированные УУД:
предметные результаты:
-овладение нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
метапредметные результаты:
-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета,
-умение организовывать учебное взаимодействие в группе,
-умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,
-умение выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
личностные результаты:
-умение вырабатывать в противоречивых ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;
коммуникативные УУД:
- слушать и уважать мнение собеседника в рамках учебного диалога;
- учитывать мнение партнёра при работе в паре;
- использовать речь и мимику для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;
- адекватно использовать речь для представления результата;
- чётко формулировать собственное мнение и позицию;
-сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач;
регулятивные УУД:
-планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями;
- выполнять учебное задание в соответствии с планом;
- выполнять учебное действие в соответствии с правилами;
- учитывать характер ошибок, вносить коррективы в свою деятельность;
- ориентироваться в разных способах выполнения задания;
-следовать учебной задаче
5. Организация итоговой рефлексии.
5.1.Подведение итогов проведенной работы, достигнутых целей.
Деятельность учителя Обращене к жюри с просьбой подвести
итоги соревнований. Мобилизует
деятельность учащихся с целью занять
детей во время подведения итогов:
(-А теперь я попрошу каждую команду подумать над словами благодарности. Соперников поблагодарите за игру, жюри и гостей за внимание.
Пока жюри подводит итоги, предлагаю вам «Весёлую пятиминутку».
Загадки.
Объявление результатов, награждение команд.
Учитель: Знание правил поведения пригодятся в жизни всегда. Надеюсь, что некоторые уроки запомнились вам надолго, и вы будете использовать их в своей жизни)
Деятельность учащихся Отгадывают загадки,соотносят свои ответы с
ответами соперников, благодарят друг друга за
работу.
Методы: словесный, познавательный.
Сформированные УУД:
предметные результаты:
-освоение базовых понятий лингвистики: диалог, ситуация речевого общения,
-овладение нормами речевого этикета;
метапредметные результаты:
-умение соотносить поставленные цели с достигнутыми результатами;
личностные результаты:
-формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность,
-стремление к речевому самосовершенствованию.
-формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.
5.2.Постановка цели домашней работы,организация выбора домашнего задания.
Деятельность учителя Даёт домашнее задание ( 1 вариант: составить
словарь вежливых слов.
2 вариант: подготовить историю какого-либо
этикетного выражения (слова)).
Дает инструктаж по выполнению домашнего
задания (на выбор, с учетом уровня
подготовки обучающихся). Вместе с
учащимися определяет и разъясняет учащимся
критерии успешного выполнения домашнего
задания.
Деятельность учащихся Самостоятельно и под руководством учителя
определяют цели домашней работы, при
необходимости задают вопросы уточняющего
характера учителю.
5.3. Оценка и самооценка деятельности на уроке.
Деятельность учителя Предлагает ребятам оценить, насколько им
было интересно на уроке, насколько
успешными они были ( что удалось, на что
нужно обратить внимание), кто был наиболее
успешен. Высказывает пожелания на будущее,
благодарит за работу на уроке.
Деятельность учащихся Высказывают своё мнение о работе на уроке,
оценивают свою деятельность и работу
одноклассников.
Методы: словесный.
Сформированные УУД:
регулятивные УУД:
-планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями;
- выполнять учебное задание в соответствии с планом;
- выполнять учебное действие в соответствии с правилами;
- учитывать характер ошибок, вносить коррективы в свою деятельность;
- ориентироваться в разных способах выполнения задания;
-следовать учебной задаче
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс "Русское речевое общение"
Курс для учащихся старшей шщколы...
Рабочая учебная программа по русскому речевому общению для 11 классов
Данное тематическое планирование предназначено для учителей 11 классов, преподающих русское речевое общение в классах с углубленным изучением отдельных предметов (профильное обучение - гуманитарный ци...
Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Культура русского речевого общения» 7 класс
Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Культура русского речевого общения» 7 классЗадачи курса учить детей: - адекватно воспринимать и создавать текст...
Рабочая программа по русскому речевому общению (общеобразовательный уровень) 11 класс
Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы.–...
Рабочая программа по русскому речевому общению 10 класс
Рабочая программа по русскому речевому общению 10 класс...
Рабочая программа элективный курс по русскому языку «Русское речевое общение» 10 класс
Программа элективного курса «Культура русского речевого общения» составлена на основе авторской программы В.М. Шаталовой Культура русского речевого общения. М.: Изд-во ...